Витебская область: состояние стоймостных нормативов
30 ноября в Витебске состоялось выездное заседание коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Основным вопросом, рассмотренном на заседании, было обсуждение работы организаций УЖКХ Витебского облисполкома по разработке и контролю за исполнением стоимостных нормативов, совершенствованию бухгалтерского учета и обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей.
На заседании отмечено, что за 9 месяцев 2001 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года площадь эксплуатируемого жилищного фонда увеличилась на 7,2 процента и составила 12 372 тыс. кв. метров. Объем отпуска тепловой энергии собственной выработки увеличился на 15,5 процента и стал равен 697,3 тыс. Гкал в связи с понижением средней температуры наружного воздуха и приемкой на баланс ведомственных котельных. Объемы услуг холодного водоснабжения и канализации соответственно 57,5 и 61,5 млн куб. м, стабилизировались на уровне 98,5 процента к соответствующему периоду 2000 года.
В УЖКХ Витебского облисполкома проводится работа по организационно-методическому обеспечению планирования и учета себестоимости жилищно-коммунальных услуг на основе стоимостных нормативов. В соответствии с доведенными министерством стоимостными нормативами отдельных видов жилищно-коммунальных услуг в областном управлении своевременно изданы приказы по их утверждению для всех подведомственных организаций.
С учетом фактических результатов работы предприятий и организаций области за 9 месяцев т, г. выполнение стоимостных нормативов себестоимости единицы услуг составило: по водоснабжению - 90,9 процента, по водоотведению - 89,2 процента, по теплоснабжению собственной выработки - 100 процентов, по эксплуатации жилфонда - 99,2 процента.
Анализ работы Витебского УЖКХ по соблюдению стоимостных нормативов показывает, что в целом коммунальные предприятия и организации области не превышают установленные пределы удельных затрат на производство жилищно-коммунальных услуг. Однако имеются значительные неиспользованные резервы улучшения этой работы. В первую очередь это относится к себестоимости услуг теплоснабжения в отдельных районах области, которая значительно превышает как среднеобластной, так и среднереспубликанский уровень. Так, фактическая себестоимость услуг водоснабжения за 9 месяцев т. г. составила по области 161,8 руб. за 1 куб. метр, что является самым высоким уровнем затрат по отрасли. По отдельным предприятиям области данный показатель значительно превысил среднеобластной уровень.
Себестоимость пропуска одного куб. метра сточных вод за 9 месяцев т.г. составила по Витебской области 117 руб. при среднеотраслевом уровне 96,5 руб. Значительное превышение уровней себестоимости услуг водоотведения происходит за счет отдельных предприятий области над средними по области и по республике показателями.
Эти факты говорят о том, что руководству Витебского УЖКХ необходимо принять дополнительные меры по приведению в надлежащее состояние объектов водоснабжения и водоотведения, в первую очередь, в сельской местности.
При средней себестоимости выработки 1 Гкал тепловой энергии в целом по области 26,0 тыс. руб. в отдельных населенных пунктах этот показатель значительно выше.
Это вызвано как неоптимальностью действующих схем теплоснабжения и недоиспользованием мощностей, так и применением дорогостоящих видов топлива. Коллегия рекомендовала областному управлению ЖКХ усилить работу по оптимизации режимов котельных и рационализации схем теплоснабжения в отдельных населенных пунктах.
Себестоимость эксплуатации жилищного фонда в расчете на 1 кв. метр общей площади составила по облети за 9 месяцев т.г. 99,3 руб. Удельный вес затрат на текущий ремонт жилфонда составил по области 40,3 процента, на содержание домохозяйства - 25,2 процента, на оплату труда - 28,3 процента, что примерно соответствует средней по жилфонду республики структуре затрат на эти цели.
Стоимостной норматив себестоимости эксплуатации жилья выполнен большинством организаций ЖКХ Витебской области. Превышение установленных нормативов отдельными жилищно-эксплуатационными организациями области обусловлено в основном проведением неотложных работ по приведению в надлежащее состояние принятого на баланс ведомственного жилищного фонда.
Коллегия отметила, что на предприятиях коммунальной теплоэнергетики и водопроводно-канализационного хозяйства Витебской области не полностью изжиты недостатки в нормировании потребления ТЭР. Произведенный в ходе проверок анализ динамики изменения удельных норм расхода электроэнергии и котельно-печного топлива показал, что на отдельных предприятиях городов Бешенковичи, Орша, Верхнедвинск, Городок эти показатели были завышены и своевременно не корректировались.
Аналогичная ситуация в целом по организациям ЖКХ области складывается с нормированием и соблюдением норм расхода электроэнергии для выработки тепла.
Не все сделано с корректировкой и соблюдением норм потребления электроэнергии на услуги водопроводно-канализационного хозяйства области. Так, в Миорах, Верхнедвинске, Бешенковичах, Полоцке утвержденные нормы превышают фактическое потребление электроэнергии на 11,8-38 процентов. Вместе с тем в Болбасово, Боровухе, Шумилине, Городке нормы расхода электроэнергии на подъем и подачу воды в сеть превышены на 23,6-52,3 процента.
Практически не соответствуют действительному расходу электроэнергии нормы, установленные на очистку сточных вод в Бешенковичах, Боровухе, Городке, Дубровно, Миорах, где они расходятся с фактическим потреблением на 40,4 - 62 процента. В то же время установленные нормативы расхода электроэнергии на очистку сточных вод превышены в Витебске, Глубоком и Коханово.
Коллегия указала руководству УЖКХ Витебского облисполкома на недостаточное внимание анализу фактического потребления энергоресурсов и последующему установлению напряженных норм их расходования. Завышенные нормы, в свою очередь, не стимулируют подведомственные предприятия к поиску путей и дополнительных резервов в экономии дефицитных и дорогостоящих энергоресурсов.
На коллегии много внимания было уделено расчетам за потребляемые энергоресурсы и приведены результаты анализа финансового состояния жилищно-эксплуатационных организаций отрасли за 9 месяцев. Убытки по жилищному хозяйству составляют 54,0 млрд руб., полученная сумма дотации на покрытие убытков - 39,2 млрд руб., а непокрытые убытки - 14,8 млрд руб., или 15,1 процента от затрат. В том числе убытки от приобретения тепловой энергии у внеотраслевых организаций составляют 45,1 млрд руб., размер соответствующей дотации - 33,5 млрд руб., а непокрытые убытки - 11,6 млрд руб., или 25 процентов от затрат.
По организациям, подведомственным УЖКХ Витебского облисполкома, убытки по жилищному фонду составили 8,8 млрд руб., полученная сумма дотаций - 5,2 млрд руб., непокрытые убытки - 3,6 млрд руб., или 26,5 процента от фактических затрат. Убытки жилищно-эксплутационных организаций от покупной теплоэнергии составили 2,4 млрд руб., получено дотаций на сумму 1,9 млрд руб., непокрытые убытки равны 0,5 млрд руб.
Установлено, что просроченная задолженность жилищно-эксплуатационных организаций г. Витебска предприятию "Витебскэнерго" на 1 ноября превысила 2,0 млрд руб. Эта задолженность образовалась за счет отвлечения жилищными организациями средств целевых сборов за коммунальные услуги на содержание жилищного фонда и собственные нужды. Данная ситуация, характерная и для других регионов республики, делает необходимым поиск путей совершенствования финансовых отношений между поставщиками коммунальных услуг и жилищно-эксплуатационными организациями.
Город Минск пошел по пути создания Расчетно-вычислительного центра. В г. Витебске при помощи предприятия КНП "Автоматика" разделены платежи поставщикам отдельных видов коммунальных услуг через систему банков и почты. Однако применение раздельных счетов не повлияло на уменьшение задолженности населения за коммунальные услуги как в г. Минске, так и в г. Витебске. Данная ситуация сложилась по причине того, что жилищные организации ослабили контроль по взысканию с граждан просроченной задолженности за техническое обслуживание жилья и коммунальные услуги.
Так, по состоянию на 1 ноября т. г. из всей просроченной задолженности в сумме 2261,5 млн руб. свыше 3 месяцев - 34,3 процента, свыше 6 месяцев - 25,1 процента, свыше 1 года - 12,2 процента. Наибольший процент просроченной задолженности свыше 6 месяцев имеет Витебская область - 30 процентов, или 3600 лицевых счетов на сумму 97,4 млн руб., а также и свыше одного года - 21 процент, или 1333 лицевых счета на сумму 67,8 млн руб.
Ухудшает финансовое состояние жилищных организаций наличие задолженности по арендной плате, которая на 1.10.2001 г. составляла 4,9 млрд руб., в том числе просроченная - 1,6 млрд руб.
В связи с разницей в ценах с мая по сентябрь т. г. на услуги по полученному от концерна "Белэнерго" горячему водоснабжению переборы по жилищным организациям в целом по отрасли составили 1298,4 млн руб., недоборы - 685,2 млн руб., в том числе по Витебской области переборы - 25,3 млн руб., недоборы - 5,1 млн руб.
Значительные суммы недоборов платежей с граждан обусловлены тем, что жилищно-коммунальные организации области начисляют населению платежи за подогрев воды из расчета 0,153 Гкал на 1 человека в месяц, что значительно меньше фактически списываемых предприятиями энергетики объемов тепловой энергии.
Руководству УЖКХ Витебского облисполкома рекомендовано принять меры по приведению в соответствие платежей населения с объемами фактически потребленной тепловой энергии. В качестве первого этапа в этой работе необходимо утвердить в облисполкоме норматив расхода тепла на подогрев воды в жилищном фонде.
При обсуждении состояния контрольно-ревизионной работы отмечено, что результативность работы ведомственного и внутрихозяйственного контроля недостаточна. В жилищно-коммунальных организациях Витебской области не изжиты факты недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей, проявления бесхозяйственности, не принимаются должные меры по возмещению причиненного ущерба и по повышению квалификации работников контрольно-ревизионного аппарата.
Не обеспечивается выполнение постановлений коллегий о ежегодном проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций. В текущем году ревизии проведены в 32 организациях области, что составляет 34 процента от их общего количества. Из всех проведенных ревизий только 10 являются комплексными.
В УЖКХ Витебского облисполкома имеются организации, в которых ревизии не проводились на протяжении более трех лет, однако в отчете областного управления о контрольно-ревизионной работе данные факты не нашли отражения.
Ревизиями, проведенными в организациях, подведомственных УЖКХ Витебского облисполкома, выявляются серьезные нарушения и недостатки в обеспечении сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей, однако спрос с должностных лиц за возмещение причиненного ущерба продолжает оставаться на низком уровне и ограничивается дисциплинарными взысканиями. Министерством выявлено, что при проведении годовой инвентаризации товарно-материальных ценностей ответственные лица не всегда сверяют данные по инвентаризационным описям с данными бухгалтерского учета. От руководства УЖКХ Витебского облисполкома коллегия потребовала незамедлительно принять меры по улучшению организации и повышению действенности контрольно-ревизионной работы в подведомственных организациях. По обсуждаемому вопросу коллегия приняла соответствующее постановление.Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
На заседании отмечено, что за 9 месяцев 2001 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года площадь эксплуатируемого жилищного фонда увеличилась на 7,2 процента и составила 12 372 тыс. кв. метров. Объем отпуска тепловой энергии собственной выработки увеличился на 15,5 процента и стал равен 697,3 тыс. Гкал в связи с понижением средней температуры наружного воздуха и приемкой на баланс ведомственных котельных. Объемы услуг холодного водоснабжения и канализации соответственно 57,5 и 61,5 млн куб. м, стабилизировались на уровне 98,5 процента к соответствующему периоду 2000 года.
В УЖКХ Витебского облисполкома проводится работа по организационно-методическому обеспечению планирования и учета себестоимости жилищно-коммунальных услуг на основе стоимостных нормативов. В соответствии с доведенными министерством стоимостными нормативами отдельных видов жилищно-коммунальных услуг в областном управлении своевременно изданы приказы по их утверждению для всех подведомственных организаций.
С учетом фактических результатов работы предприятий и организаций области за 9 месяцев т, г. выполнение стоимостных нормативов себестоимости единицы услуг составило: по водоснабжению - 90,9 процента, по водоотведению - 89,2 процента, по теплоснабжению собственной выработки - 100 процентов, по эксплуатации жилфонда - 99,2 процента.
Анализ работы Витебского УЖКХ по соблюдению стоимостных нормативов показывает, что в целом коммунальные предприятия и организации области не превышают установленные пределы удельных затрат на производство жилищно-коммунальных услуг. Однако имеются значительные неиспользованные резервы улучшения этой работы. В первую очередь это относится к себестоимости услуг теплоснабжения в отдельных районах области, которая значительно превышает как среднеобластной, так и среднереспубликанский уровень. Так, фактическая себестоимость услуг водоснабжения за 9 месяцев т. г. составила по области 161,8 руб. за 1 куб. метр, что является самым высоким уровнем затрат по отрасли. По отдельным предприятиям области данный показатель значительно превысил среднеобластной уровень.
Себестоимость пропуска одного куб. метра сточных вод за 9 месяцев т.г. составила по Витебской области 117 руб. при среднеотраслевом уровне 96,5 руб. Значительное превышение уровней себестоимости услуг водоотведения происходит за счет отдельных предприятий области над средними по области и по республике показателями.
Эти факты говорят о том, что руководству Витебского УЖКХ необходимо принять дополнительные меры по приведению в надлежащее состояние объектов водоснабжения и водоотведения, в первую очередь, в сельской местности.
При средней себестоимости выработки 1 Гкал тепловой энергии в целом по области 26,0 тыс. руб. в отдельных населенных пунктах этот показатель значительно выше.
Это вызвано как неоптимальностью действующих схем теплоснабжения и недоиспользованием мощностей, так и применением дорогостоящих видов топлива. Коллегия рекомендовала областному управлению ЖКХ усилить работу по оптимизации режимов котельных и рационализации схем теплоснабжения в отдельных населенных пунктах.
Себестоимость эксплуатации жилищного фонда в расчете на 1 кв. метр общей площади составила по облети за 9 месяцев т.г. 99,3 руб. Удельный вес затрат на текущий ремонт жилфонда составил по области 40,3 процента, на содержание домохозяйства - 25,2 процента, на оплату труда - 28,3 процента, что примерно соответствует средней по жилфонду республики структуре затрат на эти цели.
Стоимостной норматив себестоимости эксплуатации жилья выполнен большинством организаций ЖКХ Витебской области. Превышение установленных нормативов отдельными жилищно-эксплуатационными организациями области обусловлено в основном проведением неотложных работ по приведению в надлежащее состояние принятого на баланс ведомственного жилищного фонда.
Коллегия отметила, что на предприятиях коммунальной теплоэнергетики и водопроводно-канализационного хозяйства Витебской области не полностью изжиты недостатки в нормировании потребления ТЭР. Произведенный в ходе проверок анализ динамики изменения удельных норм расхода электроэнергии и котельно-печного топлива показал, что на отдельных предприятиях городов Бешенковичи, Орша, Верхнедвинск, Городок эти показатели были завышены и своевременно не корректировались.
Аналогичная ситуация в целом по организациям ЖКХ области складывается с нормированием и соблюдением норм расхода электроэнергии для выработки тепла.
Не все сделано с корректировкой и соблюдением норм потребления электроэнергии на услуги водопроводно-канализационного хозяйства области. Так, в Миорах, Верхнедвинске, Бешенковичах, Полоцке утвержденные нормы превышают фактическое потребление электроэнергии на 11,8-38 процентов. Вместе с тем в Болбасово, Боровухе, Шумилине, Городке нормы расхода электроэнергии на подъем и подачу воды в сеть превышены на 23,6-52,3 процента.
Практически не соответствуют действительному расходу электроэнергии нормы, установленные на очистку сточных вод в Бешенковичах, Боровухе, Городке, Дубровно, Миорах, где они расходятся с фактическим потреблением на 40,4 - 62 процента. В то же время установленные нормативы расхода электроэнергии на очистку сточных вод превышены в Витебске, Глубоком и Коханово.
Коллегия указала руководству УЖКХ Витебского облисполкома на недостаточное внимание анализу фактического потребления энергоресурсов и последующему установлению напряженных норм их расходования. Завышенные нормы, в свою очередь, не стимулируют подведомственные предприятия к поиску путей и дополнительных резервов в экономии дефицитных и дорогостоящих энергоресурсов.
На коллегии много внимания было уделено расчетам за потребляемые энергоресурсы и приведены результаты анализа финансового состояния жилищно-эксплуатационных организаций отрасли за 9 месяцев. Убытки по жилищному хозяйству составляют 54,0 млрд руб., полученная сумма дотации на покрытие убытков - 39,2 млрд руб., а непокрытые убытки - 14,8 млрд руб., или 15,1 процента от затрат. В том числе убытки от приобретения тепловой энергии у внеотраслевых организаций составляют 45,1 млрд руб., размер соответствующей дотации - 33,5 млрд руб., а непокрытые убытки - 11,6 млрд руб., или 25 процентов от затрат.
По организациям, подведомственным УЖКХ Витебского облисполкома, убытки по жилищному фонду составили 8,8 млрд руб., полученная сумма дотаций - 5,2 млрд руб., непокрытые убытки - 3,6 млрд руб., или 26,5 процента от фактических затрат. Убытки жилищно-эксплутационных организаций от покупной теплоэнергии составили 2,4 млрд руб., получено дотаций на сумму 1,9 млрд руб., непокрытые убытки равны 0,5 млрд руб.
Установлено, что просроченная задолженность жилищно-эксплуатационных организаций г. Витебска предприятию "Витебскэнерго" на 1 ноября превысила 2,0 млрд руб. Эта задолженность образовалась за счет отвлечения жилищными организациями средств целевых сборов за коммунальные услуги на содержание жилищного фонда и собственные нужды. Данная ситуация, характерная и для других регионов республики, делает необходимым поиск путей совершенствования финансовых отношений между поставщиками коммунальных услуг и жилищно-эксплуатационными организациями.
Город Минск пошел по пути создания Расчетно-вычислительного центра. В г. Витебске при помощи предприятия КНП "Автоматика" разделены платежи поставщикам отдельных видов коммунальных услуг через систему банков и почты. Однако применение раздельных счетов не повлияло на уменьшение задолженности населения за коммунальные услуги как в г. Минске, так и в г. Витебске. Данная ситуация сложилась по причине того, что жилищные организации ослабили контроль по взысканию с граждан просроченной задолженности за техническое обслуживание жилья и коммунальные услуги.
Так, по состоянию на 1 ноября т. г. из всей просроченной задолженности в сумме 2261,5 млн руб. свыше 3 месяцев - 34,3 процента, свыше 6 месяцев - 25,1 процента, свыше 1 года - 12,2 процента. Наибольший процент просроченной задолженности свыше 6 месяцев имеет Витебская область - 30 процентов, или 3600 лицевых счетов на сумму 97,4 млн руб., а также и свыше одного года - 21 процент, или 1333 лицевых счета на сумму 67,8 млн руб.
Ухудшает финансовое состояние жилищных организаций наличие задолженности по арендной плате, которая на 1.10.2001 г. составляла 4,9 млрд руб., в том числе просроченная - 1,6 млрд руб.
В связи с разницей в ценах с мая по сентябрь т. г. на услуги по полученному от концерна "Белэнерго" горячему водоснабжению переборы по жилищным организациям в целом по отрасли составили 1298,4 млн руб., недоборы - 685,2 млн руб., в том числе по Витебской области переборы - 25,3 млн руб., недоборы - 5,1 млн руб.
Значительные суммы недоборов платежей с граждан обусловлены тем, что жилищно-коммунальные организации области начисляют населению платежи за подогрев воды из расчета 0,153 Гкал на 1 человека в месяц, что значительно меньше фактически списываемых предприятиями энергетики объемов тепловой энергии.
Руководству УЖКХ Витебского облисполкома рекомендовано принять меры по приведению в соответствие платежей населения с объемами фактически потребленной тепловой энергии. В качестве первого этапа в этой работе необходимо утвердить в облисполкоме норматив расхода тепла на подогрев воды в жилищном фонде.
При обсуждении состояния контрольно-ревизионной работы отмечено, что результативность работы ведомственного и внутрихозяйственного контроля недостаточна. В жилищно-коммунальных организациях Витебской области не изжиты факты недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей, проявления бесхозяйственности, не принимаются должные меры по возмещению причиненного ущерба и по повышению квалификации работников контрольно-ревизионного аппарата.
Не обеспечивается выполнение постановлений коллегий о ежегодном проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций. В текущем году ревизии проведены в 32 организациях области, что составляет 34 процента от их общего количества. Из всех проведенных ревизий только 10 являются комплексными.
В УЖКХ Витебского облисполкома имеются организации, в которых ревизии не проводились на протяжении более трех лет, однако в отчете областного управления о контрольно-ревизионной работе данные факты не нашли отражения.
Ревизиями, проведенными в организациях, подведомственных УЖКХ Витебского облисполкома, выявляются серьезные нарушения и недостатки в обеспечении сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей, однако спрос с должностных лиц за возмещение причиненного ущерба продолжает оставаться на низком уровне и ограничивается дисциплинарными взысканиями. Министерством выявлено, что при проведении годовой инвентаризации товарно-материальных ценностей ответственные лица не всегда сверяют данные по инвентаризационным описям с данными бухгалтерского учета. От руководства УЖКХ Витебского облисполкома коллегия потребовала незамедлительно принять меры по улучшению организации и повышению действенности контрольно-ревизионной работы в подведомственных организациях. По обсуждаемому вопросу коллегия приняла соответствующее постановление.Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2001 год в рубрике экономика