Центрам европейских городов — новую жизнь
С некоторого времени для центров европейских городов стало нетипичным наличие обширных незастроенных пространств. Следует отметить, что такое положение вещей создает некоторые проблемы. Во-первых, теперь вряд ли возможно осуществление экстенсивных проектов по развитию городских центров. А во-вторых, традиционная многофункциональность центра европейского города превратила его исключительно в бизнес-центр, из которого во внерабочее время люди в прямом смысле слова исчезают и там царит запустение.
"Города должны стать комфортными для жизни. Поэтому самая первая цель, которую мы преследуем в своей деятельности, - это так обустроить городские центры, чтобы привлечь туда людей, то есть "оживить" их.
И стоит отметить, что такой подход - это одно из самых перспективных направлений развития индустрии недвижимости на сегодняшний день", - так считает Юрген Эрлик, член правления акционерного общества "DIFA" (Deutsche Immobilien Fonds AG).
Его компания разрабатывает проекты по созданию комфортных жилых кварталов в центре городов.
Что касается последних разработок "DIFA", то одной из них стал квартал Frankfurter Welle во Франкфурте-на-Майне.
Действовать нужно срочно и конкретно
В общем и целом, история развития центра немецкого города Франкфурт-на-Майне - это яркий пример нежелательного превращения городского центра только в бизнес-центр. Холодную атмосферу делового центра создают гигантские офисные здания, в которых никого не остается после окончания рабочего дня. И хотя днем все вокруг опять оживает, каждый вечер бизнес-центр опять превращается в пустыню. И даже на проспекте Zeil - одном из самых престижных проспектов в Германии - после закрытия расположенных на нем магазинов не встретишь ни души.
Такая ситуация с некоторых пор стала волновать немецких специалистов в области недвижимости, поэтому сейчас в Германии делаются первые попытки вдохнуть новую жизнь в центры городов.
Некоторое время назад во Франкфурте прошла Первая конференция по развитию городских центров.
Она была организована Торговой палатой города при участии представителей городских властей, специалистов по недвижимости и простых горожан, небезучастных к судьбе своего города. Ключевой темой данного мероприятия стала реконструкция городского центра.
Основной целью реконструкции было названо создание в центре города условий, превлекающих туда людей: открытие там новых магазинов, кафе, ресторанов, создание других мест отдыха. От городских властей Франкфурта поступило заманчивое предложение использовать для осуществления соответствующих проектов необустроенную территорию на проспекте Zeil, принадлежащую компании "Тelecom".
Одним словом, конференция прошла под лозунгом острой необходимости предпринимать срочные и конкретные действия в направлении изменения политики обустройства центра Франкфурта.
Еще один разряд пустующих территориий, которые могут быть использованы по-новому - это заброшенные пути бывших железнодорожных депо. К примеру, два участка, принадлежащих компаниям "Deutsche Bahn AG", "Eisenbahnimmobilien Management GmbH" (EIM) и "Deutsche Bahn Immobiliengesellschaft GmbH" (DBImm) уже отданы городским властям Франкфурта под строительство нового городского квартала Europa Quarter. Следует отметить, что строительство этого квартала ведется совместно с известной канадской строительной компанией "Trizec Hanh UES Development GmbH".
Первую очередь квартала - городской развлекательный центр (UEC - Urban Entertainment Center) - строить уже начали. Затем будут построены два высотных здания, в которых разместятся дорогие офисы и квартиры. По площади UEC займет территорию в 267 000 квадратных метров. По замыслам архитекторов, в UEC удастся совместить бизнес, развлечения и походы за покупками, поскольку посетителям будут предложены развлекательный комплекс, кино, ряд бутиков, сеть ресторанов и кафе, отели, фитнесс-залы и многое другое. Кстати, открытие центра предполагается в 2003 году.
Другие пути развития городов
Однако обширные неиспользуемые территории - это не единственная возможность оживить городской центр. Яркий тому пример - Мюнхен. Сейчас никто не скажет, что центр этого европейского города непривлекателен для людей. Однако в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века проблема отсутствия свободного пространства внутри города для дальнейшего его развития стояла и перед мюнхенскими городскими властями.
И выход был найден - развитие городских окраин и территорий, прилегающих к городу. Именно на них сфокусировали все свое внимание потенциальные инвесторы. И следует отметить, что в случае с Мюнхеном данное решение было единственно верным. На сегодняшний день мюнхенские торговые ярмарки переехали в район под названием Riem, а железнодорожные склады и площадки с запасными путями - на городские окраины. Благодаря всем этим манипуляциям в центре города около главной железнодорожной станции освободилась территория в 199 га для развития старых и создания новых городских кварталов.
То есть то, что во Франкфурте на сегодняшний день еще только медленно открывается и осваивается, в Мюнхене уже давно и успешно практикуется: соединение комфортного проживания, работы, отдыха и развлечений.
Еще один важный источник городского пространства - это бывшие порты. В Гамбурге или Дюссельдорфе, в Лондоне или Роттердаме - повсеместно площади, где ранее грузили и разгружали корабли, сегодня реконструируются и превращаются в новые жилые кварталы города.
На прошлогодней выставке промышленной недвижимости "Expo Real" организаторы тематического форума избрали Роттердам в качестве примера для иллюстрации темы "Возрождение городов".
Итак, конкретно про Роттердам (Нидерланды). Еще в 80-х годах у властей этого города появились планы по строительству нового квартала Kop van Zuid на южном берегу реки Маас. Для этого планировалось использовать 125 га территории бывших доков. В 1996 году новый городской квартал был соединен с основной частью города, находящейся на правом берегу реки, мостом "Erasmus Bridge". И в настоящее время настоящий Роттердам и "Роттердам - Южный" (именно так прозвали городские жители новый квартал) развиваются вместе. Двойные ряды высотных зданий на некоторых улицах нидерландского города напоминают небоскребы в городах Америки и являют собой символ его экономического могущества.
Вместо заключения
Итак, что бы ни задумали власти конкретного европейского города - его возрождение, дальнейшее внутреннее развитие или изменение имиджа - открытые городские пространства всегда дают такую возможность. Причем в любом направлении.
А политические и экономические изменения, произошедшие в последние два десятилетия показали, что сегодня практически в каждом европейском городе есть территории, которые таят в себе потенциал для нового использования. И следует отметить, что внутренние территориальные резервы города должны использоваться всеми возможными способами с тем, чтобы люди в центре города не только работали, но и жили. Это остановит процесс "расползания" городских территорий и перерождения пригородных зон в городские.
При написании статьи были использованы материалы с выставки "Expo Real", проводимой Выставочной компанией "Messe Muenchen GmbH" (Мюнхен, Германия).Оксана БАЦАНОВА, Илья ЛАТЫШЕВ
"Города должны стать комфортными для жизни. Поэтому самая первая цель, которую мы преследуем в своей деятельности, - это так обустроить городские центры, чтобы привлечь туда людей, то есть "оживить" их.
И стоит отметить, что такой подход - это одно из самых перспективных направлений развития индустрии недвижимости на сегодняшний день", - так считает Юрген Эрлик, член правления акционерного общества "DIFA" (Deutsche Immobilien Fonds AG).
Его компания разрабатывает проекты по созданию комфортных жилых кварталов в центре городов.
Что касается последних разработок "DIFA", то одной из них стал квартал Frankfurter Welle во Франкфурте-на-Майне.
Действовать нужно срочно и конкретно
В общем и целом, история развития центра немецкого города Франкфурт-на-Майне - это яркий пример нежелательного превращения городского центра только в бизнес-центр. Холодную атмосферу делового центра создают гигантские офисные здания, в которых никого не остается после окончания рабочего дня. И хотя днем все вокруг опять оживает, каждый вечер бизнес-центр опять превращается в пустыню. И даже на проспекте Zeil - одном из самых престижных проспектов в Германии - после закрытия расположенных на нем магазинов не встретишь ни души.
Такая ситуация с некоторых пор стала волновать немецких специалистов в области недвижимости, поэтому сейчас в Германии делаются первые попытки вдохнуть новую жизнь в центры городов.
Некоторое время назад во Франкфурте прошла Первая конференция по развитию городских центров.
Она была организована Торговой палатой города при участии представителей городских властей, специалистов по недвижимости и простых горожан, небезучастных к судьбе своего города. Ключевой темой данного мероприятия стала реконструкция городского центра.
Основной целью реконструкции было названо создание в центре города условий, превлекающих туда людей: открытие там новых магазинов, кафе, ресторанов, создание других мест отдыха. От городских властей Франкфурта поступило заманчивое предложение использовать для осуществления соответствующих проектов необустроенную территорию на проспекте Zeil, принадлежащую компании "Тelecom".
Одним словом, конференция прошла под лозунгом острой необходимости предпринимать срочные и конкретные действия в направлении изменения политики обустройства центра Франкфурта.
Еще один разряд пустующих территориий, которые могут быть использованы по-новому - это заброшенные пути бывших железнодорожных депо. К примеру, два участка, принадлежащих компаниям "Deutsche Bahn AG", "Eisenbahnimmobilien Management GmbH" (EIM) и "Deutsche Bahn Immobiliengesellschaft GmbH" (DBImm) уже отданы городским властям Франкфурта под строительство нового городского квартала Europa Quarter. Следует отметить, что строительство этого квартала ведется совместно с известной канадской строительной компанией "Trizec Hanh UES Development GmbH".
Первую очередь квартала - городской развлекательный центр (UEC - Urban Entertainment Center) - строить уже начали. Затем будут построены два высотных здания, в которых разместятся дорогие офисы и квартиры. По площади UEC займет территорию в 267 000 квадратных метров. По замыслам архитекторов, в UEC удастся совместить бизнес, развлечения и походы за покупками, поскольку посетителям будут предложены развлекательный комплекс, кино, ряд бутиков, сеть ресторанов и кафе, отели, фитнесс-залы и многое другое. Кстати, открытие центра предполагается в 2003 году.
Другие пути развития городов
Однако обширные неиспользуемые территории - это не единственная возможность оживить городской центр. Яркий тому пример - Мюнхен. Сейчас никто не скажет, что центр этого европейского города непривлекателен для людей. Однако в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века проблема отсутствия свободного пространства внутри города для дальнейшего его развития стояла и перед мюнхенскими городскими властями.
И выход был найден - развитие городских окраин и территорий, прилегающих к городу. Именно на них сфокусировали все свое внимание потенциальные инвесторы. И следует отметить, что в случае с Мюнхеном данное решение было единственно верным. На сегодняшний день мюнхенские торговые ярмарки переехали в район под названием Riem, а железнодорожные склады и площадки с запасными путями - на городские окраины. Благодаря всем этим манипуляциям в центре города около главной железнодорожной станции освободилась территория в 199 га для развития старых и создания новых городских кварталов.
То есть то, что во Франкфурте на сегодняшний день еще только медленно открывается и осваивается, в Мюнхене уже давно и успешно практикуется: соединение комфортного проживания, работы, отдыха и развлечений.
Еще один важный источник городского пространства - это бывшие порты. В Гамбурге или Дюссельдорфе, в Лондоне или Роттердаме - повсеместно площади, где ранее грузили и разгружали корабли, сегодня реконструируются и превращаются в новые жилые кварталы города.
На прошлогодней выставке промышленной недвижимости "Expo Real" организаторы тематического форума избрали Роттердам в качестве примера для иллюстрации темы "Возрождение городов".
Итак, конкретно про Роттердам (Нидерланды). Еще в 80-х годах у властей этого города появились планы по строительству нового квартала Kop van Zuid на южном берегу реки Маас. Для этого планировалось использовать 125 га территории бывших доков. В 1996 году новый городской квартал был соединен с основной частью города, находящейся на правом берегу реки, мостом "Erasmus Bridge". И в настоящее время настоящий Роттердам и "Роттердам - Южный" (именно так прозвали городские жители новый квартал) развиваются вместе. Двойные ряды высотных зданий на некоторых улицах нидерландского города напоминают небоскребы в городах Америки и являют собой символ его экономического могущества.
Вместо заключения
Итак, что бы ни задумали власти конкретного европейского города - его возрождение, дальнейшее внутреннее развитие или изменение имиджа - открытые городские пространства всегда дают такую возможность. Причем в любом направлении.
А политические и экономические изменения, произошедшие в последние два десятилетия показали, что сегодня практически в каждом европейском городе есть территории, которые таят в себе потенциал для нового использования. И следует отметить, что внутренние территориальные резервы города должны использоваться всеми возможными способами с тем, чтобы люди в центре города не только работали, но и жили. Это остановит процесс "расползания" городских территорий и перерождения пригородных зон в городские.
При написании статьи были использованы материалы с выставки "Expo Real", проводимой Выставочной компанией "Messe Muenchen GmbH" (Мюнхен, Германия).Оксана БАЦАНОВА, Илья ЛАТЫШЕВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2001 год в рубрике новости