Есть ли выход из мусорного кризиса?
Каждый из нас вдыхает кислород, а выдохнуть норовит всякую гадость.
М. Жванецкий
Толчком к подготовке этого материала послужила серия статей в центральной прессе, посвященная заманчивой перспективе решения проблемы избавления от городских отходов с использованием технологии их раздельного (селективного) сбора. Так, в настоящее время в Гагаринском районе Москвы разместили на улицах 300 специализированных контейнеров, оборудованных под селективный (раздельный) сбор бумаги, жести и пластика. Если эксперимент себя оправдает, то подобные мусоросборники появятся по всей Москве.
Но оправдает ли? И самое для нас главное — как использовать этот опыт в рядовом белорусском или российском городе? И стоит ли использовать? Как нам искать выход из своего мусорного кризиса? Ведь сейчас любой город буквально утопает в мусоре. Более того, и вывозить его уже некуда — ведь городские свалки, расположенные, как правило, в черте города, переполнены. И их давно пора закрывать. А вывозить мусор на отдаленные полигоны городским властям не по карману. Да и полигоны эти тоже не безразмерны.
И все мы, пока того еще не очень замечая, сидим в глубокой яме. Мусорной. И с каждым годом увязаем в ней все глубже.
Для Минска острой экологической проблемой стали и бытовые, и промышленные отходы. Город “по шею” увяз в собственном мусоре. Экологи постоянно предупреждают: такая нечистоплотность в масштабах страны — это бомба замедленного действия, и часовой механизм ее уже заведен. Скоро рядом с Минском появится еще одна новая свалка, которая лет эдак через пять окажется в черте города. Специалисты относятся к этой перспективе по-разному, однако те, кто считает ее недопустимой, пока не могут предложить лучшего.
Одно “отрадно”: каждый наш город — далеко не исключение. Во всем мире города тонут в мусоре. Или, говоря по научному, в твердых бытовых отходах. Хотя и не такие уж они и твердые, бывают и полужидкие. И в большинстве случаев, извините, дурнопахнущие. Да и кто из нас не знает, как может пахнуть эта “экология”?
Давайте вдумаемся: ведь все то, что мы производим и потребляем, буквально все, рано или поздно оказывается на свалке. И чем лучше мы живем, чем больше и лучшего качества и в красивой упаковке товаров мы потребляем, тем больше мусора “производим”, тем больше растет свалка.
Но ведь свалка не резиновая, сжиматься не умеет. Зато у нее хорошо получается расширяться. И с каждым годом расположенные в черте города и уже давно переполненные свалки все больше и больше наступают на город. Со всеми вытекающими отсюда последствиями в смысле влияния на экологию. Что уж тут говорить о тех людях, которые живут с ними рядом?
Так что же делать?
Вот и давайте разберемся. Ведь раздельный сбор отходов не нов не только для многих стран, но и для самой Москвы. Не так давно он с треском провалился в таком “продвинутом” районе столицы России, как Зеленоградский, а до этого — и в ряде других районов. Так что же заставляет власти в который уже раз наступать на одни и те же грабли? Ведь в Москве есть и мусоросжигательные заводы, и мусоросортировочные станции, внедряются и нетрадиционные способы мусоропереработки.
Простейшее решение — вывозить мусор из города куда подалее. Но не получается. Ведь там, “где подалее”, тоже не слишком рады нашему мусору. И своего хватает. А безумное вздорожание топлива и большие расстояния делают такой путь решения проблемы тупиковым. Нет и не будет таких денег у города, слишком уж “золотым” становится при этом мусор. Да и чисто физически возить его скоро будет не на чем — парк городских машин-мусоровозов катастрофически сокращается, техника уже много лет работает за гранью полного износа. А ведь только один современный мусоровоз стоит не один десяток тысяч. И не рублей, а долларов. И обновить парк мусоровозов город также, естественно, не в силах. Вот-вот уже настанет тот день “Х”, когда последний мусоровоз не сможет выйти в рейс. И вот тогда город буквально утонет в мусоре, и та мусорная яма, с которой мы начали этот разговор, заполнится и перехлестнется через край.
Но ведь должен же быть хоть какой-то выход? Ведь проблема общая не только в нашем городе, но и во всей стране, во всем мире. И чем цивилизованнее город, тем острее эта проблема.
В принципе известны три возможных пути решения этого вопроса. В соответствии с ними городской мусор можно:
1) сжигать;
2) вывозить на свалку;
3) перерабатывать во что-то полезное.
Первый путь для нас неприемлем. Ведь мусоросжигательный завод стоит таких денег, которые для простого города кажутся не то что огромными, а астрономическими. Не будем называть даже примерную сумму — всего бюджета города не хватит. Все равно что метрополитен построить. Да и ущерб природе от работы мусоросжигательного завода такой, что мало не покажется. Внукам не расхлебать. Большинство цивилизованных стран, попробовав этот путь, начинают от него отказываться. Ведь во всем мире не научились еще сжигать мусор так, чтобы можно было полностью избавиться от вредных отходов, засоряющих окружающую среду (прежде всего — от диоксинов). Существующие же на Западе системы, которые вроде бы и позволяют решить эту проблему, настолько дороги, что ни о какой окупаемости их не может быть и речи.
Как вывозить мусор на свалку — мы уже обсудили выше. Большинство городов уже имеют богатый опыт реализации этого пути. К сожалению, опыт отрицательный.
Остается последнее: вспомнить, наконец, что каждая куча мусора является чуть ли не “золотым дном”. Ведь по большому счету мусор — это не отходы, а ценное сырье. Ведь все, буквально все, что в мире производится, рано или поздно оказывается на помойке. Сколько же в мусорном баке содержится полезных (более того, ценных!) составляющих.
Это такие компоненты, как бумага, картон, стеклобой, пластик, тряпье, черный металлолом (не говоря уже о цветных и драгоценных металлах, входящих в состав, например, радиодеталей). Надо только суметь это полезное из мусорного бака достать, рассортировать и переработать в товар, имеющий коммерческую ценность. И тогда не нужно будет искать деньги на разгребание наших мусорных куч — процесс будет самоокупаемым. Деньги-то, оказывается, лежат прямо под ногами!
Дело за малым — как это сделать? Как их поднять? Ведь при ближайшем рассмотрении не все оказывается так просто.
Для сбора подобных составляющих предназначены специализированные мусорные контейнеры, в которые сознательные граждане якобы и должны нести предварительно рассортированный у себя на кухне мусор.
А для того чтобы выбрать ценные компоненты из общих контейнеров, куда несознательные граждане валят все подряд, предназначены мусоросортировочные станции и мусоросортировочные заводы, куда эти отходы свозят перед тем, как отправить на окончательное захоронение или на мусоросжигательные заводы.
Таким образом, проблема вроде бы решается: из мусора выбирают фракции, представляющие коммерческий интерес (а это в идеале 50–70% от всего его объема), а оставшуюся часть прессуют и вывозят на полигон. В результате и деньги заработаны, и объем мусора для захоронения уменьшился в несколько раз. Поэтому возить этот небольшой объем можно достаточно далеко (и на захоронение, и на сжигание). Казалось бы — живи и радуйся.
Но не тут то было. На практике, оказывается, эта красивая и выгодная схема избавления от мусора трещит по всем швам. На первом этапе подавляющее большинство граждан отказывается проявлять сознательность и устанавливать у себя в малогабаритной кухне сразу несколько мусорных ведер (отдельно для бумаги, стекла, пластика... ), которые затем надо выносить и высыпать в отдельные специализированные контейнеры. На практике же все специализированные контейнеры мгновенно становятся общими для всех отходов.
Мусор же, который вывозят на сортировку из общих (и специализированных, но фактически ставших общими) контейнеров, с большим трудом поддается сортировке на мусоросортировочных станциях.
Тем не менее одними из первых такую попытку сделали в Москве. Решение для огромного мегаполиса казалось очевидным: большому городу — большие мусоросортировочные заводы. Но вот беда — оказалось, что на таком заводе можно добыть из поступающих гор мусора не более 5-10% полезного материала. И это при том, что изначально содержится его там, как неоднократно проверено, 50–70%! Так в чем же дело?
А ответ оказался простым. Ведь пока мусор полежит у дворника под мусоропроводом, пока перекочует в мусорный контейнер, пока полежит в этом контейнере несколько дней (и это в лучшем случае!) в ожидании мусоровоза, пока доедет до мусоросортировочного завода и дождется своей очереди.€За это время мусор успевает подгнить, перемешаться, еще раз подгнить.€И вот уже бумага и картон, которые могли бы стать макулатурой, превращаются в никуда не годную гнилую массу. Также промокает и сгнивает тряпье. Въедается грязь в полиэтилен. Стеклобой загрязняется так, что отмыть его становится проблемой. И так далее. И чем больше времени проходит от момента выбрасывания мусора населением до его сортировки, чем длиннее концы его перевозки, чем больше его трясут на ухабах — тем меньше полезного можно из него извлечь. Да еще на этом длинном пути отдельные предприимчивые граждане интенсивно растаскивают из отходов все то, что можно продать, сдать, обменять, пропить.
Короче говоря, при таком решении вопроса эффективность мусоросортировки приближается к нулю. А если учесть те огромные деньги, которые стоит сам мусоросортировочный завод, то вообще приходим к огромным убыткам. Так что выгоднее, оказывается, просто возить мусор на свалку. А самоокупаемостью процесса тут, оказывается, и не пахнет, и без огромных бюджетных дотаций просто не обойтись. Зато “хорошо пахнет” вокруг самой мусоросортировки. А это заставляет выносить мусоросортировочный завод за пределы города, что тянет за собой увеличение затрат на перевозку мусора, а это тянет за собой... В общем, опять тупик.
И, наконец, последнее. Во всем мире не научились еще сжигать мусор так, чтобы можно было полностью избавиться от вредных отходов, засоряющих окружающую среду (прежде всего — от диоксинов). Существующие же системы, которые вроде бы и позволяют решить эту проблему, настолько дороги, что ни о какой окупаемости их не может быть и речи.
Итак, картина складывается безрадостная, прямо скажем — тупиковая. Но выход из тупика вроде бы найден.
Павел ДАРУЛИС, Сергей РАСТИМЕШИН, МУП "Концерн — вторичные ресурсы"
Окончание следует
М. Жванецкий
Толчком к подготовке этого материала послужила серия статей в центральной прессе, посвященная заманчивой перспективе решения проблемы избавления от городских отходов с использованием технологии их раздельного (селективного) сбора. Так, в настоящее время в Гагаринском районе Москвы разместили на улицах 300 специализированных контейнеров, оборудованных под селективный (раздельный) сбор бумаги, жести и пластика. Если эксперимент себя оправдает, то подобные мусоросборники появятся по всей Москве.
Но оправдает ли? И самое для нас главное — как использовать этот опыт в рядовом белорусском или российском городе? И стоит ли использовать? Как нам искать выход из своего мусорного кризиса? Ведь сейчас любой город буквально утопает в мусоре. Более того, и вывозить его уже некуда — ведь городские свалки, расположенные, как правило, в черте города, переполнены. И их давно пора закрывать. А вывозить мусор на отдаленные полигоны городским властям не по карману. Да и полигоны эти тоже не безразмерны.
И все мы, пока того еще не очень замечая, сидим в глубокой яме. Мусорной. И с каждым годом увязаем в ней все глубже.
Для Минска острой экологической проблемой стали и бытовые, и промышленные отходы. Город “по шею” увяз в собственном мусоре. Экологи постоянно предупреждают: такая нечистоплотность в масштабах страны — это бомба замедленного действия, и часовой механизм ее уже заведен. Скоро рядом с Минском появится еще одна новая свалка, которая лет эдак через пять окажется в черте города. Специалисты относятся к этой перспективе по-разному, однако те, кто считает ее недопустимой, пока не могут предложить лучшего.
Одно “отрадно”: каждый наш город — далеко не исключение. Во всем мире города тонут в мусоре. Или, говоря по научному, в твердых бытовых отходах. Хотя и не такие уж они и твердые, бывают и полужидкие. И в большинстве случаев, извините, дурнопахнущие. Да и кто из нас не знает, как может пахнуть эта “экология”?
Давайте вдумаемся: ведь все то, что мы производим и потребляем, буквально все, рано или поздно оказывается на свалке. И чем лучше мы живем, чем больше и лучшего качества и в красивой упаковке товаров мы потребляем, тем больше мусора “производим”, тем больше растет свалка.
Но ведь свалка не резиновая, сжиматься не умеет. Зато у нее хорошо получается расширяться. И с каждым годом расположенные в черте города и уже давно переполненные свалки все больше и больше наступают на город. Со всеми вытекающими отсюда последствиями в смысле влияния на экологию. Что уж тут говорить о тех людях, которые живут с ними рядом?
Так что же делать?
Вот и давайте разберемся. Ведь раздельный сбор отходов не нов не только для многих стран, но и для самой Москвы. Не так давно он с треском провалился в таком “продвинутом” районе столицы России, как Зеленоградский, а до этого — и в ряде других районов. Так что же заставляет власти в который уже раз наступать на одни и те же грабли? Ведь в Москве есть и мусоросжигательные заводы, и мусоросортировочные станции, внедряются и нетрадиционные способы мусоропереработки.
Простейшее решение — вывозить мусор из города куда подалее. Но не получается. Ведь там, “где подалее”, тоже не слишком рады нашему мусору. И своего хватает. А безумное вздорожание топлива и большие расстояния делают такой путь решения проблемы тупиковым. Нет и не будет таких денег у города, слишком уж “золотым” становится при этом мусор. Да и чисто физически возить его скоро будет не на чем — парк городских машин-мусоровозов катастрофически сокращается, техника уже много лет работает за гранью полного износа. А ведь только один современный мусоровоз стоит не один десяток тысяч. И не рублей, а долларов. И обновить парк мусоровозов город также, естественно, не в силах. Вот-вот уже настанет тот день “Х”, когда последний мусоровоз не сможет выйти в рейс. И вот тогда город буквально утонет в мусоре, и та мусорная яма, с которой мы начали этот разговор, заполнится и перехлестнется через край.
Но ведь должен же быть хоть какой-то выход? Ведь проблема общая не только в нашем городе, но и во всей стране, во всем мире. И чем цивилизованнее город, тем острее эта проблема.
В принципе известны три возможных пути решения этого вопроса. В соответствии с ними городской мусор можно:
1) сжигать;
2) вывозить на свалку;
3) перерабатывать во что-то полезное.
Первый путь для нас неприемлем. Ведь мусоросжигательный завод стоит таких денег, которые для простого города кажутся не то что огромными, а астрономическими. Не будем называть даже примерную сумму — всего бюджета города не хватит. Все равно что метрополитен построить. Да и ущерб природе от работы мусоросжигательного завода такой, что мало не покажется. Внукам не расхлебать. Большинство цивилизованных стран, попробовав этот путь, начинают от него отказываться. Ведь во всем мире не научились еще сжигать мусор так, чтобы можно было полностью избавиться от вредных отходов, засоряющих окружающую среду (прежде всего — от диоксинов). Существующие же на Западе системы, которые вроде бы и позволяют решить эту проблему, настолько дороги, что ни о какой окупаемости их не может быть и речи.
Как вывозить мусор на свалку — мы уже обсудили выше. Большинство городов уже имеют богатый опыт реализации этого пути. К сожалению, опыт отрицательный.
Остается последнее: вспомнить, наконец, что каждая куча мусора является чуть ли не “золотым дном”. Ведь по большому счету мусор — это не отходы, а ценное сырье. Ведь все, буквально все, что в мире производится, рано или поздно оказывается на помойке. Сколько же в мусорном баке содержится полезных (более того, ценных!) составляющих.
Это такие компоненты, как бумага, картон, стеклобой, пластик, тряпье, черный металлолом (не говоря уже о цветных и драгоценных металлах, входящих в состав, например, радиодеталей). Надо только суметь это полезное из мусорного бака достать, рассортировать и переработать в товар, имеющий коммерческую ценность. И тогда не нужно будет искать деньги на разгребание наших мусорных куч — процесс будет самоокупаемым. Деньги-то, оказывается, лежат прямо под ногами!
Дело за малым — как это сделать? Как их поднять? Ведь при ближайшем рассмотрении не все оказывается так просто.
Для сбора подобных составляющих предназначены специализированные мусорные контейнеры, в которые сознательные граждане якобы и должны нести предварительно рассортированный у себя на кухне мусор.
А для того чтобы выбрать ценные компоненты из общих контейнеров, куда несознательные граждане валят все подряд, предназначены мусоросортировочные станции и мусоросортировочные заводы, куда эти отходы свозят перед тем, как отправить на окончательное захоронение или на мусоросжигательные заводы.
Таким образом, проблема вроде бы решается: из мусора выбирают фракции, представляющие коммерческий интерес (а это в идеале 50–70% от всего его объема), а оставшуюся часть прессуют и вывозят на полигон. В результате и деньги заработаны, и объем мусора для захоронения уменьшился в несколько раз. Поэтому возить этот небольшой объем можно достаточно далеко (и на захоронение, и на сжигание). Казалось бы — живи и радуйся.
Но не тут то было. На практике, оказывается, эта красивая и выгодная схема избавления от мусора трещит по всем швам. На первом этапе подавляющее большинство граждан отказывается проявлять сознательность и устанавливать у себя в малогабаритной кухне сразу несколько мусорных ведер (отдельно для бумаги, стекла, пластика... ), которые затем надо выносить и высыпать в отдельные специализированные контейнеры. На практике же все специализированные контейнеры мгновенно становятся общими для всех отходов.
Мусор же, который вывозят на сортировку из общих (и специализированных, но фактически ставших общими) контейнеров, с большим трудом поддается сортировке на мусоросортировочных станциях.
Тем не менее одними из первых такую попытку сделали в Москве. Решение для огромного мегаполиса казалось очевидным: большому городу — большие мусоросортировочные заводы. Но вот беда — оказалось, что на таком заводе можно добыть из поступающих гор мусора не более 5-10% полезного материала. И это при том, что изначально содержится его там, как неоднократно проверено, 50–70%! Так в чем же дело?
А ответ оказался простым. Ведь пока мусор полежит у дворника под мусоропроводом, пока перекочует в мусорный контейнер, пока полежит в этом контейнере несколько дней (и это в лучшем случае!) в ожидании мусоровоза, пока доедет до мусоросортировочного завода и дождется своей очереди.€За это время мусор успевает подгнить, перемешаться, еще раз подгнить.€И вот уже бумага и картон, которые могли бы стать макулатурой, превращаются в никуда не годную гнилую массу. Также промокает и сгнивает тряпье. Въедается грязь в полиэтилен. Стеклобой загрязняется так, что отмыть его становится проблемой. И так далее. И чем больше времени проходит от момента выбрасывания мусора населением до его сортировки, чем длиннее концы его перевозки, чем больше его трясут на ухабах — тем меньше полезного можно из него извлечь. Да еще на этом длинном пути отдельные предприимчивые граждане интенсивно растаскивают из отходов все то, что можно продать, сдать, обменять, пропить.
Короче говоря, при таком решении вопроса эффективность мусоросортировки приближается к нулю. А если учесть те огромные деньги, которые стоит сам мусоросортировочный завод, то вообще приходим к огромным убыткам. Так что выгоднее, оказывается, просто возить мусор на свалку. А самоокупаемостью процесса тут, оказывается, и не пахнет, и без огромных бюджетных дотаций просто не обойтись. Зато “хорошо пахнет” вокруг самой мусоросортировки. А это заставляет выносить мусоросортировочный завод за пределы города, что тянет за собой увеличение затрат на перевозку мусора, а это тянет за собой... В общем, опять тупик.
И, наконец, последнее. Во всем мире не научились еще сжигать мусор так, чтобы можно было полностью избавиться от вредных отходов, засоряющих окружающую среду (прежде всего — от диоксинов). Существующие же системы, которые вроде бы и позволяют решить эту проблему, настолько дороги, что ни о какой окупаемости их не может быть и речи.
Итак, картина складывается безрадостная, прямо скажем — тупиковая. Но выход из тупика вроде бы найден.
Павел ДАРУЛИС, Сергей РАСТИМЕШИН, МУП "Концерн — вторичные ресурсы"
Окончание следует
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2002 год в рубрике жкх