ЖКХ

Россияне подводят итоги

В Госстрое России прошло заседание коллегии с повесткой дня "0б итогах работы строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства России в 2001 году и основных задачах на 2002 год". Докладчик председатель Госстроя России Анвар Шамузафаров отметил, что ушедший год был для всех трудным, но в целом успешным.

Лучше, чем в предыдущие годы, подготовлен запас топлива для работы ЖКХ в зимних условиях, преодолен спад объемов жилищного строительства. Ключевым вопросом в минувшем году являлось осуществление жилищно-коммунальной реформы, формирование эффективных рыночных отношений, влияющих на повышение качества и доступность для населения жилищно-коммунальных услуг. Повышение эффективности функционирования ЖКХ тесно увязывалось, во-первых, и в основном с мерами адресной социальной поддержки малоимущих споев населения, а также с расширением предоставляемых прав, то есть возможностью потребителям осуществлять оплату в зависимости от объема и качества услуг ЖКХ, но одновременно возлагалась ответственность на собственников и нанимателей жилья.

За счет совместных действий Госстроя России, субъектов РФ, муниципальных образований по выполнению решений правительства изменилась структура оплаты расходов на жилищно-коммунальные услуги. Стоимость услуг ЖКХ, предоставленных населению, составила за 2001 год 360 млрд рублей, или 47,7 процента предоставленных услуг, а бюджетами всех уровней - 35,5 процента. Не профинансировано никем 60,3 млрд рублей. Кроме того, за счет перекрестного субсидирования оплачены услуги, предоставленные населению, - примерно 7,2 процента от общей стоимости всех услуг.

Важнейшим инструментом осуществления реформы является ежегодное утверждение правительства РФ федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Федеральный стандарт уровня оплаты услуг гражданами в прошедшем году был принят в размере 80 процентов от их стоимости. В среднем уровень оплаты услуг гражданами составил 71 процент.

В течение года доля оплаты ЖКХ выросла с 39 до 48 процентов. Прирост в 2001 году среднегодового уровня оплаты услуг населением по муниципальным образованиям составил 9 процентов. Это позволило получить дополнительно свыше 52 млрд рублей. С учетом инфляционной составляющей удалось получить 30 млрд рублей за счет оплаты этих услуг высокодоходными категориями населения. Малоимущие слои населения, как сказал докладчик, достаточно спокойно реагировали на увеличение платежей по услугам ЖКХ, так как в среднем в целом по стране доходы граждан росли быстрее расходов на жилищно-коммунальные услуги. По данным Госкомстата, в России количество семей, которые обратились за субсидиями в 2001 году, не увеличилось и осталось на уровне 8 процентов.

Уменьшилось недофинансирование ЖКХ и теперь составляет 16,8 процента от общего объема необходимых средств против 20 процентов в 2000 году.

К сожалению, это уменьшение недофинансирования не произошло таким, каким ожидалось из-за роста платежей населения, платежей федерального бюджета .С другой стороны, анализ итогов 2001 года показал, что в сопоставимых ценах финансирования затрат по услугам ЖКХ населению консолидированными бюджетами субъектов РФ муниципальных образований снижено в целом по стране на 10 процентов по сравнению с 2000 годом. Так, в Кировской области - на 21,7 процента, в Республике Карелия - на 18,5 процента, Сахалинской области - 14,5, в Курганской области - на 7,5 процента (цифры в сопоставимых ценах). Это следует считать очень опасной тенденцией, ведь население платит за услуги ЖКХ все больше, а качество услуг может не улучшаться из-за сокращения финансирования из региональных и муниципальных бюджетов. Этого нельзя допускать.

В целом для решения проблем ЖКХ в 2001 году был использован беспрецедентный для последних лет административно-политический ресурс.

Госстрой России с июня 2001 года и по настоящее время на регулярной основе два раза в месяц проводит селекторные совещания с участием 89 субъектов РФ. Одновременно на каждом селекторном совещании проводилась работа по углублению реформы ЖКХ, по выполнению федеральных стандартов уровня платежей населения.

По результатам этой оперативной работы готовились решения правительства по оказанию помощи субъектам федерации в решении острых проблем.

В результате принятых мер коммунальное хозяйство страны вошло в зиму с относительно высокими показателями готовности. По запасам топлива в среднем в России показатель выше, чем в 2000 году. В 80 субъектах запасы топлива были на уровне нормативных. Резко снизилось количество случаев отключения подачи тепловой энергии из-за отсутствия топлива. Вместе с тем с начала отопительного периода на объектах жилищно-коммунального комплекса произошло 140 крупных аварий с отключением жилищного фонда и объектов социальной сферы.

Из нерешенных проблем самой главной является проблема недофинансирования ЖКХ - 60,3 млрд рублей. Для преодоления этого положения надо ввести пятый федеральный стандарт - стандарт обеспечения стопроцентного текущего финансирования услуг ЖКХ, предоставленных населению. При этом стопроцентное финансирование должно производиться с использованием всех источников.

Другая проблема - увеличение подлежащего сносу ветхого аварийного жилищного фонда с износом более 70 процентов. В настоящее время он составляет 4 процента от общей площади жилфонда России.

Для решения этих проблем правительством были принята федеральная целевая программа "Жилище". В бюджете 2002 года предусмотрена возможность предоставления субсидий малоимущим семьям.

С целью привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в жилищно-коммунальную сферу правительство РФ приняло решение о займе МБРР на реконструкцию систем городского теплоснабжения (9 городов) и городского водоснабжения и канализации (14 городов) на общую сумму 207,5 млн долларов США. Конечными заемщиками являются муниципальные образования и коммунальные предприятия.

Продолжается работа с Европейским банком реконструкции и развития о выделении в том числе и кредита на модернизацию объектов жилищно-коммунального комплекса. И в том, и в другом случае средства выделяется только тем регионам, муниципалитетам и предприятиям, которые проявляют наибольшую активность в проведении реформ. Продолжается подготовка к реализации российско-французского проекта по привлечению инвестиций в модернизацию систем водоснабжения российских городов, а также привлечение крупнейших французских компаний к управлению на концессионной основе предприятиями коммунального хозяйства.

Госстрой подготовил пакет законопроектов о развитии конкуренции в жилищном хозяйстве - закон о концессиях в ЖКХ, поправки в старый Жилищный кодекс, редакцию нового Жилищного кодекса, другие документы.

В 2003-2004 годах будет проводиться приемка в эксплуатацию только тех домов, которые будут оснащены поквартирными счетчиками учета подачи воды, тепла и газа. Для этого сейчас делаются дополнения в нормативную базу.

Индивидуальные теплоузлы

Муниципальное предприятие АО "Rigas Siltums", продолжая реализацию плана по модернизации системы теплоснабжения латвийской столицы, объявила международный конкурс на поставку 600 индивидуальных теплоузлов. Размер заказа оценен почти в 2 млн евро. Как сообщил заведующий информационным отделением предприятия Андрис Спрогис, после принятия мэрией решения о ликвидации в Риге системы централизованного теплоснабжения было установлено 3008 индивидуальных теплоузлов, позволяющих сократить затраты на тепло примерно на 30 процентов. Всего в Риге 7500 домов, где потенциально можно разместить теплоузлы.

Экспорт электроэнергии

Как сообщалось в латвийской прессе, литовская энергетическая компания "Lietuvos energija" (LE) в 2001 году экспортировала электроэнергии на 181 процент больше, чем в 2000 году. Больше всего экспортировано в Беларусь - 2055 млрд кВт/ч (в 2000 г. - 717 млн) и Латвию - 1109 млрд кВт/ч, Калининградскую область - 820 млн кВт/ч.

В этом году Игналинская АЭС по заявкам LЕ собирается выработать около 5,7 млрд кВт/ч, а продать литовским потребителям не менее 5,5 млрд кВт/ч. Игналинская АЭС вырабатывает свыше 70 процентов всей электроэнергии Литвы.

Площади под застройку

На территории Москвы остаются резервы площадей, на которых можно построить около 70 млн квадратных метров жилья. Об этом заявил первый заместитель мэра в правительстве города, глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Если исходить из обычных за последние годы темпов строительства жилья в Москве по 3,5 млн квадратных метров в год с учетом увеличения в 2001 году до 4,2 млн м 2, этого должно хватить для загрузки стройкомплекса столицы еще на 15-20 лет.

Среди резервов площадей под застройку - городские неугодья, в частности,12 городских свалок, которые московские власти намерены ликвидировать. На их месте можно возвести 1 млн м 2 жилья.

Сколько стоит киловатт

США и Китай давно сделали выбор в пользу атомной энергетики. Франция, к примеру,75 процентов электроэнергии производит на АЭС, Япония - 35, Россия - только 15 процентов. Помешал Чернобыль и характер реформ, толкнувший страну на путь затратной экономики, пожирающий стратегические запасы сырья.

Два года назад в России начался рост производства электроэнергии на АЭС, и атомная энергетика стала первой отраслью, которая вышла на дореформенный уровень производства.

Правительство одобрило стратегию развития отрасли до 2020 года, и эта реформа позволит преодолеть системный кризис в экономике, производя до 30 процентов электроэнергии на АЭС.

Преимущество атомной энергетики - относительная дешевизна производства. Так, себестоимость электроэнергии на мазутных станциях без инвестиционной составляющей обходится 73 копейки за один кВт, на АЭС - около 20 копеек.

В 2020 году себестоимость производства на ТЭС будет составлять 3 цента, а на АЭС - около 1,8. Тарифы АЭС выше только тарифов гидростанций.

Тенденции таковы: электроэнергия, получаемая от сжигания газа и угля, будет дорожать и сокращаться, а продукция атомных станций расти - с вводом новых мощностей АЭС и дешеветь. Согласно энергетической стратегии выработка электроэнергии атомными станциями должна идти с темпом прироста 5 процентов в год.

Из-за холодного климата цена топливной составляющей в российских товарах намного выше, чем в зарубежных. Вот почему повышение эффективности использования топливных ресурсов методом замещения доли органического топлива для снижения стоимости электрической и тепловой энергии - одна из приоритетных задач государства.

В рамках реформы

В Брянской области возросла стоимость одного кубического метра воды, отпускаемой районным инженерным сетям. Это повышение прошло в соответствии с решением областного комитета по ценам в рамках реформы ЖКХ. Насколько именно выросли из-за этого тарифы для населения в каждом районе области, решается индивидуально (в среднем рост составляет 30 процентов). При этом доля платежей населения составляет 55-65 процентов от полной стоимости упомянутой услуги. Правда, исключение необоснованных расходов предприятий, оказывающих водо-канализационные услуги, и сокращение перекрестного субсидирования населения позволило несколько снизить цены для бюджетных, промышленных и приравненных к ним потребителей. Так, в 8 районах тарифы для них остались на прежнем уровне, в трех районах достигнуто снижение, а в остальных рост составил от 4 до 30 процентов.

Вода - по ночам

Воронежец Валентин Ваулин под гнетом бытовых неурядиц пренебрег житейской истиной - с сильным не борись, а с властью не судись и выиграл судебный процесс у муниципального предприятия "Воронежводоканал". Дело в том, что многие годы он аккуратно, до полной стоимости оплачивал все коммунальные счета, а водой мог пользоваться только по графику"Водоканала" - глухой ночью. На жалобы получал отписки. Под шумом о коммунальной реформе отчаявшийся жилец и решил восстановить справедливость.

Суд присудил предприятию возместить ущерб в размере 920 рублей. Сумма, конечно, небольшая, но сам Ваулин считает, что важна не столько она, сколько принцип.
К тому же обеспокоенные судебным прецедентом власти обещают существенно улучшить водоснабжение города.

Мусор по-европейски

На северо-востоке Эстонии открылась отвечающая всем европейским требованиям свалка стоимостью 27 млн крон и площадью 2,33 гектара. Ее сооружение длилось свыше полутора лет. В Эстонии работают уже две отвечающие европейским нормативам свалки.

Дом из... стеклотары

Александр Афанасьев, житель поселка Веселый Ростовской области, по-особому чуток к "выстрелам" из бутылок с шампанским. Три года назад он принялся сооружать стеклянный дом, на который ушло 20 тысяч бутылок - в основном из-под шампанского. Таким образом он решал свою жилищную проблему - взамен обветшавшего, сложенного из самана маминого домика.

Для кирпича не было средств. Обходил свалки,"культурные" места вдоль живописной реки Маныч, поселковые кафе. Собирал не только бутылки, но и куски арматуры, стекловаты и многое другое. Само строительство длилось два года. Стены собирались из крупных блоков, в которых бутылки, лежащие донышками наружу, были намертво сцементированы бетоном и арматурой. Каждую из бутылок мастер закрывал пробкой. В итоге получался "стеклопакет", не пропускающий тепло. Красивый и прочный особняк весьма экономный: даже в самый сильный мороз печку в нем растапливают раз в три дня - иначе не выдержать жары.

Не упустить шанс

Город Вильнюс в рейтинге европейских городов-столиц причислен к категории Baltic City. Правда, не исключена возможность попасть в категорию European City, для чего необходимо принимать участие в различных международных проектах.

Эксперты международной организации по определению рейтингов европейских городов Vision and Strategies Around the Baltic Sea считают, что у литовцев не должно быть иллюзий относительно того, что будто бы Вильнюс на европейской карте занимает исключительное, стратегическое место.

Вильнюс и Таллинн, как впрочем, и Клайпеду, они причисли к Baltic City, a вот Ригу, Варшаву и Минск - к европейской категории городов. Словом, Вильнюсу надо не только конкурировать за влияние в регионе, но и участвовать в совместных проектах с ближайшими столицами.

Реакция мэра Вильнюса Артураса Зуокаса: "Сегодня необходимо ориентироваться на естественную ось Вильнюс-Минск, Вильнюс-Рига, Вильнюс-Варшава".

На поквартирном отоплении

Одной из основных забот Псковской областной администрации стали вопросы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве.

Область постепенно переходит на использование более эффективных видов топлива, в частности, газа, древесины, биотоплива, одним из видов которого является торф.

Большой эффект дает внедрение поквартирного отопления, которое сейчас ведется в городах области. Основная задача администрации в сфере жилищно-коммунального хозяйства - поддержание в нормальном состоянии инфраструктуры.

Если проблемы с теплоснабжением здесь в основном решены, то трудным вопросом является водоснабжение, поскольку в Пскове сложные характеристики воды при открытом водозаборе. Реформирование ЖКХ проходит таким образом, что расчеты по закупкам газа и электроэнергии ведутся в основном централизованно из областного бюджета и потому перебоев в поставке топлива или электро-, газоснабжении нет. Особо острый вопрос - расчеты с населением. Жители не способны платить столько, сколько реально стоят коммунальные услуги. В связи с этим в области активно внедряется система адресной помощи - субсидий.Подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2002 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость