Для чего нужна Жилищно-коммунальная инспекция
Следует отметить, что несмотря на определенную работу, проведенную в последние годы по упорядочению и обновлению законодательства об административных правонарушениях, действующий Кодекс об административных правонарушениях еще далеко не в полной мере учитывает результаты изменения правоотношений и их регулирования, предусмотренные в новых Гражданском и Жилищном кодексах, Законе о совместном домовладении и других законодательных актах.
Возникновение новых правоотношений обусловлено, в частности, массовой приватизацией жилищного фонда, введением институтов субсидирования, предоставления займов организациями и льготных банковских кредитов при строительстве (реконструкции) и приобретении жилых помещений, формированием рынка жилья и других объектов недвижимости.
Наряду с сохранением в Кодексе об административных правонарушениях очевидных архаизмов (например, таких как правонарушения типа "вывешивание на балконах и лоджиях в дневное время белья..." - ст. 143 КоАП) в нем отсутствует немало имеющих место на практике и требующих адекватного воздействия (и предупреждения их возникновения) правонарушений.
К таким правонарушениям могут быть отнесены:
нарушение установленного порядка отнесения граждан к категории имеющих право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения. (Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2000 года № 1955, определено, что кроме среднемесячного совокупного дохода на каждого члена семьи при отнесении граждан к категории имеющих право на получение государственной поддержки должно учитываться и имущественное положение. В частности, стоимость учитываемого для этих целей имущества не должна превышать: для получения субсидии - стоимости квартиры типовых потребительских качеств; для получения льготного кредита - двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи.
Как следует из обращений граждан в республиканские органы и средства массовой информации, местными исполнительными и распорядительными органами, а также банковскими учреждениями во многих случаях стоимость имущества не учитывается вообще или учитывается не в полной мере. Налицо не только нарушение принципа социальной справедливости, но и явное пренебрежение нормами действующего законодательства);
нарушение установленного порядка предоставления одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. (На практике имеют место случаи нарушения очередности исходя из времени постановки семей на квартирный учет, незаконного включения в списки на получение субсидий и льготных кредитов, отказа без аргументированных и законных оснований в предоставлении субсидий и кредитов, отказа в совместном предоставлении субсидий и льготных кредитов льготным категориям граждан, задержек перечисления средств на финансирование строительства жилья и другие. Кстати, в ст. 45 проекта новой редакции Жилищного кодекса, определяющей виды правонарушений, за которые в области жилищных отношений предусматривается ответственность, содержится норма об ответственности за нарушение порядка выдачи льготных кредитов, но в то же время отсутствует норма об ответственности за нарушение порядка предоставления одноразовых безвозмездных субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений);
нарушение порядка приобретения в частную собственность жилых помещений (приватизация занимаемого по договору найма жилья в государственном жилищном фонде, купля-продажа жилых помещений, долевое участие физических и юридических лиц в строительстве жилья и др.);
действия граждан и должностных лиц, связанные с ограничением прав собственности (включая право владения, пользования и расширения) на жилые помещения;
использование жилых помещений не по назначению (размещение в жилых помещениях офисов, контор, складов, мастерских, торговых точек и т.д.);
не предоставление доступа в жилое помещение при аварийных и других чрезвычайных обстоятельствах в целях спасения жизни и сохранения здоровья граждан и их имущества;
самоуправство в реализации жилищных интересов, повлекшее ущемление законных прав и интересов других граждан и организаций;
нарушение прав временно отсутствующих граждан в месте постоянного проживания;
нарушение права на неприкосновенность жилища.
Предусмотренные действующим законодательством санкции за административные правонарушения налагаются специально уполномоченными органами и должностными лицами. В проектировании и строительстве - это органы государственного управления архитектурной и градостроительной деятельностью, органы государственного строительного надзора, в области использования и охраны земель - органы по земельным ресурсам, землеустройству, геодезии и картографии.
Должностным лицам указанных органов предоставлено право не только составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать штрафы, но и, что не менее важно (а, может, и более важно для воспитания правомерного поведения), давать предписания по устранению нарушений законодательства, требований нормативно-технической документации.
Вместе с тем несмотря на значительное расширение и возникновение новых правоотношений в области жилищных прав граждан и жилищно-коммунального хозяйства в республике отсутствует специально уполномоченный орган по надзору за соблюдением законодательства в этой сфере деятельности. Таким органом могла бы стать Жилищно-коммунальная инспекция, предложения о создании которой вносились Минжилкомхозом в 1996 году, однако по ряду причин не были приняты.
Актуальность создания такого органа, по мнению Минжилкомхоза, обусловлена существенным увеличением после принятия законов "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь", "О совместных домовладениях" и дальнейшим наращиванием удельного веса индивидуальных и коллективных субъектов собственности в жилищной сфере. Развитие негосударственных форм собственности вызывает необходимость усиления контроля за соблюдением законодательства субъектами хозяйствования в жилищно-коммунальном секторе экономики.
Это тем более важно еще и потому, что значительная доля жилищного фонда и объектов коммунального назначения находится в хозяйственном распоряжении различных министерств, других органов государственного управления, концернов, объединений, предприятий и организаций.
Главная цель создания такой инспекции видится в защите жилищных прав граждан, осуществлении надзора за эксплуатацией жилищного-фонда и объектов коммунального назначения, а также в защите прав всех потребителей жилищно-коммунальных услуг независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Жилищно-коммунальная инспекция могла бы взять на себя выполнение следующих функций:
контроль за разработкой, совершенствованием и изданием нормативно-правовых актов по вопросам использования, содержания и ремонта жилых домов и объектов коммунального назначения;
контроль за соблюдением законодательства при осуществлении учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилых помещений или государственной поддержки для строительства (реконструкции) или покупки жилого помещения, правильностью отнесения граждан к категории имеющих право на получение указанной государственной поддержки;
контроль за соблюдением порядка приобретения гражданами в собственность жилых помещений, в том числе при приватизации жилья, купле-продаже, вступлении в члены организации граждан-застроищиков, долевом участии в строительстве жилья и др.;
контроль за использованием по целевому назначению жилых помещений, придомовых территорий, объектов коммунального назначения, контроль за соблюдением нанимателями и собственниками правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и инженерного оборудования;
контроль за соблюдением законодательства при обеспечении населения и юридических лиц жилищно-коммунальными услугами, а также за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами;
контроль за выполнением мероприятий по подготовке жилищного фонда и объектов коммунального назначения к эксплуатации в осенне-зимний период, за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов и воды;
контроль за соблюдением порядка обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания, а также перевода их в нежилые.
Для реализации изложенных функций органы Жилищно-коммунальной инспекции должны иметь право:
проводить инспекционные обследования и выдавать предписания собственникам и нанимателям жилых помещений (независимо от принадлежности жилищного фонда), должностным лицам жилищно-эксплуатационных и коммунальных предприятий и организаций об устранений выявленных нарушений;
налагать предусмотренные действующим законодательством санкции на граждан и должностных лиц, допускающих нарушения действующего законодательства, правил и нормативов, связанных с соблюдением жилищных прав граждан, использованием, содержанием и ремонтом жилых домов и объектов коммунального назначения;
участвовать в работе постоянно действующих межведомственных комиссий, образуемых местными исполнительными и распорядительными органами при рассмотрении вопросов о признании жилых помещений непригодными для проживания или несоответствии их санитарным и техническим требованиям.
Думается, что вопрос о создании Жилищно-коммунальной инспекции заслуживает внимания и может быть обсужден на законодательном уровне при рассмотрении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Закона о новой редакции Жилищного кодекса.Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Возникновение новых правоотношений обусловлено, в частности, массовой приватизацией жилищного фонда, введением институтов субсидирования, предоставления займов организациями и льготных банковских кредитов при строительстве (реконструкции) и приобретении жилых помещений, формированием рынка жилья и других объектов недвижимости.
Наряду с сохранением в Кодексе об административных правонарушениях очевидных архаизмов (например, таких как правонарушения типа "вывешивание на балконах и лоджиях в дневное время белья..." - ст. 143 КоАП) в нем отсутствует немало имеющих место на практике и требующих адекватного воздействия (и предупреждения их возникновения) правонарушений.
К таким правонарушениям могут быть отнесены:
нарушение установленного порядка отнесения граждан к категории имеющих право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения. (Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2000 года № 1955, определено, что кроме среднемесячного совокупного дохода на каждого члена семьи при отнесении граждан к категории имеющих право на получение государственной поддержки должно учитываться и имущественное положение. В частности, стоимость учитываемого для этих целей имущества не должна превышать: для получения субсидии - стоимости квартиры типовых потребительских качеств; для получения льготного кредита - двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи.
Как следует из обращений граждан в республиканские органы и средства массовой информации, местными исполнительными и распорядительными органами, а также банковскими учреждениями во многих случаях стоимость имущества не учитывается вообще или учитывается не в полной мере. Налицо не только нарушение принципа социальной справедливости, но и явное пренебрежение нормами действующего законодательства);
нарушение установленного порядка предоставления одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. (На практике имеют место случаи нарушения очередности исходя из времени постановки семей на квартирный учет, незаконного включения в списки на получение субсидий и льготных кредитов, отказа без аргументированных и законных оснований в предоставлении субсидий и кредитов, отказа в совместном предоставлении субсидий и льготных кредитов льготным категориям граждан, задержек перечисления средств на финансирование строительства жилья и другие. Кстати, в ст. 45 проекта новой редакции Жилищного кодекса, определяющей виды правонарушений, за которые в области жилищных отношений предусматривается ответственность, содержится норма об ответственности за нарушение порядка выдачи льготных кредитов, но в то же время отсутствует норма об ответственности за нарушение порядка предоставления одноразовых безвозмездных субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений);
нарушение порядка приобретения в частную собственность жилых помещений (приватизация занимаемого по договору найма жилья в государственном жилищном фонде, купля-продажа жилых помещений, долевое участие физических и юридических лиц в строительстве жилья и др.);
действия граждан и должностных лиц, связанные с ограничением прав собственности (включая право владения, пользования и расширения) на жилые помещения;
использование жилых помещений не по назначению (размещение в жилых помещениях офисов, контор, складов, мастерских, торговых точек и т.д.);
не предоставление доступа в жилое помещение при аварийных и других чрезвычайных обстоятельствах в целях спасения жизни и сохранения здоровья граждан и их имущества;
самоуправство в реализации жилищных интересов, повлекшее ущемление законных прав и интересов других граждан и организаций;
нарушение прав временно отсутствующих граждан в месте постоянного проживания;
нарушение права на неприкосновенность жилища.
Предусмотренные действующим законодательством санкции за административные правонарушения налагаются специально уполномоченными органами и должностными лицами. В проектировании и строительстве - это органы государственного управления архитектурной и градостроительной деятельностью, органы государственного строительного надзора, в области использования и охраны земель - органы по земельным ресурсам, землеустройству, геодезии и картографии.
Должностным лицам указанных органов предоставлено право не только составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать штрафы, но и, что не менее важно (а, может, и более важно для воспитания правомерного поведения), давать предписания по устранению нарушений законодательства, требований нормативно-технической документации.
Вместе с тем несмотря на значительное расширение и возникновение новых правоотношений в области жилищных прав граждан и жилищно-коммунального хозяйства в республике отсутствует специально уполномоченный орган по надзору за соблюдением законодательства в этой сфере деятельности. Таким органом могла бы стать Жилищно-коммунальная инспекция, предложения о создании которой вносились Минжилкомхозом в 1996 году, однако по ряду причин не были приняты.
Актуальность создания такого органа, по мнению Минжилкомхоза, обусловлена существенным увеличением после принятия законов "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь", "О совместных домовладениях" и дальнейшим наращиванием удельного веса индивидуальных и коллективных субъектов собственности в жилищной сфере. Развитие негосударственных форм собственности вызывает необходимость усиления контроля за соблюдением законодательства субъектами хозяйствования в жилищно-коммунальном секторе экономики.
Это тем более важно еще и потому, что значительная доля жилищного фонда и объектов коммунального назначения находится в хозяйственном распоряжении различных министерств, других органов государственного управления, концернов, объединений, предприятий и организаций.
Главная цель создания такой инспекции видится в защите жилищных прав граждан, осуществлении надзора за эксплуатацией жилищного-фонда и объектов коммунального назначения, а также в защите прав всех потребителей жилищно-коммунальных услуг независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Жилищно-коммунальная инспекция могла бы взять на себя выполнение следующих функций:
контроль за разработкой, совершенствованием и изданием нормативно-правовых актов по вопросам использования, содержания и ремонта жилых домов и объектов коммунального назначения;
контроль за соблюдением законодательства при осуществлении учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилых помещений или государственной поддержки для строительства (реконструкции) или покупки жилого помещения, правильностью отнесения граждан к категории имеющих право на получение указанной государственной поддержки;
контроль за соблюдением порядка приобретения гражданами в собственность жилых помещений, в том числе при приватизации жилья, купле-продаже, вступлении в члены организации граждан-застроищиков, долевом участии в строительстве жилья и др.;
контроль за использованием по целевому назначению жилых помещений, придомовых территорий, объектов коммунального назначения, контроль за соблюдением нанимателями и собственниками правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и инженерного оборудования;
контроль за соблюдением законодательства при обеспечении населения и юридических лиц жилищно-коммунальными услугами, а также за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами;
контроль за выполнением мероприятий по подготовке жилищного фонда и объектов коммунального назначения к эксплуатации в осенне-зимний период, за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов и воды;
контроль за соблюдением порядка обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, непригодными для проживания, а также перевода их в нежилые.
Для реализации изложенных функций органы Жилищно-коммунальной инспекции должны иметь право:
проводить инспекционные обследования и выдавать предписания собственникам и нанимателям жилых помещений (независимо от принадлежности жилищного фонда), должностным лицам жилищно-эксплуатационных и коммунальных предприятий и организаций об устранений выявленных нарушений;
налагать предусмотренные действующим законодательством санкции на граждан и должностных лиц, допускающих нарушения действующего законодательства, правил и нормативов, связанных с соблюдением жилищных прав граждан, использованием, содержанием и ремонтом жилых домов и объектов коммунального назначения;
участвовать в работе постоянно действующих межведомственных комиссий, образуемых местными исполнительными и распорядительными органами при рассмотрении вопросов о признании жилых помещений непригодными для проживания или несоответствии их санитарным и техническим требованиям.
Думается, что вопрос о создании Жилищно-коммунальной инспекции заслуживает внимания и может быть обсужден на законодательном уровне при рассмотрении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Закона о новой редакции Жилищного кодекса.Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2002 год в рубрике жкх