Системы экологического менеджмента
В настоящее время формируется мировой рынок экологически безопасных технологий и экологических услуг. Оборот капитала на этом рынке уже превысил 300 млрд долларов. А в Европе под эгидой Европейского фонда реконструкции и развития (ЕФРР) создана база Единых стандартных данных в области охраны окружающей среды (ЕСД), функционирующая с 1993 г. и обеспечивающая быстрый доступ к национальным стандартам 22 стран Европы, директивам ЕС и критериям, рекомендованным ВОЗ.
Основой объективной оценки качества продукции и качества контроля состояния объектов окружающей среды является обеспечение единства измерений между странами на современном научно-техническом уровне. На решение этих проблем направлены Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, работа соответствующих комитетов ИСО, МЭК, Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и Международного комитета мер и весов (МКМВ) с его консультативными комитетами по различным видам измерений.
Сегодня суть внутренней экономической политики отечественных предприятий можно выразить одной фразой, которая звучит так: "раньше мы расходовали ресурсы не особенно задумываясь о потерях, а теперь учитываем минимальные потери и погрешности".
Действительно, предприятия пытаются найти в своей деятельности источники для экономии ресурсов.
Экономическая оценка расхода материалов и электроэнергии дает возможность выявить прямые и косвенные экологические затраты. Анализ движения потоков материалов и электроэнергии на предприятиях является основой для создания системы экологического менеджмента.
При построении общей системы менеджмента на предприятии особое значение приобретают две составные части этой системы: менеджмент качества ИСО 9000 и экологический менеджмент ИСO 14 000.
Тепловые и энергетические потери, утилизация промышленных отходов, очистка сточных вод составляют большую часть затрат абсолютного большинства промышленных предприятий.
Поэтому, анализируя затраты на приобретение сырья, производство, хранение и сбыт продукции, утилизацию или устранение вредных веществ и отходов, руководители предприятий должны стремиться к созданию целостной системы охраны окружающей среды. Это позволит снизить потребление материалов и энергии, а в конечном итоге приведет к минимизации общих производственных затрат, снижению себестоимости и увеличению прибыли.
Многие предприятия самостоятельно планируют снижение затрат ресурсов, добиваясь этого различными путями. Но лишь немногие целенаправленно создают систему управления окружающей средой. В терминологии под системой управления окружающей средой (СУОС) подразумевают часть общей системы административного управления, включающей в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.
На территории Республики Беларусь работы по созданию и сертификации СУОС ведутся с 1998 года. Сейчас они набирают оборот и становятся более масштабными. Сообразуясь с основными положениями экологической сертификации продукции и производств в Республике Беларусь, каждое предприятие проводит свою экологическую политику, ставит перед собой определенные цели и задачи.
Экологическая политика - это заявление организации о своих намерениях и принципах, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей, обеспечивающих достижение требуемой экологической эффективности. Исходя из этого предприятия разрабатывают индивидуальные планы мероприятий и поэтапно выполняют намеченные объемы работ. Стоимость создания и установки СУОС зависит от уровня оснащенности предприятия оборудованием, его финансовых возможностей и т.д.
Система управления охраной окружающей среды (СУОС) включает следующие элементы:
экологическая политика; экологический аспект; законы и другие требования; целевые и плановые экологические показатели; программа управления охраной окружающей среды; процедура ответственности; анализ со стороны руководства; документация системы управления охраной окружающей среды; управление операциями; мониторинг измерений; несоответствие, корректирующие и предупреждающие действия; подготовленность к аварийным ситуациям; зарегистрированные данные и т.д.
После установки и сертификации СУОС на предприятиях ежегодно проводится экологический аудит системы. Экологический аудит - это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информации об этих объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту (заказчику). Периодичность внутреннего аудита предприятие устанавливает самостоятельно. По отдельным элементам СУОС рекомендуется проводить аудиторскую проверку не менее одного раза в год. Полная проверка всех элементов и подразделений системы должна производиться раз в 3 года.
Внешний аудит СУОС проводят аккредитованные органы по сертификации, получившие аттестат сертификации Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на этот вид деятельности. Начиная с 1999 г. работы по созданию органа по экологической сертификации СУОС на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 14 000 проводит Белорусский государственный институт метрологии.
В Национальной системе сертификации Республики Беларусь работу подсистемы экологической сертификации курируют Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. 15 июня 1998 года этими организациями издан Приказ "Об утверждении основных положений экологической сертификации продукции и производств в Республике Беларусь" №179/130. Тогда же была разработана Программа мероприятий по созданию подсистемы экологической сертификации производств и продукции в Республике Беларусь на период до 2001 гг.
Основными целями программы являются: улучшение состояния окружающей среды за счет выпуска экологически чистой отечественной продукции и организации экологически чистых производств; совершенствование правовых механизмов в сфере экологического нормирования; создание показателей экологической безопасности - нормативов, правил, норм оценки и показателей для диагностики качества продукции и технологических процессов на их экологическую чистоту; совершенствование службы лабораторного контроля за соблюдением норм экологической безопасности производств и продукции; создание систем экологического аудита и систем управления экологическим состоянием производств, которые включают:
1) улучшение состояния здоровья населения за счет использования на внутреннем рынке экологически чистой отечественной и иностранной продукции;
2) содействие интеграции экономики республики в мировой рынок, повышение конкурентоспособности отечественной продукции;
3) предотвращение ввоза в республику экологически опасной продукции и технологий, а также реализация экологически безопасных проектов создания современных производств, технологических процессов и оборудования;
4) установление статуса экологического сертификата и Знака экологически чистой продукции в качестве документов, гарантирующих соблюдение требований национального законодательства в области охраны окружающей среды.
При создании и сертификации СУОС в цепочке "подсистема экологической сертификации - производство - население" обязательно должен присутствовать такой элемент, как взаимосвязь. Таким образом осуществляется внутренняя связь между всеми подразделениями предприятия, внешняя связь с населением, проживающим в районе месторасположения производства, а также связь со всеми заинтересованными государственными и негосударственными организациями и структурами.
Сертификат СУОС
Получение сертификата на СУОС означает завершение очередного этапа работы предприятия на пути его адаптации к правилам и требованиям мирового рынка. Необходимость такой адаптации Ханс Цайер, представитель Немецкой негосударственной организации DQS, основанной в 1985 г. Немецким институтом стандартизации и Немецким обществом по качеству, обосновал следующим образом: "Для успешной работы на мировом рынке необходимо освоить его правила и соответствовать требованиям, которые там предъявляют. Выполнение этих условий обязательно. Обязательно и подтверждение их выполнения сертификатами. Причем они должны быть выданы сертификационными организациями, признанными в мире. И это важно учитывать предприятиям стран СНГ, выход которых на мировой рынок весьма скептически воспринимается зарубежными заказчиками, покупателями и потребителями".
По этим причинам предприятия республики напрямую заинтересованы в получении экологического сертификата на системы управления охраной окружающей среды (СУОС). А побудительных мотивов к тому вполне достаточно. Во-первых, требования западных потребителей при заключении контракта или договора. Во-вторых, предприятия, получившие сертификаты СУОС, при участии в тендерах, конкурсах и других подобных мероприятиях находятся в более выигрышном положении, чем те, у которых экологического сертификата нет. Кроме того, сегодня руководители и акционеры предприятий хотят быть уверенными в том, что условия производства продукции (в том числе функционирование на предприятии СУОС) соответствуют международным требованиям, чтобы в любой момент быть готовыми к возможным выгодным предложениям деловых партнеров.
В свою очередь, зарубежные заказчики стремятся работать с теми предприятиями, которые имеют систему управления окружающей средой и систему управления качеством. Да и потребители предпочитают экологически чистую и качественную продукцию.
В 2000 г. БелГИМ получил удостоверение Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на "Осуществление консалтинговой деятельности по проведению технических семинаров и пропаганде знаний в области управления окружающей средой и внедрения международных стандартов ИСО серии 14 000" №112-К-033. В соответствии с этим удостоверением институту предоставлено право на оказание консультационно-методической помощи предприятиям при разработке СУОС и подготовке их к сертификации на соответствие международным стандартам серии ИСО 14 000.
Отметим, что существует четкая взаимосвязь между системой управления охраной окружающей среды и системой управления качеством. Если производитель заинтересован в выходе своей продукции на зарубежные рынки сбыта, в признании ее качества на международном уровне, то он будет стремиться к созданию и сертификации обеих систем. На предприятиях, которые имеют систему управления качеством, все производственные процессы (начиная от закупки сырья и заканчивая доставкой продукции потребителям) строго регламентированы и контролируются в соответствии с международными нормами. В этом случае идет речь о международном признании не только отдельных видов продукции предприятия, а о безусловном признании его торговой марки.
Производство и торговля - две взаимосвязанные стадии жизненного цикла товара. Так как они развиваются по общим экономическим законам, то качество товара является своеобразным "двигателем" сбыта. Повышая качество продукции, снижая расходы на маркетинг и рекламу, предприятие экономит значительные средства при продвижении товаров и услуг на потребительский рынок. За счет экспорта высококачественных товаров в страны ближнего и дальнего зарубежья предприятия получают необходимые для развития производства средства.
Происходит переоснащение производства новейшим оборудованием, внедряются ноу-хау, что позволяет предприятиям сократить потери энергоресурсов, использовать качественное и экологически чистое сырье, уменьшаются и выбросы вредных веществ в атмосферу.Марина СОЛДАТЕНКО
Основой объективной оценки качества продукции и качества контроля состояния объектов окружающей среды является обеспечение единства измерений между странами на современном научно-техническом уровне. На решение этих проблем направлены Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, работа соответствующих комитетов ИСО, МЭК, Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и Международного комитета мер и весов (МКМВ) с его консультативными комитетами по различным видам измерений.
Сегодня суть внутренней экономической политики отечественных предприятий можно выразить одной фразой, которая звучит так: "раньше мы расходовали ресурсы не особенно задумываясь о потерях, а теперь учитываем минимальные потери и погрешности".
Действительно, предприятия пытаются найти в своей деятельности источники для экономии ресурсов.
Экономическая оценка расхода материалов и электроэнергии дает возможность выявить прямые и косвенные экологические затраты. Анализ движения потоков материалов и электроэнергии на предприятиях является основой для создания системы экологического менеджмента.
При построении общей системы менеджмента на предприятии особое значение приобретают две составные части этой системы: менеджмент качества ИСО 9000 и экологический менеджмент ИСO 14 000.
Тепловые и энергетические потери, утилизация промышленных отходов, очистка сточных вод составляют большую часть затрат абсолютного большинства промышленных предприятий.
Поэтому, анализируя затраты на приобретение сырья, производство, хранение и сбыт продукции, утилизацию или устранение вредных веществ и отходов, руководители предприятий должны стремиться к созданию целостной системы охраны окружающей среды. Это позволит снизить потребление материалов и энергии, а в конечном итоге приведет к минимизации общих производственных затрат, снижению себестоимости и увеличению прибыли.
Многие предприятия самостоятельно планируют снижение затрат ресурсов, добиваясь этого различными путями. Но лишь немногие целенаправленно создают систему управления окружающей средой. В терминологии под системой управления окружающей средой (СУОС) подразумевают часть общей системы административного управления, включающей в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.
На территории Республики Беларусь работы по созданию и сертификации СУОС ведутся с 1998 года. Сейчас они набирают оборот и становятся более масштабными. Сообразуясь с основными положениями экологической сертификации продукции и производств в Республике Беларусь, каждое предприятие проводит свою экологическую политику, ставит перед собой определенные цели и задачи.
Экологическая политика - это заявление организации о своих намерениях и принципах, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей, обеспечивающих достижение требуемой экологической эффективности. Исходя из этого предприятия разрабатывают индивидуальные планы мероприятий и поэтапно выполняют намеченные объемы работ. Стоимость создания и установки СУОС зависит от уровня оснащенности предприятия оборудованием, его финансовых возможностей и т.д.
Система управления охраной окружающей среды (СУОС) включает следующие элементы:
экологическая политика; экологический аспект; законы и другие требования; целевые и плановые экологические показатели; программа управления охраной окружающей среды; процедура ответственности; анализ со стороны руководства; документация системы управления охраной окружающей среды; управление операциями; мониторинг измерений; несоответствие, корректирующие и предупреждающие действия; подготовленность к аварийным ситуациям; зарегистрированные данные и т.д.
После установки и сертификации СУОС на предприятиях ежегодно проводится экологический аудит системы. Экологический аудит - это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информации об этих объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту (заказчику). Периодичность внутреннего аудита предприятие устанавливает самостоятельно. По отдельным элементам СУОС рекомендуется проводить аудиторскую проверку не менее одного раза в год. Полная проверка всех элементов и подразделений системы должна производиться раз в 3 года.
Внешний аудит СУОС проводят аккредитованные органы по сертификации, получившие аттестат сертификации Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на этот вид деятельности. Начиная с 1999 г. работы по созданию органа по экологической сертификации СУОС на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 14 000 проводит Белорусский государственный институт метрологии.
В Национальной системе сертификации Республики Беларусь работу подсистемы экологической сертификации курируют Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. 15 июня 1998 года этими организациями издан Приказ "Об утверждении основных положений экологической сертификации продукции и производств в Республике Беларусь" №179/130. Тогда же была разработана Программа мероприятий по созданию подсистемы экологической сертификации производств и продукции в Республике Беларусь на период до 2001 гг.
Основными целями программы являются: улучшение состояния окружающей среды за счет выпуска экологически чистой отечественной продукции и организации экологически чистых производств; совершенствование правовых механизмов в сфере экологического нормирования; создание показателей экологической безопасности - нормативов, правил, норм оценки и показателей для диагностики качества продукции и технологических процессов на их экологическую чистоту; совершенствование службы лабораторного контроля за соблюдением норм экологической безопасности производств и продукции; создание систем экологического аудита и систем управления экологическим состоянием производств, которые включают:
1) улучшение состояния здоровья населения за счет использования на внутреннем рынке экологически чистой отечественной и иностранной продукции;
2) содействие интеграции экономики республики в мировой рынок, повышение конкурентоспособности отечественной продукции;
3) предотвращение ввоза в республику экологически опасной продукции и технологий, а также реализация экологически безопасных проектов создания современных производств, технологических процессов и оборудования;
4) установление статуса экологического сертификата и Знака экологически чистой продукции в качестве документов, гарантирующих соблюдение требований национального законодательства в области охраны окружающей среды.
При создании и сертификации СУОС в цепочке "подсистема экологической сертификации - производство - население" обязательно должен присутствовать такой элемент, как взаимосвязь. Таким образом осуществляется внутренняя связь между всеми подразделениями предприятия, внешняя связь с населением, проживающим в районе месторасположения производства, а также связь со всеми заинтересованными государственными и негосударственными организациями и структурами.
Сертификат СУОС
Получение сертификата на СУОС означает завершение очередного этапа работы предприятия на пути его адаптации к правилам и требованиям мирового рынка. Необходимость такой адаптации Ханс Цайер, представитель Немецкой негосударственной организации DQS, основанной в 1985 г. Немецким институтом стандартизации и Немецким обществом по качеству, обосновал следующим образом: "Для успешной работы на мировом рынке необходимо освоить его правила и соответствовать требованиям, которые там предъявляют. Выполнение этих условий обязательно. Обязательно и подтверждение их выполнения сертификатами. Причем они должны быть выданы сертификационными организациями, признанными в мире. И это важно учитывать предприятиям стран СНГ, выход которых на мировой рынок весьма скептически воспринимается зарубежными заказчиками, покупателями и потребителями".
По этим причинам предприятия республики напрямую заинтересованы в получении экологического сертификата на системы управления охраной окружающей среды (СУОС). А побудительных мотивов к тому вполне достаточно. Во-первых, требования западных потребителей при заключении контракта или договора. Во-вторых, предприятия, получившие сертификаты СУОС, при участии в тендерах, конкурсах и других подобных мероприятиях находятся в более выигрышном положении, чем те, у которых экологического сертификата нет. Кроме того, сегодня руководители и акционеры предприятий хотят быть уверенными в том, что условия производства продукции (в том числе функционирование на предприятии СУОС) соответствуют международным требованиям, чтобы в любой момент быть готовыми к возможным выгодным предложениям деловых партнеров.
В свою очередь, зарубежные заказчики стремятся работать с теми предприятиями, которые имеют систему управления окружающей средой и систему управления качеством. Да и потребители предпочитают экологически чистую и качественную продукцию.
В 2000 г. БелГИМ получил удостоверение Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на "Осуществление консалтинговой деятельности по проведению технических семинаров и пропаганде знаний в области управления окружающей средой и внедрения международных стандартов ИСО серии 14 000" №112-К-033. В соответствии с этим удостоверением институту предоставлено право на оказание консультационно-методической помощи предприятиям при разработке СУОС и подготовке их к сертификации на соответствие международным стандартам серии ИСО 14 000.
Отметим, что существует четкая взаимосвязь между системой управления охраной окружающей среды и системой управления качеством. Если производитель заинтересован в выходе своей продукции на зарубежные рынки сбыта, в признании ее качества на международном уровне, то он будет стремиться к созданию и сертификации обеих систем. На предприятиях, которые имеют систему управления качеством, все производственные процессы (начиная от закупки сырья и заканчивая доставкой продукции потребителям) строго регламентированы и контролируются в соответствии с международными нормами. В этом случае идет речь о международном признании не только отдельных видов продукции предприятия, а о безусловном признании его торговой марки.
Производство и торговля - две взаимосвязанные стадии жизненного цикла товара. Так как они развиваются по общим экономическим законам, то качество товара является своеобразным "двигателем" сбыта. Повышая качество продукции, снижая расходы на маркетинг и рекламу, предприятие экономит значительные средства при продвижении товаров и услуг на потребительский рынок. За счет экспорта высококачественных товаров в страны ближнего и дальнего зарубежья предприятия получают необходимые для развития производства средства.
Происходит переоснащение производства новейшим оборудованием, внедряются ноу-хау, что позволяет предприятиям сократить потери энергоресурсов, использовать качественное и экологически чистое сырье, уменьшаются и выбросы вредных веществ в атмосферу.Марина СОЛДАТЕНКО
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2001 год в рубрике качество