Инвестиционная политика и энергоэффективные проекты
Инвестиционная политика
Наряду со сложившейся структурой источников финансирования (собственные средства предприятий, средства инновационного фонда концерна “Белэнерго” в части средств, направляемых на цели энергосбережения, средства отраслевых инновационных фондов, средства республиканского фонда “Энергосбережение”, средства фондов “Энерго-, ресурсосбережение” субъектов хозяйствования, средства республиканского и местных бюджетов) систему финансового обеспечения государственной энергосберегающей политики в период 2001-2005 гг. предлагается дополнить, после соответствующей проработки, следующими формами и источниками финансирования:
— акционерные инвестиции;
— лизинговое финансирование;
— проектное финансирование;
— фонды “Энергосбережение” в бюджетной сфере;
— займы международных финансовых институтов.
Акционерные инвестиции
Для финансирования наиболее крупных проектов в мировой практике применяются смешанные способы. При реализации таких проектов может потребоваться создание энергосервисной компании (ЭСКО), учредители которой будут осуществлять акционерное финансирование. При этом часть оборудования может быть предоставлена акционером в качестве прямых инвестиций в акционерный капитал, часть — передана по лизингу. Оборотные средства могут быть выделены банками в качестве кредита, которые также могут кредитовать и закупку оборудования.
Часть работ (проектирование, КД) может быть выполнена за счет бюджетных ассигнований. Каждый проект, таким образом, может потребовать уникального сочетания различных способов финансирования и это сочетание зависит от конкретных участников проекта и его состава и определяется в бизнес-плане.
В качестве учредителей ЭСКО могут выступать следующие участники:
— зарубежные и белорусские коммерческие банки, которые могут предоставлять в качестве инвестиций в уставной капитал прямые вложения в денежной форме;
— облисполкомы и Мингорисполком;
— зарубежные и отечественные производители оборудования, которые предоставляют это оборудование в качестве уставного капитала;
— физические лица.
Лизинг
Для реализации энергоэффективных проектов рекомендуется такая форма кредитования, как лизинг. Достоинством лизинга является тот факт, что арендные платежи за используемое оборудование могут быть включены в себестоимость продукции и погашение кредита и процентов по нему производится также не из прибыли, как при обычном кредите. Это является чрезвычайно важным обстоятельством, так как предприятию нет необходимости наращивать прибыль для погашения кредита. Особенностью лизинга является то, что оборудование остается на балансе производителя и арендатору не надо платить налог на недвижимость. Кроме того, при лизинге необходимо принимать во внимание большую безопасность для кредитора по причине гарантий возврата финансовых ресурсов. Это обусловлено тем, что оборудование, переданное по лизингу, представляет собой особую форму залога. В случае возникновение кризиса ликвидности или платежеспособности предприятия-должника, это оборудование возвращается кредитору. На практике применяется финансовый и эксплуатационный лизинг и такая форма лизинга, как сублизинг.
Фонды “Энергосбережение” в бюджетной сфере
Учитывая, что значительная часть потребления топливно-энергетических ресурсов в республике (9-10%) приходится на социальную и бюджетную сферу, необходимо внедрить в ней экономический механизм стимулирования энергосбережения с созданием фондов “Энергосбережение”. Создание системы стимулирования энергосбережения в бюджетной сфере, имеющей чрезвычайное значение для республики, потребует внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты (Закон Республики Беларусь о бюджете, бюджетную классификацию Республики Беларусь, Порядок использования бюджетных средств и др.).
Займы международных финансовых институтов
Для реализации крупных инвестиционных проектов наиболее привлекательным источником финансовых ресурсов являются зарубежные банки (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.). При экономической стабилизации возможно образование консорциума и финансирование долями. Эта схема подразумевает, что белорусский банк относится к высшей категории надежности и может обеспечить необходимые гарантии возврата средств зарубежному банку. Однако это возможно при условии, если предложенная схема финансирования будет предусмотрена международными программами.
Проектное финансирование
Так как основным источником финансирования энергосберегающих проектов есть и, очевидно, в ближайшее время останутся собственные и привлеченные средства предприятий, необходимо более широко распространять финансирование, при котором основным обеспечением предоставляемых кредитов является прибыль, которую получит предприятие в будущем. Этот метод финансирования наиболее действенен прежде всего для капиталоемких отраслей промышленности (ТЭК и др. отрасли с энергоемким производством).
В период 2001–2005 гг. должна значительно возрасти роль государственной амортизационной политики в осуществлении инвестиционного развития предприятий и ускоренном обновлении их устаревшего производственного оборудования и замены энергосберегающим.
Данные по объемам и источникам финансирования энергосберегающих мероприятий за период 1996–2000 гг. и на 2001–2005 гг. приведены в таблицах.
№ п/п | Наименование проекта | Организация исполнитель | |
1. | Создать энерготехнологический комплекс на Белорусском цементном заводе на базе ГТУ | Концерн “Белэнерго” Минстройархитектуры | |
2. | Реализовать программу увеличения использования древесины и древесных отходов производства для топливных целей, включая быстрорастущую древесину | Облисполкомы, Госкомэнерго- сбережение, Минлесхоз, Беллесбумпром Минсельхозпрод, Минобразования, Минздрав | |
3. | Создать систему теплоснабжения промышленного узла с максимальной утилизацией вторичных энергоресурсов и оптимальной схемой управления и регулирования источниками и потребителями (на примере г.Гродно и г. Новополоцка) | Гродненский облисполком, Гродноэнерго, ПО “Азот”, “Белэнерго” | |
4. | Создать многофункциональную экосистему, обеспечивающую в комплексе вопросы энергетики, экологии, питания на базе выращивания биомассы | НАНБ, Госкомэнергосбе-режение | |
5. | Создать производство торфобрикетов с использованием лигнинов | Концерн “Белтопгаз”, Госкомэнергосбе-режение | |
6. | Создать систему тепло- и холодообеспечения пищевых предприятий с утилизацией сбросной теплоты на базе компрессоров холодильных установок | Госкомэнергосбе-режение, Брестский концерн “Мясомолпром”, Ивановский завод масла и сухого молока | |
7. | Разработать и создать технологию использования мусора и бытовых отходов для топливных целей | Минжилкомхоз, НАНБ, концерн “Белэнерго”, | |
8. | Создать энергоэффективный жилой дом с автоматической системой регулирования отопления, поквартирного учета расхода тепла на отопление и горячее водоснабжение, с утилизацией теплоты вентиляционных выбросов и канализационных стоков | Минстройархи- тектуры, Госкомэнергосбе-режение | |
9. | Создать, организовать производство и внедрение отечественных серий тепловых насосов | НАНБ, Госкомэнергосбе- режение | |
10. | Разработать ТЭО и создать систему теплоснабжения крупномасштабных тепличных хозяйств на базе утилизации теплоты градирен ТЭС | Концерн “Белэнерго”, Госкомэнергосбе-режение | |
11. | Обеспечить разработку ТЭО и внедрение турбодетандерных установок на газораспределительных станциях ГП “Белтрансгаз” | ГП “Белтрансгаз”, Госкомэнергосбе- режение | |
12. | Разработать ТЭО и создать ПГУ на компрессорных станциях магистральных газопроводов ГП "Белтрансгаз" | ГП “Белтрансгаз”, концерн “Белэнерго”, Госкомэнерго-сбережение | |
13. | Обеспечить реализацию программы развития электрогенерирующих мощностей на основе паротурбинных, газотурбинных, парогазовых установок с созданием малых ТЭЦ в республике в 2001-2005 гг. | Минпром, Минжилкомхоз и др. | |
14. | Создать полномасштабную республиканскую информационно-аналитическую систему “Энергосбережение” и сеть пользователей | Госкомэнергосбе-режение | |
15. | Создать в каждой отрасли образцовые показательные объекты эффективного использования ТЭР | Отрасли, ведомства, облисполкомы, Минский горисполком | |
16. | Обеспечить получение и реализацию кредита Всемирного банка для внедрения энергосберегающих мероприятий в социальной сфере (школы, больницы) | Госкомэнерго- сбережение, Минобразования, Минздрав, облисполкомы, Мингорисполком | |
17. | Создать систему национальных стандартов по энергоэффективности продукции и систему контроля за их соблюдением | Госкомэнергосбе-режение, Госстандарт, отраслевые и академические НИИ |
Объем инвестиций в энергосбережение
Источники финансирования | 1996-2000 гг. | 2001-2005 гг. | ||
$, млн | % | $, млн | % | |
1.Собственные средства предприятий (включая льготные кредиты, фонды “Энерго- и ресурсосбережение”, амортизационные отчисления, прибыль) | 164,2 | 44,3 | 433,3 | 54,5 |
2. Средства инновационных фондов | 168,0 | 45,3 | 274,3 | 34,5 |
3.Средства республиканских и местных бюджетов, включая средства фонда “Энергосбережение” | 37,3 | 10,1 | 35,8 | 4,5 |
4.Кредиты, займы и привлеченные акционерные средства | 1,0 | 0,3 | 43,7 | 5,5 |
5.Средства иностранных инвесторов | - | - | 7,9 | 1,0 |
И Т О Г О: | 370,5 | 100 | 795 | 100 |
Инвестиции по основным приоритетным направлениям энергосбережения
Направления | 1996-2000 гг. (за счет средств инновационного фонда концерна “Белэнерго”) | 2001-2005 гг. (за счет всех источников) | ||
$, млн | % | $, млн | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Развитие системы учета и регулирования | 29,7 | 22,3 | 65,2 | 8,2 |
2.Малая энергетика, оптимизация теплоснабжения и замена неэкономичных котлов | 24,1 | 18,2 | 149 | 18,8 |
3.Увеличение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии | 2,2 | 1,7 | 43,7 | 5,5 |
4.Увеличение использования местных видов топлива | 10,5 | 7,9 | 76,7 | 9,6 |
5.Разработка, организация производства и внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов | 35,4 | 26,7 | 341,9 | 43,0 |
6.Внедрение регулируемых эл.приводов, экономичного освещения и др. мероприятий, дающих экономию эл.энергии | 29,8 | 22,4 | 111,3 | 14,0 |
7.Другие направления (пропаганда, обучение кадров, информационное обеспечение, разработка законодательных и нормативных актов и др.) | 1,1 | 0,8 | 7,2 | 0,9 |
ИТОГО | 132,8 | 100 | 795 | 100 |
Отрасли народного хозяйства | 1996 – 2000 гг. (средства концерна “Белэнерго”) | 2001 – 2005 гг. (за счет средств всех источников) | ||
$, млн | % | $, млн | % | |
1.Промышленность | 13,2 | 9,9 | 160 | 20,1 |
2.Сельское хозяйство | 23,8 | 17,9 | 23,0 | 2,9 |
3.Стройматериалы и строительство | 5,4 | 4,1 | 75 | 9,4 |
4.Топливно-энергетический комплекс | 22,6 | 17,1 | 380 | 47,8 |
5.Жилищно-коммунальное хозяйство | 43,2 | 32,5 | 30 | 3,8 |
6.Социальная и бюджетная сферы | 17,0 | 12,8 | 86 | 10,8 |
7.Прочие отрасли | 7,6 | 5,7 | 41 | 5,2 |
ИТОГО: | 132,8 | 100,0 | 795,0 | 100,0 |
Информация предоставлена Комитетом по энергонадзору и энергосбережению РБ
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2002 год в рубрике энергетика