Cals-технологии как информационная поддержка жизненного цикла изделия
Сообщение "Информационно-методическое обеспечение качества", сделанное директором Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Николаем Кусакиным на республиканской конференции "Качество-2001"
Информационно-методическое обеспечение качества является одной из составных частей повышения качества и конкурентоспособности продукции.
Качество продукции создается и совершенствуется непосредственно на предприятии его работниками. Но результативность и эффективность этого процесса во многом определяется тем, как на предприятии поставлен процесс менеджмента качества, насколько он хорошо отработан и реализуется на практике.
Как известно, требования к системе менеджмента качества устанавливают международные стандарты ISO 9000, в основу которых положена современная концепция управления. Работникам предприятия недостаточно знать лишь требования к системе менеджмента качества. Нужно еще уметь их выполнять.
А для этого им прежде всего нужно пройти необходимое обучение, получить определенные знания.
В их распоряжении должна быть также обширная методическая база.
Кроме того, в современных условиях предприятие нуждается в непосредственной методической помощи, в создании системы менеджмента качества, в возможности получить квалифицированную консультацию по интересующим вопросам.
Выполнять требования стандартов ISO 9200 2000 г., исходящие из одного из основных заложенных в них концептуальных принципов - принципа ориентации на потребителя невозможно без наличия информации о требованиях к качеству продукции. Требования же к качеству, как известно, регламентируются стандартами, техническими условиями, а также директивами Евросоюза.
Именно поэтому сегодня информационное обеспечение в области стандартизации также играет значительную роль.
В данной ситуации большое значение приобретает деятельность по созданию информационно-методического обеспечения качества.
Национальный свод стандартов Республики Беларусь содержит государственные нормативные документы - стандарты РБ, межгосударственные стандарты, технические условия, классификаторы, международные и региональные стандарты, стандарты международных организаций - ИСO, MЭK, директивы ЕС, европейские нормы и правила, национальные стандарты зарубежных стран - России, Украины, Молдовы, Киргизии, США, Чехии, информационно-справочные материалы, национальные и зарубежные каталоги стандартов.
Сегодня создан Национальный фонд стандартов Беларуси, который работает в автоматизированном режиме. БелГИСС имеет на электронных носителях информационные указатели, которые содержат более 80 тыс. документов, информационно-поисковую систему "Стандарт", которая используется в странах СНГ (ИПС "Стандарт").
В распоряжении института также поисковые системы Perinorm (которая насчитывает более 500 тыс. наименований стандартов) и DIN Global (которая насчитывает более 150 тыс. международных и национальных документов), а также электронные каталоги известных зарубежных институтов по стандартизации.
Вместе с тем институт располагает и терминологической базой DIN Term, которая включает более 85 тыс. терминов и определений.
На базе БелГИСС создан Национальный технический комитет по стандартизации управления качеством, который был утвержден приказом Госстандарта Беларуси от 26 мая 2000 г.
В состав комитета входит более 70 предприятий и организаций страны.
Целью комитета является обеспечение в стране возможности воздействия на процесс развития работ в области управления качеством. А достигается это путем решения основной задачи - организации и осуществления квалифицированной и оперативной разработки согласования и подготовки к утверждению государственных и руководящих документов Республики Беларусь, а также методических документов по вопросам управления качеством.
Именно эти документы являются методическим обеспечением менеджмента качества, и в связи с появлением новой версии стандартов этот вопрос становится особенно актуальным.
При разработке методических документов по вопросам управления качеством первоначально устанавливалось, что эти документы не должны относиться к нормативным, так как они являются рекомендательными и могут использоваться предприятиями и организациями по своему усмотрению.
Для регламентации требований к порядку разработки методических документов по вопросам управления качеством, которых нет в государственной системе стандартизации Беларуси, был разработан руководящий документ "Порядок разработки и утверждения методических документов по вопросам управления качеством". Документ устанавливает структуру регистрационного номера методического документа, виды методических документов, требования к построению, изложению и оформлению документов, а также порядок разработки, принятия и регистрации документов.
На сегодняшний день техническим комитетом разработано 4 руководящих документа, в стадии разработки находится 7, планируется к разработке 13 документов.
Очень важно, что теперь разрабатываемые документы рассматриваются членами технического комитета, которым они направляются на отзыв, а затем на голосование, которое предшествует принятию решения об их утверждении.
На основе консенсуса техническим комитетом были разработаны "Методические рекомендации по организации и порядку проведения работ по созданию систем качества", "Рекомендации по организации проведения работ по выбору контрольно-измерительного и испытательного оборудования", "Рекомендации по разработке управления документами системы качества" и "Методические рекомендации по оценке и выбору поставщиков".
По итогам положительных результатов голосования разработанные документы включаются в Государственный реестр методических документов по вопросам управления качеством.
Требования к структуре и содержанию реестра, а также порядок ведения реестра регламентированы РД РБ "Реестр методических документов по вопросам управления качеством".
Реестр включает три раздела - "Методические документы технического комитета", "Отраслевые методические документы, одобренные техническим комитетом" и "Зарубежные методические документы, рекомендованные техническим комитетом для внедрения в Республике Беларусь".
Каковы цели создания реестра?
Во-первых, осуществление учета, во-вторых, обеспечение заинтересованных лиц информацией, в-третьих, повышение научно-технического уровня разрабатываемых документов.
Включение документа в реестр подтверждает профессиональный уровень документа. Наличие в стране такого реестра, информация которого доступна любому предприятию, организации, частному лицу, защищает отечественных производителей от использования методических документов низкого профессионального уровня.
В настоящее время институтом проводится достаточно результативная совместная работа с министерствами и ведомствами Беларуси по включению их отраслевых методических документов по вопросам управления качеством в реестр.
Существенным вкладом в формирование методического обеспечения менеджмента качества является выпуск БелГИСС методических материалов по стандартам ISO 9000-2000.
С учетом большой заинтересованности в этих материалах теперь они будут выходить не как отдельные издания, а как издания серии "Методическое обеспечение менеджмента качества".
Сегодня к публикации готовится третий выпуск данной серии. Выпуск включает полученные по сети Интернет и переведенные специалистами БелГИСС при содействии отраслевых специалистов (в частности, специалистов кафедры "Стандартизация и метрология информационной системы" БГПА) "Рекомендации ISO по внедрению стандартов ISO 9000", лучшие статьи из журнала "Стандарты и качество", методы менеджмента качества, отдельные (наиболее интересные) материалы конференций и семинаров, библиографические подборки по различным вопросам менеджмента качества, интересные материалы web-сайтов различных организаций.
В последующих выпусках предполагается помещать также аналитические и учебные материалы, подготовленные БелГИСС и членами технического комитета управления качеством.
В Беларуси есть Институт повышения квалификации Госстандарта, который занимается подготовкой и переподготовкой специалистов в области стандартизации, управления качеством и госнадзора.
Вместе с тем в стране работают консалтинговые организации. В частности, БелГИСС также обучает специалистов непосредственно на предприятиях. Это многоуровневое обучение осуществляется по типовым программам адаптации для каждого предприятия. Руководящий состав обучается по 12-часовой программе, среднее звено специалистов предприятий - по 24-часовой, разработчики системы менеджмента качества - по 48-часовой, мастера и работники служб ОТК - по 10-часовой и рабочие - по 3-часовой программе. Этот вид обучения осуществляется в основном в случае заключения с предприятием договора о методической помощи по созданию системы менеджмента качества.
Какова сегодняшняя ситуация на рынке консалтинговых услуг страны?
В реестр консалтинговых внесены 42 предприятия и организации, в том числе 36 отечественных и 6 зарубежных. В 2000-2001 гг. методическую помощь по созданию систем менеджмента качества получило более 100 предприятий Беларуси.
Данные консалтинговые структуры оказывают такие виды методической помощи, как проведение обследования действующей на предприятии системы менеджмента качества, оценка ее в соответствии с требованиями стандартов ISO 9000, разработка программы работ по совершенствованию действующей системы качества, методическая помощь в разработке политики в области качества, а также руководства по качеству, проведение совместного аудита предприятия, методическая помощь по подбору документов системы качества по результатам совместного аудита.
В дальнейшем будут продолжены работы по формированию информационного обеспечения в Центре ВТО. В Беларуси будет создан Центр качества. Создание Центра ВТО, Технического комитета управления качеством и Центра качества обеспечит решение в стране вопроса информационного и методического обеспечения менеджмента качества на современном уровне.
При создании современных систем менеджмента качества предприятиям необходимо осваивать новые, современные технологии и постепенно переходить на них.
Прежде всего речь идет о CALS-технологиях (CALS - аббревиатура словосочетания Continious acquisition and life cycle support). В настоящее время CALS-технологии используются как непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия. По своей сути эти технологии являются глобальной стратегией повышения эффективности деловых процессов, выполняемых в ходе жизненного цикла изделия, за счет информационной интеграции и преемственности информации, появляющейся на всех этапах жизненного цикла.
Обеспечение качества продукции является одной из задач, решаемых на предприятии в рамках управленческой деятельности. С этой точки зрения система менеджмента качества рассматривается как подсистема предприятия, тесно интегрированная в информационную среду. Поэтому для ее проектирования, создания, использования, анализа и реинжиниринга могут применяться CALS-технологии.
Информация и документы, циркулирующие в системе качества, могут быть представлены в форме и виде, регламентированных CALS-стандартами.
Применение новых информационных технологий, в том числе CALS-технологий, в системах менеджмента качества, на всех стадиях жизненного цикла продукции способствует непрерывному улучшению качества и позволяет руководству предприятия гарантировать, что все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество производимой продукции, находятся под контролем, а управление системой качества учитывает запросы и ожидания потребителя и обеспечивает предприятию конкурентоспособность.
Первым шагом по пути повышения эффективности организационной структуры системы менеджмента качества, поддерживающей различные этапы жизненного цикла продукта, является моделирование и анализ ее функционирования. Цель - обеспечение прозрачности структуры процессов, в частности, выявление слабого звена в системе взаимодействия процессов, а также оценка их реальности, результативности и эффективности.
Для достижения этих целей с использованием CALS-технологий разрабатываются функциональные модели, содержащие детальное описание выполняющихся процессов в их взаимосвязи.
Формат описания регламентирован стандартами IDEFO (Integrated definition function modeling, США) и ISO 1033.
Понятно, что развитие CALS-технологий в Беларуси невозможно без создания соответствующей нормативной и методической базы. Именно поэтому одним из методических документов, разрабатываемых Национальным техническим комитетом по стандартизации, являются методические рекомендации "Методика и порядок работ по определению, классификации и идентификации процессов, а также построению CALS-процессов". В основу разрабатываемого документа положена методология функционального моделирования IDEFO.
Документ уже был разослан на отзывы и в ближайшее время состоится голосование по вопросу его принятия.
Понятно, что еще не все предприятия готовы к использованию этого документа и будут строить свою работу по определению, классификации и идентификации процессов, так или иначе обходясь без предложенной методики.
Тем не менее данный документ является первым методическим документом по применению современных CALS-технологий при построении современных систем менеджмента качества.
Так или иначе, положение на рынке тех предприятий, которые наиболее восприимчивы к постоянно происходящим изменениям, и впредь будет более устойчивым.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Информационно-методическое обеспечение качества является одной из составных частей повышения качества и конкурентоспособности продукции.
Качество продукции создается и совершенствуется непосредственно на предприятии его работниками. Но результативность и эффективность этого процесса во многом определяется тем, как на предприятии поставлен процесс менеджмента качества, насколько он хорошо отработан и реализуется на практике.
Как известно, требования к системе менеджмента качества устанавливают международные стандарты ISO 9000, в основу которых положена современная концепция управления. Работникам предприятия недостаточно знать лишь требования к системе менеджмента качества. Нужно еще уметь их выполнять.
А для этого им прежде всего нужно пройти необходимое обучение, получить определенные знания.
В их распоряжении должна быть также обширная методическая база.
Кроме того, в современных условиях предприятие нуждается в непосредственной методической помощи, в создании системы менеджмента качества, в возможности получить квалифицированную консультацию по интересующим вопросам.
Выполнять требования стандартов ISO 9200 2000 г., исходящие из одного из основных заложенных в них концептуальных принципов - принципа ориентации на потребителя невозможно без наличия информации о требованиях к качеству продукции. Требования же к качеству, как известно, регламентируются стандартами, техническими условиями, а также директивами Евросоюза.
Именно поэтому сегодня информационное обеспечение в области стандартизации также играет значительную роль.
В данной ситуации большое значение приобретает деятельность по созданию информационно-методического обеспечения качества.
Национальный свод стандартов Республики Беларусь содержит государственные нормативные документы - стандарты РБ, межгосударственные стандарты, технические условия, классификаторы, международные и региональные стандарты, стандарты международных организаций - ИСO, MЭK, директивы ЕС, европейские нормы и правила, национальные стандарты зарубежных стран - России, Украины, Молдовы, Киргизии, США, Чехии, информационно-справочные материалы, национальные и зарубежные каталоги стандартов.
Сегодня создан Национальный фонд стандартов Беларуси, который работает в автоматизированном режиме. БелГИСС имеет на электронных носителях информационные указатели, которые содержат более 80 тыс. документов, информационно-поисковую систему "Стандарт", которая используется в странах СНГ (ИПС "Стандарт").
В распоряжении института также поисковые системы Perinorm (которая насчитывает более 500 тыс. наименований стандартов) и DIN Global (которая насчитывает более 150 тыс. международных и национальных документов), а также электронные каталоги известных зарубежных институтов по стандартизации.
Вместе с тем институт располагает и терминологической базой DIN Term, которая включает более 85 тыс. терминов и определений.
На базе БелГИСС создан Национальный технический комитет по стандартизации управления качеством, который был утвержден приказом Госстандарта Беларуси от 26 мая 2000 г.
В состав комитета входит более 70 предприятий и организаций страны.
Целью комитета является обеспечение в стране возможности воздействия на процесс развития работ в области управления качеством. А достигается это путем решения основной задачи - организации и осуществления квалифицированной и оперативной разработки согласования и подготовки к утверждению государственных и руководящих документов Республики Беларусь, а также методических документов по вопросам управления качеством.
Именно эти документы являются методическим обеспечением менеджмента качества, и в связи с появлением новой версии стандартов этот вопрос становится особенно актуальным.
При разработке методических документов по вопросам управления качеством первоначально устанавливалось, что эти документы не должны относиться к нормативным, так как они являются рекомендательными и могут использоваться предприятиями и организациями по своему усмотрению.
Для регламентации требований к порядку разработки методических документов по вопросам управления качеством, которых нет в государственной системе стандартизации Беларуси, был разработан руководящий документ "Порядок разработки и утверждения методических документов по вопросам управления качеством". Документ устанавливает структуру регистрационного номера методического документа, виды методических документов, требования к построению, изложению и оформлению документов, а также порядок разработки, принятия и регистрации документов.
На сегодняшний день техническим комитетом разработано 4 руководящих документа, в стадии разработки находится 7, планируется к разработке 13 документов.
Очень важно, что теперь разрабатываемые документы рассматриваются членами технического комитета, которым они направляются на отзыв, а затем на голосование, которое предшествует принятию решения об их утверждении.
На основе консенсуса техническим комитетом были разработаны "Методические рекомендации по организации и порядку проведения работ по созданию систем качества", "Рекомендации по организации проведения работ по выбору контрольно-измерительного и испытательного оборудования", "Рекомендации по разработке управления документами системы качества" и "Методические рекомендации по оценке и выбору поставщиков".
По итогам положительных результатов голосования разработанные документы включаются в Государственный реестр методических документов по вопросам управления качеством.
Требования к структуре и содержанию реестра, а также порядок ведения реестра регламентированы РД РБ "Реестр методических документов по вопросам управления качеством".
Реестр включает три раздела - "Методические документы технического комитета", "Отраслевые методические документы, одобренные техническим комитетом" и "Зарубежные методические документы, рекомендованные техническим комитетом для внедрения в Республике Беларусь".
Каковы цели создания реестра?
Во-первых, осуществление учета, во-вторых, обеспечение заинтересованных лиц информацией, в-третьих, повышение научно-технического уровня разрабатываемых документов.
Включение документа в реестр подтверждает профессиональный уровень документа. Наличие в стране такого реестра, информация которого доступна любому предприятию, организации, частному лицу, защищает отечественных производителей от использования методических документов низкого профессионального уровня.
В настоящее время институтом проводится достаточно результативная совместная работа с министерствами и ведомствами Беларуси по включению их отраслевых методических документов по вопросам управления качеством в реестр.
Существенным вкладом в формирование методического обеспечения менеджмента качества является выпуск БелГИСС методических материалов по стандартам ISO 9000-2000.
С учетом большой заинтересованности в этих материалах теперь они будут выходить не как отдельные издания, а как издания серии "Методическое обеспечение менеджмента качества".
Сегодня к публикации готовится третий выпуск данной серии. Выпуск включает полученные по сети Интернет и переведенные специалистами БелГИСС при содействии отраслевых специалистов (в частности, специалистов кафедры "Стандартизация и метрология информационной системы" БГПА) "Рекомендации ISO по внедрению стандартов ISO 9000", лучшие статьи из журнала "Стандарты и качество", методы менеджмента качества, отдельные (наиболее интересные) материалы конференций и семинаров, библиографические подборки по различным вопросам менеджмента качества, интересные материалы web-сайтов различных организаций.
В последующих выпусках предполагается помещать также аналитические и учебные материалы, подготовленные БелГИСС и членами технического комитета управления качеством.
В Беларуси есть Институт повышения квалификации Госстандарта, который занимается подготовкой и переподготовкой специалистов в области стандартизации, управления качеством и госнадзора.
Вместе с тем в стране работают консалтинговые организации. В частности, БелГИСС также обучает специалистов непосредственно на предприятиях. Это многоуровневое обучение осуществляется по типовым программам адаптации для каждого предприятия. Руководящий состав обучается по 12-часовой программе, среднее звено специалистов предприятий - по 24-часовой, разработчики системы менеджмента качества - по 48-часовой, мастера и работники служб ОТК - по 10-часовой и рабочие - по 3-часовой программе. Этот вид обучения осуществляется в основном в случае заключения с предприятием договора о методической помощи по созданию системы менеджмента качества.
Какова сегодняшняя ситуация на рынке консалтинговых услуг страны?
В реестр консалтинговых внесены 42 предприятия и организации, в том числе 36 отечественных и 6 зарубежных. В 2000-2001 гг. методическую помощь по созданию систем менеджмента качества получило более 100 предприятий Беларуси.
Данные консалтинговые структуры оказывают такие виды методической помощи, как проведение обследования действующей на предприятии системы менеджмента качества, оценка ее в соответствии с требованиями стандартов ISO 9000, разработка программы работ по совершенствованию действующей системы качества, методическая помощь в разработке политики в области качества, а также руководства по качеству, проведение совместного аудита предприятия, методическая помощь по подбору документов системы качества по результатам совместного аудита.
В дальнейшем будут продолжены работы по формированию информационного обеспечения в Центре ВТО. В Беларуси будет создан Центр качества. Создание Центра ВТО, Технического комитета управления качеством и Центра качества обеспечит решение в стране вопроса информационного и методического обеспечения менеджмента качества на современном уровне.
При создании современных систем менеджмента качества предприятиям необходимо осваивать новые, современные технологии и постепенно переходить на них.
Прежде всего речь идет о CALS-технологиях (CALS - аббревиатура словосочетания Continious acquisition and life cycle support). В настоящее время CALS-технологии используются как непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделия. По своей сути эти технологии являются глобальной стратегией повышения эффективности деловых процессов, выполняемых в ходе жизненного цикла изделия, за счет информационной интеграции и преемственности информации, появляющейся на всех этапах жизненного цикла.
Обеспечение качества продукции является одной из задач, решаемых на предприятии в рамках управленческой деятельности. С этой точки зрения система менеджмента качества рассматривается как подсистема предприятия, тесно интегрированная в информационную среду. Поэтому для ее проектирования, создания, использования, анализа и реинжиниринга могут применяться CALS-технологии.
Информация и документы, циркулирующие в системе качества, могут быть представлены в форме и виде, регламентированных CALS-стандартами.
Применение новых информационных технологий, в том числе CALS-технологий, в системах менеджмента качества, на всех стадиях жизненного цикла продукции способствует непрерывному улучшению качества и позволяет руководству предприятия гарантировать, что все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество производимой продукции, находятся под контролем, а управление системой качества учитывает запросы и ожидания потребителя и обеспечивает предприятию конкурентоспособность.
Первым шагом по пути повышения эффективности организационной структуры системы менеджмента качества, поддерживающей различные этапы жизненного цикла продукта, является моделирование и анализ ее функционирования. Цель - обеспечение прозрачности структуры процессов, в частности, выявление слабого звена в системе взаимодействия процессов, а также оценка их реальности, результативности и эффективности.
Для достижения этих целей с использованием CALS-технологий разрабатываются функциональные модели, содержащие детальное описание выполняющихся процессов в их взаимосвязи.
Формат описания регламентирован стандартами IDEFO (Integrated definition function modeling, США) и ISO 1033.
Понятно, что развитие CALS-технологий в Беларуси невозможно без создания соответствующей нормативной и методической базы. Именно поэтому одним из методических документов, разрабатываемых Национальным техническим комитетом по стандартизации, являются методические рекомендации "Методика и порядок работ по определению, классификации и идентификации процессов, а также построению CALS-процессов". В основу разрабатываемого документа положена методология функционального моделирования IDEFO.
Документ уже был разослан на отзывы и в ближайшее время состоится голосование по вопросу его принятия.
Понятно, что еще не все предприятия готовы к использованию этого документа и будут строить свою работу по определению, классификации и идентификации процессов, так или иначе обходясь без предложенной методики.
Тем не менее данный документ является первым методическим документом по применению современных CALS-технологий при построении современных систем менеджмента качества.
Так или иначе, положение на рынке тех предприятий, которые наиболее восприимчивы к постоянно происходящим изменениям, и впредь будет более устойчивым.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 2001 год в рубрике экономика