Программа строительства автодорог в Польше

Развитие рыночных отношений в странах СНГ требует совершенствования транспортных коммуникаций в первую очередь в сообщении между Западом и Востоком. Через Беларусь пройдет транспортный коридор на участке Брест-Минск-Москва. Уже сейчас вопросы автомобильного сообщения, состояния дорог и другие проблемы постоянно обсуждаются на встречах белорусских специалистов со своими коллегами соседних стран.

Так, в начале осени 2001 года состоялся официальный визит в Польшу делегации специалистов-автодорожников Беларуси.

На переговорах обсуждены окончательные параметры строительства автодорожного моста через реку Западный Буг на пограничном переходе Козловичи.

В ходе встречи определены условия строительства, а также перспективы сотрудничества в области сближения норм пользования дорогами, реализации инвестиционных программ и другие вопросы.

В рамках участия Беларуси в предстоящем строительстве транспортного коридора №2 в прошлом году был подписан протокол о намерениях по проекту строительства на участке Брест-Минск-Москва.

С одной стороны его подписали министр путей сообщения Российской Федерации, гендиректор Российского дорожного агентства, министр по атомной энергии Российской Федерации, вице-премьер Беларуси, директор Белорусской железной дороги, а с другой стороны - представители крупнейших французских, итальянских и немецких компаний, в том числе концерн "Феррошталь" и компания "Дюмест". А вообще предполагается, что проект будет полностью финансироваться за счет более 500 зарубежных фирм.

Ориентировочная стоимость проекта на участке Брест-Минск-Москва составляет 20 миллиардов долларов.

Возврат инвестиций предлагается обеспечить поставками электроэнергии от Министерства по атомной энергии Российской Федерации.

По ориентировочным оценкам, осуществление проекта транспортного коридора позволит создать новые рабочие места примерно для 200-300 тысяч человек в России и Беларуси.

Только эти два примера говорят о том, что скоро мы станем свидетелями крупнейших дорожных строительных работ в Беларуси.

Польша является страной, где уже сейчас активно ведется дорожное строительство.

Она обладает хорошо развитой транспортной инфраструктурой.

Это около 358 тыс. км дорог, т.е. почти 115 км на каждые 100 кв. км, и железнодорожная сеть протяженностью более 23 тыс. км, связующая все основные города и населенные пункты.

Ее плотность - 7,5 км на каждые 100 кв. км - меньше, чем в Бельгии, Германии и Швейцарии, но выше, чем в Великобритании, Италии и Франции.

В 2000 году пассажирские перевозки охватили 1,32 млрд человек, из которых 360,7 млн путешествовало по железной дороге, 954,5 млн человек пользовались автомобильным транспортом и 2,9 млн - воздушным.

Структура польского транспорта отражена в удельном весе грузоперевозок за 2000 год.

Всего было перевезено 641 млн т грузов, преимущественно автомобильным транспортом.

Несмотря на то, что автомобильный транспорт перевозит более половины польского грузопотока, автострады (двухрядные дороги общего пользования) составляют едва 3,2% национальных дорог.

Транспортные потоки преимущественно сосредоточены на внутренних дорогах, которые имеют протяженность 45 тыс. 700 км и разделены на две категории:

- межрегиональные дороги общей протяженностью 11,5 тыс. км;

- региональные дороги общей протяженностью 34,2 тыс. км.

Транзитные перевозки осуществляются в основном по международным автострадам общей протяженностью около 5,5 тыс. км.

Программа строительства сети автострад в Польше была принята постановлением Совета Министров 28 сентября 1993 года, запланировавшим наиболее масштабные мероприятия в послевоенной истории всей Центральной Европы. На последующее двадцатилетие намечено строительство пяти магистральных шоссе, всего около 2,3 тыс. км платных автодорог, на что потребуется от 9 до 10 млрд долл. США.

Программа строительства автострад в Польше предусматривает прокладку четырех шоссейных дорог, двух с востока на запад и двух с севера на юг:

- А-1 (597 км) Гданьск - Торунь - Лодзь - Катовице - и далее в направлении границ Чешской Республики;

- А-2 (626 км) от польско-немецкой границы с переходом в Свецко, затем через Познань и Варшаву в направлении Тересполя, пограничного перехода между Польшей и Беларусью;

- А-3 (365 км) от Щецина через Гожув - Зелена-Гура - Легница к Любавке;

- А-4/А-12 (738 км) от польско-немецкой границы с переходами в Енджиховицах близ Згожельца и в Ольшине, а затем через Вроцлав, Ополе, Гливице, Катовице, Краков, Жешув к польско-украинской границе с ответвлением А-12 Ольшина-Легница.

Строительство автострад А-1, А-2 и А-4/А-12 признано приоритетным. А-3 считается менее загруженной, чем остальные.

Программа дополнительно предусматривает ремонт дороги общего пользования от Эльбленга до польской границы с Россией в направлении Калининграда. Это будет платная автострада, подрядчика определят в ходе торгов.

Базовым документом, дающим правовую основу под этот проект, стал закон о платных автострадах от 27 октября 1994 года, вступивший в силу 1 января 1995 года. Этот закон определил порядок строительства и эксплуатации платных автострад по финансовой схеме, не предусматривающей инвестирования бюджетных средств. Агентство строительства и эксплуатации автострад было образовано для руководства комплексным выполнением Программы строительства автострад.

В начале 1999 года, ввиду сложностей с внедрением Программы строительства автострад, правительство Польши приняло решение изменить подход к дорожному строительству.

Перейти от схемы СЭТ (строительство - эксплуатация-трансферт) к схеме ЧГП (частное и государственное партнерство), которая обязывает государство участвовать в финансировании строительства или покрывать до 50% эксплуатационных расходов. Взамен государство получит право участия в прибылях.

К началу 2000 года Экономический комитет при Совете Министров Польши рекомендовал правительству проект поправок к Закону о платных автострадах.

Шестилетний опыт, когда ни один километр платных дорог не был запущен в эксплуатацию, показал, что программа требовала большей государственной поддержки.

Поправки в закон направлены на использование бюджетных и частных средств по схеме ЧГП.

Кроме того, изменения придают большую гибкость финансовым вариантам, чтобы наилучшим образом приспособить их к каждому конкретному случаю.

Новые подходы в дорожном строительстве предусматривают большую государственную поддержку посредством создания Национального фонда автострад.

Вместе с тем с июня 2001 года в Польше действует первая платная автострада между Катовицами и Краковом протяженностью 61 км.

В марте 2001 года правительство Польши одобрило программу строительства и модернизации автодорог до 2015 года, нацеленную на приведение польской системы автодорожного транспорта в соответствие со стандартами Евросоюза.

В настоящее время едва 1% польских автодорог соответствует этим стандартам, выдвигающим требование к международным автострадам выдерживать нагрузку на ось 11,5 тонны.

Программа предусматривает строительство 1,5 тыс. км обычных и столько же скоростных автомагистралей, а также модернизации 2,5 тыс. км международных автострад и около 4 тыс. км внутренних. Стоимость работ оценивается в 150 млрд злотых.

Ожидается, что около половины этих расходов будет покрыто из средств Евросоюза.Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2001 год в рубрике новости

©1995-2022 Строительство и недвижимость