Богатство — в бережливости
Окончание. Начало в СиН №5
К основным техническим приоритетам деятельности до 2005 г. в области энергосбережения относятся:
- повышение эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизации режимов работы энергоисточников и оптимального распределения нагрузок энергосистемы;
- модернизация и повышение эффективности работы котельных за счет перевода паровых котлов в водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции на всех элементах и оборудовании котельных и тепловых сетей, отбора дутьевого воздуха с верхней части здания котельных, установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР;
- оснащение котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования либо производственного контроля (мониторинга) топочного режима котлов на базе портативных измерителей тепловых потерь в увязке с режимами потребления тепловой энергии, установки аккумуляторов теплоты;
- внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;
- снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов, компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;
- создание технических условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;
- наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка);
- замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;
- внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;
- разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий при нагреве, термообработке, сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными теплофизическими характеристиками и, в частности, спецдобавок при производстве железобетонных изделий, энер-готехнологических комплексов при производстве цемента, стекла, кирпича, переработке нефти, на предприятиях химической и пищевой промышленности;
- дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;
- максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;
- разработка и внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;
- разработка и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора для топливных целей;
- внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;
- экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;
- техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;
- разработка и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла; разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов; децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;
- максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей.
Программу 2001-2005 гг. планируется осуществлять путем создания в республике совместных предприятий, выпускающих энергосберегающее оборудование, соответствующее мировым стандартам. С целью стимулирования создания таких предприятий следует повышать экономическую привлекательность Беларуси для зарубежных инвесторов с точки зрения совершенствования экономического механизма функционирования таких СП (льготное налогообложение, возможность свободной конвертации прибыли, конструктивная таможенная политика). Местами создания подобных предприятий могли бы служить создаваемые в республике демонстрационные зоны энергоэффективности и свободные экономические зоны.
Участие Республики Беларусь в реализации международных проектов в области энергосбережения представляет интерес как с точки зрения привлечения в республику иностранных инвестиций для выполнения работ по снижению энергопотребления отдельными объектами, так и зарубежных специалистов по подготовке высококвалифицированных кадров для повышения энергоэффективности различных отраслей экономики.
В период 2001-2005 гг. необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях в данной области: взаимодействие с Всемирным банком, направленное на предоставление Республике Беларусь основного займа (порядка 20 млн долл. США) для реализации энергосберегающих мероприятий в социальной сфере (школы, больницы); участие в реализации проекта ЕЭК ООН "Инвестиции в области энергоэффективности для смягчения последствий изменения климата"; участие в межгосударственных проектах ТАСИС по обучению специалистов в области энергоэффективности и охраны окружающей среды; интенсификация сотрудничества с Министерством топлива и энергетики Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, подписанного в 1997г.; подписание и реализация аналогичных соглашений со странами СНГ и другими государствами.
Учитывая высокую степень технологичности производства и потребления энергии, для развитых стран мира вопросы повышения энергоэффективности в большей мере связаны с проблемой охраны окружающей среды, чем с экономическими аспектами. В связи с ратификацией Республикой Беларусь Рамочной конвенции по изменению климата в республике создается необходимая база для выполнения положений данной конвенции.
Особый интерес в настоящее время представляют такие направления деятельности, как возможность получения финансирования для реализации различных проектов по энергосбережению по линии Глобального экологического фонда (международной структуры, созданной для софинансирования мероприятий, имеющих глобальный, то есть в масштабах всей планеты, а не в национальных масштабах, эффект по защите окружающей среды) и подготовка предложений с целью финансирования проектов по линии Экспериментального углеродного фонда Всемирного банка. В период 2001-2005 гг. намечается осуществление системы мер по реализации положений, изложенных в статьях 4 и 11 Закона "Об энергосбережении" в части разработки национальных стандартов по энергоэффективности продукции, работ и услуг и их соответствия международным стандартам и нормам.
На первом этапе планируется разработать национальный стандарт маркировки по показателям энергоэффективности производимого в республике бытового оборудования в соответствии с международными нормами, а также механизм ограничения импорта в республику энергопотребляющего оборудования, не соответствующего международным нормам энергоэффективности. Для практической реализации этого направления деятельности целесообразно проведение сертификации всего импортного оборудования на его соответствие энергетической и экологической эффективности.
Учитывая, что в странах мирового сообщества существуют различные стандарты, нормы и правила в части энергоэффективности оборудования, приборов и материалов, особое внимание следует уделить созданию соответствующего банка данных, при наличии которого можно осуществлять выбор наиболее приемлемых для республики направлений стандартизации с учетом реальных технических и экономических возможностей.
В ходе реализации программы (согласно постановлению за номером 830) постепенно происходит оснащение потребителей приборами автоматического регулирования отпуска тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение. Например, в городе Минске завершены работы по оснащению приборами учета тепловой энергии объектов здравоохранения, культуры, образования. Из 2804 групповых приборов учета тепловой энергии, необходимых в жилом секторе города, установлено 2512 приборов, или 89,5 процента. В жилищном секторе необходимо оснастить приборами регулирования тепловой энергии на горячее водоснабжение 42 % водоподогревателей и на отопление 72 % теплоузлов. На это планируется направить основную часть средств программы энергосбережения города на 2002 год.
Есть определенные подходы к комплексной автоматизации объектов в целом. Комплексный подход позволяет одновременно реагировать на изменение ситуации как на теплоузлах, так и на источниках. Образцом для города Минска может служить район коммунальной котельной, расположенной по ул. Купревича, 30, где автоматизирована не только котельная, но и прилегающий к ней ЦТП. Немалое значение также приобретает передача нагрузок с котельных в летний период на ТЭЦ, что позволяет увеличить выработку электроэнергии на теплофикационном потреблении и иметь более низкие показатели по расходу топлива на отпуск электроэнергии, снижая в общем абсолютное потребление топлива в целом по республике. Это характерно для городского хозяйства, особенно такого, как хозяйство Минска.
Энергоснабжение Минска осуществляется от трех ТЭЦ (общей установленной мощностью более 1,5 тыс. МВт), 9 крупных котельных в системе Минскэнерго, около 36 котельных в системе минских коммунальных тепловых сетей и около 167 котельных предприятий города. Исходя из этого, централизованное теплоснабжение города Минска составляет приблизительно 82% и имеет довольно большое значение для показателей таких мощных станций, как ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, одной из самых современных и крупных в Европе. Для условий республики на рассматриваемую перспективу наиболее вероятным видом топлива, за счет которого возможно удовлетворение существующей потребности, либо замещения выбывающих видов, будет природный газ.
Существенное участие других альтернативных видов - ядерное топливо либо уголь за счет строительства электростанций маловероятно, так как реальные сроки строительства АЭС и ТЭС на угле значительно превышают продолжительность прогнозируемого периода. При этом следует учитывать, что требуемые инвестиции для альтернативных вариантов как минимум в два раза выше варианта с природным газом. Сокращение потребления котельно-печного топлива возможно за счет увеличения импорта электроэнергии из других государств. Но для этого потребуется сооружение новых ЛЭП и, как следствие, новых инвестиций, величина которых для аналогичной мощности сопоставима с затратами на сооружение новых ТЭС на базе газотурбинных технологий. С учетом того, что цена газа на внутреннем рынке России, как наиболее вероятного поставщика электроэнергии, растет многократно и приближается к уровню цен в Республике Беларусь, вариант увеличения импорта электроэнергии будет всегда менее экономичен варианта производства электроэнергии на собственных энергоисточниках с учетом затрат на их строительство.
Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала заместителю начальника производственно-технического управления Комитета по энергоэффективности Владимиру Боброву.Юрий ЛУКАШЕВИЧ
К основным техническим приоритетам деятельности до 2005 г. в области энергосбережения относятся:
- повышение эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизации режимов работы энергоисточников и оптимального распределения нагрузок энергосистемы;
- модернизация и повышение эффективности работы котельных за счет перевода паровых котлов в водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции на всех элементах и оборудовании котельных и тепловых сетей, отбора дутьевого воздуха с верхней части здания котельных, установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР;
- оснащение котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования либо производственного контроля (мониторинга) топочного режима котлов на базе портативных измерителей тепловых потерь в увязке с режимами потребления тепловой энергии, установки аккумуляторов теплоты;
- внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;
- снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов, компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;
- создание технических условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;
- наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка);
- замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;
- внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;
- разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий при нагреве, термообработке, сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными теплофизическими характеристиками и, в частности, спецдобавок при производстве железобетонных изделий, энер-готехнологических комплексов при производстве цемента, стекла, кирпича, переработке нефти, на предприятиях химической и пищевой промышленности;
- дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;
- максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;
- разработка и внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;
- разработка и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора для топливных целей;
- внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;
- экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;
- техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;
- разработка и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла; разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов; децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;
- максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей.
Программу 2001-2005 гг. планируется осуществлять путем создания в республике совместных предприятий, выпускающих энергосберегающее оборудование, соответствующее мировым стандартам. С целью стимулирования создания таких предприятий следует повышать экономическую привлекательность Беларуси для зарубежных инвесторов с точки зрения совершенствования экономического механизма функционирования таких СП (льготное налогообложение, возможность свободной конвертации прибыли, конструктивная таможенная политика). Местами создания подобных предприятий могли бы служить создаваемые в республике демонстрационные зоны энергоэффективности и свободные экономические зоны.
Участие Республики Беларусь в реализации международных проектов в области энергосбережения представляет интерес как с точки зрения привлечения в республику иностранных инвестиций для выполнения работ по снижению энергопотребления отдельными объектами, так и зарубежных специалистов по подготовке высококвалифицированных кадров для повышения энергоэффективности различных отраслей экономики.
В период 2001-2005 гг. необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях в данной области: взаимодействие с Всемирным банком, направленное на предоставление Республике Беларусь основного займа (порядка 20 млн долл. США) для реализации энергосберегающих мероприятий в социальной сфере (школы, больницы); участие в реализации проекта ЕЭК ООН "Инвестиции в области энергоэффективности для смягчения последствий изменения климата"; участие в межгосударственных проектах ТАСИС по обучению специалистов в области энергоэффективности и охраны окружающей среды; интенсификация сотрудничества с Министерством топлива и энергетики Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, подписанного в 1997г.; подписание и реализация аналогичных соглашений со странами СНГ и другими государствами.
Учитывая высокую степень технологичности производства и потребления энергии, для развитых стран мира вопросы повышения энергоэффективности в большей мере связаны с проблемой охраны окружающей среды, чем с экономическими аспектами. В связи с ратификацией Республикой Беларусь Рамочной конвенции по изменению климата в республике создается необходимая база для выполнения положений данной конвенции.
Особый интерес в настоящее время представляют такие направления деятельности, как возможность получения финансирования для реализации различных проектов по энергосбережению по линии Глобального экологического фонда (международной структуры, созданной для софинансирования мероприятий, имеющих глобальный, то есть в масштабах всей планеты, а не в национальных масштабах, эффект по защите окружающей среды) и подготовка предложений с целью финансирования проектов по линии Экспериментального углеродного фонда Всемирного банка. В период 2001-2005 гг. намечается осуществление системы мер по реализации положений, изложенных в статьях 4 и 11 Закона "Об энергосбережении" в части разработки национальных стандартов по энергоэффективности продукции, работ и услуг и их соответствия международным стандартам и нормам.
На первом этапе планируется разработать национальный стандарт маркировки по показателям энергоэффективности производимого в республике бытового оборудования в соответствии с международными нормами, а также механизм ограничения импорта в республику энергопотребляющего оборудования, не соответствующего международным нормам энергоэффективности. Для практической реализации этого направления деятельности целесообразно проведение сертификации всего импортного оборудования на его соответствие энергетической и экологической эффективности.
Учитывая, что в странах мирового сообщества существуют различные стандарты, нормы и правила в части энергоэффективности оборудования, приборов и материалов, особое внимание следует уделить созданию соответствующего банка данных, при наличии которого можно осуществлять выбор наиболее приемлемых для республики направлений стандартизации с учетом реальных технических и экономических возможностей.
В ходе реализации программы (согласно постановлению за номером 830) постепенно происходит оснащение потребителей приборами автоматического регулирования отпуска тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение. Например, в городе Минске завершены работы по оснащению приборами учета тепловой энергии объектов здравоохранения, культуры, образования. Из 2804 групповых приборов учета тепловой энергии, необходимых в жилом секторе города, установлено 2512 приборов, или 89,5 процента. В жилищном секторе необходимо оснастить приборами регулирования тепловой энергии на горячее водоснабжение 42 % водоподогревателей и на отопление 72 % теплоузлов. На это планируется направить основную часть средств программы энергосбережения города на 2002 год.
Есть определенные подходы к комплексной автоматизации объектов в целом. Комплексный подход позволяет одновременно реагировать на изменение ситуации как на теплоузлах, так и на источниках. Образцом для города Минска может служить район коммунальной котельной, расположенной по ул. Купревича, 30, где автоматизирована не только котельная, но и прилегающий к ней ЦТП. Немалое значение также приобретает передача нагрузок с котельных в летний период на ТЭЦ, что позволяет увеличить выработку электроэнергии на теплофикационном потреблении и иметь более низкие показатели по расходу топлива на отпуск электроэнергии, снижая в общем абсолютное потребление топлива в целом по республике. Это характерно для городского хозяйства, особенно такого, как хозяйство Минска.
Энергоснабжение Минска осуществляется от трех ТЭЦ (общей установленной мощностью более 1,5 тыс. МВт), 9 крупных котельных в системе Минскэнерго, около 36 котельных в системе минских коммунальных тепловых сетей и около 167 котельных предприятий города. Исходя из этого, централизованное теплоснабжение города Минска составляет приблизительно 82% и имеет довольно большое значение для показателей таких мощных станций, как ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, одной из самых современных и крупных в Европе. Для условий республики на рассматриваемую перспективу наиболее вероятным видом топлива, за счет которого возможно удовлетворение существующей потребности, либо замещения выбывающих видов, будет природный газ.
Существенное участие других альтернативных видов - ядерное топливо либо уголь за счет строительства электростанций маловероятно, так как реальные сроки строительства АЭС и ТЭС на угле значительно превышают продолжительность прогнозируемого периода. При этом следует учитывать, что требуемые инвестиции для альтернативных вариантов как минимум в два раза выше варианта с природным газом. Сокращение потребления котельно-печного топлива возможно за счет увеличения импорта электроэнергии из других государств. Но для этого потребуется сооружение новых ЛЭП и, как следствие, новых инвестиций, величина которых для аналогичной мощности сопоставима с затратами на сооружение новых ТЭС на базе газотурбинных технологий. С учетом того, что цена газа на внутреннем рынке России, как наиболее вероятного поставщика электроэнергии, растет многократно и приближается к уровню цен в Республике Беларусь, вариант увеличения импорта электроэнергии будет всегда менее экономичен варианта производства электроэнергии на собственных энергоисточниках с учетом затрат на их строительство.
Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала заместителю начальника производственно-технического управления Комитета по энергоэффективности Владимиру Боброву.Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2002 год в рубрике энергетика