Богатство — в бережливости

Программа энергосбережения для Республики Беларусь имеет огромное значение, так как собственные природные ресурсы ничтожно малы и топливо приходится практически полностью (до 85%) импортировать из соседних стран.

Поэтому сегодня важнейшей задачей республики является устойчивое обеспечение страны энергоносителями и развитие эффективных энергосберегающих программ. На данный момент в республике реализуется энергосберегающая программа на период с 2001-2005 года и период до 2015 года, основная цель которой - снизить энергозависимость от внешних поставщиков как минимум наполовину как за счет экономии энергоносителей, так и за счет введения в эксплуатацию собственных источников энергии, а также достижение к 2015 году энергоемкости ВВП уровня промышленно развитых стран.

В решении концептуальных задач важная роль отводится государственному управлению, основным механизмом которого является регулирование потребления ТЭР (опыт Японии) посредством создания и использования законодательной, нормативной базы и экономических стимулов рационального использования ТЭР.

2001 год является показательным в реализации энергосберегающей программы 2001-2005 годов. По имеющимся результатам ежегодно составляемых программ, которые базируются на заложенных долгосрочных критериях, направлениях и приоритетах можно сказать, что выполнение программы 2001-2005 идет по плану.

С учетом реализации общего потенциала в 1996-2000 гг. и вариантов развития экономики республики на период 2001-2005 гг. потенциал экономии топливно-энергетических ресурсов к 2005 г. оценивается на уровне 5575-7234 тыс. т у. т. Стратегической целью деятельности в области энергосбережения на период до 2005 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП и, в результате этого, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет структурной перестройки отраслей экономики и промышленности, повышения коэффициента полезного использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов, увеличения в топливном балансе республики доли менее дорогих видов топлива, а также местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Организационно-экономической основой политики энергосбережения в перспективе должно стать развитие необходимой законодательно-правовой и нормативно-технической базы, в состав которой войдут ГОСТ, СНиП, отраслевые нормы технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения. Основные организационно-экономические направления деятельности в области энергосбережения: осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению; переход к проведению регулярных энергетических обследований хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции по энергоемкости и введение в действие системы прогрессивных норм расхода топлива и энергии; пересмотр тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топлива с целью поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в тариф только нормируемых затрат на производство и транспортировку соответствующих видов энергоресурсов; разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйственных субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц; реализация положений Закона Республики Беларусь "Об энергосбережении" о введении обязательной энергомаркировки бытовых электроприборов и их сертификации по показателям энергопотребления; разработка стандартов минимальной энергоэффективности основных видов бытовых электроприборов и их энергомаркировки по классам энергоэффективности, гармонизированных с директивами ЕС; разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с целью уточнения приоритетов на ближайшую перспективу.Юрий ЛУКАШЕВИЧ
Окончание следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2002 год в рубрике энергетика

©1995-2022 Строительство и недвижимость