Дилер стал импортером — что теперь делать покупателюСообщение Министерства архитектуры и строительства РБ

В предыдущих статьях юридической тематики нами были проанализированы некоторые аспекты, связанные с приемкой товара по количеству. Сегодня мы продолжаем рассматривать тему поставки продукции из-за рубежа и остановимся на вопросах несения гарантийных обязательств по поставленным товарам. Точнее — на ситуации, когда в силу тех или иных причин изменяется юридическое лицо, обязанное по договору о поставках нести ответственность за гарантийное обслуживание приобретенной за рубежом техники.

Думается, вы согласитесь, что тенденции развития экономики в западно-европейских странах значительно отличаются от таковых в Республике Беларусь. Если белорусские предприятия, производящие продукцию, вынуждены сами “проталкивать” ее на рынок (искать покупателей, вести с ними переговоры, заключать контракты, выполнять обязательства по гарантийному обслуживанию и так далее), то в Европе ситуация прямо противоположная.
Единственное, о чем заботятся европейские производители, это то, как произвести продукцию.
Сбыт же ее происходит через хорошо налаженную дилерскую сеть. Интересно отметить, что такая сеть может именоваться также дистрибъюторской — в зависимости от выбора системы терминов (термин “дилер” свойственен для британской системы, в то время как “дистрибъютор” — для французской). Никаких других отличий (кроме как в наименовании) в данных сетях нет. В дальнейшем мы будем использовать британскую систему терминов и соответственно термин “дилер”.
Что касается установления договорных отношений между предприятиями-производителями и потенциальными дилерам, то здесь также есть несколько интересных моментов. Хотя сотрудничество выгодно для обеих сторон, производители редко занимаются поисками дилеров. С инициативой заключения дилерских договоров зачастую выступают сами компании, желающие заниматься сбытом продукции.
По договору дилер принимает на себя ряд обязанностей, основной из которых, конечно же, является обязанность по сбыту продукции конкретного производителя. Кроме того, на дилера может быть возложена обязанность по гарантийному и постгарантийному обслуживанию сбываемой им продукции. Отметим однако, что это не является правилом — часто производитель наделяет обязанностями по гарантийному обслуживанию третью фирму. Причин тому может быть несколько, но их рассмотрение выходит за рамки данной статьи.
Однако поскольку экономический оборот не стоит на месте, предприятие-производитель может периодически перераспределять обязанности между дилерами и фирмами, осуществляющими гарантийное обслуживание, заключать договора с новыми дилерами и так далее. Отсюда возникает вполне закономерный вопрос: что произойдет с обязанностями по гарантийному обслуживанию приобретенного товара, если их осуществление взято на себя одной организацией, а затем перепоручено производителем другой.
В Республике Беларусь такая ситуация не редкость в силу специфичности нашей экономической обстановки. Поэтому на конкретном примере, совсем недавно имевшем место в нашей практике, мы проанализируем такого рода проблему и дадим некоторые рекомендации.
Пример из практики
Беларуская фирма “А” приобрела по договору поставки строительную технику немецкой компании “В”. Непосредственным поставщиком техники в данном случае выступил сам производитель — немецкая компания “В”. Обязанностями по гарантийному обслуживанию приобретенного товара было наделено белорусское ООО “С”, имевшее статус официального дилера компании-производителя “В” в Республике Беларусь.
По прошествии некоторого времени производитель изменил статус ООО “С”: вместо официального дилера оно стало импортером техники “В” в Республику Беларусь. Статусом дилера и соответственно обязанностями по гарантийному обслуживанию приобретенной техники наделялось иностранное предприятие (ИП) “Д” — резидент Республики Беларусь.
Фирме “А” — покупателю по договору поставки техники — было предложено перезаключить с ИП “Д” договор на гарантийное и постгарантийное обслуживание, ранее заключенный с ООО “С”.
Фирма “А” обратилась к нам за юридической консультацией с рядом вопросов, в частности: стоит ли ей перезаключать договор на обслуживание; какие это будет иметь последствия; на что следует обратить наиболее пристальное внимание.

Юридическое заключение по вопросу
По поставленным вопросам клиенту было дано следующее юридическое заключение.
В случае приобретения фирмой “А” строительной техники непосредственно у ООО “С”, отношения между последним и фирмой “А” были бы более законодательно урегулированы, поскольку в соответствии со статьями 439, 440 Гражданского кодекса Республики Беларусь продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (законодательству, конкретным целям покупателя и т.д.) как на момент заключения договора (или другой определенный сторонами момент), так и в течение определенного периода времени (гарантийного срока).
То есть продавец гарантирует, что качество товара на протяжении гарантийного срока будет неизменно высоким.
Если же качество товара ухудшится, то у покупателя возникнет право потребовать от продавца соразмерного уменьшения цены товара, безвозмездного устранения недостатков товара и т.д. вплоть до замены товара ненадлежащего качества на товар соответствующего качества (статья 445 Гражданского кодекса Республики Беларусь). И продавец в течение гарантийного срока обязан эти требования удовлетворить (в соответствии с договором и/или законодательством).
Выполнение обязанностей по договорам в части гарантийных (постгарантийных) обязательств продавец может возложить и на других лиц, наделив их соответствующими полномочиями. При этом ответственным перед покупателем за осуществление данных обязательств все равно остается продавец товара.
Отсюда следует вывод, что только продавец имеет право передать свои обязанности (уполномочить соответствующие организации) по гарантийному (постгарантийному) обслуживанию автомобилей.
В нашем случае изменение статуса ООО “С” не прекращает обязательств последнего перед фирмой “А” по обслуживанию строительной техники без уполномачивания иной организации продавцом.
Если подобные полномочия действительно были переданы, то оформление взаимоотношений между фирмой “А” и ИП “Д” может проводиться следующим образом.
Во-первых, в форме договора о переводе долга (обязательств по обслуживанию техники) между ООО “С” и ИП “Д”, в котором должно быть указано на согласие фирмы “А” с заключением данного договора.
По такому договору ИП “Д” примет на себя обязанности по обслуживанию техники вместо ООО “С”. В этом договоре обязательно должно быть указано, что у ИП есть необходимая материально-техническая база для обслуживания строительной техники и все полномочия от продавца.
Во-вторых, если оформление отношений между фирмой “А” и ИП “Д” будет происходить в форме заключения договора непосредственно между ними, то мы посчитали бы необходимым дополнить заключаемый договор о гарантийном обслуживании положением о дополнительной (субсидиарной) ответственности ООО “С” перед фирмой “А”. Такая ответственность будет иметь место в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ИП “Д” обязанностей по обслуживанию строительной техники. Таким образом, ООО “С” должно будет также со своей стороны подписать данный договор.
Кроме того, от продавца строительной техники следует дополнительно запросить документы, подтверждающие нынешний статус ООО “С” и особенно ИП “Д” с четким обозначением того, какая из этих фирм наделена продавцом обязанностями по обслуживанию приобретенной у компании “В” строительной техники.

Выводы по юридическому заключению:
1. Перезаключение договора на обслуживание техники является допустимым и возможным при получении соответствующих подтверждений от продавца и заключения необходимых договоров.
2. Для наибольшей защиты фирмы “А” представляется предпочтительным оформить новые гарантийные обязательства в виде трехсторонних соглашений с возложением дополнительной (субсидиарной ответственности) на ООО “С” и т.д.

Выводы по статье
Экономическая ситуация в нашей стране такова, что юридические лица зачастую подолгу ищут свою нишу в хозяйственном обороте. Поэтому компания, еще вчера занимавшаяся гарантийным обслуживанием приобретенной за рубежом техники, сегодня уже может ее импортировать, а завтра — собирать. И ничего удивительного в этом нет — если изменение видов деятельности происходит с целью оптимизации работы конкретной фирмы.
Но не стоит забывать и о многочисленных фактах мошенничества в экономической сфере. То есть изменение статуса компании может быть сделано и с целью “кинуть” покупателя продукции, оставив его без гарантийного обслуживания.
Причем разглядеть действительные намерения обязанной стороны по договору, собирающейся сделать “ход конем”, может зачастую лишь квалифицированный юрист. Да и то после тщательной юридической экспертизы всего объема документов, опосредующих отношения между поставщиком, покупателем, дилером и так далее.
Поэтому совет: обращаться за юридической помощью следует еще до возникновения проблемы (с целью ее избежания), а не после (с целью ее преодоления). Так проще и (что более важно) дешевле.

Илья ЛАТЫШЕВ, Сергей ЛАТЫШЕВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2002 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость