Валерий Новак: «За некачественную горячую воду потребитель должен платить меньше или вообще не платить»

19 апреля в Витебске под эгидой Министерства энергетики и Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ состоялся республиканский семинар-совещание по вопросам эксплуатации и ремонта тепловых сетей.
Наш корреспондент встретился с заместителем Министра жилищно-коммунального хозяйства РБ, Валерием Новаком, с целью ознакомиться с актуальными проблемами, освещенными в процессе работы семинара.


Корр. Валерий Антонович, каковы были задачи встречи?
Н.В.А. Сегодня назрела необходимость усилить взаимодействие предприятий тепловых сетей концерна “Белэнерго” и других ведомств. В частности, с Министерством жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы взаимодействия, о которых я упомянул, возникают уже на межминистерском уровне. Например, в этом году по линии концерна “Белтопгаз”, входящего в состав Министерства энергетики, произошла авария — взорвался газопровод в Витебской области, и в результате несогласованности действий служб произошел взрыв котла в котельной поселка Боровка, под Лепелем. В Пинске из-за проблем с сетевым насосом на теплоисточнике концерна Белэнерго произошел гидравлический удар, приведший вследствие разрыва радиаторов отопления к повреждению имущества и отделки около 200 квартир в 77 домах. Речь идет не о предотвращении отдельных случаев. На совещании ставился вопрос о разработке единой концепции теплоснабжения Беларуси.

Корр. Чем вызвана необходимость выработки такой концепции?
Н.В.А. Сегодня много предприятий различных министерств и ведомств владеет источниками тепла, с передачей которых на баланс концерна и Минжилкомхоза связан ряд проблем. Существующий график параметров теплоносителей нестабилен из-за неритмичности обеспечения теплоисточников топливом. По этой причине возникают также проблемы с использованием мощностей отопительных агрегатов. Например, в сельской местности существуют котельные большой мощности, которые когда-то строились на перспективу экстенсивного развития сельского хозяйства. Эти котельные способны обеспечивать энергией животноводческие комплексы и обслуживающие их жилые микрорайоны. Сегодня, когда упала производительность сельского хозяйства и сократилась численность сельского населения Беларуси, такие котельные работают в сверхнеэкономичном режиме: их КПД равен КПД паровоза.

Корр. Почему местом проведения совещания был выбран именно Витебск?
Н.В.А. В Витебске накоплен самый передовой в республике опыт взаимодействия между коммунальными тепловыми сетями и тепловыми сетями Минэнерго. Тематический семинар-совещание проводится раз в два года, и каждый раз в новом месте. В прошлый раз мы собирались в Гомеле. Практика показывает, что использование регионального опыта наиболее полезно специалистам.

Корр. На основе какой информации участники совещания дают оценку существующему положению?
Н.В.А. Семинар не случайно проводится в апреле. Это конец отопительного сезона, — время подводить итоги работы за год. Время проанализировать, как работали коммунальные службы, как — энергетики. Какие возникали проблемы и неувязки, какой опыт приобретен.

Корр. Существуют ли отличия отопительного сезона 2001/2002 от предыдущего?
Н.В.А. Вы правы: каждый отопительный сезон не похож на другой. И прежде всего, по погодным условиям и возможностям обеспечения топливом. Январь и февраль 2002 года были теплее, чем в течение нескольких последних лет, но когда в декабре прошлого года внезапно ударили морозы, топлива было сожжено в два раза больше обычного. А потом, когда выпало много снега, и не успевали чистить дороги, возникла проблема другого рода — трудно было обеспечить подвоз топлива к теплоисточникам в сельской местности. Чтобы обеспечить поставки тепла, не выбиваясь из графика, в некоторых сельских районах приходилось работать “с колес”. Мы тщательно проанализировали причины возникших проблем и возможные способы их предупреждения. На очередной коллегии, которая состоится 24 апреля, будут представлены результаты этого анализа. Основная проблема в нашей работе, на которую можно повлиять (в отличие, скажем, от погоды) — “недоремонт” наших объектов, износ которых весьма значителен: в республике из имеющихся 8000 км коммунальных тепловых сетей более 600 км находятся в предаварийном и аварийном состоянии, а 1 300 км сетей уже отслужили свой амортизационный срок. Эта проблема существует на протяжении ряда лет. Согласно имеющимся средствам МЖКХ, мы можем отремонтировать не более 120–130 км в год, что сегодня явно недостаточно.

Корр. Каково положение со стоимостью услуг по отоплению? В какой мере потребители компенсируют затраты коммунальных служб?
Н.В.А. С каждым годом отопление обходится потребителям все дороже. И пока это закономерный процесс. Оплачивая услуги отопления, потребители компенсируют сегодня 30% его действительной стоимости. Более 7 тыс. руб. обходится 1 гигакалория тепла каждому жильцу, чья квартира обслуживается коммунальными службами. А реальная ее стоимость — 27 тыс.руб. Разница в 20 тыс. руб. перекладывается в виде перекрестного субсидирования на предприятия. Но и предприятия не всегда в состоянии оплатить полученное тепло. Эти неплатежи порождают дефицит оборотных средств коммунальных служб, иногда выражающийся в задержках выплаты заработной платы собственному персоналу. Задолженность перед коммунальными предприятиями республики сегодня составляет более 250 млрд.(!) руб. за оказанные услуги; в свою очередь, предприятия коммунального хозяйства сами должны 218 млрд. руб. поставщикам энергии, воды, газа.

Корр. Что планируется изменить в следующем сезоне? Какой опыт сохранить?
Н.В.А. По итогам анализа зимних аварий предложен ряд мер, позволяющих предупреждать и гасить гидравлические удары в тепловых сетях. Среди них достаточно дорогостоящие мероприятия по установке устройств, снижающих гидроудары. Другой мерой является контроль несанкционированного доступа к подобным агрегатам.
Отраслевой наукой исследуются режимы работы мощных теплоагрегатов в условиях дефицита топлива, когда мы вынуждены держать меньшую температуру теплоносителя. Наука говорит о том, что есть разумный предел понижения температуры в сетях. Отдельной проблемой стоит вопрос о потребительских качествах горячей воды, которая поступает в квартиры. Важнейший показатель — температура горячей воды. Если в самом начале своего пути от производителя к потребителю температура воды менее 60°С, то это означает, что из крана потечет вода с температурой около 40°С, которая близка к температуре тела и не воспринимается потребителем как горячая. Чаще всего такая некачественная по потребительским меркам горячая вода производится летом в связи с экономией топлива. На мой взгляд, за некачественную воду и платить потребитель должен меньше или вообще платить не должен. Экономию можно осуществить другим способом: дать горячую воду по графику два раза в неделю, но полностью соответствующую потребительским запросам.

Корр. Прокомментируйте, пожалуйста, аспекты современной государственной политики в отношении коммунальных услуг и услуг по отоплению в частности.
Н.В.А. Там, где отопительные системы находятся под патронажем государства, должно быть тепло. Вот, собственно,и вся политика. Реализовать этот постулат призваны предприятия и организации Министерства жилищно-коммунального хозяйства и Министерства энергетики РБ. Но в первую очередь органы местной власти. Они должны обеспечить организации своего коммунального хозяйства необходимыми средствами — на приобретение топлива, ремонт тепловых сетей и узлов, соответствующий ремонт жилья, на подготовку всех коммунальных и муниципальных объектов к зиме. С другой стороны, не всегда местные власти, даже имея огромное желание, могут выполнить возложенные на них обязанности по финансированию. По разным причинам. Тогда мы подставляем свое плечо и с согласия облисполкомов просим Правительство централизованно выделить средства для Минжилкомхоза в счет предполагаемых дотаций, полагающихся в целом региону (области). С такой инициативой Министерство в прошлом году выступало два раза. И только это помогло разрешить существующую финансовую проблему.

Корр. Что предусмотрено в планах строительства новых отопительных систем? Какая форма производства и распределения тепла для отоплениябудет преобладать в недалеком будущем на Беларуси: ТЭЦ или небольшие котельные для 2–3 домов?
Н.В.А. В нашей стране предусмотрены к применению все возможные отопительные системы. Например, там, где нет ближайших теплоисточников, мы устанавливаем небольшие блочные котельные для обслуживания районов или для обслуживания 2-3 домов. В Гомеле, в качестве эксперимента, два панельных девятиэтажных дома построены с индивидуальными поквартирными приборами отопления. Но там, где существуют ТЭЦ, необходимо использовать именно их, так как наибольший эффект от сжигания топлива дают все же большие теплоисточники. Однако вся выгода теряется, если такой теплоисточник находится на достаточно удаленном расстоянии от потребителя. Поэтому при новом строительстве нужен доскональный инженерно-экономический анализ проекта. Другая важная деталь: необходимо менять существующие трубы с неэффективной теплоизоляцией на трубы бесканальной прокладки в пенополиуретановой изоляции (пи-трубы). Потери тепла в таких трубах меньше 5%, тогда как по стране потери при транспортировке горячей воды доходят до 30%. Такие трубы производит созданное по инициативе МЖКХ совместное белорусско-германское предприятие “Белизолит”, мощность которого 500 км труб в год.

Корр. Чью работу за прошедший период Вы хотели бы отметить?
Н.В.А. Мы очень много делаем для внедрения систем регулирования параметров теплоносителей. Недавно минскими коммунальными теплосетями и предприятием “Белинкоммаш” на одном из ЦТП была внедрена очень интересная и серьезная система автоматического регулирования параметров теплоносителей. Ранее от жителей домов в зоне данного ЦТП постоянно поступали жалобы: в одних домах было слишком жарко, в других хронически не хватало тепла. После проведенных мероприятий в домах, обслуживаемых этим ЦТП, и на самом тепловом пункте отопительный сезон вообще прошел без жалоб. Кроме того, автоматика позволяет отслеживать температуру поступающего теплоносителя по минутам, что позволяет в случае поступления некачественной воды предъявить санкции ТЭЦ. Это недешевая система, окупается примерно в течение пяти лет. Но кто посчитал экономию от сбереженных нервов и здоровья потребителей?

Корр. Как Вы оцениваете вклад совещания?
Н.В.А. На мой взгляд, семинар был нужен, и он получился. По оценкам участников — а в семинаре, помимо производственников, принимали участие и представители науки — тематика семинара оказалась актуальной, обсуждение — интересным. В эти полтора дня каждый почерпнул для себя что-то важное и из теории, и из практики.

Корр. Спасибо за интервью.

Ольга КЛИНДЮК, Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2002 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость