Жилье-2002

В соответствии с Программой социально-экономического развития республики Беларусь на 2001–2002 годы жилищное строительство остается одним из главных приоритетов. В текущем году согласно Указу Президента Республики Беларусь от 8.11.2001 г. №640 “Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год” должно быть введено в эксплуатацию 2,5–3,0 млн кв. метров общей площади жилья (в 2001 году при задании 2,75–3,0 млн кв. метров введено в действие 3,024 млн кв. метров, или 100,8% к максимальному заданию).

Постановлением Правительства от 11.02.2002 №196 установлены конкретные задания по областям, по г.Минску, республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям по строительству жилья. Как и прежде, поставлена задача в сельской местности возвести не менее 30 процентов жилья от общего задания (за 2001 год этот показатель составил 31 процент).
Определены и поквартальные параметры ввода в эксплуатацию жилья: в I квартале — 17%, в первом полугодии — 40% и за 9 месяцев — 70% годового объема.
Постановлением Совета Министров определены расчетные показатели финансирования жилищного строительства по регионам и источникам финансирования. Всего на финансирование основной программы (2,7 млн кв. метров) требуется 900,9 млрд рублей. Планируется, что эти потребности на 54,4% будут покрыты средствами населения (490 млрд рублей), на 14,6% — льготными кредитами (132 млрд рублей), на 13,5% — средствами предприятий и организаций, включая займы и инновационные фонды (121,8 млрд рублей), на 32,1% — средствами консолидированного бюджета (289,2 млрд рублей), в том числе на 12,5% — средствами местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов (112,3 млрд рублей).
Согласно Закону “О бюджете Республики Беларусь на 2002 год” указанные жилищно-инвестиционные фонды образуются наряду с местными целевыми бюджетными фондами стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, целевым сбором на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда областными и Минским городским Советами депутатов за счет уплаты всеми юридическим лицами (кроме освобожденных в соответствии с Законом от этих оплат) единых платежей в размере 2,5% выручки от реализации продукции, работ, услуг. С указанных платежей на формирование бюджетных жилищно-инвестиционных фондов направляется 20% поступивших средств.
Средства местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов разрешено использовать на:
предоставление займов (кредитов) гражданам, а также юридическим лицам и их обособленным подразделениям, занимающимся предпринимательской деятельностью по производству продукции растениеводства, животноводства, рыболовства и пчеловодства, осуществляющим строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки в соответствии с законодательством;
строительство жилых помещений в колхозах и совхозах в размере не менее 30%.
Минскому городскому Совету депутатов предписано направлять 70% средств данного фонда на предоставление займов (кредитов) гражданам, а также юридическим лицам, осуществляющим строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки. 30% средств направляется в соответствующие фонды областей (по 5% в каждый) для финансирования строительства жилья в сельской местности.
Правительством также рекомендовано облисполкомам и Минскому горисполкому направлять часть средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов на предоставление займов (кредитов) военнослужащим и работникам милиции, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилых помещений.
Как и прежде, на финансирование строительства жилья и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры будут направляться средства инновационных фондов, часть средств, предусмотренных на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС, а также субвенции и субсидии для строительства жилья отдельным категориям граждан, имеющим по закону льготы на получение жилья и право на государственную поддержку при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья в собственность.
В республике целенаправленно продолжается работа по развитию внебюджетного финансирования жилищного строительства. Наряду с использованием таких традиционных форм, как долевое строительство, муниципальные жилищные займы и др., будут создаваться новые формы финансирования жилищного строительства. В частности, Минский облисполком с участием заинтересованных уже приступил к организации проведения в текущем году в г.Жодино эксперимента по отработке новых форм внебюджетного финансирования строительства на региональном уровне.
Особая задача — снижение стоимости жилищного строительства. В отличие от прошлых лет, во втором полугодии 2001 года кв. метр общей площади строящегося жилья не дорожал, а, наоборот, снижался, даже при наличии инфляции. Во исполнение решений Президента Республики Беларусь и Совета Министров о снижении стоимости жилищного строительства на 10%, Минстройархитектуры совместно с облисполкомом и Минским горисполкомом утверждены региональные дифференцированные предельные стоимости 1 кв. м общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой. Снижена на 30% стоимость предпроектных и проектных работ, услуг по выдаче технических условий, экспертизе проектов, сумм отчислений на содержание службы заказчика и органов стройнадзора.
В текущем году будет продолжена работа по реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих снижение стоимости жилищного строительства на 10% на всех уровнях инвестиционного процесса, в том числе в смежных отраслях, организации которых осуществляют выпуск оборудования и комплектующих изделий для жилищного строительства.
Важное место в программе жилищного строительства на 2002 год отводится возведению жилья в сельской местности, где должно быть введено в действие 750–900 тыс. кв. метров, или 30% от общего объема. Такой подход обуславливается не только количеством состоящих на квартирном учете в сельской местности граждан (в 2001 году — 25,4 тыс. семей) и наличием жилищного фонда, но и уровнем развития производственных мощностей агропромышленного комплекса, потребностью в трудовых ресурсах, необходимостью улучшения демографической ситуации на селе и вывода сельского хозяйства из кризисного состояния.
По поручению Правительства в 2001 году Минсельхозпродом с участием заинтересованных было проанализировано состояние жилищного строительства и обеспеченности жильем сельских жителей, и на основе этого разработаны и утверждены региональные комплексные схемы обеспечения жильем сельских жителей в 2001–2005 годах. С учетом этих схем на местах будут утверждаться конкретные графики строительства (реконструкции) и финансирования жилых домов. В целом же должно быть обеспечено строительство (реконструкция) жилых домов, покупка и ремонт пустующих домов (квартир) на селе из расчета не менее 5 домов (квартир) в каждой сельскохозяйственной организации.
В 2002 и в ближайшие годы одним из основных направлений улучшения жилищных условий должно стать также эффективное использование существующего жилищного фонда, прежде всего — реконструкция, модернизация и капитальный ремонт эксплуатируемых зданий, вовлечение в оборот и использование по целевому назначению пустующих жилых помещений. Таким образом в дальнейшем должен быть исключен односторонний подход к решению жилищной проблемы только путем наращивания объемов нового жилищного строительства.
Низкий уровень капитального ремонта жилищного фонда (в 2001 году его объем к уровню 1990 года составил всего лишь 55,6%) ведет к увеличению межремонтных сроков жилья, росту затрат на его текущее содержание и увеличению площади ветхого и аварийного жилья (в 2001 году его объем возрос до 660 тыс. кв. м).
Поэтому в целях активизации работы по эффективному использованию существующего жилищного фонда постановлением Правительства впервые доводится задание в разрезе областей и г.Минска по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов после капитального ремонта (343 тыс. кв. метров) и за счет реконструкции (28,35 тыс. кв. метров). При выполнении этой задачи будет обеспечен рост объемов капитального ремонта жилья по отношению к объемам нового жилищного строительства с 9,2 до 11–12% (в 1990 году этот показатель составлял 11,5%).
В рамках реализации программы жилищного строительства и региональных комплексных схем обеспечения жильем сельских жителей особое внимание должно быть уделено улучшению жилищных условий малообеспеченных семей, молодежи, а также проживающим в сельской местности работникам здравоохранения, образования, культуры, инвалидам, молодым специалистам, военнослужащим и некоторым другим группам населения.
Учитывая возможность выполнения программы жилищного строительства, заданий по реконструкции жилищного фонда в деле создания условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности реального сектора экономики, постановлением Правительства возложена персональная ответственность за обеспечение выполнения указанных заданий на министра архитектуры и строительства, председателей облисполкомов и Минского горисполкома.
Виктор САВИЦКИЙ,ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2002 год в рубрике жилищное строительство

©1995-2024 Строительство и недвижимость