Главный фактор успеха ЗЖБМК


Многие из читателей СиН уже имели возможность оценить удобство новой кольцевой дороги вокруг Минска. Отсутствие наземных пешеходных переходов, перекрестков, достаточная ширина проезжей части и современная разделительная полоса не только увеличили пропускную способность трассы, но и позволяют автомобилям ехать со стабильной скоростью 90 км/час. Такое “естественное” удобство было бы невозможно без большого количества путепроводов, мостов и переходов, расположенных как над, так и под дорогой. Качество этих сооружений — заслуга Завода железобетонных мостовых конструкций. Сегодня в гостях у нашей газеты главный инженер завода Владимир Горустович.

— Владимир Владимирович, представьте, пожалуйста, свой родной завод.
— Завод железобетонных мостовых конструкций является старейшей структурной единицей Республиканского унитарного предприятия “Дорстройиндустрия”. Это единственный в республике завод железобетонных мостовых конструкций, монополист на рынке в производстве такого вида продукции. Наш завод — градообразующее предприятие, своей социальной инфраструктурой город Фаниполь обязан именно ЗЖБМК. Предприятие достаточно успешно работает: за все годы своего существования оно не знало простоя. В постперестроечные времена производство сократилось примерно в 2,5 раза, но постепенно все пришло в норму.
— Главный инженер — это правая рука директора завода, единомышленник, первый помощник в выработке стратегических решений. Какой вы видите стратегию ЗЖБМК на ближайшие годы?
— Не только стратегия, но и благополучие нашего предприятия зависят от состояния экономики в целом. Дорожное строительство — прерогатива государственная. Как известно, финансирование строительства и ремонта дорог Беларуси осуществляется из специального Дорожного фонда, созданного государством, и поэтому напрямую зависит от наполняемости фонда посредством налогов и сборов. Это замечание касается не только нового строительства, но и ремонта существующих дорожных сооружений, технические и потребительские требования к которым в последнее время существенно возросли в связи со значительным увеличением транспортного и грузового потока на территории республики. В дорожной отрасли Беларуси основной упор в ближайшие пять лет будет уделяться не новому строительству, а реконструкции и рациональному содержанию построенных сооружений. Поэтому завод будет активно участвовать в тендерах на комплектацию сооружений, подвергаемых реконструкции за счет расширения габаритов, оказывать услуги плановых ремонтов. С другой стороны, в нашем производстве используются достаточно энергоемкие технологии и высокопроизводительное оборудование, что делает предприятие зависимым от состояния российского рынка, как в смысле поставок, так и сбыта. Совсем недавно, буквально два-три года назад, Россия представляла собой хороший рынок сбыта для нашей продукции. Сегодня, несмотря на высокое качество изделий ЗЖБМК, резко обострилась конкуренция на российском рынке, так как эффективнее заработали собственные российские производители железобетонных мостовых конструкций.
— А каково положение на внутреннем рынке?
— Пока строится Минская кольцевая дорога, мы полностью обеспечены заказами. Работа коллектива завода ЖБМК в 2001 году, особенно во второй половине года, была в первую очередь ориентирована на своевременное выполнение графиков изготовления железобетонных конструкций для МКАД, балок железнодорожных мостов, 33-метровых цельноперевозимых балок. Для обеспечения выпуска и качества этих изделий коллективы цехов вынуждены были работать напряженно не только в свое рабочее время, но и сверхурочно, а также в отдельные субботы. И как результат, к концу года в IV квартале выпуск продукции увеличился в 2,5–3 раза. В целом за 2001 год сборного железобетона было произведено на 14,8% больше запланированного и на 23 % больше выпуска 2000 года.
— Чем вы побуждаете людей к такой напряженной работе?
— Есть та часть коллектива завода, которая составляет его костяк. Это люди, которые работают на заводе 15–20 и более лет и они понимают всю ответственность своей работы. Но, конечно, без материального стимула сегодня тоже не обойтись. Положительные результаты работы завода позволили существенно поднять зарплату. Средняя зарплата за 2001 год составила у нас 211 тыс. рублей, которая по промышленным предприятиям Дзержинского района была одной из самых высоких. И каждый рубль в ней — заработанный.
— Повышение эффективности труда на всех уровнях — чаяние руководителей. Как удалось это сделать ЗЖБМК?
— Коллектив завода внедрил ряд организационных и технических усовершенствований, повышающих эффективность труда. Среди них такие, как усовершенствование АСУ термовлажностной обработки бетона и выполнение монтажных и наладочных работ по автоматизации приготовления бетонных смесей. Была освоена технология изготовления отдельных видов железобетонных и бетонных изделий без применения тепловой обработки. Обновление технологической оснастки тоже внесло свою лепту в повышение эффективности труда.
— Изменилась ли организация, структура управления предприятия за последнее время?
— Да, структура несколько изменилась. Сократилась численность управленческого аппарата, в целом меньше стало отделов. Вместо ликвидированных отделов были созданы службы, отвечающие духу времени. Самые важные перемены выразились в создании службы маркетинга, юридической службы, участка автоматизированных систем управления производством со своим штатом программистов и инженеров-радиоэлектроников. Выросло качество управленческого персонала. Сегодня на всех ключевых должностях завода работают специалисты с высшим образованием и опытом работы в решении задач дорожной отрасли. Все эти перемены позволили упростить структуру управления.
— Как построена у вас кадровая политика?
— Кадры — важнейший фактор успеха любого предприятия. Их отбором нужно заниматься целенаправленно. Но сегодня не всем предприятиям удается именно выбирать работников. Работать на нашем заводе желающих много — людей привлекает стабильная зарплата, высокий уровень производственной культуры, обеспеченность предприятия заказами, а значит, возможность работать стабильно. Уровень безработицы в Фаниполе достаточно высок. Поэтому у нас есть возможность выбирать, и мы выбираем лучших работников. По этой причине любители выпить и нелюбители работать у нас долго не задерживаются.
— Согласно современной управленческой концепции, успех предприятия определяется семью факторами: взвешенной стратегией, ясной структурой, системой учетной и маркетинговой информации, специальными знаниями (ноу-хау, патенты, технологии), персоналом, стилем руководства, “самосознанием” предприятия. Какой фактор, на ваш взгляд, сегодня является основополагающим для завода?
— Я думаю, что со стилем руководства, управленческой структурой и персоналом у нас более или менее определенная ситуация. Мы решили сделать упор на технологии и специальные знания. Об автоматизации производственных процессов я уже упомянул. Благодаря новой технологической оснастке завод имеет возможность изготавливать стойки оригинальной конструкции длиной до 9 метров, звенья водопропускных прямоугольных труб больших размеров, обновить три стенда формы балок длиной 21 метр, отремонтировать и модернизировать формы призматических свай. Освоена технология изготовления сложных в производстве изделий оригинальной конфигурации для пешеходных переходов МКАД (лестничных маршей, косоуров, площадок, балок), ранее не производившихся на заводе. По планам новой техники изготовлено 510 м 3 33-х метровых цельноперевозимых балок. Замена мостостроителями трудоемкой, затратной технологии монтажа автомобильных мостов из составных по длине балок на более передовую технологию из 33-х метровых балок дала значительный экономический эффект. Освоена технология изготовления пролетных строений железнодорожных мостов, принесшая заводу 41,3 млн рублей экономического эффекта.
— Слабым звеном всех управленческих структур функционального типа, свойственных крупным производственным предприятиям, является недостаточность информационного обмена между подразделениями. Удалось ли Вам решить эту проблему.
— Одновременная комплектация большого количества объектов, широкий номенклатурный перечень выпускаемых изделий и достаточно короткий технологический цикл (не более 2–3 дней) предполагает очень гибкую и оперативную схему управления производством. Она не мыслима без внедрения современных информационных технологий. Все службы предприятия оснащены современным компьютерным оборудованием, постоянно совершенствуется программное обеспечение. Создана и в течение ряда лет успешно эксплуатируется локальная вычислительная сеть бухгалтерского комплекса “Галактика”, в настоящее время ведутся работы по внедрению программного обеспечения и созданию сети по обработке проектно-конструкторской документации основных типовых решений мостовых железобетонных конструкций и технологической подготовке производства.
— Сегодня управление предприятием понимается не иначе как управление качеством. В проспекте вашего предприятия упомянуто, что развитие завода ЖБМК идет по пути постоянного совершенствования качества. Расскажите об этом подробнее.
— Мосты и путепроводы — это уникальные инженерные сооружения, они являются неотъемлемой частью автомобильных дорог. Качество их во многом зависит от качества железобетонных конструкций. К мостовым конструкциям предъявляются особые требования по показателям прочности, морозостойкости и водонепроницаемости бетона, а качество бетона во многом предопределяется на стадии приготовления бетонной смеси и зависит в первую очередь от состояния техники и технологии на производстве. Специалисты БГПА автоматизировали процесс приготовления бетонной смеси. Сегодня мы имеем на заводе информационно-управляющую систему, которая обеспечивает оперативное управление процессом приготовления бетонной смеси, постоянный контроль качества, учет и хранение информации о расходе материалов. Все это позволяет приготавливать высококачественную бетонную смесь, уменьшает зависимость качества от человеческого фактора. В текущем году завод планирует разработать базис системы управления качеством продукции на основе международных стандартов ИСО 9000.
— Владимир Владимирович, какой личный девиз помогает вам справиться с трудными ситуациями в профессиональной сфере?
— Мой девиз: “Дорогу осилит идущий”. Какой бы трудной ни казалась задача, всегда есть способы ее решить, нужно только смело сделать первый шаг и придерживаться выбранного пути.

Беседовала Светлана ГЛАЗКОВА

СПРАВКА. Завод железобетонных мостовых конструкций начал свою историю в 1965 году недалеко от столицы Белоруссии, около деревни Фаниполь, на месте бывших карьеров по добыче гравия. В первые годы на заводе изготавливались сравнительно технологически несложные железобетонные мостовые конструкции: плиты пролетных строений, сваи, каркасные балки пролетных строений, тротуарные блоки. В дальнейшем были освоены более сложные железобетонные конструкции — блоки составных балок длиной 18, 21, 24, 33 и 42 метра, а в последние 20 лет мостостроение РБ получило новые изделия: предварительно-напряженные балки пролетного строения длиной 12,15, 18, 21 и 24 метра, балки “Журавлева”. 2000 год для завода ЖБМК стал годом освоения технологии производства 33-х метровых цельноперевозимых балок. Замена трудоемкой, затратной технологии монтажа автомобильных мостов из составных по длине балок на более передовую технологию из 33-х метровых цельноперевозимых балок, дает значительный экономический эффект. За 35 лет работы мощности завода выросли с 10 000 м 3 сборного железобетона в год до 48 000 м 3. Кроме того, завод выпускает не только мостовой железобетон, но и сборный железобетон и бетон для промышленного и гражданского строительства.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 16 за 2002 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость