Генеральная ассамблея ИСО в Сиднее
В результате тесного взаимодействия международных органов по стандартизации со Всемирной торговой организацией (ВТО) стандартизация стала важнейшим инструментом управления качеством товаров и услуг. Особое внимание этому вопросу было уделено на Генеральной Ассамблее ИСО в Сиднее (сентябрь 2001 г.). Итак, какие требования предъявляет ВТО к товарам и услугам?
В нашем понимании конечной целью производственного процесса является выпуск готовой продукции. Но в международной практике готовая продукция — это еще не товар. Для того чтобы продукция стала таковым, нужно определить степень ее соответствия единым международным требованиям (стандартам) и подвергнуть ее различным испытаниям с целью оценки ее качества. После успешного их завершения продукция получает единый документ — сертификат соответствия и, наконец, становится полноценным товаром. В рамках ВТО продвижению такого товара на мировой рынок гарантированы благоприятные условия.
На пути движения товаров существует множество препятствий. Самые серьезные из них — технические барьеры. К разновидностям технических барьеров относятся различия в требованиях национальных, международных и европейских стандартов.
Простейшие примеры технических барьеров: в СНГ напряжение в электросети 220 Вт, за рубежом 110 или 127 Вт; в СНГ ширина железнодорожной колеи — 1, 542 м, за рубежом 1, 400 м. Соотнести эти нормы можно, приняв такие нормативы, которые устроили бы обе стороны. То есть страны мирового сообщества должны найти компромиссное решение.
Здесь уместно задать вопрос о том, а нужно ли “подгонять” наши нормативы под международные стандарты? Ответ чрезвычайно прост. Изменения в нормативы вносит та заинтересованная сторона, которая согласна нести все экономические издержки, связанные с их заменой и унификацией. За рубежом, где хорошо научились ценить время и деньги, считают, что изменять нормативы должны страны—члены СНГ. И все же, вопросы адаптации и гармонизации нормативов надо рассматривать с экономической точки зрения.
Реальные условия функционирования экономики, а также выполнение требований по присоединению Республики Беларусь к ВТО требуют практической реализации общепринятых в международной практике функций стандартизации. Международная практика в области стандартизации определена в Соглашениях ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС), а также в документах международных организаций по стандартизации.
Выполнение условий Кодекса по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения по ТБТ предусматривает следующие мероприятия. Во-первых, изменение статуса стандартов, во-вторых, гармонизацию государственных стандартов и законодательных актов с международными стандартами. В-третьих, обеспечение информационного взаимодействия с государствами—членами ВТО и, в-четвертых, переход к механизму оценки и подтверждения соответствия.
Наиболее существенное отличие между отечественной и международной практикой стандартизации — это статус стандартов. Необходим поэтапный переход от регламентации обязательных требований в стандартах к практике их обязательного применения и соблюдения посредством законодательных и иных норм государственного уровня. В этой связи нужно совершенствовать систему стандартизации, создавать систему технического нормирования путем формирования необходимого технического законодательства, обеспечивающего выполнение Соглашений ВТО по ТБТ и СФС с учетом принципов “Нового подхода” к технической регламентации в Европейском Союзе (ЕС). С целью устранения технических барьеров в торговле и конкурентоспособности выпускаемой продукции приоритет должен быть отдан применению международных стандартов.
В то же время в Европейских странах введены единые правила технического нормирования. Для этого на межправительственном уровне утверждаются технические директивы, которые являются своеобразными законами. На основе технических директив разрабатываются единые для всех европейских стран стандарты. Каждая страна приводит стандарт в соответствие со своим законодательством. В европейских стандартах отражено, каким требованиям должны отвечать сырье, материалы, товары и услуги. К примеру, при производстве строительных и отделочных материалов нельзя применять химические вещества, загрязненные и радиоактивные материалы, которые могут нанести вред здоровью человека. Поскольку на территории Европы установлены единые стандарты, европейские товары путешествуют по ней беспрепятственно, им не страшны технические барьеры.
В России и Беларуси тоже действуют свои стандарты. Их насчитывается более 25 тысяч. Причем одновременно действуют как прежние стандарты с аббревиатурой ГОСТ, так и новые ГОСТР или СТБ. Многие российские стандарты устанавливают к качеству продукции даже более жесткие требования, чем зарубежные. Поэтому говорить о том, что отечественные стандарты плохи, по меньшей мере некорректно. В рамках ИСО целенаправленно работают над созданием базы гармонизированных международных стандартов, необходимых для производства и торговли качественными товарами.
Применение международных стандартов — это всегда компромисс интересов экономически развитых стран мира, развивающихся стран и экономически слаборазвитых стран. Если следовать только интересам высокоразвитых стран, то слабые страны просто не смогут достичь того уровня качества продукции, который по силам мощным державам. Характерно то, что сложившаяся сегодня на мировом рынке ситуация удобна для экономики развивающихся стран, но не всегда устраивает высокоразвитые индустриальные державы, многие из которых хотели бы предъявить к продукции, поступающей на мировой рынок, более высокие требования и таким образом устранить потенциальных конкурентов.
Стандартизация является универсальным инструментом для подавления конкуренции на международном рынке. Поэтому крупнейшие мировые концерны, корпорации и группировки производителей, как говорится, “не покладая рук”, работают в области международной стандартизации. Ни одна из уважающих себя фирм с мировым именем не может себе позволить хотя бы ненадолго устраниться от этого вида деятельности. Поскольку в ее отсутствие конкуренты “впишут” в нормативные документы такие требования, которые она потом навряд ли выполнит.
Поэтому Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь рекомендует белорусским предприятиям активно работать с международными стандартами. Таким образом, предприятия, ознакомившись с современными требованиями, смогут влиять на них, зная о том какой должна быть продукция в будущем. Так, предприятия отраслей автомобилестроения и машиностроения работают с международными стандартами очень серьезно. Предприятия других отраслей, пожалуй, не могут похвастаться такими успехами.
Марина СОЛДАТЕНКО
В нашем понимании конечной целью производственного процесса является выпуск готовой продукции. Но в международной практике готовая продукция — это еще не товар. Для того чтобы продукция стала таковым, нужно определить степень ее соответствия единым международным требованиям (стандартам) и подвергнуть ее различным испытаниям с целью оценки ее качества. После успешного их завершения продукция получает единый документ — сертификат соответствия и, наконец, становится полноценным товаром. В рамках ВТО продвижению такого товара на мировой рынок гарантированы благоприятные условия.
На пути движения товаров существует множество препятствий. Самые серьезные из них — технические барьеры. К разновидностям технических барьеров относятся различия в требованиях национальных, международных и европейских стандартов.
Простейшие примеры технических барьеров: в СНГ напряжение в электросети 220 Вт, за рубежом 110 или 127 Вт; в СНГ ширина железнодорожной колеи — 1, 542 м, за рубежом 1, 400 м. Соотнести эти нормы можно, приняв такие нормативы, которые устроили бы обе стороны. То есть страны мирового сообщества должны найти компромиссное решение.
Здесь уместно задать вопрос о том, а нужно ли “подгонять” наши нормативы под международные стандарты? Ответ чрезвычайно прост. Изменения в нормативы вносит та заинтересованная сторона, которая согласна нести все экономические издержки, связанные с их заменой и унификацией. За рубежом, где хорошо научились ценить время и деньги, считают, что изменять нормативы должны страны—члены СНГ. И все же, вопросы адаптации и гармонизации нормативов надо рассматривать с экономической точки зрения.
Реальные условия функционирования экономики, а также выполнение требований по присоединению Республики Беларусь к ВТО требуют практической реализации общепринятых в международной практике функций стандартизации. Международная практика в области стандартизации определена в Соглашениях ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС), а также в документах международных организаций по стандартизации.
Выполнение условий Кодекса по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения по ТБТ предусматривает следующие мероприятия. Во-первых, изменение статуса стандартов, во-вторых, гармонизацию государственных стандартов и законодательных актов с международными стандартами. В-третьих, обеспечение информационного взаимодействия с государствами—членами ВТО и, в-четвертых, переход к механизму оценки и подтверждения соответствия.
Наиболее существенное отличие между отечественной и международной практикой стандартизации — это статус стандартов. Необходим поэтапный переход от регламентации обязательных требований в стандартах к практике их обязательного применения и соблюдения посредством законодательных и иных норм государственного уровня. В этой связи нужно совершенствовать систему стандартизации, создавать систему технического нормирования путем формирования необходимого технического законодательства, обеспечивающего выполнение Соглашений ВТО по ТБТ и СФС с учетом принципов “Нового подхода” к технической регламентации в Европейском Союзе (ЕС). С целью устранения технических барьеров в торговле и конкурентоспособности выпускаемой продукции приоритет должен быть отдан применению международных стандартов.
В то же время в Европейских странах введены единые правила технического нормирования. Для этого на межправительственном уровне утверждаются технические директивы, которые являются своеобразными законами. На основе технических директив разрабатываются единые для всех европейских стран стандарты. Каждая страна приводит стандарт в соответствие со своим законодательством. В европейских стандартах отражено, каким требованиям должны отвечать сырье, материалы, товары и услуги. К примеру, при производстве строительных и отделочных материалов нельзя применять химические вещества, загрязненные и радиоактивные материалы, которые могут нанести вред здоровью человека. Поскольку на территории Европы установлены единые стандарты, европейские товары путешествуют по ней беспрепятственно, им не страшны технические барьеры.
В России и Беларуси тоже действуют свои стандарты. Их насчитывается более 25 тысяч. Причем одновременно действуют как прежние стандарты с аббревиатурой ГОСТ, так и новые ГОСТР или СТБ. Многие российские стандарты устанавливают к качеству продукции даже более жесткие требования, чем зарубежные. Поэтому говорить о том, что отечественные стандарты плохи, по меньшей мере некорректно. В рамках ИСО целенаправленно работают над созданием базы гармонизированных международных стандартов, необходимых для производства и торговли качественными товарами.
Применение международных стандартов — это всегда компромисс интересов экономически развитых стран мира, развивающихся стран и экономически слаборазвитых стран. Если следовать только интересам высокоразвитых стран, то слабые страны просто не смогут достичь того уровня качества продукции, который по силам мощным державам. Характерно то, что сложившаяся сегодня на мировом рынке ситуация удобна для экономики развивающихся стран, но не всегда устраивает высокоразвитые индустриальные державы, многие из которых хотели бы предъявить к продукции, поступающей на мировой рынок, более высокие требования и таким образом устранить потенциальных конкурентов.
Стандартизация является универсальным инструментом для подавления конкуренции на международном рынке. Поэтому крупнейшие мировые концерны, корпорации и группировки производителей, как говорится, “не покладая рук”, работают в области международной стандартизации. Ни одна из уважающих себя фирм с мировым именем не может себе позволить хотя бы ненадолго устраниться от этого вида деятельности. Поскольку в ее отсутствие конкуренты “впишут” в нормативные документы такие требования, которые она потом навряд ли выполнит.
Поэтому Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь рекомендует белорусским предприятиям активно работать с международными стандартами. Таким образом, предприятия, ознакомившись с современными требованиями, смогут влиять на них, зная о том какой должна быть продукция в будущем. Так, предприятия отраслей автомобилестроения и машиностроения работают с международными стандартами очень серьезно. Предприятия других отраслей, пожалуй, не могут похвастаться такими успехами.
Марина СОЛДАТЕНКО
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2002 год в рубрике экономика