Приемка товаров по количеству: действия при недостаче
Продолжение. Начало в СиН № № 8, 9
В предыдущих статьях мы уже рассмотрели “подводные камни” внешнеэкономических договоров поставки и общие правила приемки товаров. Сегодня наш разговор пойдет о схеме действий покупателя в том случае, если приемка товара выявит его недостачу.
Анализ Положения о приемке товаров по количеству и качеству утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г. № 285, далее по тексту Положение, позволяет выделить следующую схему действий покупателя при обнаружении им во время приемки недостачи товара (для наглядности см. графическую схему в статье “Приемка товаров по количеству: основные моменты” — СиН № 9):
1. приостановить приемку, оформив это актом;
2. принять меры по обеспечению сохранности товара и предотвращению его смешения с иным однородным товаром;
3. вызвать для участия в приемке товара представителя продавца или иного незаинтересованного лица;
4. произвести приемку товара при участии представителя продавца, оформив факт выявленной недостачи актом, подписанным лицами, производившими приемку товара.
Теперь — комментарии.
Что касается представителя иного незаинтересованного лица, то в таковом качестве может быть вызван:
а) компетентный представитель (представители) иного юридического лица, государственного контролирующего органа, выделенный по договоренности с руководителем (заместителем руководителя) этого юридического лица или органа;
б) компетентный представитель местного органа управления или самоуправления, выделенный с согласия этого органа;
Условия вызова и участия данных представителей регламентируются в п.п. 16—19 Положения.
Кроме того, для составления сертификата анализа, который может потребоваться при наличии в контракте усложненного претензионного порядка (речь о нем шла в статье “Подводные камни” внешнеторговых контрактов” — СиН № 8), необходимо также вызвать представителя независимой международной организации.
Отметим, что это должно быть сделано в том случае, если под сертификатом анализа будет пониматься именно сертификат анализа самой процедуры приемки либо сертификат анализа недостачи.
Следует особо отметить, что в соответствии с п. 12, 40 Положения в случае выявления недостачи товара, при необходимости составления двустороннего акта, вызов представителя продавца является обязательным, за исключением случаев, когда продавец выразил согласие на одностороннюю приемку товара покупателем.
Данное согласие может быть выражено в отдельном документе (например, письме на имя покупателя) либо включено непосредственно в договор поставки (в раздел, посвященный приемке товара по количеству и качеству).
Уведомление о вызове представителя продавца необходимо направить (передать) последнему по телеграфному, телетайпному, телефонному, факсимильному либо иному средству срочной связи не позднее 24 часов после обнаружения недостачи (п. 14 Положения).
В уведомлении о вызове представителя продавца указывается следующая информация (п. 13 Положения):
а) наименование товара, дата его отгрузки (отпуска), номера товарно-транспортных или приемо-сдаточных документов;
б) количество недостающего товара и его стоимость, характер недостачи (количество отдельных мест, внутритарная недостача в поврежденной таре и другие данные, подтверждающие недостачу);
в) состояние пломб;
г) время, на которое назначена совместная двусторонняя приемка товара по количеству и качеству.
После проведения совместной приемки с участием представителя продавца выявленная недостача товара, а также окончательные результаты приемки оформляются заключительным актом.
Содержание данного акта регламентировано в п. 52 Положения. В частности, в акте должны быть указаны:
а) реквизиты покупателя и продавца;
б) номер и дата заключения договора;
в) дата отправки товара из пункта отправления или со склада продавца;
г) общий вес товара (фактический и по документам), вес каждого тарного места, в котором обнаружена недостача (фактический, и по ярлыку, и на таре или упаковке);
д) точное количество недостающего товара и его стоимость;
е) заключение о причинах и месте образования недостачи;
ж) и др.
Заключительный акт должен быть подписан всеми должностными лицами, участвовавшими в приемке товара, и утвержден руководителем (его заместителем) фирмы-покупателя не позднее следующего дня после составления акта (п.п. 54, 55 Положения).
К акту прилагается ряд документов (п. 56 Положения). Это, в частности:
а) копии сопроводительных документов или ведомости сверки фактического наличия товара с данными, указанными в документах продавца;
б) пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;
в) акт о приостановлении приемки товара, составляемый для вызова представителя в случаях обнаружения недостачи;
г) и др.
В заключение отметим, что даже тщательный подбор контрагентов по договору поставки не всегда является гарантией того, что покупатель не столкнется с недостачей.
Поэтому еще до начала приемки товара лица, участвующие в ней, должны четко представлять себе схему действий в том случае, если реальное количество поставленного товара окажется меньше указанного в договоре.
Илья ЛАТЫШЕВ
В предыдущих статьях мы уже рассмотрели “подводные камни” внешнеэкономических договоров поставки и общие правила приемки товаров. Сегодня наш разговор пойдет о схеме действий покупателя в том случае, если приемка товара выявит его недостачу.
Анализ Положения о приемке товаров по количеству и качеству утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г. № 285, далее по тексту Положение, позволяет выделить следующую схему действий покупателя при обнаружении им во время приемки недостачи товара (для наглядности см. графическую схему в статье “Приемка товаров по количеству: основные моменты” — СиН № 9):
1. приостановить приемку, оформив это актом;
2. принять меры по обеспечению сохранности товара и предотвращению его смешения с иным однородным товаром;
3. вызвать для участия в приемке товара представителя продавца или иного незаинтересованного лица;
4. произвести приемку товара при участии представителя продавца, оформив факт выявленной недостачи актом, подписанным лицами, производившими приемку товара.
Теперь — комментарии.
Что касается представителя иного незаинтересованного лица, то в таковом качестве может быть вызван:
а) компетентный представитель (представители) иного юридического лица, государственного контролирующего органа, выделенный по договоренности с руководителем (заместителем руководителя) этого юридического лица или органа;
б) компетентный представитель местного органа управления или самоуправления, выделенный с согласия этого органа;
Условия вызова и участия данных представителей регламентируются в п.п. 16—19 Положения.
Кроме того, для составления сертификата анализа, который может потребоваться при наличии в контракте усложненного претензионного порядка (речь о нем шла в статье “Подводные камни” внешнеторговых контрактов” — СиН № 8), необходимо также вызвать представителя независимой международной организации.
Отметим, что это должно быть сделано в том случае, если под сертификатом анализа будет пониматься именно сертификат анализа самой процедуры приемки либо сертификат анализа недостачи.
Следует особо отметить, что в соответствии с п. 12, 40 Положения в случае выявления недостачи товара, при необходимости составления двустороннего акта, вызов представителя продавца является обязательным, за исключением случаев, когда продавец выразил согласие на одностороннюю приемку товара покупателем.
Данное согласие может быть выражено в отдельном документе (например, письме на имя покупателя) либо включено непосредственно в договор поставки (в раздел, посвященный приемке товара по количеству и качеству).
Уведомление о вызове представителя продавца необходимо направить (передать) последнему по телеграфному, телетайпному, телефонному, факсимильному либо иному средству срочной связи не позднее 24 часов после обнаружения недостачи (п. 14 Положения).
В уведомлении о вызове представителя продавца указывается следующая информация (п. 13 Положения):
а) наименование товара, дата его отгрузки (отпуска), номера товарно-транспортных или приемо-сдаточных документов;
б) количество недостающего товара и его стоимость, характер недостачи (количество отдельных мест, внутритарная недостача в поврежденной таре и другие данные, подтверждающие недостачу);
в) состояние пломб;
г) время, на которое назначена совместная двусторонняя приемка товара по количеству и качеству.
После проведения совместной приемки с участием представителя продавца выявленная недостача товара, а также окончательные результаты приемки оформляются заключительным актом.
Содержание данного акта регламентировано в п. 52 Положения. В частности, в акте должны быть указаны:
а) реквизиты покупателя и продавца;
б) номер и дата заключения договора;
в) дата отправки товара из пункта отправления или со склада продавца;
г) общий вес товара (фактический и по документам), вес каждого тарного места, в котором обнаружена недостача (фактический, и по ярлыку, и на таре или упаковке);
д) точное количество недостающего товара и его стоимость;
е) заключение о причинах и месте образования недостачи;
ж) и др.
Заключительный акт должен быть подписан всеми должностными лицами, участвовавшими в приемке товара, и утвержден руководителем (его заместителем) фирмы-покупателя не позднее следующего дня после составления акта (п.п. 54, 55 Положения).
К акту прилагается ряд документов (п. 56 Положения). Это, в частности:
а) копии сопроводительных документов или ведомости сверки фактического наличия товара с данными, указанными в документах продавца;
б) пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;
в) акт о приостановлении приемки товара, составляемый для вызова представителя в случаях обнаружения недостачи;
г) и др.
В заключение отметим, что даже тщательный подбор контрагентов по договору поставки не всегда является гарантией того, что покупатель не столкнется с недостачей.
Поэтому еще до начала приемки товара лица, участвующие в ней, должны четко представлять себе схему действий в том случае, если реальное количество поставленного товара окажется меньше указанного в договоре.
Илья ЛАТЫШЕВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2002 год в рубрике экономика