Об автоматизированном проектировании объектов Кобурга

Автоматизированное проектирование - одна из основных тем, обсуждающихся на пленарной части выставок "Build IT Berlin". Редакция знакомит читателей со статьей Кристине Рилл, которая в виде пленарного сообщения, возможно, будет озвучена на "Build IT Berlin-2002".

Основанная в 1947 г. архитектурная мастерская "Liebermann" - это два поколения специалистов, которые за 54 года ее существования запроектировали около 3 тыс. объектов для возведения в Кобурге (Германия) и его окрестностях. Сегодня компания в своей работе использует отвечающие современным требованиям информационные технологии и системы автоматизированного проектирования. То обстоятельство, что западногерманский Кобург расположен близ бывшей границы с ГДР (а значит, область охвата заказами до 1989 г. была у мастерской довольно ограниченной), не способствовало специализации "Liebermann" в том или ином направлении. Однако за более чем полвека мастерской накоплен обширный опыт в области проектирования практически любых зданий - жилых, общественных, административных, коммерческих. Приходилась работать над проектами не только школ, автостоянок, плавательных бассейнов, но и производственных корпусов предприятий различных отраслей промышленности.

Коллектив архитекторов, возглавляемый Хайнцем и Рольфом Либерманнами, рассматривает каждый новый проект как своего рода вызов. Вот как Рольф Либерманн формулирует свою достаточно стройную и ясную философию проектирования. Архитектурное качество основывается на способности архитектора к сравнительному анализу назначения будущего объекта (то есть задания на проектирование) и имеющей место реальной ситуации, а также к предусматриванию проектом всего необходимого при эксплуатации здания. В этом случае после сдачи в эксплуатацию объект функционирует нормально. Построенное здание не только должно по сути своей соответствовать своему назначению, но и внешне "говорить" об этом назначении, да так, чтобы понятно было с полуслова. К сожалению, необходимость соблюдения гармонии с архитектурой построек предыдущих веков порой сильно затрудняет реализацию данной концепции. Так или иначе, именно функциональность должна ставиться коллективом творческой архитектурной мастерской во главу угла.

Как САПР послужила горкоммунхозу

Одна из недавно завершенных мастерской "Liebermann" работ - проект центра обслуживания населения, заказанный кобургской компанией коммунальных услуг "SUC Coburg". Архитекторы мастерской представили свой проект на конкурс, в котором, кроме них, участвовало еще семь соискателей, и победили. Это было в январе 2001 г. В соответствии с графиком завершен проект кобургского центра обслуживания населения должен быть к концу текущего года.

"Liebermann" удалось значительно усовершенствовать бывшую на вооружении мастерской систему автоматизированного проектирования ArchiCAD в процессе работы над проектом центра. Имеется в виду подключение ArchiGlazing, средства автоматизированного конструирования стеклянных заполнений оконных и дверных проемов, а также различных стеклянных конструкций.

Центр: функциональный и привлекательный

Главным требованием, которому должны были удовлетворить участники конкурса, было создание современной, прозрачной и дружественной атмосферы, привлекательной для клиентов и обещающей им несложный контакт с управляющими структурами.

Архитекторы решили эту проблему путем развертывания L-образных планов проектируемых зданий в одну линию. В итоге появился U-образный план застройки, окружающей существующую, служащей утилитарным коммунальным целям и позволяющей как следует рассмотреть существующую старинную застройку.

Интенсивность потока клиентов, для обслуживания которых задуман новый двухэтажный сервис-центр, рассчитана из условия примыкания к центру паркинга на 50 автомобилей.

Переступая порог, посетители оказываются в просторном фойе с центром связи, окнами обслуживания клиентов и демонстрационной зоной. Детская игровая зона и бесплатные Интернет-места способствуют привлекательности центра для лиц всех возрастов.

На первом этаже здания центра, примыкая к центральному коридору, располагаются офисы, предлагающие градостроительную информацию, почтовые услуги, а также услуги по взятию на учет новых клиентов и снятия с учета выбывающих.

Из вестибюля, доступ в который открыт и по завершении присутственных часов, полукруглый лестничный марш ведет на второй этаж - в кафетерий, в рабочее время открытый для персонала центра, а после окончания рабочего дня - для публики.

К этому комплексу примыкает многофункциональный зал для проведения семинаров и конференций. Он отделяется от вестибюля скользящими стенами, которые убираются на время проведения выставок. Стеклянный фасад отделяет конференц-зал от исторической застройки, одновременно позволяя любоваться красотами старинной архитектуры.

Стеклянный коридор ведет на второй этаж существующего здания и одновременно в новое офисное крыло, запроектированное поверх крыла первого этажа старого здания. Здесь располагаются представительства СМИ, офисы системных программистов, а также персонал, работающий со спецпосетителями.

Полезная площадь нового комплекса (включая его часть, дополнившую старое строение) приближается к 2 тыс. м 2.

Проект комплекса не завершен, однако архитекторы демонстрируют его фрагменты, свидетельствующие о том, что все функциональные зоны будут отделяться одна от другой легкими стеклянными либо иными возводимыми сухим способом перегородками, либо стеллажами.

Что же касается полов сервис-центра, то для них архитекторы предусмотрели как паркет, так и каменное мощение. В любом случае одна функциональная зона отделяется от другой именно там, где характер покрытия пола претерпевает существенное изменение. (То есть при проектировании отделки полов решаются задачи логистики). Основу самонесущей кровли составят взаимостыкующиеся деревянные фермы или стальные балки. Это может быть и вальмовая крыша со стальным оцинкованным покрытием. (Либо дизайн кровли будет сделан с учетом окружающего ландшафта.)

Дизайн экстерьера (как собственно здания, так и примыкающей площадки) будет, помимо всего прочего, символизировать электроэнергию, ветер и воду.

Проблемы взаимодействия платформ Маcintosh и Windows

Эти проблемы выявляются по мере реализации архитекторами их замыслов, связанных с совершенствованием функционирования объекта. (В частности, всех вышеизложенных замыслов "Liebermann" в отношении кобургского сервис-центра.) Что же касается мастерской, о которой идет речь, то сейчас на ее вооружении - два рабочих места автоматизированного проектирования, оснащенных ArchiCAD, а также программное обеспечение, позволяющее участвовать в тендерной деятельности в online-режиме.

Сегодня архитекторы "Liebermann" работают с Windows NT. В 1997 г., когда они начали эксплуатировать CAD, работа строилась на основе компьютеров Macintosh. К сожалению, поблизости не было ни одного Apple-дилера, который мог бы обеспечить им постоянную техническую поддержку.

Была проблема связи с компьютерами, работающими под Windows. Приходилось выводить на печать всю цифровую и графическую информацию, генерируемую компьютерами Macintosh, и затем вводить ее в качестве исходных данных в Windows-машины. На это уходило много времени.

Сегодня вся корпоративная компьютерная сеть мастерской уже год как ходит под Windows. Несмотря на предостережения, конверсия была осуществлена без сучка и задоринки.

Дилер, осуществляющий сервис в области ArchiCAD, просто конвертировал данные, существовавшие в виде Macintosh-файлов, в Windows-файлы, и, используя CDROM, загрузил их на новые жесткие диски, установленные вместо старых.

С тех пор система работает без сбоев. Сегодня она представляет собой становой хребет мастерской. Теперь вручную выполняются лишь дизайн-эскизы. Автоматизированно же - все стадии проекта.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2001 год в рубрике проектирование

©1995-2024 Строительство и недвижимость