Латышские зарисовки: коммунальных проблем больше, чем строительных задач

В своих публикациях мы нередко рассказываем о проблемах и тенденциях в строительной отрасли России. Реже - Украины. И очень редко говорим о состоянии строительства и коммунального хозяйства в странах Прибалтики, наших непосредственных северных соседей.

Во времена единого Советского Союза Литва разделяла первое место с Белоруссией по качеству строительства и организации строительного процесса. В Латвии на высоком уровне была организация коммунального хозяйства. Сегодня наши пути разошлись. Прибалтика стремится соединиться с ЕЭС, Беларусь - интегрироваться с Россией. Изменились системы ценностей, социальные приоритеты. Эти изменения отразились и в строительной отрасли, а еще больше в коммунальном хозяйстве. В начале ноября корреспондент СиН побывал в Латвии и сегодня делится своими впечатлениями с читателями газеты.

Визитная карточка

Первый город Латвии, в который попадаешь, пересекая белорусско-латвийскую границу - Даугавпилс. В советские времена из города Браслава Витебской области в город Даугавпилс можно было доехать за 40 минут. Сегодня на это уходит два часа: таможенное оформление. Первые строения, которые видишь на латвийской территории, - это здания таможенного пункта и сопутствующих ему служб. Это образец чисто европейской функциональной и практичной архитектуры, выполненный безупречно с точки зрения качества строительства. Даже при беглом взгляде на терминал замечаешь, что при строительстве объекта использованы только западноевропейские материалы и строительные детали, хотя, вероятно, их гораздо ближе было бы доставить из Беларуси. Впрочем, если у Латвии должно быть "европейское лицо", то на границе это ощущаешь. К слову, белорусский пограничный пропускной пункт рядом с латышским выглядит Золушкой: нет здесь ни теплого ватерклозета, ни душа. Однако при проверке документов на белорусской стороне пассажиров автобуса проверяли в помещении, а на латышской багаж пришлось предъявлять на проверку прямо на улице. Так что как устроен латышский терминал внутри, неизвестно. Фотографировать его также не разрешили.

Если судить по терминалу, можно предположить, что в самой республике должно также быть развито современное гражданское строительство.

Перемены не бросаются в глаза

Последний раз я была в Даугавпилсе 12 лет назад и с нетерпением ждала встречи с ним, боялась, что не узнаю город после его десятилетнего "европейского" существования. В советские времена Даугавпилс был крупным индустриальным центром Латвии и основной транспортной развязкой. Сегодня - он второй по величине город республики. Но оказалось, что внешне город мало изменился. Мы въезжали в город со стороны Гривы - частного сектора Даугавпилса. Он не изменился вообще. Не было видно новых частных домов. А прежние не приобрели за эти годы ни дополнительного этажа, ни причудливых архитектурных форм, свойственных коттеджам пригородов Минска. Единственная отличительная черта - практически на каждом доме красовалась антенна спутникового телевидения, как потом оказалось, очень популярного по всей Латвии. Да еще темные закоулки Гривы освещались кое-где на перекрестках современными телефонными будками. Автобусный вокзал, на который мы прибыли, по уровню комфортности ничем не отличался от Браславского автовокзала, а ведь Браслав - далеко не второй город нашей республики. Последний раз автовокзал ремонтировался в 1998 г., но в 2002 г. его ждет реконструкция, которая должна обойтись городскому бюджету в 50 тыс. латов.

Немного о городской инфраструктуре

Пока мы прибыли на конечную остановку, стемнело, и наступил мрачный ноябрьский вечер. Но город был полон огней. Его освещали не фонари на улицах, а витрины многочисленных, но небольших магазинов. Но чем больше мы удалялись от центра, тем темнее становились улицы.

(Свет окон домов чаще тускл, и не все окна освещены. Хорошо освещены автозаправки. Красиво подсвечены прожекторами храмы - православные, католический, протестантский.

Католическая церковь планирует в ближайшее время построить в Даугавпилсе еще 4 костела, один из храмов - костел на Новом Форштадте - возводится монолитным способом.)

Городского автотранспорта не было видно: позже я узнала, что многие автобусные маршруты были сокращены. Сегодня по городу ходит маршрутка с периодичностью "раз в час". Самым популярным общественным транспортом является трамвай, стоимость проезда на котором эквивалентна примерно 300 белорусским рублям, но который появляется на остановке раз в 5-10 минут. И все же даже средние по достатку жители Даугавпилса считают, что это дорого и привыкли ходить пешком, если позволяет погода. Мы тоже совершили пешую прогулку: город небольшой и не растущий (за последние десять лет он не расширил свои границы). Даугавпилс можно обойти за день.

Развитие города - производная от честолюбия его мэра

Действительно, в городе много магазинов и кафе (последних даже больше): чаще всего они занимают нижние этажи старых жилых зданий центра или легкие павильоны. Специально построенных новых зданий под магазины не наберется и пяти. Мне удалось увидеть строительство большого павильона для будущего магазина стройматериалов: это было не капитальное сооружение, хотя достаточно крупное по объему. Основу его составлял металлический каркас, секции которого заполнялись плитами утеплителя. Основание кровли, представляющей собой арочную конструкцию, выполнялось по тому же принципу. Других объектов строительства мне не удалось увидеть. Хотя горожане рассказывали, что недавно было завершено строительство новой поликлиники и роддома.

Отреставрирован центральный кинотеатр "Октобрис", пребывавший закрытым несколько лет. Построен ледовый дворец и стадион для спидвея. Сказывали, что мэр города уже заключил соглашение с россиянами о том, что на этой площадке будет проходить часть фестиваля "Славянский базар".

Мэр города Даугавпилса - молодой (ему нет и сорока) и честолюбивый г-н Рихард Эйгим - был недавно избран горожанами, уставшими от хозяйственной бездеятельности бывшего руководства старой закалки. Г-н Эйгим, один из крупнейших латышских бизнесменов, владелец весьма выгодного автозаправочного бизнеса, по всей вероятности, решил придать Даугавпилсу статус неформальной столицы Латгалии. Интересно, что 9 ноября сего года город Даугавпилс посетил Принц Уэльский Чарльз вместе с президентом Латвии г-жой Вайрой Вике-Фрейберга. Кроме Даугавпилса, принц посетил только Ригу. Какой интерес привел в город наследника английского престола, обладателя 21 титула и патрона 270 организаций, остается загадкой. Но мэр Даугавпилса получил приглашение совершить ответный визит.

В преддверии визита в городе были высажены молодые деревья (только почему-то на расстоянии метра друг от друга - чтобы заметнее было?), бетонной плиткой вымощена площадь перед Педагогическим университетом, обновлены тротуары.

Рабочие, которые выполняли мощение, сказали, что работа по обустройству города для них редкость, выполняется аврально и оплачивается не очень хорошо. Но строители были рады и ей, так как большую часть времени они пребывают без работы: муниципальных заказов практически нет.

Капитализм на рынке жилья

Жилищное строительство в Даугавпилсе имеет свои особенности, хотя особенности эти - общелатвийские. Так, в городе вообще не ведется многоквартирное жилищное строительство. Можно наблюдать много панельных и кирпичных многоэтажных домов, строительство которых даже не было законсервировано - просто оставлено. "Новые латыши", поднакопив денег, стремятся расстаться с обременительной недвижимостью в виде отдельной квартиры. Даже в кооперативном доме. Они покупают дома в частном секторе и "модернизируют" их. Стройматериалы в Латвии обходятся достаточно дорого. Поэтому в эти домах среднего класса вы не увидите никаких излишеств. Но все сделано добротно и по-хозяйски: так, чтобы не бросаться в глаза, но выглядеть прилично. Дело в том, что в Латвии горожанам очень дорого обходятся отопление и горячая вода, как, впрочем, и все остальные муниципальные услуги. Поэтому владельцы частных домов стараются максимально утеплить их. Воду греют электрическими котлами, а отопление по преимуществу используют печное.

Квартиры в центре города занимают только самые богатые люди. Социальные проблемы в Даугавпилсе стоят намного острее, чем в Беларуси, и как в зеркале отражаются в вопросах жилья, но зато проблемы финансирования реконструкции и модернизации решаются достаточно просто.

В результате интенсивной внутригородской миграции в Даугавпилсе сформировались богатые и бедные жилые районы. Богатые, но выросшие на окраине бизнесмены или строят собственные дома, или постепенно перемещаются в центр города, если в состоянии оплачивать более дорогое престижное жилье.

Изменились представления о престижных районах. Казалось, еще совсем недавно престижным считался микрорайон Химки, в многоэтажках которого проживали большей частью работники преуспевающего в советские времена химического комбината. Акции комбината были проданы иностранному предприятию, последнее же приняло решение о закрытии комбината, и большинство жителей района остались без работы. Расположенный в удалении от центра города и населенный неплатежеспособными горожанами район потерял транспортный маршрут городского автобуса. Сегодня некогда красивый микрорайон имеет неухоженный вид (никто не заинтересован в финансировании ремонта домов) и в народе именуется "бомжатником". Несмотря на плотную застройку этого района, именно в нем планируется возвести один из четырех костелов.

Домовое самоуправление: выживает сильнейший

В Латвии есть закон, согласно которому человек, нерегулярно оплачивающий жилье, может быть выселен. Каждый год набирается примерно 100 судебных дел о выселении.

Например, в течение первой недели ноября решением городской думы Даугавпилса восемь квартир городского самоуправления были лишены статуса социального жилья. Семьи-должники подлежат выселению из своих квартир.

Социальное жилье - это квартиры самоуправления. После присвоения статуса социальной квартира не подлежит приватизации, ее нельзя ни продать, ни обменять. Прописка и выписка из такой квартиры разрешены только с ведома самоуправления. Это самая критическая ситуация. Совсем недавно сильно задолжавшим семьям (с долгом в 1,5-2 тыс. латов за коммунальные услуги) вариант социального общежития дома не предлагался. Каждая семья вызывалась на жилищную комиссию, где индивидуально решался вопрос, оговаривались условия, при которых дается статус социального жилья. Если в дальнейшем условия соблюдались, снимался и статус социальной квартиры. Сегодня процедура упрощена. За снятие статуса социальной квартиры голосуют списком. Автоматически (чего не было ранее) следует выселение.

Такая практика ускорит процесс постепенного вытеснения из домов центра беднеющих пенсионеров, других малообеспеченных граждан, среди которых не последнее место занимают семьи с детьми. Не критическим должникам предприятие жилищного хозяйства предлагает обмен на жилье, где квартирная плата меньше, а новый собственник жилья выплачивает компенсацию на ремонт и возмещение неудобств.

Новые собственники квартир в одном доме, уровень доходов которых примерно одинаков, участвуют в модернизации и реконструкции дома своими средствами. Они, считая каждую копейку, не портят собственное жилье, подъезды, прилегающую территорию. Оборудуются даже кафе и бассейны на крышах и мансардных этажах.

Обслуживание приватизированного жилья

Отношения между собственниками квартир и жилищно-коммунальными службами приобретают деловой характер: никто ни для кого ничто не делает бесплатно. К слову, на балансе городского предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ПЖКХ) находятся 1043 жилых и 66 нежилых домов, 10 домов состоят на техническом обслуживании и 167 - на самообслуживании. Заключены договора на техническое обслуживание с владельцами двадцати одного денационализированного дома.

Существуют три варианта обслуживания и содержания приватизированных жилых домов. По одному из них жильцам дано право создавать общество владельцев квартир с занесением его в Регистр предприятий. По второму варианту можно подобрать физических или юридических лиц и заключить договор, по которому дом передается им на управление. По третьему же с согласия владельцев квартир обслуживание жилого дома остается за предприятием ПЖКХ.

Собственники квартир 160 приватизированных многоквартирных жилых домов дали свое согласие на то, чтобы их и впредь обслуживало ПЖКХ. Стоимость обслуживания составляет 8,2 сантима за 1 м 2 жилой площади. Источник средств на ремонты и дополнительное обслуживание приватизированных домов оговаривается в договоре (в частности, уточняются цели, на которые направляется собранная с жильцов квартплата). Учет ведется по каждому дому, и работы выполняются, исходя из тех денег, которые поступили от жильцов того или иного дома. Возможно, что по согласию жильцов какая-то часть денег для проведения ремонтных работ может быть взята из поступлений от другого дома, но потом возвращена на его счет. Может быть взят кредит в банке на основе договора с жильцами, которые затем погашают этот кредит. На собраниях выбираются старшие по дому, с которыми согласовываются все вопросы и учитываются пожелания жильцов.

Такое дорогое тепло

Теперь о проблеме теплоснабжения. Городская дума планирует установить во всех жилых домах, подключенных к городскому централизованному теплоснабжению, автоматизированные тепловые пункты. Предполагается, что если в каждом доме установить индивидуальный тепловой пункт, это должно сэкономить жильцу энную сумму денег. Согласно думской программе в городе необходимо установить более 800 автоматизированных тепловых пунктов. Реализация программы предполагается в 2002-2003 гг.

Но есть проблема. Если тепловые станции, распределительные сети в городе находятся в удовлетворительном состоянии, то этого нельзя сказать о внутренних системах отопления в домах и учреждениях, а также о тепловых узлах. Чтобы существенно улучшить качество подачи горячей воды и тепла потребителю, необходима модернизация теплоузлов. Предполагается, что узлы должны быть автоматизированными. Это позволит управлять процессом точного учета и качественного приготовления горячей воды, регулировать систему отопления в зависимости от температуры наружного воздуха.

В идеале жильцы каждого дома, во-первых, смогут рационально использовать тепло, а во-вторых, платить только за ту энергию, которую потребили. Сегодня же плата за тепло - усредненная по городу. Если в квартире нет водомеров, то и за горячую воду установлена усредненная плата. А там, где водомеры есть, жильцам нередко приходится сливать воду, чтобы пошла, наконец, горячая. То есть потребитель платит за то, что он не потребил. Индивидуальные тепловые узлы (ИТП) должны снять эту проблему. Жилец в любой момент сможет узнать, сколько тепла он реально потребил и сколько это стоит. И задать ИТП ту программу подачи тепла, которая его устраивает.

Финансирование новшества ляжет на плечи жильцов. Работы по модернизации теплоузлов будут осуществляться за счет владельцев внутренних тепловых сетей, то есть это может быть ПЖКХ или хозяева денационализированных домов. Из-за значительных единовременных затрат на приобретение оборудования может возрасти плата за техническое обслуживание у потребителей сетей до 3,0-3,5 (сейчас 1,8) сантимов за 1 м 2. Но как только будет установлен ИТП, жильцы смогут реально сэкономить на потреблении тепла и горячей воды.

Так ли все происходит в действительности? Вот что пишет городская газета "Динабург сегодня" за 8 ноября текущего года.

"Предварительно позвонив управляющей домом, мы услышали: "Сама по себе установка ИТП ничего не решает, если не приведены в полный порядок внутридомовые теплосистемы". Марина, жительница одной из квартир дома, поведала нам грустную историю: "Старый теплоузел в нашем доме практически вышел из строя. Мы вынуждены были его заменить. Одна из фирм предложила жильцам установить вместо старого современный ИТП немецкого производства. Он и подачу тепла будет автоматически регулировать в зависимости от погоды, и учет горячей воды вести. Фирмачи убедили жильцов, что экономия составит до 5 латов (62 сантима составляют примерно доллар) в месяц. Жильцы дома сбросились и уплатили за шедевр технического прогресса 5,5 тысячи латов. Но каково было их разочарование, когда на самом деле в первую зиму после установки ИТП они стали получать прямо-таки астрономические счета за тепло и горячую воду. Пришлось резко ограничить потребление тепла. В результате в квартирах стало холодно. Сейчас уровень потребления тепла в доме такой, что плата примерно соответствует общегородскому уровню, но счета за горячую воду приходят очень большие. Вот вам и экономия".

Иногда людям просто нечем платить за тепло. Есть случаи, когда управляющий домом, а это наемное юридическое лицо, может с начала отопительного сезона так и не подключить к дому тепло. Его мотивация понятна: у жильцов долги за тепло (не у всех, часто у двух-трех, но долги весомые - до 500-600 латов). И если управляющий включит тепло, то долги могут спросить с него.

Странно, но почему-то в Даугавпилсе никто не ставит вопрос о первоочередном утеплении самих многоквартирных домов.

Юрмала и Рига

Ситуация, наблюдаемая в коммунальной и строительной сферах Даугавпилса, характерна для большинства латышских городов. Даже в красавице Юрмале, некогда элитном курорте, пришли в упадок многие здания не только деревянных дач, украшенных неповторимой резьбой и выполненных в очаровательной архитектурной манере, но и капитальных корпусов санаториев и гостиниц. Хорошо выглядят только те здания, в которых поселились магазинчики и кафе. Да еще те, которые заново строятся частными инвесторами. Но таких немного.

Рига отличается от всех латвийских городов тем, что переживает строительный бум. Или, точнее, строительно-реконструкторский. Обновляются улицы старой Риги. Старинные здания при помощи высококачественных систем штукатурки, методов подборки цветовых пигментов отделочных составов и красок выглядят сказочно нарядно. Магазинов, кафе, частных галерей на ее тесных пешеходных улочках больше, чем в Москве. Границу между старой Ригой и новой частью города можно определить по наличию брусчатки. Временами брусчатка кажется просто радужной из-за оттенков натуральных камней, ее составляющих. В последнее время в Риге начали восстанавливать исторический облик старого города. Дома приводят к тому виду, который они имели в самые известные периоды латвийской истории.

Интересная деталь: ресторан МcDonald's, расположенный у начала Старого города, был вынужден снять свою вывеску из-за протеста рижан против нарушения внешнего вида города.Заметки подготовила Светлана ГЛАЗКОВА, фото автора
Материал отражает впечатления автора от увиденного и услышанного и не претендует на полное описание проблем, отмеченных в заголовке


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 2001 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость