Механизм банкротства уже действует

С 12 февраля в Беларуси введено новое законодательство о банкротстве

В Республике Беларусь Закон "Об экономической несостоятельности и банкротстве" был принят в 1991 г. Он был первым законом о банкротстве на постсоветском пространстве. Однако в силу его несовершенства в течение ряда лет закон применялся неэффективно. Работа над новым проектом и сопутствующих актов законодательства велась с 1994 г. Как итог - Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" принят Парламентом в 2000 г. и вступил в силу с 12 февраля 2001 г. В его разработке принимали участие специалисты Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Комитета по санации и банкротству при Мингосимуществе Республики Беларусь, других органов государственной власти и управления.

В основу Закона положены следующие принципы:
- приоритетность санации (оздоровления) и мирового соглашения между кредиторами и должником перед ликвидацией;
- наличие института антикризисных управляющих на всех стадиях судопроизводства по делу о банкротстве;

- система гарантий от злоупотреблений со стороны должника, кредиторов и управляющих при распоряжении имуществом должника;
- наличие гарантий со стороны государства по социальной защите трудовых прав работников должника;

- четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, иных участников процесса, их прав и обязанностей;
- подробная регламентация всех процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом и другими участниками процесса;
- широкая гласность судебного процесса через республиканские средства массовой информации.

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств теперь обладают не только должник и кредитор, но и прокурор, Комитет по санации и банкротству (ныне преобразовывается в Департамент по санации и банкротству Министерства экономики) и иные уполномоченные государственные (налоговые и другие) органы. К числу кредиторов по отношениям, вытекающим из трудовых отношений, отнесены представители работников должника.

Должник не только вправе подать заявление о своем банкротстве, но в ряде случаев обязан подать такое заявление в хозяйственный суд. В частности, должник обязан подать заявление в хозяйственный суд о своем банкротстве, когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами или к прекращению деятельности должника.

Невыполнение такой обязанности влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц, полномочных принимать решение о подаче заявления о банкротстве в хозяйственный суд.

Как и ранее, все дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами Республики Беларусь по месту нахождения должника, в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

С целью предупреждения неправовомерного использования процедуры банкротства в законодательстве определены термины "ложное" и "преднамеренное" банкротство.

К примеру, если строительная организация-подрядчик заявляет о своей неплатежеспособности и соответственно невозможности исполнить свои обязательства перед заказчиком и иными кредиторами, а в результате разбирательства выяснилось, что подрядчик может удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, то данная строительная организация полностью возмещает вред, в т.ч. и моральный перед кредиторами.

С другой стороны, если предприятие привели к состоянию устойчивой неплатежеспособности умышленные действия учредителей и собственников, то эта ситуация определяется как преднамеренное банкротство и учредители могут понести субсидиарную ответственность по обязательствам должника в случае недостаточности имущества последнего для расчетов.

Заявление о банкротстве должника, поданное в соответствии с законодательством, хозяйственный суд обязан принять в течении 5 дней со дня его поступления, проведя судебное заседание с участием кредитора и должника. О возбуждении производства по делу о банкротстве хозяйственный суд выносит определение.

С момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственный суд устанавливает защитный период, продолжительность которого не может превышать трех месяцев.

В определении хозяйственного суда указывается о назначении временного управляющего и определяется дата рассмотрения заявления для решения вопроса о возбуждении в отношении должника конкурсного производства.

Должник в течение 5 дней со дня получения определения обязан направить в суд и лицу, подавшему заявление, свой отзыв с возражениями. Отсутствие такого отзыва не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.

С момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника руководитель должника и уполномоченные органы совершают сделки и исполняют платежные обязательства только с письменного согласия временного управляющего.

Кроме того, временный управляющий, который должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к нему законодательством и иметь соответствующую лицензию, вправе совершать ряд иных действий. Например, предъявлять в хозяйственный суд требования о признании сделок недействительными, производить опись и оценку всего имущества, проводить экспертизу и анализ финансово-хозяйственной деятельности должника, входить в служебные помещения и производить в них осмотр.

В случае воспрепятствования со стороны руководства должника своей законной деятельности временный управляющий может заявить ходатайство об отстранении руководителя и хозяйственный суд почти всегда примет сторону управляющего.

По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве должника и отчет временного управляющего. По результатам рассмотрения заявления в случае если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер выносится определение об открытии конкурсного производства, которое в течение 5 дней передается в средства массовой информации. В определении указывается срок предъявления требований кредиторов и, с учетом предложения кредитора, назначается управляющий, который до этого мог исполнять обязанности временного. Отметим, что дело о банкротстве должника должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок не превышающий 7 месяцев со дня поступления заявления в суд. По итогам рассмотрения дела хозяйственный суд может принять один из трех вариантов решений: решение о банкротстве с санацией, решение о банкротстве с ликвидацией, определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства 16 месяцев, а при проведении санации - 22 месяца.

Как только хозяйственный суд вынес определение об открытии конкурсного производства, руководитель должника отстраняется от работы, управление делами и право управления имуществом должника возлагается на управляющего. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 2 месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий рассматривает эти требования не позднее 7 дней после их получения и вносит в реестр требований кредиторов.

В процессе конкурсного производства управляющий принимает меры по взысканию заработной платы, уплаченного долга, возврату имущества должника, определению требований кредиторов, регулированию расходов должника. В хозяйственный суд могут подаваться ходатайства о недействительности сделок должника, договоров дарения и залога.

Не позднее 70 дней со дня своего назначения управляющий разрабатывает план санации или план ликвидации должника, которые предоставляет затем на утверждение собранию кредиторов. Кредиторы знакомятся с планами не менее 10 дней и только после ознакомления проводят собрание, на котором поддерживают решение о санации, либо о ликвидации при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения, либо о принятии мирового соглашения.

Непосредственно санация вводится решением суда и подлежит немедленному исполнению. Санация вводится на срок не более 18 месяцев со дня вынесения решения. За это время управляющий принимает ряд мер для вывода должника из состояния устойчивой неплатежеспособности.

Принимаются меры по ликвидации дебиторской задолженности, перепрофилированию производства, закрытии нерентабельных производств, уступке требований, продажи части имущества и т.д.

Спустя время управляющий созывает собрание кредиторов и знакомит их со своим итоговым отчетом. По результатам рассмотрения отчета собрание вправе принять решение: о прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности, о заключении мирового соглашения, о заявлении в хозяйственный суд с просьбой продлить срок санации или о заявлении ходатайства об открытии ликвидационного производства. Утверждение хозяйственным судом отчета управляющего по итогам санации является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. При этом суд вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами.

Ликвидационное производство открывается после принятия хозяйственным судом такого решения. Срок ликвидации не может превышать 12 месяцев. Управляющий за этот период осуществляет продажу имущества должника на торгах и может выставить на торги его требования. За счет вырученных средств удовлетворяются требования кредиторов.

Отметим, что в законодательстве определен порядок очередности удовлетворения требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам;

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства.

Если хозяйственный суд признает отчет обоснованным, то выносится определение о завершении ликвидационного производства. После этого управляющий в течение 10 дней предоставляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На основании определения о завершении ликвидационного производства вносится запись о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С момента возбуждения производства по делу о банкротстве на любой его стадии, после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди может быть заключено мировое соглашение. Такое решение находится в компетенции собрания кредиторов и принимается большинством голосов. Если мировое соглашение утверждается хозяйственным судом, то суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Условиями мирового соглашения могут быть отсрочка или рассрочка исполнения обязательств, уступка требования, перевод долга, исполнение обязательств третьими лицами, обмен требований кредиторов на акции и другие способы, не противоречащие законодательству. Однако хозяйственный суд может отказать в утверждении мирового соглашения, если не погашена задолженность по требований кредиторов первой и второй очереди, в иных случаях, связанных с нарушением законодательства.

Вообще в законодательстве определены особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.

К ним относятся юридические лица, выполняющие мобилизационные заказы, градообразующие организации, сельскохозяйственные организации, крестьянские и фермерские хозяйства, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Отдельная глава посвящена банкротству банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений.

Упрощенные процедуры банкротства применяются к ликвидируемым и отсутствующим должникам, есть свои особенности при банкротстве индивидуальных предпринимателей. Поэтому если кредитор - субъект хозяйствования примет решение подать заявление о банкротстве, ему надо обратиться в специализированную организацию, объединяющую управляющих, либо непосредственно к управляющему, найдя его координаты в Департаменте по санации и банкротству.

Ряд читателей, входящих в жилищные строительные кооперативы, интересуются: можно ли запустить механизм банкротства в отношении недобросовестных застройщиков для возвращения своих денежных средств. К примеру, в прессе публиковались письма членов ЖСК "Молодые граждане", которым РЦМС БПСМ, выступающий строительным подрядчиком, отказывается вернуть в срок их денежные средства. За два года строительства дома для молодых семей в Малиновке РЦМС БПСМ отстроил почти два этажа, и законные требования граждан о возвращении вложенных денежных средств представители РЦМС БПСМ игнорируют, мотивируя отсутствием свободных средств, а также "кормят" обещаниями возвратить каждому из членов ЖСК их деньги в случае прихода на их место нового человека.

Что можно посоветовать в этом случае? Кто еще не обратился, нужно обязательно обратиться в суд с иском об истребовании денежных средств с учетом индексации. В случае если суд примет сторону истца (а так скорее всего и произойдет), деньги должны быть возвращены индивидуальным застройщикам.

Право на подачу заявления о банкротстве кредиторы могут получить в случае если принудительное исполнение решения суда выявило, что должник не обладает имуществом, достаточным для удовлетворения предъявленных к нему требований. В таком случае требования кредиторов можно объединить и подать в хозяйственный суд общее заявление о признании должника банкротом с соответствующими приложениями.Юрий ВОСКРЕСЕНСКИЙ,
аттестованный специалист в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве),
специально для газеты "Строительство и недвижимость".


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 40 за 2001 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость