Концептуальные задачи и потенциал энергосбережения
Высшим приоритетом энергетической политики Республики Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.
За истекший период принятый комплекс мер по реализации энергосберегающей политики позволил обеспечить прирост ВВП с 1995 по 1999 год на 28,3% практически без прироста валового потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что впервые за последние годы способствовало реализации положительной тенденции снижения энергоемкости ВВП на 22,4%.
Достигнутые результаты несколько смягчили, но не устранили кризисные явления в обеспечении республики энергоносителями, т.к. доля энергоресурсов, добываемых на территории республики (нефть, попутный газ, торф топливный, дрова и прочие), остается на уровне 18% от общей потребности в ТЭР, что составляет 5,6 млн т у.т. в год, нереализованный потенциал энергосбережения оценивается экономически целесообразным уровнем 30% от общего потребления ТЭР, что эквивалентно 9,5—10 млн т у.т.
Разработанные и внедренные в этот период организационно-экономические механизмы стимулирования энергосбережения позволили во многом устранить бесхозяйственность в использовании ТЭР и стимулировать внедрение быстроокупаемых технических и технологических мероприятий. Однако ряд направлений не получили должного развития, в частности:
— недостаточны изменения в структуре производства ВВП в сторону увеличения малоэнергоемкой и снижения энергоемкой продукции и услуг;
— не соответствуют фактическим затратам в коммунально-бытовой сфере и сельском хозяйстве тарифы на энергоносители, что не стимулирует экономию ТЭР в этих отраслях;
— практически остаются без изменения нормативные документы по проектированию систем централизованного теплоснабжения и регулирования, вентиляции, горячего водоснабжения жилых, общественных и производственных зданий;
— в ограниченном количестве используются кредитные средства для разработки и внедрения энергосберегающих технологий и оборудования, отсутствуют стимулы и практика привлечения иностранного и частного капитала для этих целей;
— отсутствуют проекты по комплексному управлению энергоснабжением и энергопотреблением промышленных узлов, городов, районов, областей и республики в целом;
— сдерживается разработка и внедрение демонстрационных энергоэффективных проектов однотипных предприятий в масштабе отраслей;
— не отлажена система экспертизы проектов в части их энергоэффективности с привлечением Госкомэнергосбережения;
— сдерживается разработка и внедрение энергетических стандартов, не систематизирована разработка и корректировка ГОСТов, ОСТов, СНиПов и других нормативных актов в части энергетической эффективности проектов.
Сохраняется огромный нереализованный потенциал энергосбережения в коммунально-бытовой сфере, энергетике, промышленности, сельском хозяйстве.
Названные и многие другие факторы требуют дальнейшего совершенствования методов и форм стимулирования энергосбережения и управления этим процессом как на уровне республики, так и на уровне отдельных областей, отраслей и хозяйствующих субъектов.
Целью Республиканской программы энергосбережения до 2005 г. является определение приоритетов деятельности органов управления различных уровней и хозяйствующих субъектов по вопросам рационального использования ТЭР, разработка проектов и мероприятий по отраслям с оценкой требуемых объемов инвестиций, их эффективности и сроков реализации.
В соответствии с мировой практикой, для оценки эффективности потребления ТЭР используется показатель энергоемкости ВВП, величина которого в республике (по паритету покупательской способности) на 01.01.2000 г. составила 0,503 кг у.т. (для сравнения в 1996 г. США — 0, 404; Финляндия — 0,420; Великобритания — 0,284). В тот же период энергопотребление на душу населения в республике составило 3078 кг у.т./чел. (в 1996 г. США — 11 284; Финляндия — 8016; Великобритания — 5416).
Исходя из указанных концептуальных задач, прогнозных значений энергоемкости ВВП в 2005 году и планируемой величины энергоемкости ВВП в 2000 году на уровне 10,57 т у.т./млн руб. (в ценах 1999 г.), снижение энергоемкости ВВП в 2005 году относительно 2000 года должно составить 15,1–18,7%.
Суммарный потенциал энергосбережения в республике до 2005 г. определяется концептуальными задачами. С учетом реализации общего потенциала в 1996–2000 гг. и вариантов развития экономики республики на период 2001—2005 гг. потенциал к 2005 г. оценивается на уровне 5575–7234 тыс. т у.т., в том числе (в тыс.т у.т.):
— коммунально-бытовой сектор — 2875–3610;
— энергетика — 750–900;
— химия и нефтехимия — 330–594;
— сельское хозяйство — 380–540;
— стройматериалов — 360–380;
— машиностроение — 340–540;
— топливная промышленность — 100–130;
— пищевая — 70–100;
— прочие отрасли промышленности — 150—200;
— прочие потребители — 220—240;
и в том числе по основным, с точки зрения энергопотребления, министерствам и концернам:
— министерства: Минсельхозпрод — 450–640; Минстройархитектуры — 360–380; Минжилкомхоз — 220–350; Минпром — 340–540; Минобразования — 107–140; Минздрав — 40–52; Минтранс — 10–13; Минобороны — 7–9; Минторг — 4–5; МВД — 3–4; Минспорта — 1–2; Минсвязи — 0,5–0,6; Минкультуры — 0,5–0,6; Минлесхоз — 0,5–0,6;
— концерны: “Белэнерго” — 750–900; “Белнефтехим” — 330–594; “Беллесбумпром” — 45–108; “Белбиофарм” — 40–52; “Белтопгаз” — 19–26; “Беллегпром” — 15–18; “Минскстрой” — 6–8; “Белместпром” — 2–3.
Учет и регулирование топливно-энергетических ресурсов
Оснащение приборами учета и регулирования дает экономию 10—12% от объема потребления энергоресурсов.
Потребность в приборах учета и регулирования для тепловых узлов, непосредственно подключенных к тепловым магистралям, составляет:
— учет тепла — 1500 шт.;
— учет горячей воды — 500 шт.;
— учет холодной воды — 1100 шт.;
— регуляторы на отопление — 2950 шт.;
— регуляторы на ГВС — 750 шт.
Потребность в оснащении жилищного фонда поквартирными приборами учета составляет:
— счетчики горячей воды — 1,0 млн шт.;
— счетчики холодной воды — 1,4 млн шт.;
— счетчики газа — 1,1 млн шт.
Организовано производство:
— электронных и индукционных счетчиков электрической энергии;
— многоканальных систем учета энергии;
— теплосчетчиков горячей воды и перегретого пара с использованием различных типов датчиков расхода — перепадомеры, индукционные, ультразвуковые, вихревые;
— бытовых счетчиков холодной и горячей воды;
— бытовых счетчиков природного газа.
Производственный и кадровый потенциал позволяет обеспечить крупносерийное производство всех типов приборов учета ТЭР для полного покрытия нужд республики.
Недостатки:
— качество ниже зарубежных аналогов;
— цена — на уровне зарубежных аналогов;
— при наличии приборной базы не разработаны различные тарифы на электроэнергию (ночные, дневные, выходные и т.п.);
— ограниченное финансирование НИОКР.
Необходимо осуществить разработку и организовать производство:
— теплосчетчиков для влажного пара — до 8 тыс. шт. в год;
— индикаторов расхода тепла для отопительных батарей (общая потребность — 8,0 млн шт.);
— систем поквартирного учета тепла;
— счетчиков жидких видов топлива — до 10 тыс.шт. в год;
— определить уровни и сроки введения дифференцированных многоставочных, позонных, сезонных и т.п. тарифов;
— ввести в действие новые правила учета всех видов энергоносителей;
— разработать нормативную базу поверки приборов (методику, ГОСТы, образцовые технические средства и т.д.);
— ввести стоимость приборов учета, их монтажа и обслуживания в тарифы на воду, тепло и газ.
Несмотря на существенные изменения абсолютных объемов потребления ТЭР по видам в структуре потребления (электроэнергия, тепловая энергия, топливо) с 1990 по 1999 гг. изменения незначительные, однако прослеживается тенденция увеличения доли электроэнергии и сокращения использования топлива для непосредственных нужд.
В структуре потребления ТЭР по отраслям заметно возросла доля коммунально-бытового сектора с 25,8% в 1990 г. до 39,6% в 1999 г. и снизилась доля всей промышленности с 44,1% до 36,7% и практически всех отраслей промышленности.
Для прогнозирования потребности в ТЭР проанализировано влияние различных показателей на объемы потребления ТЭР и установлено, что наибольшее значение корреляционного коэффициента — 0,92 за 1990–1998 гг. соответствует взаимосвязи между ВВП и потреблением ТЭР, взаимосвязь объемов производства продукции (в ценовом исчислении) и потреблением ТЭР несколько слабее, т.к. корреляционный коэффициент равен 0,85, дальше по степени установления связи следует “расчетная добавленная стоимость” в реализованной продукции — 0,53 и самое низкое влияние на объемы потребления ТЭР оказывают затраты на ТЭР, т.к. корреляционный коэффициент равен 0,25. Взаимосвязь потребления ТЭР по видам с производством ВВП характеризуется также величинами достаточно высокими корреляционных коэффициентов: электроэнергия — 0,94, тепловая энергия — 0,84, топливо — 0,94. Полученные данные дают основание использовать для общего прогоза потребности в ТЭР и по видам показатель планируемого производства ВВП.
Следует обратить внимание, что в 1997 и 1998 гг. наблюдаются более высокие темпы производства ВВП над ростом потребления ТЭР, что является следствием введения жестких нормативных актов по использованию энергоносителей, что привело к существенной экономии ТЭР за счет сокращения непроизводственных потерь, т.е. реализации потенциала энергосбережения за счет устранения бесхозяйственности и внедрения быстроокупаемых инвестиционных проектов и мероприятий. Для достижения дальнейшего снижения потребления ТЭР потребуется все больше инвестиций, т.к. основные мероприятия будут на уровне внедрения нового оборудования и новых энергосберегающих технологий.
В ходе разработки Республиканской программы выявились расхождения в динамике и уровнях потребления тепловой энергии до 2005 г. с прогнозными данными, обусловленными анализом потенциала экономии тепловой энергии в республике:
1. Наличие значительного резерва экономии теплоэнергии потребителями в технологических и вспомогательных процессах производства. Такой вывод был сделан на основании данных, полученных от министерств и ведомств в ходе разработки Программы (отказ от применения пара для технологических целей, регулирование потребления тепла, вторичные энергоресурсы, снижение потерь и т.д.).
2. Потенциал энергосбережения в социальной сфере. Планируется выделение кредита Всемирного банка для проведения мероприятий в школах и больницах республики.
3. Необходимость совершенствования нормативно-технической документации в части повышения эффективности потребления теплоэнергии.
4. Совершенствование тарифной политики, организационных и экономических механизмов стимулирования во всех секторах экономики.
5. Улучшение качества строительства и эксплуатации объектов.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Продолжение следует
За истекший период принятый комплекс мер по реализации энергосберегающей политики позволил обеспечить прирост ВВП с 1995 по 1999 год на 28,3% практически без прироста валового потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что впервые за последние годы способствовало реализации положительной тенденции снижения энергоемкости ВВП на 22,4%.
Достигнутые результаты несколько смягчили, но не устранили кризисные явления в обеспечении республики энергоносителями, т.к. доля энергоресурсов, добываемых на территории республики (нефть, попутный газ, торф топливный, дрова и прочие), остается на уровне 18% от общей потребности в ТЭР, что составляет 5,6 млн т у.т. в год, нереализованный потенциал энергосбережения оценивается экономически целесообразным уровнем 30% от общего потребления ТЭР, что эквивалентно 9,5—10 млн т у.т.
Разработанные и внедренные в этот период организационно-экономические механизмы стимулирования энергосбережения позволили во многом устранить бесхозяйственность в использовании ТЭР и стимулировать внедрение быстроокупаемых технических и технологических мероприятий. Однако ряд направлений не получили должного развития, в частности:
— недостаточны изменения в структуре производства ВВП в сторону увеличения малоэнергоемкой и снижения энергоемкой продукции и услуг;
— не соответствуют фактическим затратам в коммунально-бытовой сфере и сельском хозяйстве тарифы на энергоносители, что не стимулирует экономию ТЭР в этих отраслях;
— практически остаются без изменения нормативные документы по проектированию систем централизованного теплоснабжения и регулирования, вентиляции, горячего водоснабжения жилых, общественных и производственных зданий;
— в ограниченном количестве используются кредитные средства для разработки и внедрения энергосберегающих технологий и оборудования, отсутствуют стимулы и практика привлечения иностранного и частного капитала для этих целей;
— отсутствуют проекты по комплексному управлению энергоснабжением и энергопотреблением промышленных узлов, городов, районов, областей и республики в целом;
— сдерживается разработка и внедрение демонстрационных энергоэффективных проектов однотипных предприятий в масштабе отраслей;
— не отлажена система экспертизы проектов в части их энергоэффективности с привлечением Госкомэнергосбережения;
— сдерживается разработка и внедрение энергетических стандартов, не систематизирована разработка и корректировка ГОСТов, ОСТов, СНиПов и других нормативных актов в части энергетической эффективности проектов.
Сохраняется огромный нереализованный потенциал энергосбережения в коммунально-бытовой сфере, энергетике, промышленности, сельском хозяйстве.
Названные и многие другие факторы требуют дальнейшего совершенствования методов и форм стимулирования энергосбережения и управления этим процессом как на уровне республики, так и на уровне отдельных областей, отраслей и хозяйствующих субъектов.
Целью Республиканской программы энергосбережения до 2005 г. является определение приоритетов деятельности органов управления различных уровней и хозяйствующих субъектов по вопросам рационального использования ТЭР, разработка проектов и мероприятий по отраслям с оценкой требуемых объемов инвестиций, их эффективности и сроков реализации.
В соответствии с мировой практикой, для оценки эффективности потребления ТЭР используется показатель энергоемкости ВВП, величина которого в республике (по паритету покупательской способности) на 01.01.2000 г. составила 0,503 кг у.т. (для сравнения в 1996 г. США — 0, 404; Финляндия — 0,420; Великобритания — 0,284). В тот же период энергопотребление на душу населения в республике составило 3078 кг у.т./чел. (в 1996 г. США — 11 284; Финляндия — 8016; Великобритания — 5416).
Исходя из указанных концептуальных задач, прогнозных значений энергоемкости ВВП в 2005 году и планируемой величины энергоемкости ВВП в 2000 году на уровне 10,57 т у.т./млн руб. (в ценах 1999 г.), снижение энергоемкости ВВП в 2005 году относительно 2000 года должно составить 15,1–18,7%.
Суммарный потенциал энергосбережения в республике до 2005 г. определяется концептуальными задачами. С учетом реализации общего потенциала в 1996–2000 гг. и вариантов развития экономики республики на период 2001—2005 гг. потенциал к 2005 г. оценивается на уровне 5575–7234 тыс. т у.т., в том числе (в тыс.т у.т.):
— коммунально-бытовой сектор — 2875–3610;
— энергетика — 750–900;
— химия и нефтехимия — 330–594;
— сельское хозяйство — 380–540;
— стройматериалов — 360–380;
— машиностроение — 340–540;
— топливная промышленность — 100–130;
— пищевая — 70–100;
— прочие отрасли промышленности — 150—200;
— прочие потребители — 220—240;
и в том числе по основным, с точки зрения энергопотребления, министерствам и концернам:
— министерства: Минсельхозпрод — 450–640; Минстройархитектуры — 360–380; Минжилкомхоз — 220–350; Минпром — 340–540; Минобразования — 107–140; Минздрав — 40–52; Минтранс — 10–13; Минобороны — 7–9; Минторг — 4–5; МВД — 3–4; Минспорта — 1–2; Минсвязи — 0,5–0,6; Минкультуры — 0,5–0,6; Минлесхоз — 0,5–0,6;
— концерны: “Белэнерго” — 750–900; “Белнефтехим” — 330–594; “Беллесбумпром” — 45–108; “Белбиофарм” — 40–52; “Белтопгаз” — 19–26; “Беллегпром” — 15–18; “Минскстрой” — 6–8; “Белместпром” — 2–3.
Учет и регулирование топливно-энергетических ресурсов
Оснащение приборами учета и регулирования дает экономию 10—12% от объема потребления энергоресурсов.
Потребность в приборах учета и регулирования для тепловых узлов, непосредственно подключенных к тепловым магистралям, составляет:
— учет тепла — 1500 шт.;
— учет горячей воды — 500 шт.;
— учет холодной воды — 1100 шт.;
— регуляторы на отопление — 2950 шт.;
— регуляторы на ГВС — 750 шт.
Потребность в оснащении жилищного фонда поквартирными приборами учета составляет:
— счетчики горячей воды — 1,0 млн шт.;
— счетчики холодной воды — 1,4 млн шт.;
— счетчики газа — 1,1 млн шт.
Организовано производство:
— электронных и индукционных счетчиков электрической энергии;
— многоканальных систем учета энергии;
— теплосчетчиков горячей воды и перегретого пара с использованием различных типов датчиков расхода — перепадомеры, индукционные, ультразвуковые, вихревые;
— бытовых счетчиков холодной и горячей воды;
— бытовых счетчиков природного газа.
Производственный и кадровый потенциал позволяет обеспечить крупносерийное производство всех типов приборов учета ТЭР для полного покрытия нужд республики.
Недостатки:
— качество ниже зарубежных аналогов;
— цена — на уровне зарубежных аналогов;
— при наличии приборной базы не разработаны различные тарифы на электроэнергию (ночные, дневные, выходные и т.п.);
— ограниченное финансирование НИОКР.
Необходимо осуществить разработку и организовать производство:
— теплосчетчиков для влажного пара — до 8 тыс. шт. в год;
— индикаторов расхода тепла для отопительных батарей (общая потребность — 8,0 млн шт.);
— систем поквартирного учета тепла;
— счетчиков жидких видов топлива — до 10 тыс.шт. в год;
— определить уровни и сроки введения дифференцированных многоставочных, позонных, сезонных и т.п. тарифов;
— ввести в действие новые правила учета всех видов энергоносителей;
— разработать нормативную базу поверки приборов (методику, ГОСТы, образцовые технические средства и т.д.);
— ввести стоимость приборов учета, их монтажа и обслуживания в тарифы на воду, тепло и газ.
Несмотря на существенные изменения абсолютных объемов потребления ТЭР по видам в структуре потребления (электроэнергия, тепловая энергия, топливо) с 1990 по 1999 гг. изменения незначительные, однако прослеживается тенденция увеличения доли электроэнергии и сокращения использования топлива для непосредственных нужд.
В структуре потребления ТЭР по отраслям заметно возросла доля коммунально-бытового сектора с 25,8% в 1990 г. до 39,6% в 1999 г. и снизилась доля всей промышленности с 44,1% до 36,7% и практически всех отраслей промышленности.
Для прогнозирования потребности в ТЭР проанализировано влияние различных показателей на объемы потребления ТЭР и установлено, что наибольшее значение корреляционного коэффициента — 0,92 за 1990–1998 гг. соответствует взаимосвязи между ВВП и потреблением ТЭР, взаимосвязь объемов производства продукции (в ценовом исчислении) и потреблением ТЭР несколько слабее, т.к. корреляционный коэффициент равен 0,85, дальше по степени установления связи следует “расчетная добавленная стоимость” в реализованной продукции — 0,53 и самое низкое влияние на объемы потребления ТЭР оказывают затраты на ТЭР, т.к. корреляционный коэффициент равен 0,25. Взаимосвязь потребления ТЭР по видам с производством ВВП характеризуется также величинами достаточно высокими корреляционных коэффициентов: электроэнергия — 0,94, тепловая энергия — 0,84, топливо — 0,94. Полученные данные дают основание использовать для общего прогоза потребности в ТЭР и по видам показатель планируемого производства ВВП.
Следует обратить внимание, что в 1997 и 1998 гг. наблюдаются более высокие темпы производства ВВП над ростом потребления ТЭР, что является следствием введения жестких нормативных актов по использованию энергоносителей, что привело к существенной экономии ТЭР за счет сокращения непроизводственных потерь, т.е. реализации потенциала энергосбережения за счет устранения бесхозяйственности и внедрения быстроокупаемых инвестиционных проектов и мероприятий. Для достижения дальнейшего снижения потребления ТЭР потребуется все больше инвестиций, т.к. основные мероприятия будут на уровне внедрения нового оборудования и новых энергосберегающих технологий.
В ходе разработки Республиканской программы выявились расхождения в динамике и уровнях потребления тепловой энергии до 2005 г. с прогнозными данными, обусловленными анализом потенциала экономии тепловой энергии в республике:
1. Наличие значительного резерва экономии теплоэнергии потребителями в технологических и вспомогательных процессах производства. Такой вывод был сделан на основании данных, полученных от министерств и ведомств в ходе разработки Программы (отказ от применения пара для технологических целей, регулирование потребления тепла, вторичные энергоресурсы, снижение потерь и т.д.).
2. Потенциал энергосбережения в социальной сфере. Планируется выделение кредита Всемирного банка для проведения мероприятий в школах и больницах республики.
3. Необходимость совершенствования нормативно-технической документации в части повышения эффективности потребления теплоэнергии.
4. Совершенствование тарифной политики, организационных и экономических механизмов стимулирования во всех секторах экономики.
5. Улучшение качества строительства и эксплуатации объектов.
Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Продолжение следует
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2002 год в рубрике энергетика