Затраты производителя должны быть минимальными

Сообщение первого заместителя Госстандарта России Игоря Коровкина "Основные направления совершенствования работ в области стандартизации и оценки соответствия в Российской Федерации в связи с присоединением к ВТО", сделанное им на республиканской конференции "Качество-2001"

В процессе переговоров о вступлении в ВТО, которые Россия ведет уже семь лет, была решена проблема, связанная с соглашением по техническим барьерам в торговле. Главной целью было устранение препятствий, возникающих между странами-поставщиками в силу различий между ними, и установление характеристик продукции и методов их производства - то есть, если пользоваться терминологией соглашения, технических регламентов, стандартов и процедур подтверждения соответствия техническим регламентам и стандартам.

На протяжении 75 лет развития стандартизации СССР стандарт являлся главным документом технического регулирования. Все помнят надпись на каждой странице каждого ГОСТа: невыполнение государственного стандарта карается по закону.

С переходом к рыночным отношениям формула была упрощена - не стандарт в целом стал обязателен, а лишь отдельные его требования.

Выделить в стандарте те или иные обязательные требования достаточно сложно, но если обратиться к мировой (а также советской и постсоветской) практике, можно видеть, что за рубежом технические регламенты и стандарты дополняют друг друга, в России же законодательных актов в области технического регулирования немного, и стандарты с обязательными требованиями по-прежнему играют значительную роль.

Цель реформирования законодательства, в том числе России, - переход от обязательных требований стандартов к обязательным требованиям законодательных актов.

Задача решается созданием единого Закона о техническом регулировании, стандартизации и оценке соответствия, который должен заменить действующие сегодня Закон о стандартизации в РФ и Закон о сертификации продуктов и услуг в РФ.

Регулирование вопросов состояния продукции достигается путем применения законодательных актов в отношении потенциально опасных видов продукции.

Сегодня в России в свете понимания того, что затраты предприятия должны быть минимизированы, а безопасность потребителя должна оставаться достаточно высокой, как раз и применяется метод предъявления требований к продукции исходя из возможности учета риска применения этой продукции. Сокращается перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (общий объем - примерно на 30% и около 15% выводится из перечня обязательного подтверждения соответствия с учетом минимального риска для потребителя).

С переходом на техническое законодательство России будет необходимо четко определить, что стандарт является добровольным для выполнения. И сегодня задача Госстандарта России состоит в том, чтобы разрабатывать гармонизированные с будущим законодательством стандарты, которые обеспечивали бы презумпцию реализации этого закона.

Все еще широко применяется схема подтверждения соответствия третьей стороной. В определенный период эта схема выполнила свою задачу. В 1991-93 гг. рынок был наводнен опасной продукцией, и меры, принимавшиеся в рамках жесткой схемы подтверждения соответствия, были оправданы.

Когда же рынок стабилизировался, на нем стало меньше опасной продукции. Поэтому в России в 1998 г. была введена форма декларирования продукции самим производителем при условии предоставления возможности испытания продукции. Предполагается, что эта форма будет развиваться и далее.

Сегодня, когда многие продукты рынка не столько опасны, сколько фальсифицированы, очень важно найти методы борьбы с фальсифицированной продукцией. Поэтому развитие системы добровольной сертификации должно приобрести максимальные масштабы. Нужно, чтобы торговые структуры повернулись лицом к этому начинанию, чтобы они не брали на реализацию продукции, не соответствующей уровню качества.

Было решено за базовое при создании российского технического законодательства принимать европейское законодательство нового подхода. Эти директивы содержат значимые требования к продукции, правила и процедуры оценки и подтверждения соответствия продукции в зависимости от риска. С одной стороны, это минимизирует затраты предприятия, с другой - защищает потребителя от поставки на рынок некачественной и опасной продукции.

Беларуси и России нужно разрабатывать единые законы, чтобы потом не заниматься переоформлением сертификатов.

В России для пропаганды качества создана Всероссийская организация качества, которая в качестве своей основной задачи декларирует пропаганду необходимости внедрения систем качества и формирования национальной политики в области качества.

Если бы и в Беларуси такая общественная организация была создана, в конечном итоге можно было бы эти организации объединить.

Идею подобного объединения поддерживают и представители Украинской национальной организации качества.

В итоге на общем пространстве СНГ могла бы появиться достаточно действенная организация в области качества. Ибо без качества ни одной из стран СНГ не выйти на рынки и не защитить себя при вступлении в ВТО.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 2002 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость