Стандарт эффективен, если предусматривает чье-то неудовольствие

Ежегодно 14 октября Международная электротехническая комиссия (МЭК) и национальные организации по стандартизации разных стран проводят Международный день стандартизации под определенным девизом, пытаясь таким образом привлечь внимание общественности к решению актуальных проблем. Девизом 2001-2002 гг. избран слоган "Окружающая среда и стандарты - в тесном взаимодействии".

Международные и национальные стандарты устанавливают обязательные требования, касающиеся экологической безопасности, здоровья человека и совместимости продукции. О том, насколько эффективны и жизнеспособны белорусские стандарты, судить вам, дорогие читатели. Сегодня нашими собеседниками стали: председатель Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации РБ В.Н. Корешков, заместитель министра архитектуры и строительства РБ В.И. Дешко, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды И.В. Войтов, начальник управления стандартизации Комитета по стандартизации и метрологии при Совете Министров РБ И.В. Николаева.

Председатель Госстандарта РБ В.Н. Корешков считает, что если разработан стандарт, который всех устраивает, - значит, он неэффективен. Конструктор может внедрить в производство любое ноу-хау, но...

Существуют обязательные требования, которые необходимо соблюдать, иначе потребительские свойства изделия могут стать несовместимыми с международными нормами. В результате товар выпадет из общей товарной массы и останется невостребованным. Избежать этого можно, прибегнув к системе стандартизации, которая позволяет определить степень соответствия продукции международным нормам качества.

Стандартизация не приемлет никаких революционных действий - она достаточно консервативна. С другой стороны, стандартизация должна учитывать все инновации научно-технического прогресса. Симбиоз этих, казалось бы, несовместимых принципов обеспечивает стабильность работы промышленности и гарантирует переход от устаревших норм к новым.

Сегодня в международной практике насчитывается более 10 000 стандартов. Все они так или иначе охватывают вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Общий фонд стандартов, с которыми работают белорусские службы стандартизации, включает 19 500 стандартов. Большая часть из них досталась нам в наследство от СССР и постепенно устаревает. Поэтому Межгосударственный Совет стран-членов СНГ постепенно пересматривает и вносит изменения в "союзный" фонд стандартов. Например, фонд стандартов Республики Беларусь к 2003 году планируется гармонизировать (привести в соответствие) с международными требованиями на 70%. В текущий момент этот показатель составляет 25%, хотя в отдельных отраслях промышленности (машиностроении и электротехнике) этот процент гораздо выше. Особенно тщательно пересматриваются ГОСТ на автомобильную технику, деревообрабатывающие машины и т. д. В области машиностроения основными требованиями были и остаются правила ЕЭК ООН, которые закладывают основу для корректировки и обновления отечественной нормативно-технической базы. Стандарты ИСО 14 000 (экологические стандарты) в РБ выпускаются в соответствии с международными требованиями. Им присваиваются типовые порядковые номера СТБ ИСО 14 000 №... - 2000 или 2001.

Для активного внедрения международных стандартов и обновления производственной нормативной базы республики Госстандарт и Минприроды выпустили "Каталог нормативных документов по стандартизации", в который включены все отечественные и международные документы. В приложении к Каталогу указаны общепринятые в мировой практике знаки и символы, которыми маркируется продукция.

С точки зрения экологической составляющей продукции Госстандарт проводит работу по 3 направлениям - экологический аудит, экологическая маркировка и определение характеристик экологической деятельности предприятий с целью проведения сертификации.

Занимаясь внедрением европейских и международных стандартов, Госстандарт РБ проводит большую работу по аккредитации белорусских институтов в различных системах сертификации и аккредитации. Например, Белорусский государственный институт метрологии (БелГИМ) аккредитован в рамках немецкой системы DAR в качестве органа по сертификации систем качества. Сертификация систем качества проводится в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 и ИСО 14 000. БелГИМ аккредитован в Национальной системе сертификации Республики Беларусь (сертификат № ВУ 112 01.03.0. 0004) в области производства: строительства, древесины и древесных изделий, резины и пластмассовых изделий, приборов точной механики, средств измерения, продукции машиностроения, продукции химии и нефтехимии, минеральных продуктов, мебели, текстильных изделий. В 2001 году сотрудниками института сертифицированы системы качества на Бобруйском машиностроительном заводе, ОАО "Керамин", Молодечненском заводе металлоконструкций, ОАО "Мозырьсоль", ГП "МПО ВТ", ПО "Горизонт", Борисовском заводе пластмассовых изделий, ОАО "Минский часовой завод".

Аудиторы и эксперты института прошли подготовку по сертификации систем качества (в том числе по изучению требований ИСО 9001-2000) в учебном центре Госстандарта Республики Беларусь, а также в TGA, DAR, TUV, VERITAS, SGS. В настоящий момент проведены аудиторские проверки систем качества более чем на 50 предприятиях.

Заместитель министра архитектуры и строительства РБ В.И. Дешко отметил, что требования в области охраны окружающей среды применяются в строительстве уже на стадии разработки архитектурного проекта. Вместе с проектным заданием заказчик выдает проектировщику характеристику природных условий в районе строительства объекта, данные о существующих источниках загрязнения и сведения, затребованные природоохранительными и санитарно-эпидемиологическими органами.

Архитектурный проект на строительство объектов производственного назначения, инженерной структуры, а также проект по реконструкции, ремонту и реставрации действующих зданий и сооружений должны в обязательном порядке содержать раздел по охране окружающей среды, включая и экологический паспорт объекта. Этот раздел разрабатывается в соответствии с нормативными документами Министерства архитектуры и строительства, Минприроды и другими нормативными актами, регулирующими природоохранительную деятельность.

Экологический паспорт объекта разрабатывается в соответствии с инструкцией "О порядке проведения государственной экологической экспертизы проектной документации в Республике Беларусь". В настоящее время в Министерстве архитектуры и строительства находится на согласовании пособие "Разработка отдела охраны окружающей среды и проектной документации в строительстве". Пособие детализирует и развивает основные нормативные положения по охране окружающей среды и содержит следующие подразделы.

1. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

2. Охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения.

3. Охрана и рациональное использование земельных ресурсов.

4. Охрана растительности.

5. Охрана животного мира.

6. Охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства, коммунальными и твердыми бытовыми отходами.

В пособии перечислены конкретные мероприятия по предотвращению и уменьшению вредных выбросов в атмосферу, даны проектные решения по рациональному водопользованию, водоотведению и очистке загрязненных сточных и атмосферных вод. Также рассматриваются вопросы по обработке и обезвреживанию отходов, извлекаемых из очистных сооружений, природных, сточных и дождевых вод, перечислены мероприятия по сохранению древесно-кустарниковой растительности и отдельных типов зеленых насаждений, мероприятия по охране среды обитания и путей миграции животных, птиц и т.д.

С целью защиты населения республики от воздействия радиоактивного излучения Министерство архитектуры и строительства РБ ввело в нормативно-техническую документацию на строительные изделия и конструкции такой обязательный показатель, как удельно-эффективная активность естественных радионуклидов. Уже разработаны и утверждены методики по контролю содержания радионуклидов в строительных материалах и конструкциях. На предприятиях работают посты контроля, а Минский НИИС разрабатывает методики контроля и проводит соответствующие испытания.

Но несмотря на многочисленные новации, в области строительства продолжают действовать устаревшие "союзные" ГОСТ, республиканские стандарты, СНИП, ведомственные и республиканские строительные нормы, ТУ, отраслевые нормы технического проектирования, различные инструкции, указания, положения на продукцию нефтехимии, машиностроения и деревообработки.

Кроме того, в ныне действующей системе нормативно-технической документации многие строительные нормы и ГОСТ одного технического направления находятся в разных группах, так как разрабатывались и усовершенствовались различными институтами и ведомствами. По этой причине они зачастую плохо взаимоувязаны, а в ряде случаев противоречат друг другу. Устранить эти недостатки поможет реализация новой Программы о создании национальной нормативно-технической базы Республики Беларусь в строительстве.

В основу программы заложен новый принцип построения структуры нормативно-технической базы. Базовая структура состоит из 36 блоков, охватывающих все направления технического нормирования и стандартизации в строительстве. В зависимости от конкретного технического направления в состав блоков включены: строительные нормы и пособия к ним, стандарты, обслуживающие каждое конкретное направление и содержащие требования к тем или иным строительным конструкциям, изделиям и материалам, а также правила приемки и методы контроля. Такой подход позволяет закрепить за каждым блоком вопросов специфические технические комитеты, в состав которых войдут ведущие специалисты республики.

Особое внимание министерство уделяет разработке пособия по проектированию и строительству малых ГЭС на территории республики. Малые ГЭС Беларуси могут обеспечить среднегодовую выработку электроэнергии в объеме 1 млрд киловатт-часов, что принесет ежегодную экономию 300 тонн условного топлива и частично исключит выбросы вредных веществ на тепловых электростанциях. В пособии рассматриваются прогрессивные инженерные решения, учитывающие природные условия Беларуси, приводятся требования по реконструкции и восстановлению ранее построенных малых ГЭС на реках Западная Двина, Неман, Днепр (с пониженными подпорными уровнями воды в водохранилищах), даны примеры использования энергетического потенциала водохранилищ неэнергетического назначения.

Что касается сертификации строительной продукции и услуг, то еще два года назад в подразделениях многих министерств и ведомств обязательная сертификация была воспринята в штыки. Но практический опыт работы показал, что сегодня без внедрения систем качества и сертификации работать невозможно. Экспорт строительных услуг и материалов напрямую зависит от качества продукции, следовательно, и от выполнения требований стандартов серии ИСО 9000 и ИСО 14 000.

Примером успешной совместной работы нескольких министерств и ведомств стала сертификация систем качества на Кричевском цементном заводе, волковысском цементном заводе "Красносельскстройматериалы", и Белорусском цементном заводе (г. Климовичи). Наши заводы получили "зеленый свет" на экспорт цемента в Россию, Прибалтику и в Польшу. Впрочем, внедрение стандартов серии ИСО 9000 на белорусских цементных заводах происходило не спонтанно, а стало частью государственной экономической политики. Предпосылкой же послужили требования зарубежных покупателей. Именно они поставили белорусским заводам условие сертифицировать систему качества в соответствии с ИСО 9000. Кроме того, предприятия должны были промаркировать свою продукцию по европейским нормам ЕN 176 (по этим нормам испытания проводятся через каждые 500 тонн продукции) или прибалтийскими (литовскими или латвийскими) стандартам. Однако если бы работы по сертификации цементных заводов не были начаты 2 года назад, то сегодня ни о каком целевом экспорте белорусского цемента не было бы и речи.

Только на Кричевском цементно-шиферном заводе после внедрения системы ИСО 9000 количество экспортных заказов на продукцию выросло с 20 до 70%. Поэтому внедрение систем качества для предприятий-экспортеров становится нормой поведения. Ведь система качества - это своеобразная визитная карточка предприятий, а ее отсутствие делает невозможным сам процесс проведения переговоров с зарубежными партнерами, не говоря уже о тендерах. Сегодня предприятия могут подтвердить стабильность качества своей продукции только посредством системы качества.

Заместитель министра природных ресурсов и окружающей среды И.В. Войтов акцентировал внимание на том, что одним из обязательных условий вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО) является гармонизация национальной нормативной документации с международной, в том числе, в области охраны окружающей среды. Система экологических стандартов уменьшает неблагоприятное воздействие на окружающую среду на 3 уровнях: организационном (через активизацию экологической деятельности предприятий); национальном (через внесение дополнений в нормативную базу); международном (через улучшение условий международной торговли).

Для предприятий-экспортеров возможны 2 подхода к проблемам сертификации: пассивный (связан с проблемами финансирования данных мероприятий) и активный (направлен на практическую реализацию поставленных целей). Но процесс экологической сертификации не может быть единовременным. Для сертификации крупных предприятий потребуется 3-4 года. Да и переход на нормы ЕС потребует высвободить из производственного оборота предприятий значительные финансовые средства. В настоящее время подготовительные работы с привлечением аудиторов и консалтинговых компаний активно проводят 20 предприятий г. Минска.

Пять лет назад Министерство природных ресурсов и окружающей среды и Министерство архитектуры и строительства РБ обратили внимание на плачевное состояние белорусских АЗС контейнерного типа. На АЗС подземное и поверхностное загрязнение нефтепродуктов носило повсеместный характер. В сложившейся ситуации специалисты серьезно изучили опыт Германии. На первом этапе работ по реконструкции АЗС было введено временное положение о проектировании АЗС и приняты соответствующие экологические нормы. Следующий шаг - инвентаризация 4,5 тысячи автозаправочных комплексов Беларуси и выдача их руководителям предписаний по реконструкции. Были разработаны пятнадцатилетняя Программа по реконструкции автозаправочных комплексов РБ и новый государственный стандарт на АЗС. В новом стандарте учитывались практически все требования Евросоюза к АЗС (освещенность рабочих мест, защита подземных вод от загрязнения, функционирование водооборотных систем, исключение потерь нефтепродуктов при заправке и хранении нефтепродуктов в танках-контейнерах). Далее были введены обязательные нормы по созданию в танках-контейнерах (подземных резервуарах для хранения нефти) двойных стенок. Работы по реконструкции 4,5 тысячи АЗС проводилась оперативно, но потребовали больших усилий. Например, для молодечненского, гродненского и гомельского заводов, выпускающих подземные резервуары, в течение 1, 5 года разрабатывались новые ТУ.

Но несмотря на все сложности, эффект от реконструкции белорусских АЗС превзошел самые смелые ожидания. Следует отметить, что Госстандарт РБ быстро и своевременно принял решение об отмене старого межгосударственного стандарта, устанавливающего требования к хранилищам нефтепродуктов. Благодаря этому вскоре нормы, аналогичные нашим, были введены в действие в Московском регионе и Москве, а затем и по всей России. Сейчас белорусские заводы экспортируют металлоконструкции для АЗС в Россию и Украину. В результате на этом рынке белорусы успели продвинуться вперед и получили новые регионы для сбыта, а директора таких крупных нефтеперерабатывающих компаний, как "Славнефть", "Лукойл" и другие, констатируют тот факт, что жесткая позиция государства по вопросу масштабной реконструкции АЗС была единственно правильной.

Начальник управления стандартизации Комитета по стандартизации, метрологии при Совете Министров РБ И.В. Николаева заметила, что стандартизацию образно можно сравнить с воздухом. Когда стандартизация присутствует - ее не замечают, но когда ее нет, мы мгновенно испытываем дискомфорт. Достаточно привести классический пример. В Беларуси ширина железнодорожной колеи равна 1 542 мм, а у наших западных соседей - 1 400 мм. То есть в национальных нормах различных стран присутствует существенная разница. И в то же время без такого параметра, как ширина железнодорожной колеи, невозможно спроектировать ни вагоны, ни локомотивы. Это лишь частный пример того, почему Всемирная торговая организация (ВТО) выбрала в качестве компаньона Стандартизацию. Именно Стандартизация диктует правила поведения на международном рынке.

Сейчас в республике чрезвычайно активизировались работы по присоединению к ВТО. В связи этим Беларусь вносит изменения во многие национальные законы, касающиеся вопросов стандартизации.

Подготовлен и внесен на рассмотрение Президиума Совета Министров Республики Беларусь окончательный вариант проекта Закона Республики Беларусь "О стандартизации и техническом нормировании". Базовыми принципами нового технического нормирования и стандартизация являются принципы, провозглашенные ВТО в "Основном соглашении по техническим барьерам в торговле". Сегодня предприятия самостоятельно выбирают стандарт, в соответствии с которым они будут производить продукцию. Однако такой подход не означает, что государство полностью устраняется от вопросов, связанных с регулированием требований, предъявляемых к продукции. Эти требования устанавливает технический регламент, который является обязательным для всего объема продукции, услуг и работ, произведенных на территории нашей республики.Марина СОЛДАТЕНКО


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2001 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость