«Дешевый» дом запроектировать можно, но будет ли он «эффективным»?

В строительной отрасли нашей республики жилищный вопрос занимает центральное место. Особенно остро сегодня ставится задача удешевления стоимости строительства жилых домов, осуществляемого с государственной поддержкой. В 2001 году президент РБ поставил перед строительным комплексом задачу снизить стоимость жилья на 10% и обеспечить ежегодное снижение стоимости жилья до 2003 года на 5–6%. Как выполняется это на практике?
18–19 апреля в Минске, согласно плану мероприятий, утвержденному 13 декабря прошлого года, состоялся республиканский семинар-совещание “Проектирование и строительство экономичных жилых домов и других объектов”. Семинар был проведен под эгидой Министерства строительства и архитектуры РБ в лице его Главэкспертизы. В работе совещания, помимо представителей министерства, приняли участие директора и главные специалисты проектных институтов, подрядных организаций, предприятий стройиндустрии, служб заказчика и банковских учреждений. Ознакомление участников с тематической выставочной композицией, обзорная экскурсия по стройкам жилых домов с усовершенствованными проектами в городе Минске дополнили доклады выступающих визуальной информацией, помогли создать целостную картину состояния обсуждаемой тематики.
Кроме того, участникам семинара-совещания были представлены и розданы для ознакомления два любопытных издания: Сборник обобщенных результатов деятельности органов государственной вневедомственной экспертизы РБ за 2001 год и Сборник законодательных актов и постановлений правительства (извлечений), копий приказов и писем по вопросам разработки и экспертизы проектов за период 1991–2001 гг. В информации недостатка не было.
В решении задачи снижения стоимости строительства и внедрения экономичных ресурсосберегающих проектных решений жилых домов важная роль отводится органам государственной вневедомственной экспертизы. Значение этой роли постоянно возрастает в связи с тем, что за последние 10 лет контроль деятельности проектных организаций со стороны органов государственного управления значительно сократился, а число проектных организаций значительно возросло. Поэтому практической целью данного семинара стала выработка решений, обеспечивающих совершенствование деятельности этих органов и соблюдение ими установленных предельных нормативов стоимости при рассмотрении проектно-сметной документации жилья и других объектов, строящихся с государственной поддержкой.
Одновременно семинар должен был дать ответ на вопрос: почему, несмотря на то, что на аналогичном республиканском семинаре-совещании в апреле 2001 года были приняты рекомендации о путях снижения затрат и удешевления строительства, внедрение экономичных и ресурсосберегающих проектных решений идет вяло?
Во вступительном слове заместитель министра строительства и архитектуры Ничкасов А.И., исходя из результатов государственной экспертизы проектов за 2001 год, отметил основные причины ошибок и просчетов, допускаемых в проектах, и недостаточного внедрения ресурсосберегающих технологий и конструктивных решений. Это:
— бесконтрольность и отсутствие единой регламентации в деятельности согласующих и эксплуатирующих организаций, ведущие к неполноте и необоснованности исходных данных на проектирование, отмеченных по многочисленным проектам;
— несовершенство и неапробированность сметно-нормативной базы, что ведет к необоснованности сметных расчетов. Особенно в сторону необоснованного завышения сметной стоимости строительства;
— отсутствие вариантных проектных проработок из-за недостаточности средств на проектирование, особенно бюджетных — в 2001 году уменьшилось число отмеченных органами госэкспертизы примеров прогрессивных проектных решений;
— отсутствие эффективного механизма материальной заинтересованности проектных и строительных организаций во внедрении ресурсосберегающих технологий и конструктивных решений.
Таким образом, по мнению г-на Ничкасова, семинар-совещание был призван “выработать и принять эффективный механизм по безусловному выполнению поручений президента Республики Беларусь и правительства в части снижения стоимости строительства жилых домов и других объектов, осуществляемого с государственной поддержкой”. Способ достижения поставленной цели остается прежним — “поиск и скорейшее внедрение экономичных и ресурсосберегающих проектных решений”.
Как показывает практика работы экспертных органов в прошлом и текущем году, снижение сметной стоимости строительства более чем на 10% возможно на стадии рассмотрения строительных проектов. С другой стороны, указы президента от 19.10.2001 г. №594 и от 16.01.2002 г. установили значительную материальную ответственность и заказчика, и проектировщика, и экспертизы, в случае завышения объемов или стоимости СМР и произведенных затрат (сумма штрафа в размере завышения), что должно также способствовать уменьшению ошибок из-за недостаточной тщательности подготовки проекта. Поэтому особая ответственность ложится на проектировщиков. В своем выступлении начальник Главэкспертизы Тюшко Н.Д. подчеркнул: “Мы будем просить проектные организации обратить особое внимание на качество проектно-сметной документации по объектам, строительство которых будет осуществляться с использованием льготных кредитов, бюджетных, внебюджетных и инновационных фондов, так как низкое качество их работы может повлечь материальную ответственность заказчика и органов госэкспертизы€ Но если по вашей (т.е. проектировщиков — авт.) вине будут наказаны заказчик и органы экспертизы, то вы должны знать, что у нас имеются известные вам рычаги воздействия на виновных (начиная от потери заказов и до лишения лицензии)”.
По мнению г-на Тюшко, задача снижения стоимости жилья может быть успешно решена, так как ожидается снижение тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки в соответствии с договоренностью с Россией. Однако, пока, как говорится, суд да дело, в настоящее время Совмином республики ставится задача снижения предельной стоимости жилья, строящегося с государственной поддержкой, еще на 10%. Для решения этой задачи, по мнению начальника Главэкспертизы, срочно необходима комплексная программа, в которой должны быть увязаны вопросы снижения стоимости стройматериалов, применения научных разработок и передового опыта в строительстве и стройиндустрии не только республики, но и других стран, и в первую очередь России, повышения квалификации проектировщиков и всех работников строительной отрасли. Заканчивая свое выступление, г-н Тюшко высказал пожелание услышать от коллег предложения по снижению сметной стоимости строительства при одновременном повышении его качества.
Но не все выступавшие согласились с такой установкой. Трудности начинаются с того, что в 2002 году Минстройархитектуры не установлен предельный уровень стоимости 1 квадратного метра общей площади. Это означает, что сегодня нет критерия, в отношении которого можно принимать меры по снижению стоимости. Например, заместитель генерального директора по экономике МАПИД Галь А.В. категоричен: “Любые мероприятия подрядчика, направленные на снижение себестоимости строительства, не могут быть зачтены в актив подрядчика в рамках существующей сегодня нормативной базы при заключении договора подряда”. Одним из негативных факторов, который мешает изготовлению более дешевых домов, по мнению Харахнова М.Н., начальника управления Госэкспертизы при Гомельском облисполкоме, является практика финансирования проектных работ по остаточному принципу и отсутствие тендеров на изготовление проектов с заданными параметрами.
Все проблемы дешевого строительства как в капле воды отражаются в дискуссии об утеплении домов. По оценке специалистов Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору, сегодня утепление зданий, по поводу которого столько копий сломано в дискуссиях между строителями, стоит на 26 месте среди 26-ти приоритетных энергосберегающих мероприятий. Все очень просто: решить комплексную проблему эффективности и энергосбережения на конкретном доме путем его утепления, теряя тепло на КПД котельных, ЦТП, тепловых сетей и т.д., конечно же, невозможно. Трудно не согласиться с мнением директора КУП Институт “Борисовпроект” Феоктистова В.Д.: “дешевым” дом запроектировать можно, а будет ли он “эффективным” — весьма сомнительно.
Подготовила Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2002 год в рубрике экономика

©1995-2022 Строительство и недвижимость