Итоги жилищного строительства за I квартал 2002 г.

По данным Министерства статистики и анализа за январь-март текущего года в целом по республике введено в эксплуатацию 633,7 тыс. м2 общей площади жилых домов или 21% к максимальному показателю годового прогноза (3000 тыс. м2) при задании 17%. В сельской местности выполнение составило соответственно 199,8 тыс. м2 или 22%.
Практически все регионы выполнили поставленную на I квартал задачу — ввести в действие 17% общей площади жилья от годового объема (по Гомельской области этот показатель составил 16%, а в сельской местности Гомельской и Витебской областей соответственно 13 и 16%. Наибольшие показатели по максимальному параметру прогноза достигнуты в Минской (25%), Гродненской (24%), Брестской (22%) областях и г. Минске (23%). Обеспечено выполнение данного задания в Витебской и Могилевской областях (по 17%). Выполнению установленных заданий в первую очередь способствовало своевременное и ритмичное финансирование строек за счет всех источников: бюджетных средств (включая льготные кредиты, субсидии, субвенции, жилищно-инвестиционные фонды, средства на ликвидацию последствий на Чернобыльской АЭС), средств предприятий и организаций различных форм собственности (включая инновационные фонды, займы), средств банков и населения.
По данным Минфина, облисполкомов и Минского горисполкома за I квартал т.г., на финансирование жилищного строительства выделено 94,5% предусмотренных на этот период бюджетных средств (льготные кредиты и субсидии выделены полностью, субвенции на социальное жилье — на 71,1%, средства по инвестиционной программе — на 78,1%, на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС — на 37,2%, из местных бюджетов — на 74,1%).
Из местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов на финансирование строительства жилых домов и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры направлено 25 383 млн. рублей (или 17% от годового плана), что также способствовало обеспечению ритмичного финансирования и своевременного ввода жилых домов в эксплуатацию. В то же время недовыделение средств на строительство социального жилья, на строительство по инвестиционной программе, на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС и из местных бюджетов создает напряженную обстановку, и сохранение такой тенденции чревато срывом ввода в действие в установленные сроки целевого жилья для соответствующих категорий граждан.
Особая задача — выполнение поручения Президента Республики Беларусь и Правительства о строительстве (реконструкции) жилых домов, покупке и ремонте пустующих домов (квартир) на селе в текущем году из расчета не менее 5 домов (квартир) в каждой сельскохозяйственной организации. В этих целях облисполкомами утверждены специальные графики строительства жилья за счет средств республиканского бюджета, местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, льготных кредитов с использованием собственных средств указанных организаций, иных источников финансирования в установленном законодательством порядке.
Вместе с тем, по данным ОАО “Белагропромбанк”, при формировании перечня строек, подлежащих кредитованию в текущем году, облисполкомами не учтены требования о включении в графики всех переходящих с прошлого года незавершенных строительством объектов. В целом по республике в графики не включены 182 незавершенных жилых дома, на возведение которых ранее уже были выданы кредиты на 327,8 млн. рублей. В то же время предусмотрено начать строительство новых 1441 объектов и запланирована покупка 1030 пустующих домов с планируемым объемом кредитных ресурсов 33 млрд. рублей.
На этом фоне все острее проявляется проблема своевременного и ритмичного кредитования сельского жилищного строительства из-за наличия большого количества неплатежеспособных хозяйств. На 1.04.2002 г. из 2041 хозяйства, где намечено использовать льготное кредитование, 488 не погашены в установленный срок ранее полученные кредиты и проценты по ним в размере 1883,2 млн. рублей.
По действующему законодательству Белагропромбанк может предоставлять кредиты неплатежеспособным хозяйствам под гарантии облисполкомов. Однако такие гарантии предоставлены пока только 185 хозяйствам из 545, включенным в графики строительства.
Весьма важно и то, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 г. № 65 кредитные средства, используемые для финансирования строительства жилья и трансформированные в уставной фонд банка, после их возврата кредитополучателями являются дополнительным источником для выдачи новых кредитов. Однако при низкой платежеспособности сельскохозяйственных организаций использование такой возможности остается проблематичным.
Как и в прошлом году, первостепенной задачей в сфере жилищного строительства является снижение стоимости возводимого жилья за счет сокращения непроизводительных затрат, совершенствования проектных решений, внедрения новых конструктивных систем жилых домов, реализации других мероприятий по энерго- и ресурсосбережению и снижению стоимости строительной продукции за счет применения научно-технических достижений. В этих целях облисполкомами и Минским горисполкомом совместно с Минстройархитектуры должен быть реализован комплекс мероприятий по обеспечению в 2002 году снижения на 10% стоимости жилых домов, строящихся с финансовой поддержкой государства и за счет собственных средств граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в пределах нормируемого размера общей площади строящегося жилого помещения. Итоги жилищного строительства за I квартал 2002 г. намечено рассмотреть на очередном заседании Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов. Их детальный анализ соответствующими республиканскими органами госуправления, местными исполнительными и распорядительными органами позволит сделать соответствующие выводы и определить конкретные меры по обеспечению выполнения годовой программы жилищного строительства.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного Совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов



Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2002 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость