Как решается проблема контроля качества строительства в России

Одной из ключевых задач, стоящих перед строительным комплексом России, является повышение уровня качества строительства.

Особое значение решение этой проблемы приобретает в настоящее время, в условиях дефицита инвестиций в строительстве. Нередко изыскиваемые с огромным трудом финансовые средства в последующем используются на устранение брака и нарушений, допущенных в процессе строительства зданий и сооружений, а также на различного рода внеплановые ремонты в процессе эксплуатации объектов.

Важным инструментом, способным защитить жизнь и здоровье граждан от некачественной строительной продукции, а также снизить непроизводительные затраты, связанные с устранением брака в процессе строительства и эксплуатации объектов, являются государственные формы регулирования качества строительства.

К одной из государственных форм регулирования качества строительства относится лицензирование строительной деятельности.

В России лицензирование строительной деятельности впервые было введено 10 лет назад - в ноябре 1991 года. В середине 90-х годов, в связи с общей тенденцией переноса центра тяжести власти из центра на территории, многие министерства и ведомства стали передавать часть своих полномочий по лицензированию исполнительной власти на местах.

Не стал исключением и Госстрой России, заключивший с администрациями субъектов Российской Федерации договора о передаче полномочий и оставивший за собой только методическое руководство процессом. В соответствии с заключенными договорами на территориях субъектов Российской Федерации были образованы территориальные лицензионные центры, которые выдавали лицензии, действительные на территории выдавшего их субъекта Федерации и требовавшие регистрации для работы на территориях других субъектов. С течением времени проявился целый ряд негативных последствий такой организации лицензирования, многие территории устанавливали свои перечни лицензируемых видов деятельности, работ и услуг; для получения лицензий запрашивались документы в количестве, значительно превышающем необходимое, и т.д.

Стало ясно, что Госстрой России - Федеральный орган исполнительной власти, - не только теряет контроль над процессом лицензирования, возможностью влиять на него, но и не имеет информации о ходе лицензирования, так как отдельные территории, замкнувшись внутри своих Лицензионных палат, перестали сообщать необходимую информацию. Необходимы были решительные меры по перестройке всей системы лицензирования строительной деятельности, наведению единого порядка, созданию не только единого подхода, но и единых форм документов.

Федеральный закон от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором были четко определены лицензируемые виды деятельности, необходимые документы и материалы для получения лицензии, порядок приостановления и аннулирования лицензий, заложил основы создания такого единого подхода.

11 апреля 2000 года вступило в силу постановление правительства Российской Федерации, в котором были определены виды деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По решению руководства Госстроя России с 1 января 2001 года лицензии на осуществление видов деятельности, отнесенных к его полномочиям, выдаются только Госстроем России, а техническая работа по оформлению документов осуществляется Федеральным лицензионным центром при Госстрое России и его региональными филиалами и отделами.

В настоящее время в 7 федеральных округах имеется 6 окружных филиалов ГУ "Федеральный лицензионный центр при Госстрое России". Функции окружного филиала по Центральному федеральному округу исполняет ГУ "ФЛЦ при Госстрое России". Подготовка документов для лицензирования осуществляется 80 структурными подразделениями в 84 субъектах Российской Федерации.

Для осуществления надзора председателем Госстроя России 3 мая 2001 года было утверждено "Положение о надзоре за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, отнесенных к полномочиям Госстроя России", определившее порядок проведения надзора, его планирование, участие в работе надзорных и контрольных органов, процедуру проверки и порядок оформления результатов.

В настоящее время, в связи с сокращением лицензируемых видов деятельности, федеральным органам исполнительной власти правительством Российской Федерации поручено разработать предложения об альтернативных лицензированию формах контроля осуществления видов деятельности, лицензирование которых подлежит отмене.

Эта мера повлечет за собой значительное усиление роли контрольных и надзорных органов, которые могут значительно повысить эффективность своей деятельности в случае тесной совместной работы в части органов лицензирования и Госархстройнадзора России.

Органы лицензирования способны ограничить доступ на рынок строительных услуг некомпетентным, слабым, безответственным фирмам в процессе выдачи лицензии и осуществления контроля деятельности лицензиатов. А органы Госархстройнадзора с использованием государственных форм регулирования качества строительства способны защитить жизнь и здоровье граждан от некачественной строительной продукции, а также снизить непроизводительные затраты, связанные с устранением брака в процессе строительства и эксплуатации объектов.

Начиная с 1996 года в Российской Федерации удалось приостановить негативную тенденцию снижения уровня качества строительно-монтажных работ, имевшую место в начале 90-х годов.

В первую очередь заметно повышается качество продукции строительной индустрии и промышленности строительных материалов. Прежде всего это связано с внедрением новых эффективных технологий, усилением конкуренции на рынке строительных материалов. Наиболее характерно это для Центрального и Северо-Западного федеральных округов, где сконцентрированы основные предприятия указанного профиля. Здесь несколько выше и качество строительно-монтажных работ.

Состояние уровня качества и организационно-правового порядка строительства в определенной мере находит свое отражение в количестве правонарушений в области строительства, выявленных органами Госархстройнадзора. Так, в 1994-1995 годах органами Госархстройнадзора выносилось соответственно 15 и 13,5 тысячи постановлений о правонарушениях в области строительства. В 1996-2000 годах по 9,6-9,8 тысячи соответственно. Количество их не снижается и в 2001 году.

При этом 35% штрафов налагается на строительные организации, 56% - на заказчиков, 1% - на проектные организации и 8% - на предприятия строительной индустрии и промышленности строительных материалов.

Уровень качества строительства выше в тех регионах, где руководителями органов исполнительной и законодательной власти уделяется достаточное внимание вопросам совершенствования архитектурно-строительного надзора, инспекции укомплектовываются достаточным количеством профессиональных специалистов, развивается их материально-техническая база, принимаются необходимые для их деятельности законодательные и нормативные акты.

Для дальнейшего совершенствования работы органов Госархстройнадзора в 2001 году был создан Координационный совет по вопросам государственного архитектурно-строительного надзора при Госстрое России, в состав которого вошли председатели и заместители председателей Координационных советов федеральных округов.

В ноябре 2001 года проведено первое заседание Координационного совета по вопросам государственного архитектурно-строительного надзора при Госстрое России, на котором были определены основные направления деятельности органов Госархстройнадзора и в первую очередь совершенствование их нормативно-правовой базы.

В 1999 году был подготовлен и принят в первом чтении Государственной Думой проект федерального закона "О государственном архитектурно-строительном надзоре в Российской Федерации". На первом заседании Координационного совета по вопросам государственного архитектурно-строительного надзора при Госстрое России было принято решение о подготовке взамен указанного проекта Закона проекта нового федерального закона "О строительной безопасности в Российской Федерации". Принятие указанного Закона в настоящее время особенно злободневно в свете увеличивающегося количества аварий зданий и сооружений, проблем со строительством в сложных инженерно-геологических, геокриологических и сейсмических районах.

Проводимый Главной инспекцией Госархстройнадзора ежегодный анализ причин аварий зданий и сооружений показал, что с 1997 по 1999 год имела место тенденция роста числа аварий, зарегистрированных органами Госархстройнадзора на территории Российской Федерации с 27 в 1997 году до 43 в 1999 году.

В 2000 году количество аварий зданий и сооружений, зарегистрированных органами Госархстройнадзора, было самым низким за последние десять лет и составило 24 случая. При этом погибли 12 человек и 6 было травмировано. На строящихся объектах произошли 4 аварии - 16,6% от их общего числа.

В 2001 году вновь был отмечен рост количества и тяжести аварий. За год зарегистрировано 38 аварий зданий и сооружений, при которых погибли 25 человек и 69 было травмировано. В том числе на строящихся объектах произошло 12 аварий.

По результатам проводимого Главной инспекцией Госархстройнадзора ежегодного анализа причин аварий зданий и сооружений готовятся соответствующие предложения. Госстрой России ежегодно направляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующие письма с просьбой по активизации государственного надзора. Письма содержат конкретные предложения по проведению определенного комплекса работ по предотвращению аварий. Однако большое число аварий, прежде всего на эксплуатируемых объектах, говорит о слабой профилактической работе на местах. Не соблюдаются элементарные правила и нормы технической эксплуатации зданий и сооружений, не ведется соответствующая работа с приостановленными строительством объектами.

В настоящее время совершенствование деятельности Госстройнадзора Главная инспекция Госархстройнадзора решает в двух направлениях.

Во-первых, это работа с территориальными органами Госархстройнадзора. Она включает в себя создание координационных советов руководителей Госархстройнадзора, входящих в состав федеральных округов; проведение совместно с территориальными инспекциями плановых выборочных проверок качества строительно-монтажных работ, производства строительных материалов и конструкций, организационно-правового порядка строительства в субъектах Российской Федерации. Интересным направлением работы становится взаимодействие территориальных органов Госархстройнадзора с вновь созданными подразделениями ФГУП "Научно-технический центр качества строительства и нормирования затрат труда". Одна из целей работы на местах - формирование единой информационной сети в системе органов Госархстройнадзора России.

Работа на федеральном уровне в составе Госстроя России по решению вопросов, относящихся к компетенции Госархстройнадзора, включает в себя: подготовку проектов нормативных правовых актов по вопросам деятельности Госархстройнадзора, создание соответствующей базы нормативно-технического обеспечения. На федеральном уровне проводится технический анализ причин аварий зданий и сооружений на территории Российской Федерации, подготовка предложений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по сокращению количества аварий; координация надзорной деятельности с другими государственными надзорными органами.

На федеральном уровне происходит координация деятельности ФГУП "Научно-технический центр качества строительства и нормирования затрат труда" по вопросам повышения уровня качества, проводится конкурс на лучшую строительную организацию, предприятие стройиндустрии и промышленности строительных материалов.По материалам сообщения заместителя начальника Главной инспекции Госархстройнадзора России Антона ТАВКИНЯ подготовила Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 07 за 2002 год в рубрике надзор

©1995-2024 Строительство и недвижимость