О переработке строительного мусора

Продолжение. Начало в СиН №13 от 18 марта 2002 г.

В мае 1991 г. британским правительством было установлено, что к 2011 г. годовая потребность в заполнителях для строительной отрасли Великобритании достигнет 420–490 млн т. (Сравните с потребностью 1989 г., примерно равной 270 млн т.) Впрочем, более точные расчеты позволили снизить эти показатели до 370–440 млн т.
В 1994 г. правительство потребовало снижения к 2001 г. доли используемых ископаемых минеральных заполнителей (так называемых первичных) с 83 до 74%, а к 2006 г. — до 68%.
При этом ежегодное количество используемых вторичных (то есть полученных в результате переработки строительного мусора) минеральных заполнителей должно было быть доведено до 40 млн т к 2001 и до 55 млн т к 2006 г.
Из обязательства правительства Великобритании обеспечивать стабильность поставок заполнителей следует необходимость как можно более эффективного использования таковых в строительной отрасли. При этом двумя ключевыми позициями являются минимизация отходов и максимальное использование менее дорогих ингредиентов взамен более дорогих.
Исследования, выполненное специалистами правительства в 1994 г., показали, что в то время как действующие нормативы направлены на установление адекватной меры безопасности использования стройматериалов и эксплуатации зданий и сооружений, есть случаи переступания установленной грани. Это было зафиксировано в целом ряде подотраслей строительной отрасли, однако больше всего нарушений было замечено в дорожном строительстве, а также в тех случаях, когда следовало использовать менее дорогие материалы вместо более дорогих. Ни проектировщики, ни заказчики, ни подрядчики, в том числе и специалисты среднего звена, не принуждались нормативно к неукоснительному следованию нормам. В них не оговаривались наказания за несоблюдение их, в частности, за неприменение вторичных минеральных заполнителей взамен первичных в обязательном порядке. Исследования показали, что сравнительно невысокая стоимость первичных заполнителей, в том числе и высококачественных, не стимулирует эффективного использования всех возможных ресурсов. В процессе строительства слишком велика доля непроизводительного расхода насыпных материалов (слишком много их попадает прямиком в отходы).
Поэтому в число правительственных мер поощрения экономии ресурсов и более рационального их использования вошло учреждение временной консультационной службы, специалистам которой вменялось в обязанность доводить до сведения подрядчиков содержание всех необходимых нормативов и постановлений с разъяснением тех или иных статей и следить за неукоснительным исполнением этих документов. В конце 1995 г. началась реализация пилотного проекта, в рамках которого и действовали упомянутые консультанты.
Исследованиями, выполненными "Ove Arup and Partners" в 1991 г., было установлено, что доля вторичных минеральных заполнителей не превышает 10% общего объема заполнителей, применяемых в строительстве.
В свете более бережного отношения к окружающей среде представилась актуальной необходимость замены там, где это только возможно, первичных материалов переработанными отходами промышленности, строительства и сноса зданий и сооружений. В частности, в данной связи должны были быть рассмотрены отходы угле- и сланцедобычи, фарфорового и фаянсового производств, золы уноса электростанций, металлургические шлаки, а также лом асфальта, получаемый при ремонте автодорог.
Двойная выгода политики "отходы — в доходы" очевидна. Такая политика помогает экономить, ведя новое строительство, и одновременно решать проблему размещения отходов. Все бы хорошо, но стопроцентной замены все равно не получается. Например, нормативы строительства железных дорог достаточно жестки и не допускают использования вместо стандартного балластного щебня тех или иных вторичных минеральных ресурсов. Поэтому спрос на эти ресурсы часто невысок, да и дислоцированы они в стороне от основных рынков.
Впрочем, определеные перспективы имеет практика использования вторичных ресурсов в железобетонном строительстве. В данном случае точно следовать нормам помогают современные строительные технологии, в частности, применение модифицирующих добавок.
Нужно сказать, что первичные ресурсы пока остаются серьезным конкурентом вторичным. Во-первых, еще не до конца исчерпаны британские месторождения минералов. Во-вторых, достаточно велики инвестиции в их добычу и доставку. В-третьих, используя их, гораздо легче следовать нормам (не нужно возиться с добавками, бери и применяй). В-четвертых, доминирование на рынке производителей первичных материалов не способствует росту числа желающих как использовать вторичные,так и развивать бизнес, связанный с их получением и поставками.
Для успешного решения проблемы отходов в масштабах Евросоюза необходимо было выработать единое определение отходов, поэтому содержащееся в британском Законе об охране окружающей среды определение отходов было приведено в соответствие с таковым, изложенном в Рамочной директиве Евросоюза. Данная трактовка определяет отходы как субстанцию или объекты, которые находятся вне коммерческого цикла или вне коммунальной цепочки.
Законом же отходы были определены как невостребованный избыточный материал в виде лома или избыточной жидкости, появление которого сопутствует производственному процессу. А еще — как нечто сломанное, изношенное, загрязненное либо испорченное каким-то иным путем. Кроме того, закон установил, что то, что было однажды трактовано как отходы, продолжает считаться таковым до тех пор, пока не будет доказана очевидность противоположного.
Контролируемые отходы трактуются законом как отходы деятельности, связанной с содержанием жилищ, а также промышленные и коммерческие отходы. А Предписание о контролируемых отходах относит к промышленным отходы строительства и сноса, включая подготовительные работы. При этом некоторые отходы строительства и сноса попадают в категорию "специальные отходы", например, лом дорожного асфальтобетона.
Одна из природоохранных программ Евросоюза рассматривает менеджмент вторсырья как центральную тему. Поскольку рисайклинг экологически и экономически целесообразен, продолжается активная пропаганда всех возможных мер — от скрупулезного анализа жизненного цикла материалов и конструкций до экономических мер.
Ключевые принципы обобщенного менеджмента отходов были изложены Европейской комиссией в разработанной для стран Евросоюза стратегии менеджмента отходов. Были определены основные направления работы с отходами. В соответствии с установленными приоритетами рисайклинг и повторное использование отходов заняли главенствующие позиции среди всех возможных форм размещения отходов. Вот пять основных стратегических принципов, выработанных комиссией.
Это предупреждение образования отходов, переработка и повторное использование отходов, оптимизация окончательного их размещения, рациональная организация и регламентирование всех процессов, связанных с менеджментом отходов, а также восстановительные мероприятия (реабилитация загрязненных площадок, рекультивация закрываемых месторождений).
Стремясь к гармонизации в европейских рамках стандартов менеджмента отходов, Евросоюз в первую очередь делает все, чтобы обеспечить непопадание стоков или твердых отходов в места наиболее дешевого их размещения. Таково обязательство, следовать которому каждое государство — член Евросоюза должно по крайней мере на национальном уровне.
Помимо всего прочего, вышеназванная стратегия предписывает оптимизацию систем сбора и сортировки отходов.
Более поздняя редакция Рамочной директивы содержит не только расширенное определение отходов, но и акцент на уменьшение количества отходов путем использования чистых технологий, минимизации отходов при производстве, рисайклинге, восстановлении и повторном использовании материалов. Не менее сильный акцент сделан на использование отходов в качестве энергоресурсов.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Продолжение следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2002 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость