Энергетические проблемы развития г. Минска

Экологическим и энергетическим проблемам в стратегическом плане устойчивого развития г. Минска на период до 2020 г. был посвящен на конгрессе доклад заместителя председателя Минского горисполкома Н.М. Ерохова.

12 июля 2000 года Национальным собранием Республики Беларусь был принят Закон "О статусе столицы Республики Беларусь - г. Минска". 26 июня 2001 г. Минский городской Совет депутатов утвердил Устав г.Минска.

С принятием этих документов расширились полномочия горисполкома и одновременно повысилась его ответственность не только за состояние текущей социально-экономической и общественно-политической ситуации, но и за перспективы развития города. В связи с этим Минским городским исполнительным комитетом в феврале т.г. принято решение приступить к разработке Стратегического плана устойчивого развития г. Минска на период до 2020 г.

Разработка таких планов стала обязательным элементом в управлении развитием крупных городов мира. Их важнейшей особенностью является то, что они, во-первых, ориентированы на долгосрочную перспективу, во-вторых, охватывают и взаимоувязывают все важнейшие сферы городской жизнедеятельности.

В Европе наиболее известными являются стратегические планы Вены, Стокгольма, Барселоны, Мюнхена, Штутгарта, Лиона. В конце 90-х годов разработаны стратегические планы развития географически наиболее близких к Минску крупных городов: Санкт-Петербурга, Варшавы, Киева.

Назначение Стратегического плана устойчивого развития г. Минска на период до 2020 г. состоит в определении стратегических приоритетов и задач городского развития, наиболее значимых и перспективных проектов в экономике, энергетике, научно-технической и социальной сферах, коммунальном хозяйстве, градостроительстве, улучшении экологии окружающей среды, других сферах жизнедеятельности города.

Особое внимание при разработке Стратегического плана, в деятельности Мингорисполкома в целом уделяется проблемам экологии и энергетики.

18 апреля т.г. Мингорисполкомом утверждены Концепция и Программа "Минск - здоровый чистый город", которые станут составной частью Стратегического плана устойчивого развития г. Минска. В основу Концепции и Программы "Минск - здоровый чистый город" положены принципы всемирного движения "Города здоровья", инициированного Всемирной организацией здравоохранения.

Программа включает комплекс конкретных кратко-и долгосрочных действий по шести важнейшим направлениям:

- экологическая грамотность и воспитательная работа с населением;

- культура здоровья и профилактика заболеваний, здоровое питание;

- создание здоровой социальной среды;

- коммунальная экология и озеленение;

- повышение качества городской природной среды;

- градостроительная экологическая политика.

Ведется активная работа по реализации мероприятий этой программы. Так, ускорены темпы строительства Минской кольцевой дороги. Сроки ее ввода в строй перенесены с 2005 на 2003 год. Строительство Минской кольцеврй дороги должно привести к улучшению качества атмосферного воздуха в городе. А эта экологическая проблема для Минска сейчас самая острая. Об этом говорят как результаты изучения общественного мнения, так и данные экологов. А они свидетельствуют, что более 70% загрязнения воздушного бассейна связано с выбросами от автомобильного транспорта. Так, исследования, проводимые на протяжении 1999-2001 гг. на примагистральных территориях города, зафиксировали существенный рост содержания в атмосферном воздухе оксида углерода, максимальная концентрация которого там выше допустимой почти в 4 раза.

Многих минчан беспокоит загрязнение атмосферного воздуха транспортом, расположенным на дворовых территориях. Это заставило нас всерьез заняться проблемой парковок для автомобилей.

Мы приступаем к очистке реки Свислочь. Решение о создании с этой целью специального городского фонда принято Минским городским Советом депутатов. На повестке дня строительство мусоросжигательной фабрики. Это лишь несколько примеров решения в городе наиболее актуальных экологических проблем.

Не в меньшей мере беспокоят нас проблемы энергетики. 14 мая этого года решением Мингорисполкома утверждена Программа научно-технического развития коммунального хозяйства г. Минска на 2001-2005 годы. В ней, в частности, представлены мероприятия, направленные на модернизацию предприятий, образующих энергетическую систему г.Минска: УПП "Минсккоммунтеплосеть", "Минские тепловые сети", "Минские кабельные сети", УП "Мингаз".

В структуре Стратегического плана устойчивого развития г.Минска в качестве одного из приоритетных направлений городского развития выделена "энергетическая безопасность и независимость города".

Характеризуя энергетическую систему Минска, следует отметить, что электро- и теплоснабжение города осуществляется ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, районными котельными, а также промышленными и отопительными котельными. Ими расходуется около 80% первичных энергетических ресурсов - котельно-печного топлива. Доля его потребления промышленностью составляет 12%. Такое распределение потребления первичных энергетических ресурсов является достаточно распространенным.

Основным потребителем электрической и тепловой энергии является промышленность (в 2000 году ею было потреблено соответственно 51,6 и 75,9%). На долю жилищно-коммунального сектора приходится соответственно 26,6% потребления электрической энергии и 9,8% - тепловой.

Косвенным индикатором работы различных объектов городской экономики может служить динамика потребления электрической и тепловой энергии в различных районах города. Так, в 2000 году максимальное ее потребление пришлось на Ленинский район. В то время как основные промышленные предприятия находятся в Заводском районе. Это ли не показатель снижения на них деловой активности!? Возможности повышения экономической активности предприятий Заводского района следует учитывать, говоря о перспективах развития городской энергетической системы.

Техническое состояние и перспективы дальнейшего функционирования различных объектов электро-и теплоснабжения нельзя оценить однозначно.

На ТЭЦ-2 находятся турбины компаний "Шкода", "Сименс-Шуккерт" и "Вумаг", изготовленные соответственно в 1934, 1947 и 1949 гг. Эти турбины полностью выработали свой парковый ресурс. В состав станции также входят водогрейные котлы типа ПТВМ и КВГМ, которые используются для производства тепловой энергии. В настоящее время ТЭЦ-2 практически работает как промышленная котельная.

ТЭЦ-3 оснащена теплофикационными турбинами типа ПТ и Т. Суммарная электрическая мощность станции 420 МВт. Ориентировочное время выработки ее турбинами своего паркового ресурса - 2002-2017 гг. В состав станции также входят водогрейные котлы типа ПТВМ и КВГМ. Установленная тепловая мощность станции в настоящее время составляет 2063 Гкал/час.

ТЭЦ-4 оснащена теплофикационными турбинами типа ПТ и Т с суммарной электрической мощностью 1030 МВт и тепловой - 1690 Гкал/час. Станция введена в эксплуатацию сравнительно недавно и ее парковый ресурс до 2020 года выработан не будет.

Районная котельная "Харьковская" мощностью 363 Гкал/час работает в пиковом режиме совместно с ТЭЦ-4. Наработка оборудования составляет от 22 до 87 тысяч часов. В таком же режиме работают районные котельные "Масюковщина" (208 Гкал/час), "Орловская" (224 Гкал/час), "Курасовщина" (312 Гкал/час) и "Западная" (309 Гкал/час). Наработки оборудования этих котельных составляет от 30 до 110 тыс. часов.

Районная котельная "Шабаны" входит в состав промышленного узла "Шабаны". Мощность агрегатов составляет 960 Гкал/час. В эксплуатацию она введена сравнительно недавно и оснащена паровыми и водогрейными котлами, наработка которых находится в пределах от 2 до 70 тысяч часов. Районная котельная "Кедышко" также работает в автономном режиме и имеет установленную тепловую мощность 412 Гкал/час. Оборудование этой котельной наработало от 80 до 155 тысяч часов. Районная котельная "Академгородок" относится к предприятию "Минсккоммунтеплосеть", имеет установленную мощность 118 Гкал/час и включает паровые и водогрейные котлы. Котельная введена в эксплуатацию в 1983-1986 годах.

Кроме централизованных источников тепла в Минске действуют 230 промышленных и отопительных котельных суммарной мощностью 1830 Гкал/час.

В рамках работы над комплексным прогнозом развития Минска ведется разработка энергетического прогноза. В работе над этим прогнозом участвуют ведущие ученые Национальной академии наук. В ходе проделанной ими работы получены следующие предварительные результаты, характеризующие перспективы развития энергетической системы г.Минска.

Срок эксплуатации турбин был принят равным 300 тысяч часов. Из представленных данных очевидно, что при неизменном росте потребности в пиковой нагрузке потребность во вводе дополнительных мощностей для производства электрической энергии будет незначительная. Потребность в прогнозируемой пиковой нагрузке может быть обеспечена турбинами ТЭЦ-4, парковый ресурс которых будет выработан после 2020 года. Сравнительно недорогая реконструкция или полная замена отдельных блоков на ТЭЦ-2 или ТЭЦ-3 может полностью обеспечить предполагаемые потребности в пиковой нагрузке. При медленном росте экономической активности (приблизительно 1,5-2% в год) до 2012 года проблем с обеспечением пиковой нагрузки возникнуть не должно. После 2012 года для гарантированного обеспечения электроэнергией потребителей и устойчивого развития экономики в Минске будет необходимо ввести в эксплуатацию дополнительно порядка 300 МВт электрогенерирующих мощностей. При более высоких темпах экономической активности сделать это придется раньше.

Срок эксплуатации котельных установок был принят равным 30 годам. Как видим, до 2010 года потребность в пиковой нагрузке источников тепловой энергии вполне может быть обеспечена существующими районными котельными и теплофикационными турбинами ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. После 2010 года в связи с выработкой паркового ресурса оборудования ТЭЦ-3 и ряда котельных неизбежно возникнет дефицит мощностей для покрытия требуемых пиковых нагрузок при производстве тепловой энергии. Даже при сохранении потребности в тепловой энергии на уровне 2000 года необходимо будет до 2020 года ввести дополнительные мощности объемом 3000 Гкал/час. При сравнительно небольшом устойчивом росте экономики (1,5-2% в год) необходимо будет реконструировать или полностью заменить оборудование для производства тепловой энергии суммарной мощностью около 4000 Гкал/час.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что нам уже сейчас нужно серьезно задуматься о перспективах развития энергетического комплекса города, разработать и осуществить мероприятия, необходимые для его нормального функционирования не только сегодня, но и в будущем. Этого требуют и интересы развития городской экономики, и задача повышения уровня и качества жизни минчан.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2001 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость