Как реформировать ЖКХ
Судя по комментарию одного из главных разработчиков, заместителя председателя Госстроя России Леонида Чернышева, подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы предусматривает принятие мер по преодолению кризиса в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Первый этап реализации подпрограммы /2002-2003 годы/ - это выполнение мероприятий по инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности бюджета и бюджетных организаций, а также населения перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса, прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ликвидация дотационности ЖКК и переход в нем на реальные договорные отношения. Будут совершенствоваться механизмы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
На данном этапе ставится цель-привлечь бюджетные ресурсы, в том числе средства федерального бюджета, а также средства международных кредитных организаций для финансирования наиболее приоритетных и эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в ЖКХ.
Чтобы определить потребность в модернизации, необходимо провести углубленный анализ технического состояния объектов ЖКХ, комплексную экспертизу издержек жилищно-коммунальных предприятий. Наряду с мероприятиями по немедленному получению эффекта будут реализовываться мероприятия со среднесрочной и долгосрочной перспективой эффекта от их внедрения.
Второй этап /2004-2005 годы/ - это реализация основного блока мероприятий по реформированию ЖКХ, в том числе по развитию конкурентных отношений в жилищном хозяйстве, созданию системы регулирования естественных локальных монополий, развитию концессионных механизмов. В полной мере эффект может быть получен лишь после завершения комплекса первоочередных мер.
Третий этап /2006-2010 годы/ - это запрограммированная реализация стратегических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования ЖКК на основе привлечения частных инвестиций. Для этого будут опробированы рыночные механизмы - в форме банковских кредитов и облигационных займов, а также предстоит в полной мере реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования этой сфере путем предоставления государственных и муниципальных гарантий. К концу 2003 года необходимо перейти к 100-процентной оплате произведенных предприятиями жилищно-коммунальных услуг. При этом параметры перехода будут определяться правительством РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации через утверждение правительством РФ ежегодных федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Категориальный принцип предоставления льгот планируется заменить на адресный.
Система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий должна коренным образом измениться. Основной идеей экономической реформы ЖКХ является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам, то есть тем, кто в наибольшей степени заинтересован в эффективном расходовании этих средств.
В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг /жилищные субсидии и льготы/. Главными участниками экономических отношений в ЖКХ, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг - граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов /банков/, открывающих социальные счета для кредитования граждан, и местных бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплате средств гражданам.
Использование системы социальных счетов призвано способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Это же касается и объектов коммунального назначения.
Отказ от сложившейся затратной хозяйственной структуры содержания жилищного фонда и административной системы управления, создание конкурентной среды в жилищной сфере ключевым образом зависят от эффективного разделения функций и формирования договорных отношений между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
Разграничение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию особенно важно для муниципального жилищного фонда. Необходимо прекратить имеющуюся практику, когда органы местного самоуправления в лице своих структурных подразделений выполняют хозяйственные функции по управлению жилищным фондом.
Большой потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде должен стать ресурсом для возврата инвестиций в модернизацию жилищного фон-да, а формирование конкурентного бизнеса по управлению жилищным фондом-катализатором процесса привлечения частных инвестиций. Одним из результатов модернизации жилищного фонда будет снижение потребности в услугах теплоснабжения, иных коммунальных услугах, в результате чего уменьшится потребность в ремонте и модернизации сетевого хозяйства, источников тепло- и водоснабжения.
Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществить обслуживание отдельно небольших групп потребителей.
Важнейшей задачей управляющей компании станет защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Контроль за выполнением заключенных договоров предполагает применение штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств по договорам и снижение платежей потребителей за непредоставленные в полном объеме жилищно-коммунальные услуги. Развитие конкурентных принципов управления и обслуживания жилья создаст предпосылки для акционирования и приватизации муниципальных жилищных предприятий.
По мнению разработчиков программы, реформа в жилищном хозяйстве должна привести к формированию двух уровней конкурентных отношений: конкуренции в cфepe управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом и конкуренции подрядных организаций за получение заказа на обслуживание жилья от управляющей компании. Импульсом для развития конкуренции в данных направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кандоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным домом с разными собственниками отдельных помещений. Государство и органы местного самоуправления могут создать условия для привлечения в жилищно-коммунальный комплекс инвестиционных ресурсов коммерческих банков или иных источников заемных средств, в первую очередь путем реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий ЖKХ, снижения рисков инвестирования и отработки механизмов привлечения заемного финансирования.
Все эти методы позволят в перспективе сформировать рыночные механизмы управления долгосрочных внебюджетных, в том числе частных, инвестиций на модернизацию и дальнейшее развитие ЖКХ и их возврата в течение длительного периода за счет текущих доходов предприятий или экономии энергоресурсов.
Последoвaтeльно, продвигаясь этим путем, заключaeт свой комментарий к российской подпрограмме "Реформирование и модернизация ЖКК РФ" федеральной целевой программы"Жилище" на 2002-2010 годы заместитель председателя Госстроя России Леонид Чернышев, мы кардинально решим проблему инвестиционного финансирования жилищно-коммунального комплекса и обеспечим его устойчивость, эффективное функционирование и развитие.
Первый этап реализации подпрограммы /2002-2003 годы/ - это выполнение мероприятий по инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности бюджета и бюджетных организаций, а также населения перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса, прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ликвидация дотационности ЖКК и переход в нем на реальные договорные отношения. Будут совершенствоваться механизмы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
На данном этапе ставится цель-привлечь бюджетные ресурсы, в том числе средства федерального бюджета, а также средства международных кредитных организаций для финансирования наиболее приоритетных и эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в ЖКХ.
Чтобы определить потребность в модернизации, необходимо провести углубленный анализ технического состояния объектов ЖКХ, комплексную экспертизу издержек жилищно-коммунальных предприятий. Наряду с мероприятиями по немедленному получению эффекта будут реализовываться мероприятия со среднесрочной и долгосрочной перспективой эффекта от их внедрения.
Второй этап /2004-2005 годы/ - это реализация основного блока мероприятий по реформированию ЖКХ, в том числе по развитию конкурентных отношений в жилищном хозяйстве, созданию системы регулирования естественных локальных монополий, развитию концессионных механизмов. В полной мере эффект может быть получен лишь после завершения комплекса первоочередных мер.
Третий этап /2006-2010 годы/ - это запрограммированная реализация стратегических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования ЖКК на основе привлечения частных инвестиций. Для этого будут опробированы рыночные механизмы - в форме банковских кредитов и облигационных займов, а также предстоит в полной мере реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования этой сфере путем предоставления государственных и муниципальных гарантий. К концу 2003 года необходимо перейти к 100-процентной оплате произведенных предприятиями жилищно-коммунальных услуг. При этом параметры перехода будут определяться правительством РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации через утверждение правительством РФ ежегодных федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Категориальный принцип предоставления льгот планируется заменить на адресный.
Система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий должна коренным образом измениться. Основной идеей экономической реформы ЖКХ является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам, то есть тем, кто в наибольшей степени заинтересован в эффективном расходовании этих средств.
В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг /жилищные субсидии и льготы/. Главными участниками экономических отношений в ЖКХ, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг - граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов /банков/, открывающих социальные счета для кредитования граждан, и местных бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплате средств гражданам.
Использование системы социальных счетов призвано способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Это же касается и объектов коммунального назначения.
Отказ от сложившейся затратной хозяйственной структуры содержания жилищного фонда и административной системы управления, создание конкурентной среды в жилищной сфере ключевым образом зависят от эффективного разделения функций и формирования договорных отношений между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
Разграничение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию особенно важно для муниципального жилищного фонда. Необходимо прекратить имеющуюся практику, когда органы местного самоуправления в лице своих структурных подразделений выполняют хозяйственные функции по управлению жилищным фондом.
Большой потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде должен стать ресурсом для возврата инвестиций в модернизацию жилищного фон-да, а формирование конкурентного бизнеса по управлению жилищным фондом-катализатором процесса привлечения частных инвестиций. Одним из результатов модернизации жилищного фонда будет снижение потребности в услугах теплоснабжения, иных коммунальных услугах, в результате чего уменьшится потребность в ремонте и модернизации сетевого хозяйства, источников тепло- и водоснабжения.
Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществить обслуживание отдельно небольших групп потребителей.
Важнейшей задачей управляющей компании станет защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Контроль за выполнением заключенных договоров предполагает применение штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств по договорам и снижение платежей потребителей за непредоставленные в полном объеме жилищно-коммунальные услуги. Развитие конкурентных принципов управления и обслуживания жилья создаст предпосылки для акционирования и приватизации муниципальных жилищных предприятий.
По мнению разработчиков программы, реформа в жилищном хозяйстве должна привести к формированию двух уровней конкурентных отношений: конкуренции в cфepe управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом и конкуренции подрядных организаций за получение заказа на обслуживание жилья от управляющей компании. Импульсом для развития конкуренции в данных направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кандоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным домом с разными собственниками отдельных помещений. Государство и органы местного самоуправления могут создать условия для привлечения в жилищно-коммунальный комплекс инвестиционных ресурсов коммерческих банков или иных источников заемных средств, в первую очередь путем реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий ЖKХ, снижения рисков инвестирования и отработки механизмов привлечения заемного финансирования.
Все эти методы позволят в перспективе сформировать рыночные механизмы управления долгосрочных внебюджетных, в том числе частных, инвестиций на модернизацию и дальнейшее развитие ЖКХ и их возврата в течение длительного периода за счет текущих доходов предприятий или экономии энергоресурсов.
Последoвaтeльно, продвигаясь этим путем, заключaeт свой комментарий к российской подпрограмме "Реформирование и модернизация ЖКК РФ" федеральной целевой программы"Жилище" на 2002-2010 годы заместитель председателя Госстроя России Леонид Чернышев, мы кардинально решим проблему инвестиционного финансирования жилищно-коммунального комплекса и обеспечим его устойчивость, эффективное функционирование и развитие.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2002 год в рубрике жкх