Гостиничная недвижимость в Европе
На 4-ой международной выставке промышленной недвижимости "Expo Real", которая пройдет с 29 по 31 октября 2001 года в выставочном центре "New Munich Trade Fair Centre" (Мюнхен, Германия), в рамках тематических мероприятий специалисты будут обсуждать тенденции на европейских рынках гостиничной недвижимости. В этой связи следует отметить, что в 2000-м году основными тенденциями в сфере гостиничного бизнеса в большинстве европейских стран являлся постоянный рост цен и ставок арендной платы.
Гостиничный бизнес в большинстве европейских стран развивается значительными темпами. Так, в 2000-м году объем сделок на инвестиционном рынке гостиничной недвижимости в Европе составил 2,3 миллиарда евро. Это почти на 20 процентов больше, чем в предыдущем году. Если включить сюда еще и суммы по сделкам с группой отелей "Jones Lang LaSalle Hotels", то цифра возрастет до 10 миллиардов евро.
Самое большое число сделок с отелями было зафиксировано на рынке Великобритании. Следует отметить, что, даже несмотря на более низкие цифры по сравнению с предыдущим годом, рынок гостиничной недвижимости этой страны все еще остается лидером среди рынков других европейских стран. Что касается конкретных цифр по объему продаж гостиничной недвижимости в 2000-м году, то в Великобритании он составил около 575 миллионов евро; на втором месте - Германия (около 520 миллионов евро), на третьем месте - Испания (около513 миллионов евро).
Число гостиничных сетей и совместных предприятий увеличивается
"В гостиничном бизнесе конкуренция очень жесткая. Это проявляется в первую очередь в том, что гостичные сети и совместные предприятия постоянно вытесняют более мелких частных фирм с рынка", - так прокомментировала наиболее яркую тенденцию в данном секторе Оливия Кайзер, старший вице-президент группы отелей "Jones Lang LaSalle Hotels" (Франкфурт).
На международной выставке "Expo Real" Оливия Кайзер вместе со своим нью-йоркским коллегой Кристофом Херле будет председательствовать при проведении круглого стола на тему: "Гостиничный бизнес: концепции, проекты и лучшая рентабельность". Данный круглый стол состоится на второй день выставки и будет являться частью секции "Тенденции и инвестиции".
Еще одной яркой тенденцией в сфере гостиничного бизнеса является повсеместное проведение в жизнь так называемой "стратегии торговой марки". Преимущества данной стратегии очевидны: владельцы отелей стараются укрепить доверие и уважение клиентов к торговой марке своих отелей (как правило, данную стратегию используют сети отелей), предоставляя услуги только наивысшего качества. Получив один раз обслуживание по высшему классу, клиент в следующий раз остановится опять же в отеле этой кампании. И чем больше городов охвачено конкретной сетью отелей, тем большую прибыль приносит использование "стратегии торговой марки". Кроме того, сеть отелей, имеющая известную торговую марку, практически не нуждается в рекламе (а это, в свою очередь, означает снижение расходов на последнюю). Хорошо "раскрученная" торговая марка говорит сама за себя: она узнаваема и ассоциируется с неизменно высоким качеством услуг данной сети отелей.
Согласно данным немецкой ассоциации отелей и ресторанов (DEHOGA - Deutscher Hotel und Gaststаеttenverband), число сетей отелей и совместных предприятий на немецком рынке в 2000-м году возросло до 130. В их собственности и управлении находится соответственно 3 166 отелей. По данным параметрам, если сравнивать с Европой в целом, Германия находится посередине (то есть имеет средний показатель).
Работа во всех категориях
В то же время самые крупные компании, владеющие сетями отелей, ориентируются на различные группы клиентов. В своей работе они используют стратегию многих торговых марок.
Подобное расширение сферы деятельности достигается в основном посредством покупок отелей различных категорий или слияния с уже существующими сетями отелей. Следует отметить, что инициатива проведения подобных сделок исходит, как правило, от компаний, осуществляющих обслуживание высших категорий клиентов.
Например, компания "Hilton Group", работавшая в основном в высококлассном сегменте, приобрела недавно сеть отелей "Scandic", что позволило ей работать и в сегменте среднего класса. Сеть отелей "The Astron Group", которая сотрудничает с сетью "Astron Hotels", относится к четырехзвездочной категории. Данная компания также использовала стратегию многих торговых марок, открыв в августе прошлого года сеть отелей "Motel One" в самом нижнем сегменте рынка гостиничной недвижимости Германии.
Ориентация на различные группы клиентов
В отелях, которые находятся в городах, являющихся крупными промышленными или бизнес-центрами, основной акцент делается на клиентов, находящихся в деловых командировках. Таким образом, данные отели оснащаются высококлассным оборудованием для проведения конференций (в том числе и интернет-конференций), а также современными средствами телекоммуникаций. Кроме того, такие отели предлагают своим клиентам и услуги по организации досуга, однако этот вид деятельности не является для них основным. Тогда как отели, специализирующиеся на обслуживании отдыхающих, занимаются в основном организацией отдыха и оздоровления.
Одним из наиболее удачных проектов среди городских отелей является отель "Blue Heaven", который планируется открыть во Франкфурте в мае 2004 года. Это совместный проект двух компаний: "Hochtief Projektentwicklungsgesellschaft GmbH" и "Grundstuecksgesellschaft Gro? & Partner". Здание отеля "Blue Heaven" расчитано на 450 номеров. Сдача самого здания запланирована к апрелю 2002 года. Все остальное время до открытия отеля будет занято отделкой здания как внутри, так и снаружи, созданием внутренней обстановки и организацией телекоммуникаций. Следует отметить, что объем инвестиций в этот проект составил 195 миллионов дойчмарок. Управление данным четырехзвездочным отелем будет осуществлять компания "Radisson SAS".
Основным отличием "Blue Heaven" от других отелей подобного класса состоит в том, что он сможет предоставлять своим клиентам как огромные конференц-залы, офисы и современные средства телекоммуникаций, так и достаточно места для отдыха. То есть его клиентами смогут стать как деловые люди, так и люди, приехавшие во Франкфурт отдохнуть.
Компания "Radisson SAS" недавно подписала также лизинговое соглашение с акционерным обществом "Deutsche Immobilien Fonds AG" (DIFA) на реализацию проекта стоимостью 300 миллионнов дойчмарок. Суть проекта состоит в том, что DIFA собирается открыть комплекс "DomAquaree", аналогичный отелю "Blue Heaven". Предполагаемое место открытия - Александерплатц в Берлине, предполагаемое время открытия - август 2003 года.
Теперь несколько слов об отелях, рассчитанных в первую очередь на отдыхающих. Компания "Grand Hotel Heiligendamm", входящая в группу "Fundus Group of Cologne", планирует открыть к концу 2002 года такой отель класса "5 звезд" на балтийском побережье Германии. Планируется однако, что отель тем не менее будет иметь все необходимое для проведения конференций, банкетов и деловых переговоров.
Но, поскольку большинство постояльцев будут все же отдыхающими, основной акцент будет сделан на оснащение отеля современным оздоровительным фитнесс- и косметологическим оборудованием, площадками для гольфа, теннисными кортами, а также всем необходимым для верховой езды.
Реализация этого проекта, а также дальнейшее управление отелем возложено на компанию "Kempinski Hotels & Resorts", которая уже получили в этих целях 300 миллионов дойчмарок.
"Все специалисты в сфере гостиничной недвижимости предсказывают дальнейший рост доходов на сегменте рынка отелей класса "люкс", - говорит Анно Август Джадфельд, глава группы "Fundus Group of Cologne". - Среди всех отелей Германии фешенебельные отели, расчитанные на обслуживание отдыхающих, наиболее прибыльны".
Цены
Согласно данным "Jones Lang LaSalle Hotels", в 2000 году в Германии цены были таковы: в Берлине была зафиксирована самая высокая средняя цена за номер в 4-х и 5-ти звездочных отелях - почти 133 евро; затем следует Франкфурт (125 евро за номер), Колон (120 евро) и Гамбург (115 евро).
Наиболее дорогие отели Европы: в Лондоне - 349 евро за номер, Париж - 245 евро, Милан - 186 евро, Рим и Амстердам - 175 евро.
По словам Оливии Кайзер, самым насыщенным рынком гостиничной недвижимости являетя рынок Великобритании. Там доходы если и падают, то незначительно. Что же касается других европейских стран, то перспективы дальнейшего роста рынков наблюдаются во многих из них.
При написании статьи были использованы материалы с выставки "Expo Real", проводимой выставочной компанией "Messe Muenchen GmbH" (Мюнхен, Германия).
Более подробную информацию вы можете получить у Александры Кориморс ("Messe Muenchen GmbH"):
Тел. (+49 89) 9 49-2 06 20
Факс. (+49 89) 9 49-2 06 29
e-mail: korimorth@messe-muenchen.deОксана БАЦАНОВА, Илья ЛАТЫШЕВ
Гостиничный бизнес в большинстве европейских стран развивается значительными темпами. Так, в 2000-м году объем сделок на инвестиционном рынке гостиничной недвижимости в Европе составил 2,3 миллиарда евро. Это почти на 20 процентов больше, чем в предыдущем году. Если включить сюда еще и суммы по сделкам с группой отелей "Jones Lang LaSalle Hotels", то цифра возрастет до 10 миллиардов евро.
Самое большое число сделок с отелями было зафиксировано на рынке Великобритании. Следует отметить, что, даже несмотря на более низкие цифры по сравнению с предыдущим годом, рынок гостиничной недвижимости этой страны все еще остается лидером среди рынков других европейских стран. Что касается конкретных цифр по объему продаж гостиничной недвижимости в 2000-м году, то в Великобритании он составил около 575 миллионов евро; на втором месте - Германия (около 520 миллионов евро), на третьем месте - Испания (около513 миллионов евро).
Число гостиничных сетей и совместных предприятий увеличивается
"В гостиничном бизнесе конкуренция очень жесткая. Это проявляется в первую очередь в том, что гостичные сети и совместные предприятия постоянно вытесняют более мелких частных фирм с рынка", - так прокомментировала наиболее яркую тенденцию в данном секторе Оливия Кайзер, старший вице-президент группы отелей "Jones Lang LaSalle Hotels" (Франкфурт).
На международной выставке "Expo Real" Оливия Кайзер вместе со своим нью-йоркским коллегой Кристофом Херле будет председательствовать при проведении круглого стола на тему: "Гостиничный бизнес: концепции, проекты и лучшая рентабельность". Данный круглый стол состоится на второй день выставки и будет являться частью секции "Тенденции и инвестиции".
Еще одной яркой тенденцией в сфере гостиничного бизнеса является повсеместное проведение в жизнь так называемой "стратегии торговой марки". Преимущества данной стратегии очевидны: владельцы отелей стараются укрепить доверие и уважение клиентов к торговой марке своих отелей (как правило, данную стратегию используют сети отелей), предоставляя услуги только наивысшего качества. Получив один раз обслуживание по высшему классу, клиент в следующий раз остановится опять же в отеле этой кампании. И чем больше городов охвачено конкретной сетью отелей, тем большую прибыль приносит использование "стратегии торговой марки". Кроме того, сеть отелей, имеющая известную торговую марку, практически не нуждается в рекламе (а это, в свою очередь, означает снижение расходов на последнюю). Хорошо "раскрученная" торговая марка говорит сама за себя: она узнаваема и ассоциируется с неизменно высоким качеством услуг данной сети отелей.
Согласно данным немецкой ассоциации отелей и ресторанов (DEHOGA - Deutscher Hotel und Gaststаеttenverband), число сетей отелей и совместных предприятий на немецком рынке в 2000-м году возросло до 130. В их собственности и управлении находится соответственно 3 166 отелей. По данным параметрам, если сравнивать с Европой в целом, Германия находится посередине (то есть имеет средний показатель).
Работа во всех категориях
В то же время самые крупные компании, владеющие сетями отелей, ориентируются на различные группы клиентов. В своей работе они используют стратегию многих торговых марок.
Подобное расширение сферы деятельности достигается в основном посредством покупок отелей различных категорий или слияния с уже существующими сетями отелей. Следует отметить, что инициатива проведения подобных сделок исходит, как правило, от компаний, осуществляющих обслуживание высших категорий клиентов.
Например, компания "Hilton Group", работавшая в основном в высококлассном сегменте, приобрела недавно сеть отелей "Scandic", что позволило ей работать и в сегменте среднего класса. Сеть отелей "The Astron Group", которая сотрудничает с сетью "Astron Hotels", относится к четырехзвездочной категории. Данная компания также использовала стратегию многих торговых марок, открыв в августе прошлого года сеть отелей "Motel One" в самом нижнем сегменте рынка гостиничной недвижимости Германии.
Ориентация на различные группы клиентов
В отелях, которые находятся в городах, являющихся крупными промышленными или бизнес-центрами, основной акцент делается на клиентов, находящихся в деловых командировках. Таким образом, данные отели оснащаются высококлассным оборудованием для проведения конференций (в том числе и интернет-конференций), а также современными средствами телекоммуникаций. Кроме того, такие отели предлагают своим клиентам и услуги по организации досуга, однако этот вид деятельности не является для них основным. Тогда как отели, специализирующиеся на обслуживании отдыхающих, занимаются в основном организацией отдыха и оздоровления.
Одним из наиболее удачных проектов среди городских отелей является отель "Blue Heaven", который планируется открыть во Франкфурте в мае 2004 года. Это совместный проект двух компаний: "Hochtief Projektentwicklungsgesellschaft GmbH" и "Grundstuecksgesellschaft Gro? & Partner". Здание отеля "Blue Heaven" расчитано на 450 номеров. Сдача самого здания запланирована к апрелю 2002 года. Все остальное время до открытия отеля будет занято отделкой здания как внутри, так и снаружи, созданием внутренней обстановки и организацией телекоммуникаций. Следует отметить, что объем инвестиций в этот проект составил 195 миллионов дойчмарок. Управление данным четырехзвездочным отелем будет осуществлять компания "Radisson SAS".
Основным отличием "Blue Heaven" от других отелей подобного класса состоит в том, что он сможет предоставлять своим клиентам как огромные конференц-залы, офисы и современные средства телекоммуникаций, так и достаточно места для отдыха. То есть его клиентами смогут стать как деловые люди, так и люди, приехавшие во Франкфурт отдохнуть.
Компания "Radisson SAS" недавно подписала также лизинговое соглашение с акционерным обществом "Deutsche Immobilien Fonds AG" (DIFA) на реализацию проекта стоимостью 300 миллионнов дойчмарок. Суть проекта состоит в том, что DIFA собирается открыть комплекс "DomAquaree", аналогичный отелю "Blue Heaven". Предполагаемое место открытия - Александерплатц в Берлине, предполагаемое время открытия - август 2003 года.
Теперь несколько слов об отелях, рассчитанных в первую очередь на отдыхающих. Компания "Grand Hotel Heiligendamm", входящая в группу "Fundus Group of Cologne", планирует открыть к концу 2002 года такой отель класса "5 звезд" на балтийском побережье Германии. Планируется однако, что отель тем не менее будет иметь все необходимое для проведения конференций, банкетов и деловых переговоров.
Но, поскольку большинство постояльцев будут все же отдыхающими, основной акцент будет сделан на оснащение отеля современным оздоровительным фитнесс- и косметологическим оборудованием, площадками для гольфа, теннисными кортами, а также всем необходимым для верховой езды.
Реализация этого проекта, а также дальнейшее управление отелем возложено на компанию "Kempinski Hotels & Resorts", которая уже получили в этих целях 300 миллионов дойчмарок.
"Все специалисты в сфере гостиничной недвижимости предсказывают дальнейший рост доходов на сегменте рынка отелей класса "люкс", - говорит Анно Август Джадфельд, глава группы "Fundus Group of Cologne". - Среди всех отелей Германии фешенебельные отели, расчитанные на обслуживание отдыхающих, наиболее прибыльны".
Цены
Согласно данным "Jones Lang LaSalle Hotels", в 2000 году в Германии цены были таковы: в Берлине была зафиксирована самая высокая средняя цена за номер в 4-х и 5-ти звездочных отелях - почти 133 евро; затем следует Франкфурт (125 евро за номер), Колон (120 евро) и Гамбург (115 евро).
Наиболее дорогие отели Европы: в Лондоне - 349 евро за номер, Париж - 245 евро, Милан - 186 евро, Рим и Амстердам - 175 евро.
По словам Оливии Кайзер, самым насыщенным рынком гостиничной недвижимости являетя рынок Великобритании. Там доходы если и падают, то незначительно. Что же касается других европейских стран, то перспективы дальнейшего роста рынков наблюдаются во многих из них.
При написании статьи были использованы материалы с выставки "Expo Real", проводимой выставочной компанией "Messe Muenchen GmbH" (Мюнхен, Германия).
Более подробную информацию вы можете получить у Александры Кориморс ("Messe Muenchen GmbH"):
Тел. (+49 89) 9 49-2 06 20
Факс. (+49 89) 9 49-2 06 29
e-mail: korimorth@messe-muenchen.deОксана БАЦАНОВА, Илья ЛАТЫШЕВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 40 за 2001 год в рубрике выставки