Чтобы строительная техника не простаивала
Кому из механизаторов-строителей не доводилось помучиться с запуском двигателя? Разрядилась аккумуляторная батарея, нагрянули морозы или просто старичок-аккумулятор никак не может раскрутить двигатель - вот, пожалуй, основные причины того, что за ворота автохозяйств не могут выйти грузовые и легковые автомобили, самосвалы, автокраны, вот причины досадных простоев на стройке экскаватора, бульдозера, компрессора, копра.
Между тем таких малоприятных ситуаций можно избежать. На московском предприятии МНПО "ЭКОНД" разработана и выпускается новая система запуска двигателей внутреннего сгорания, использование которой во многих случаях снимает проблемы запуска двигателя машины.
Это стало возможным благодаря разработке учеными и специалистами предприятия под руководством академика РАЕН д. т. н. Александра Иванова импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости и практического использования их в системах электростартерного пуска карбюраторных и дизельных двигателей.
Главное преимущество такого суперконденсатора (выпускается он под маркой ИКЭ "СУПЕР-ЭКОНД") состоит в уникальной способности накапливать электрический заряд сверхвысокой плотности - в 10 раз выше, чем в лучших традиционных конденсаторах, и обеспечивать мощность импульсного разряда до десятикратной таковой самых лучших аккумуляторов.
Принцип действия ИКЭ "СУПЕР-ЭКОНД" основан на прямом накоплении заряда в двойном электрическом слое на поверхности контакта высокопористого углеродного электрода со связанным, химически инертным электролитом. В таком конденсаторе накопление заряда осуществляется фактически на молекулярном уровне.
Благодаря этому суперконденсаторы по своим электрическим параметрам на порядок превосходят обычные конденсаторы. Кроме сверхвысокой плотности накапливаемой энергии и удельной мощности импульсного разряда, их отличает очень малое внутреннее сопротивление, возможность длительного хранения заряда (до нескольких сотен часов), устойчивость к токам короткого замыкания и практически неограниченное число циклов перезарядки.
Сюда надо добавить также их отличные рабочие характеристики: пожаро- и взрывобезопасность, высокая механическая прочность, широкий диапазон рабочих температур, длительный срок службы (более 12 лет), наконец, эксплуатационная и экологическая безопасность.
Все это позволило разработчикам создать высоконадежную комбинированную систему электростартерного пуска "суперконденсатор ИКЭ - аккумуляторная батарея" для двигателей внутреннего сгорания самого широкого диапазона мощности (от 10 до 3000 л. с.), в том числе и для автотранспортной и строительной техники.
Сам ИКЭ "СУПЕР-ЭКОНД" представляет собой батарею конденсаторных элементов, заключенных в герметичный корпус, номинальное напряжение которой может составлять от нескольких единиц до сотен вольт (в зависимости от числа используемых базовых элементов).
Включенный в электросеть автомобиля, такой суперконденсатор вместе с аккумуляторной батареей способен обеспечить требуемое напряжение в сети и импульс тока в начальный период пуска двигателя.
При этом важно отметить, что, принимая основную нагрузку при запуске на себя, ИКЭ позволяет использовать батарею значительно меньшей емкости (и соответственно менее дорогостоящую), либо существенно расширить функции штатной батареи (это в первую очередь относится к легковым автомобилям). Выполнив свою задачу запуска двигателя, "СУПЕР-ЭКОНД" быстро (в течение 5-30 сек) подзаряжается от аккумуляторной батареи или зарядного генератора и вновь готов к работе. ( В принципе, если увеличивать время подзарядки, двигатель автомобиля может запускаться даже от батареек карманного фонарика.)
Ну, а эксплуатационные преимущества комбинированной системы пуска говорят сами за себя. Ведь связка "суперконденсатор - аккумулятор" обеспечивает гарантированный запуск двигателя всегда, в том числе и в самых неблагоприятных условиях.
Как показывает практика, новинка надежно работает при низких температурах (до -50 оС, причем без какого-либо предварительного разогрева аккумулятора, что особенно важно при эксплуатации машин зимой), а также в условиях повышенной влажности воздуха, при сильно разряженной батарее (с остаточной емкостью ниже 60 %), в случае перегретого двигателя.
Отметим и другие технико-экономические преимущества новой системы - почти двухкратное увеличение срока службы химических батарей, уменьшение износа двигателя, продление его жизненного цикла за счет существенного снижения времени работы мотора на вынужденном холостом ходу. Ведь известно, что двигатель того же экскаватора (компрессора, бульдозера) иной раз приходится длительное время не заглушать, дабы не рисковать при повторном запуске. Отказ от такого варварского режима эксплуатации дает заметную экономию топлива и улучшение экологической обстановки.
В настоящее время новая комбинированная система электростартерного запуска автомобильных двигателей прошла серию испытаний, в том числе заводских испытаний на Камском автозаводе, и подтвердила на практике свои эксплуатационные качества. Особенно отмечается ее высокая надежность в работе в самых различных климатических зонах и погодных условиях.
По результатам испытаний система рекомендована для автомобилей грузовых (КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ, ГАЗ) и легковых, для автобусов и микроавтобусов, а также для установки на тракторах и бульдозерах, тягачах, автокранах и другой строительной технике.
К настоящему времени накоплен и опыт практической эксплуатации системы в автохозяйствах.
Как показывает практика, использование комбинированной системы пуска позволяет устанавливать на машинах аккумуляторные батареи в 1,5-3 раза меньшей емкости. Так, для южных широт России замена на автомобиле КамАЗ штатной аккумуляторной батареи (две батареи типа 6СТ190) на комбинированную систему с ИКЭ "СУПЕР-ЭКОНД" позволяет использовать "жигулевские" аккумуляторы (соответственно две батареи типа 6СТ55). Срок службы такой системы увеличивается более чем в 1,5 раза.
Столь же эффективно использование новой системы электростартерного пуска и в других климатических зонах. (Особенно в северных регионах России.) Надежность запуска двигателя, возможность полноценной круглогодичной эксплуатации грузовиков КамАЗ (как и автомобилей других марок) при низких отрицательных температурах делают ее просто незаменимой.
Нельзя не учитывать и вполне доступную цену ИКЭ "СУПЕР-ЭКОНД" - она не превышает стоимости штатной аккумуляторной батареи.
Это позволяет без особых затрат производить установку новой системы запуска при очередной регламентной замене химической батареи на автомобиле.
В целом же, как показывает практика, эксплуатация новой системы в условиях автохозяйств сулит немалые экономические выгоды.
Экологически безопасная, не требующая дополнительного ухода и безотказная в работе новинка позволяет почти втрое снизить затраты автохозяйств за счет применения батарей меньшей емкости, утилизации старых аккумуляторных батарей, а особенно - за счет снижения эксплуатационных расходов на обслуживание системы (приготовление дистиллята, кислоты для аккумуляторных батарей, их зарядку и тренировку).
В настоящее время разработчиками создан широкий спектр импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости.
Они рекомендованы к применению не только в составе автотранспортной и строительной техники, но и на тепловозах, путевых машинах, в оборудовании сельскохозяйственной, лесозаготовительной, коммунальной и другой техники.Алексей ЛАБУНСКИЙ
Между тем таких малоприятных ситуаций можно избежать. На московском предприятии МНПО "ЭКОНД" разработана и выпускается новая система запуска двигателей внутреннего сгорания, использование которой во многих случаях снимает проблемы запуска двигателя машины.
Это стало возможным благодаря разработке учеными и специалистами предприятия под руководством академика РАЕН д. т. н. Александра Иванова импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости и практического использования их в системах электростартерного пуска карбюраторных и дизельных двигателей.
Главное преимущество такого суперконденсатора (выпускается он под маркой ИКЭ "СУПЕР-ЭКОНД") состоит в уникальной способности накапливать электрический заряд сверхвысокой плотности - в 10 раз выше, чем в лучших традиционных конденсаторах, и обеспечивать мощность импульсного разряда до десятикратной таковой самых лучших аккумуляторов.
Принцип действия ИКЭ "СУПЕР-ЭКОНД" основан на прямом накоплении заряда в двойном электрическом слое на поверхности контакта высокопористого углеродного электрода со связанным, химически инертным электролитом. В таком конденсаторе накопление заряда осуществляется фактически на молекулярном уровне.
Благодаря этому суперконденсаторы по своим электрическим параметрам на порядок превосходят обычные конденсаторы. Кроме сверхвысокой плотности накапливаемой энергии и удельной мощности импульсного разряда, их отличает очень малое внутреннее сопротивление, возможность длительного хранения заряда (до нескольких сотен часов), устойчивость к токам короткого замыкания и практически неограниченное число циклов перезарядки.
Сюда надо добавить также их отличные рабочие характеристики: пожаро- и взрывобезопасность, высокая механическая прочность, широкий диапазон рабочих температур, длительный срок службы (более 12 лет), наконец, эксплуатационная и экологическая безопасность.
Все это позволило разработчикам создать высоконадежную комбинированную систему электростартерного пуска "суперконденсатор ИКЭ - аккумуляторная батарея" для двигателей внутреннего сгорания самого широкого диапазона мощности (от 10 до 3000 л. с.), в том числе и для автотранспортной и строительной техники.
Сам ИКЭ "СУПЕР-ЭКОНД" представляет собой батарею конденсаторных элементов, заключенных в герметичный корпус, номинальное напряжение которой может составлять от нескольких единиц до сотен вольт (в зависимости от числа используемых базовых элементов).
Включенный в электросеть автомобиля, такой суперконденсатор вместе с аккумуляторной батареей способен обеспечить требуемое напряжение в сети и импульс тока в начальный период пуска двигателя.
При этом важно отметить, что, принимая основную нагрузку при запуске на себя, ИКЭ позволяет использовать батарею значительно меньшей емкости (и соответственно менее дорогостоящую), либо существенно расширить функции штатной батареи (это в первую очередь относится к легковым автомобилям). Выполнив свою задачу запуска двигателя, "СУПЕР-ЭКОНД" быстро (в течение 5-30 сек) подзаряжается от аккумуляторной батареи или зарядного генератора и вновь готов к работе. ( В принципе, если увеличивать время подзарядки, двигатель автомобиля может запускаться даже от батареек карманного фонарика.)
Ну, а эксплуатационные преимущества комбинированной системы пуска говорят сами за себя. Ведь связка "суперконденсатор - аккумулятор" обеспечивает гарантированный запуск двигателя всегда, в том числе и в самых неблагоприятных условиях.
Как показывает практика, новинка надежно работает при низких температурах (до -50 оС, причем без какого-либо предварительного разогрева аккумулятора, что особенно важно при эксплуатации машин зимой), а также в условиях повышенной влажности воздуха, при сильно разряженной батарее (с остаточной емкостью ниже 60 %), в случае перегретого двигателя.
Отметим и другие технико-экономические преимущества новой системы - почти двухкратное увеличение срока службы химических батарей, уменьшение износа двигателя, продление его жизненного цикла за счет существенного снижения времени работы мотора на вынужденном холостом ходу. Ведь известно, что двигатель того же экскаватора (компрессора, бульдозера) иной раз приходится длительное время не заглушать, дабы не рисковать при повторном запуске. Отказ от такого варварского режима эксплуатации дает заметную экономию топлива и улучшение экологической обстановки.
В настоящее время новая комбинированная система электростартерного запуска автомобильных двигателей прошла серию испытаний, в том числе заводских испытаний на Камском автозаводе, и подтвердила на практике свои эксплуатационные качества. Особенно отмечается ее высокая надежность в работе в самых различных климатических зонах и погодных условиях.
По результатам испытаний система рекомендована для автомобилей грузовых (КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ, ГАЗ) и легковых, для автобусов и микроавтобусов, а также для установки на тракторах и бульдозерах, тягачах, автокранах и другой строительной технике.
К настоящему времени накоплен и опыт практической эксплуатации системы в автохозяйствах.
Как показывает практика, использование комбинированной системы пуска позволяет устанавливать на машинах аккумуляторные батареи в 1,5-3 раза меньшей емкости. Так, для южных широт России замена на автомобиле КамАЗ штатной аккумуляторной батареи (две батареи типа 6СТ190) на комбинированную систему с ИКЭ "СУПЕР-ЭКОНД" позволяет использовать "жигулевские" аккумуляторы (соответственно две батареи типа 6СТ55). Срок службы такой системы увеличивается более чем в 1,5 раза.
Столь же эффективно использование новой системы электростартерного пуска и в других климатических зонах. (Особенно в северных регионах России.) Надежность запуска двигателя, возможность полноценной круглогодичной эксплуатации грузовиков КамАЗ (как и автомобилей других марок) при низких отрицательных температурах делают ее просто незаменимой.
Нельзя не учитывать и вполне доступную цену ИКЭ "СУПЕР-ЭКОНД" - она не превышает стоимости штатной аккумуляторной батареи.
Это позволяет без особых затрат производить установку новой системы запуска при очередной регламентной замене химической батареи на автомобиле.
В целом же, как показывает практика, эксплуатация новой системы в условиях автохозяйств сулит немалые экономические выгоды.
Экологически безопасная, не требующая дополнительного ухода и безотказная в работе новинка позволяет почти втрое снизить затраты автохозяйств за счет применения батарей меньшей емкости, утилизации старых аккумуляторных батарей, а особенно - за счет снижения эксплуатационных расходов на обслуживание системы (приготовление дистиллята, кислоты для аккумуляторных батарей, их зарядку и тренировку).
В настоящее время разработчиками создан широкий спектр импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости.
Они рекомендованы к применению не только в составе автотранспортной и строительной техники, но и на тепловозах, путевых машинах, в оборудовании сельскохозяйственной, лесозаготовительной, коммунальной и другой техники.Алексей ЛАБУНСКИЙ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 2001 год в рубрике техника