О питьевом водоснабжении

Одним из вопросов, рассмотренном 30 октября на заседании коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, было обсуждение хода выполнения Закона Республики Беларусь "О питьевом водоснабжении".

Закон Республики Беларусь "О питьевом водоснабжении" был принят в июне 1999 года и явился первым практическим шагом к законодательному государственному регулированию деятельности в одной из важнейших социальных сфер - обеспечения населения Беларуси питьевой водой.

Впервые основными принципами были провозглашены государственные гарантии первоочередного обеспечения питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья; государственный контроль и регулирование вопросов питьевого водоснабжения; обеспечение безопасности, надежности и управляемости систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источников водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов, действующих на территории Республики Беларусь; учет и платность в питьевом водоснабжении; отнесение систем питьевого водоснабжения к важным объектам жизнеобеспечения.

В Законе определены органы, осуществляющие государственное управление и регулирование в области питьевого водоснабжения, и основные положения такого регулирования и управления. Введению Закона предшествовала большая работа по подготовке водопроводно-канализационного хозяйства республики.

Исполнению его должна была послужить разработанная Минжилкомхозом и одобренная правительством Республиканская программа первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой и соответствующие региональные программы.

При обсуждении на заседании коллегии вопроса "О ходе выполнения Закона Республики Беларусь "О питьевом водоснабжении" и мерах о развитии систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах республики" проведена работа по совершенствованию структуры управления подотраслью. Созданы и работают республиканское унитарное предприятие по водоснабжению и канализации "Белводоканал", в областях - областные предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) - облводоканалы.

Созданы и продолжают создаваться самостоятельные предприятия ВКХ с правом юридического лица. В Брестской области их 10, Могилевской - 11, Минской - 19, Гомельской

- 7.

Структурная перестройка приносит свои результаты. Так, облводоканалы, получив право осуществлять функции заказчика по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения и проводя обоснованную техническую и инвестиционную политику, могут реально влиять на процессы развития водопроводно-канализационного хозяйства. Например, сотрудничество "Миноблводоканала" с подведомственными предприятиями в этом направлении позволило добиться того, что 15 из них уже находятся на полном хозрасчете и только 4 пока еще получают субсидии из бюджета в части покрытия затрат за оказанные населению услуги. Опыт УП "Миноблводоканал", получил одобрение у специалистов отрасли и заслуживает распространения.

Основным источником централизованного водоснабжения населения Беларуси являются подземные воды, качество которых отвечает установленным санитарно-гигиеническим требованиям, за исключением содержания железа и, в отдельных случаях, марганца. В гг. Минск, Гомель, Гродно, Полоцк для хозяйственно-питьевого водоснабжения наряду с подземными используется вода из поверхностных источников.

В городах Гродно и Полоцк ведутся работы по расширению водозаборов подземных вод и переводу их на водоснабжение полностью из подземных источников в связи с сильным загрязнением рек Неман и Западная Двина.

Более 50% централизованных систем питьевого водоснабжения не имеют необходимых сооружений подготовки воды до нормативного качества (в основном по содержанию железа).

В то же время инвестиционная часть Республиканской программы первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой выполнена менее чем на половину.

Строительство практически всех объектов не укладывается в нормативные сроки по причине недостаточного их финансирования.

В условиях сложного финансового положения республики нельзя надеяться только на средства республиканского бюджета. Как никогда в этой ситуации важна роль собственников систем водоснабжения и водоотведения и облводоканалов как головных организаций, определяющих политику развития ВКХ в областях.

С целью сокращения потерь и обеспечения бесперебойного водоснабжения питьевой водой всех потребителей продолжается работа по организации инструментального учета на всех этапах подъема, подачи и распределения воды.

Наиболее полно приборами учета оснащены сооружения 2-го и 3-го подъемов, а также жилищный фонд местных Советов (групповой учет).

По-прежнему очень скромные результаты по обеспечению индивидуальным поквартирным приборным учетом, тем более, что населением потребляется свыше 70% питьевой воды. Вопросы экономии питьевой воды, первоочередного обеспечения ею населения неразрывно связаны с ограничением отпуска воды питьевого качества на производственные нужды промышленных предприятий.

Работы по установлению лимитов выполняются ежегодно во всех областях на основе расчетов для каждого конкретного предприятия с последующим утверждением лимитов исполкомами.

В Минской области, например, лимитируется 300 предприятий, в г. Минске - 157. Лимитирование позволяет сократить ежегодное потребление воды на технологические нужды на 1,5-2,0 процента.

В масштабах республики это составляет порядка 3-3,5 тыс. куб. м в сутки, или объем водоснабжения города типа Березино, Заславль, Кореличи.

Значительные работы проведены по обследованию и инвентаризации систем водоснабжения населенных пунктов республики для определения и уточнения их количественных и качественных показателей. Большое внимание при этом уделяется защите источников питьевого водоснабжения от загрязнения и обеспечения безопасности питьевого водоснабжения. С целью охраны источников питьевого водоснабжения предприятиями ВКХ их собственниками проведена большая работа по разработке, утверждению проектов зон санитарной охраны водозаборов, реализации намеченных в них мероприятий.

Так, в Гродненской области проекты зон санитарной охраны (ЗСО) разработаны практически для всех коммунальных водозаборов. Разрабатываются проекты ЗСО для объектов, которые были переданы на баланс коммунальных служб в 2001 году.

Разработаны и утверждены проекты зон санитарной охраны для 346 и заказаны для 105 ведомственных водопроводов области (сельские населенные пункты, предприятия пищевой промышленности).

Хорошо проведена эта работа в Волковысском, Гродненском, Мостовском районах. В Минской области для всех действующих групповых водозаборов разработаны проекты ЗСО и решениями Минского облисполкома утверждены границы 2-го и 3-го поясов санитарной охраны и соответствующие водоохранные мероприятия в них.

На всех одиночных скважинах имееются зоны строгого санитарного режима. Хорошо налажена работа по разработке и утверждению паспортов ЗСО в УП "Минскводоканал". Аналогичная работа по организации зон санитарной охраны источников водоснабжения проводится также и в других областях.

Целям безопасности питьевой воды служит также лабораторный контроль ее качества. Контроль качества подаваемой потребителям питьевой воды осуществляют 55 лабораторий предприятий ВКХ и на договорных условиях лабораториями санитарных служб и служб Госстандарта.

С введением вместо ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством" СанПиН 10-124 РБ 99 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Контроль качества" значительно увеличилось количество контролируемых показателей. Ужесточены требования по микробиологическим показателям, введен контроль по паразитологическим и радиологическим показателям, ряду органических веществ.

Введение СанПиН 10-124 РБ 99 требует серьезного дооснащения приборами существующих аналитических лабораторий предприятий ВКХ, создание новых лабораторий и соответственных материальных затрат. Здесь заслуживает внимания опыт УП "Минскводоканал", где разработана и реализуется программа производственного контроля качества питьевой воды на 5 лет.

На коллегии было отмечено, что в г. Витебске санитарными службами неоднократно были выявлены в отдельных точках водопроводной сети нестандартные по бактериологическим показателям пробы воды. Этот случай свидетельствует о недостаточной подготовленности предприятия "Витебскводоканал" к работе в чрезвычайных условиях.

В этой связи коллегия указала областным водоканалам, как самостоятельным предприятиям ВКХ, так и входящим в состав служб жилищно-коммунального хозяйства, обратить пристальное внимание на содержание сооружений и установок по обеззараживанию воды.

Для обеззараживания трубопроводов и водозаборных скважин как нельзя более подходит выпускаемая Осиповичским заводом "Коммаш" передвижная хлораторная установка. Установка доработана по результатам испытаний, внедрена и используется в Гомельской области.

Важным фактором, определяющим надежность работы систем водоснабжения, качество и безопасность подаваемой потребителям воды, является износ основных фондов систем водоснабжения населенных мест, который в республике превышает 50 процентов и подходит к критическому.

С принятием Закона "О питьевом водоснабжении" ожидались коренные изменения в отношении местных исполнительных и распорядительных органов к нуждам предприятий водоснабжения, собственниками которых они являются.

Недофинансирование систем водоснабжения на протяжении ряда лет привело к нарушению процесса воспроизводства основных фондов, которое выражается в недостаточном обновлении и систематическом недоремонте объектов и сооружений.

Здесь наглядным показателем может служить замена водопроводных сетей, которая составляет в целом по республике 0,21% к общей протяженности, в то время как эта величина должна составлять с учетом многолетнего хронического недофинансирования капитального ремонта объектов ВКХ, и сетей в том числе, около 4%.

Одномоментно исправить сложившееся положение невозможно. Министерством с участием облводоканалов проведена определенная работа по изменению существующей ситуации: разработана программа восстановления трубопроводов, которая была предположена для рассмотрения на коллегии.

Важным фактором обеспечения надлежащего и гарантированного качества подаваемой потребителям питьевой воды служит сертификация в области питьевого водоснабжения. Из-за гидрогеологических особенностей формирования подземные воды на территории республики почти повсеместно она характеризуются повышенным содержанием железа, а в ряде месторождений еще и содержанием марганца, аммония и повышенной коррозионной активностью.

Учитывая, что количество сооружений водоподготовки составляет около 50% от потребного и износ водопроводных сетей достиг предельной величины, провести сертификацию систем питьевого водоснабжения во многих городах не представляется возможным.

Для доведения качества питьевой воды до установленных нормативных требований необходимо выполнение большого объема строительно-монтажных и технологических работ, привлечение значительных финансовых средств.

В этой связи по согласованию с Госстандартом Минжилкомхоз с участием областных управлений и УПКО разработали график проведения сертификации систем питьевого водоснабжения, который включен в Государственную программу по водоснабжению и водоотведению "Чистая вода" и вместе с программой внесен на одобрение в правительство. На получение сертификатов соответствия уже подано 53 заявки.

Ряд предприятий ВКХ такие сертификаты получили. Впереди предстоит большая работа по доведению качества подаваемой воды до требований санитарных правил и норм, организации соответствующей системы его контроля, проведению сертификационных испытаний.

Важная роль в организации сертификации отводится РУП "Жилкоммунтехника". В соответствии с отраслевой программой "Качество" и государственной программой "Чистая вода" выполняются работы по расширению области аккредитации отраслевой лаборатории радиационной безопасности для проведения сертификационных испытаний питьевой воды по общей альфа и бета активности.

Планируется аккредитация испытательной лаборатории на право проведения сертификационных испытаний питьевой воды систем питьевого водоснабжения, технологических процессов, оборудования, индивидуальных и групповых средств очистки и обеззараживания воды, разработка комплекса нормативно-правовых документов, обеспечивающих повышение надежности и безопасности эксплуатации систем питьевого водоснабжения и водоотведения, а также подготовка экспертов-аудиторов по сертификации в области питьевого водоснабжения.

Все эти вопросы должны решаться в тесном сотрудничестве с органами стандартизации и метрологии.

Неразрывно с качеством и бесперебойностью подачи потребителям питьевой воды связана эксплуатация сетей, сооружений и оборудования систем водоснабжения и водоотведения. Во исполнение Закона "О питьевом водоснабжении" постановлениями Совета Министров Республики Беларусь Минжилкомхозу поручена выдача юридическим и физическим лицам специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по эксплуатации сетей, сооружений и оборудования систем водоснабжения и водоотведения с завершением работы до 30 декабря 2002 года.

Министерство поручило УП "Белводоканал" организовать службу экспертизы и лицензирования.

В настоящее время концерном проводится экспертиза и подготовка экспертных заключений. Получено 186 заявок и уже выдано 24 лицензии.

Впереди предстоит еще огромная работа по обеспечению не только предприятий жилищно-коммунального хозяйства, но и множества предприятий других министерств, ведомств, имеющих на своем балансе сети и сооружения водоснабжения и водоотведения. "Белводоканалу", областным управлениям жилищно-коммунального хозяйства, облводоканалам необходимо максимально активизировать работу по первоочередному получению лицензий как самостоятельными предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, так и входящими в состав жилищно-коммунальных предприятий.

На коллегии отмечено состояние дел с обеспечением сельского населения качественной питьевой водой.

Бессистемное развитие сельхозводоснабжения и безграмотная эксплуатация влекут за собой существенный материальный и энергетический ущерб для республики, являются фактором социальной напряженности на селе. Эта проблема остается по-прежнему очень острой, особенно в загрязненных районах в результате аварии на ЧАЭС.

В этих районах предусмотрено выполнить большие объемы работ по развитию систем водоснабжения.

Для улучшения обслуживания сельских водопроводов и обеспечения качества подаваемой воды в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.1998 г. №922 была разработана программа и в течение 1998-2000 гг. производилась приемка на баланс предприятий жилищно-коммунального хозяйства жилищного фонда, объектов тепло- и водоснабжения, водоотведения в сельской местности.

В течение 1998-2000 гг. принято 424 водозаборных сооружения, 1639,7 км водопроводных и 1106 км канализационных сетей, 138 очистных сооружений канализации и 233 канализационные насосные станции.

Приемка объектов продолжается и в настоящее время. За 9 месяцев т.г. принято 123 водозаборные скважины, 311,7 км водопроводных и 394,4 км канализационных сетей, 13 очистных сооружений.

Ввиду того, что объекты инженерного обеспечения относятся к коммунальной собственности, в соответствии с Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" финансирование их развития входит в компетенцию соответствующих местных Советов.

Областным управлениям жилищно-коммунального хозяйства, облводоканалам необходимо более настойчиво работать с облисполкомами по привлечению средств целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда и других источников, на ремонт и восстановление принимаемых на селе объектов ВКХ.

Важная роль в вопросах исполнения требования Закона "О питьевом водоснабжении" принадлежит отраслевой науке.

В настоящее время в рамках ГНТП "Городское хозяйство" совместно со специалистами академической и вузовской науки ведутся разработки, которые позволят получить на основе высокоселективных сорбентов фильтрующие системы для обеспечения оперативного радиологического контроля питьевых вод; разработать рекомендации по эффективному способу борьбы с биологическим обрастанием систем питьевого водоснабжения; разработать новые дезинфицирующие средства для обработки сооружений и сетей питьевого водоснабжения; разработать систему контроля питьевых вод по микробиологическим и химическим показателям, выполнять санитарно-вирусологические исследования качества воды водных источников.

Для повышения безопасности труда на предприятиях ВКХ, использующих в производстве жидкий хлор, подано проектное предложение в ГНТП "Городское хозяйство" на разработку и внедрение автоматических систем по предупреждению и нейтрализации аварий и катастроф с выбросом жидкого хлора. Подобная система разработана в 2000-2001 гг. для водозабора "Лакнея" г. Слуцка.

Специалистами предприятия выполнены 34 исследования по пробному обезжелезиванию подземных вод для проектируемых станций обезжелезивания с применением в качестве фильтрующих загрузок местных фильтрующих материалов: доломита, щебня, биозагрузки.

Головная отраслевая радиометрическая лаборатория РУП "Жилкоммунтехника" и 34 территориальные осуществляют радиационный контроль питьевых вод, кроме того, в соответствии с Государственной программой Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется радиационно-экологический мониторинг питьевых вод на 25 водозаборных скважинах в гг. Гомель, Речица, Наровля и Брагин, сточных вод и их осадков на 4 очистных соружениях в гг. Славгород, Хойники, Чечерск и Ветка.

Ежегодно лабораториями радиологического контроля системы Минжилкомхоза выполняются исследования 21 тыс. проб питьевых вод, 1,7 тыс. проб сточных вод и 1,3 тыс. проб осадков сточных вод.

Коллегия потребовала активизировать работу по диагностике технического состояния эксплуатируемых водозаборных скважин, водопроводной сети, выполнению мероприятий, способствующих их восстановлению.

На заседании коллегии отмечена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Так, Минстройархитектуры, Минжилкомхозом, Минздравом и Госстандартом создается ряд основополагающих нормативных документов: строительные нормы Беларуси (СНБ) "Водоснабжение питьевое", "Водоисточники", "Насосные станции" и пособия к ним, свод правил технической эксплуатации водозаборов подземных вод, насосных станций и других объектов систем водоснабжения, стандарты Беларуси (СТБ) "Фильтры водозаборных скважин" и "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля". Минздравом утверждены санитарные правила и нормы "Требования к качеству воды при нецентрализованном водоснабжении. Санитарная охрана источников. СанПиН 8-83-98 РБ 98", " Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения. СанПиН 10-113 РБ-99", "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 10-124 РБ 99".

Коллегией принято постановление, определяющее пути дальнейшего развития систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах республики.Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2001 год в рубрике экономика

©1995-2022 Строительство и недвижимость