Благодаря реализации экспортного потенциала

В пресс-конференции, состоявшейся 17 января после завершения расширенного заседания итоговой коллегии Минстройархитектуры Беларуси, приняли участие министр архитектуры и строительства Беларуси Геннадий Курочкин, его заместители Анатолий Ничкасов и Сергей Филиппов, начальник главного управления инфраструктуры и жилища министерства Владимир Подволоцкий, председатель Госстройнадзора Беларуси Виктор Сыс.

В ходе пресс-конференции представители белорусских СМИ узнали, что наиболее насущными задачами развития стройиндустрии страны в 2002 г. являются укрепление экономики предприятий и их модернизация, техническое перевооружение. Существует программа передачи ряда подведомственных предприятий в коммунальную собственность в течение 3 лет. В ведении же министерства Беларуси останутся все стратегические предприятия и ведущие нормативные организации, например, институт "БелНИИПградостроительства" (всего 36 организаций).

Пристального внимания требуют и проектирование, результаты которого влияют на долговечность зданий и сооружений, и промышленность стройматериалов, износ основных фондов многих предприятий которой сегодня достигает 100%. Можно говорить о стабилизации положения цементной и стекольной подотраслей.

Количество убыточных предприятий в строительстве - 24%, в промышленности - 47%.

Инвестиции в основной капитал составили в 2001 г. к уровню 2000 г. 93,9%, из них в СМР - 89,1%.

(В 2000 г. - 102,1% к уровню 1999 г., из них в СМР - 96,2%.)

Налицо снижение инвестиционного потока, в то же время отрадно то, что, несмотря на этот фактор, подрядные организации остались на достигнутом уровне объема выполняемых СМР.

Это оказалось возможным благодаря реализации в определенной степени экспортного потенциала. Мощности, которые не удалось загрузить на территории Беларуси, оказались загруженными за пределами страны. Сегодня данное направление становится одним из наиболее приоритетных.

Возвращаясь к теме убыточных предприятий, следует сказать, что убыточное предприятие, очевидно, не может внедрять у себя обеспечивающие конкурентоспособность технологии, предлагаемые сегодняшним рынком, то есть не может развиваться при имеющем место на этом предприятии износе основных фондов.

И на 2000, и на 2001 гг. составлялась программа акционирования предприятий. Существует таковая и на 2002 г. На каждом из акционируемых предприятий проводится ревизия имеющегося имущества и делается баланс, с которым предприятие выходит на акционирование.

В большинстве случаев серьезный пакет акций принадлежит государству. У населения еще недостаточно капитала, чтобы эти акции пользовались спросом. В то же время то, что на 2002 г. запланировано количество предприятий, которые будут акционироваться, означает наличие определенного количества акций, которые будут выкупаться, следовательно, можно ожидать определенного пополнения бюджета. Ряд предприятий будет выставлен на так называемую межбиржевую котировку. Хотя опыт предыдущего года говорит о том, что у инвесторов пока нет интереса к этим акциям.

Функции Госстройнадзора Беларуси, который отныне стопроцентно выступает в статусе одного из главных управлений Минстройархитектуры Беларуси с правами юридического лица, практически не будут изменены. В целом в стране наметилась тенденция к снижению уровня дефектности (в соответствии со статотчетностью за 2 последних года - на 25-30%). Такие параметры объектов, как эксплуатационная надежность и безопасность, соответствуют всем действующим нормативным документам. Аварийных ситуаций на поднадзорных объектах в 2001 г. зафиксировано не было. Комитет занят подготовкой новых нормативных законодательных актов. Уже подготовлен проект постановления Совмина Беларуси, посвященного введению сертификации персонала в строительстве, разработан согласованный с Госстандартом Беларуси стандарт сертификации персонала строительной отрасли. В 2002 г. эти 2 основных документа будут приняты и введены в действие на территории Беларуси. На базе отраслевого Института повышения квалификации будет повышаться квалификация всех участников строительного процесса. В течение 2001 г. повысило свою квалификацию с получением соответствующих удостоверений около 5 тыс. работников технического надзора страны. Проходили переподготовку и работники Госстройнадзора. Данный процесс непрерывен и его протекание будет постоянно совершенствоваться.

Говоря об энергопотреблении, следует иметь в виду, что для данной области нормирования инвестиционной деятельности в Беларуси характерна непрерывная наработка новых подходов. Если сравнивать энергопотребление стран Западной Европы и энергопотребление России и Беларуси, то во втором случае его объемы в 2-3 раза выше. При этом жилищный сектор потребляет 8-12% общего объема энергопотребления. Какова техническая политика Минстройархитектуры Беларуси в данной области?

Министерство разработало и внедрило новые нормативы по термическому сопротивлению ограждающих конструкций. Это означает принятие более жестких критериев в области отопления зданий и сооружений. Это означает, что при вводе того или иного объекта нормами и проектными решениями должны предусматриваться общие затраты на его отопление, в 1,5 раза меньшие, чем те, что предусматривались до 1994 г. Сегодняшнее повсеместное применение стеклопакетов является одним из отражений этой политики. Кроме того, утепляются фасады существующих зданий. И, конечно же, это обязательно делается при новом строительстве.

Дальнейшее же совершенствование этих требований неизбежно коснется поквартирного и покомнатного регулирования подачи тепла в помещения и их вентиляции.

Много вопросов вызвали различные градостроительные аспекты. Например, насколько снижается стоимость жилья при уплотнении существующей застройки?

Для того чтобы построить новое жилье, пояснил Анатолий Ничкасов, необходимо подготовить новую площадку, подвести к ней магистральные коммуникации (энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение). Это требует высоких затрат, составляющих до 30% стоимости квадратного метра жилья.

Уплотнение застройки позволяет избежать этих затрат, не говоря уже о более рациональном использовании городской территории. В конечном итоге снижается удельная стоимость строительства.

Что же касается решения проблемы парковки личного легкового автотранспорта, то в данном случае можно говорить об использовании московского опыта гомельских строителей, которые возводили в Москве многоэтажные гаражи по проектам минских проектировщиков. В отношении Минска также существует программа строительства паркингов и уже есть опыт их строительства и эксплуатации.

На вопрос о реконструкции минской Площади Независимости также ответил Анатолий Ничкасов. Данный проект отражает современный подход к реализации крупной градостроительной задачи. Это выражается в том, что первоначально разрабатывается архитектурно-градостроительная концепция, целесообразность которой затем обсуждается. Определяется, так ли необходимо срочно решать тот или иной вопрос городской перепланировки, или же с этим можно подождать.

В данном случае во внимание было принято то, что (так исторически сложилось) данная часть центра города всегда была административной, деловой.

Днем здесь кипит жизнь, по вечерам же (примерно с 18-19 часов) данная зона перестает работать на город. Поэтому и с экономической, и с архитектурно-эстетической точки зрения целесообразно извлечь из факта наличия притяжения площадью горожан и гостей столицы максимальную выгоду. Различными средствами вдохнуть в эту зону вторую жизнь. Придать ей еще одну функцию, которая представляла бы всеобщий интерес.

Проект реконструкции Площади Независимости был разработан по инициативе Мингорисполкома и его Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству. В рамках архитектурного конкурса было рассмотрено несколько вариантов.

Был отобран один из наиболее целесообразных вариантов. В настоящее время обсуждается вопрос инвестирования проекта. Задача имеет целый ряд аспектов - и коммунальный, и касающийся изменения трассировки проезжей части, перекладки коммуникаций, и аспект углубления подземного пространства площади с целью создания в данном объеме торговых площадей.

Поэтому потребность возведения нескольких объектов, которые должны входить в этот комплекс, обуславливает наличие различных источников финансирования проекта. Очевидно, данный факт представляет определенную новизну для местных властей. В данное время Мингорисполком ищет инвесторов, заинтересованных в финансировании этой части проекта. Скорее всего, данная статья расхода будет учтена при составлении инвестиционных программ не только городских, но и республиканских организаций. Так или иначе, вопрос модернизации площади, безусловно, назрел и должен решаться на современном уровне.

Разговор не мог не коснуться развития системы стройсбережений. В данном случае концепция министерства состоит в создании при Мингорисполкоме и облисполкомах жилищных фондов с передачей им функций регулирования всех вопросов, связанных с жильем, и консультирования по всем этим вопросам. За основу был взят московский опыт - с февраля 2001 г. структура мэрии Москвы включает департамент внебюджетного строительства жилья. Аналогичным опытом располагают Словакия и Чехия.

В настоящее время выполнение программы "Рациональный дом" официально приостановлено. Ответственным исполнителем программы является ИРА "Рациональный дом". Совместное финансово-методическое сопровождение программы осуществляли Минстройархитектуры Беларуси, Мингорисполком и "Беларусбанк". Теоретическая база, созданная на основе опыта эксплуатации немецкой системы стройсбережений, была и остается верной (и, что немаловажно, работающей). Однако при внедрении белорусского аналога не был учтен уровень инфляции, учет же накоплений велся не в деньгах, а в квадратных метрах. И в определенный момент освоить очередное накопление не представилось возможным. (Тем не менее проверка органами госконтроля установила вполне приемлемый уровень ликвидности предприятия.) Следует учесть также, что выделенные площадки требовали больших затрат для их освоения.

Кроме того, стало ясно, что для успешной реализации программы нужно было строить не экспериментальные, а гораздо быстрее окупающиеся крупнопанельные дома. Как бы то ни было, на сегодняшний день предложения по выходу из сложившейся ситуации внесены в Совмин Беларуси. Составлена программа перераспределения кредита, в которой задействован "Беларусбанк". Завершения программы следует ждать через 15-20 лет, когда ее участниками будут сделаны последние выплаты.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2002 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость