Энергосбережение как фактор повышения энергобезопасности государств — членов СНГ
В своем докладе на конгрессе региональный советник по энергетике Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН Ч.В. Надеждин остановился на проекте "Энергетическая эффективность и энергетическая безопасность стран - членов СНГ", осуществляемом отделом устойчивости ЕЭК ООН в рамках программы ее оперативной деятельности.
Понятие "энергетическая безопасность" начало широко использоваться в СНГ несколько лет назад. В мае 1996 г. в Москве по инициативе Совета Безопасности Российской Федерации было проведено международное консультативное совещание "Энергетическая безопасность Содружества Независимых Государств", на котором руководители правительств государств - участников СНГ, представители руководства крупнейших топливодобывающих и энергоснабжающих компаний и ведущие ученые этих стран обменялись мнениями по вопросам, связанным с факторами, определяющими уровень энергетической безопасности по внешнему и внутреннему направлениям, а также по отраслям топливно-энергетического комплекса и важнейшим секторам экономики, проанализировали причины возникновения угроз надежности энергоснабжения и пути их устранения.
Участники совещания определили энергетическую безопасность как состояние общества, которое позволяет при наличии угроз внешнего и внутреннего характера и влияния дестабилизирующих факторов экономического, социально-политического, природного и техногенного происхождения поддерживать необходимый уровень национальной энергетической безопасности, устраняя и компенсируя негативное влияние этих факторов.
При этом было отмечено, что энергосбережение входит в число важнейших факторов, способствующих повышению уровня энергетической безопасности.
Энергетическая безопасность вне зависимости от того, рассматривается ли она в контексте страны-экспортера энергетических ресурсов или их импортера, является одним из важнейших элементов экономической и в целом национальной безопасности.
В первой половине 70-х годов прошлого века когда возник энергетический кризис в результате эмбарго, предпринятого группой стран-экспортеров нефти на ее поставку большому числу промышленно развитых западных государств, последние в целях снижения негативных последствий этого шага и обеспечения своей энергетической безопасности пошли на объединение своих усилий в этом направлении и создали Международное энергетическое агентство (МЭА). Именно повышение уровня энергетической безопасности путем осуществления коллективных мер, в частности, путем создания стратегических резервов нефти на случай перерывов в нефтеснабжении из внешних источников и снижение энергоемкости экономики явились главными целями создания МЭА и продолжают оставаться важнейшими направлениями ее деятельности в настоящее время.
Распад СССР оставил образовавшийся на его территории независимые государства один на один с острыми проблемами, возникшими в сфере энергетики, а именно с проблемами обеспечения устойчивого энергоснабжения. Для стран с ограниченными топливно-энергетическими ресурсами основной проблемой стало расходование значительных валютных средств для их приобретения за рубежом. Для стран, состояние ресурсной базы энергетики которых не вызывало опасений, серьезной проблемой стало инвестиционное обеспечение топливодобывающих отраслей и электроэнергетики в объемах, необходимых для поддержания их в состоянии, гарантирующем как стабильное энергоснабжение экономики и населения, так и должный уровень экспортных поставок энергоносителей, отчисления от выручки за которые являются в этих странах важнейшими составляющими бюджетных поступлений.
Кроме того, для стран СНГ серьезной проблемой стал рост энергетической составляющей в структуре себестоимости выпускаемой ими промышленной продукции, сопровождающий рост цен на энергоносители, что обусловило снижение ее конкурентоспособности как на внешних, так и на внутренних рынках этих стран. Нельзя не упомянуть и зависимость большинства стран СНГ от импорта топливодобывающего и электрогенерирующего оборудования, который на фоне серьезного старения производственных фондов энергетики требует значительных валютных затрат.
Таким образом, практически все страны СНГ по различным причинам в большей или меньшей степени озабочены проблемой обеспечения своей энергетической безопасности, возможностями ее достижения с использованием наиболее эффективных и одновременно наименее капиталоемких путей, наиболее реальным из которых является перевод экономики на энергосберегающие рельсы.
В целом по Содружеству величина экономического потенциала энергосбережения может быть оценена примерно в объеме 500 млн т у.т., что составляет чуть менее 40% от суммарного потребления первичных энергоресурсов всеми странами, входящими в его состав.
Энергетическая безопасность в рамках СНГ должна рассматриваться на нескольких уровнях: на уровне Содружества, т.е. с позиции рассмотрения вопросов о торговле энергоносителями и продукцией энергетического машиностроения внутри СНГ, на государственном уровне, т.е. с точки зрения обеспечения устойчивого энергоснабжения страны и на уровне потребления с позиции удовлетворения энергетических потребностей ее экономики и населения.
Энергетическая безопасность в границах приведенных выше определений касается многих аспектов. Она означает ограничение уязвимости как от краткосрочных, так и от долгосрочных перерывов в поставках энергоносителей по приемлемым ценам. Год от года будет возрастать экологическая составляющая энергетической безопасности, которая уже в настоящее время играет важную роль в связи с обязательствами, принятыми на себя многими странами, в том числе государствами-участниками СНГ, в рамках международных соглашений об охране окружающей среды.
Учитывая тот факт, что энергосбережение в подавляющем большинстве стран СНГ является одним из важнейшим, если на самым важным направлением обеспечения их энергетической безопасности, отдел устойчивой энергетики ЕЭК ООН в 1997 году выступил с инициативой по реализации проекта "Энергетическая эффективность" и энергетическая безопасность стран-членов СНГ." Это инициатива была поддержана Исполкомом СНГ и Министерством науки и технологий Российской Федерации.
Было принято решение реализовывать проект в два этапа. На первом этапе, в соответствии с проектынми документа ми, было подготовлено исследование под названием "Энергосбережение как фактор повышения энергетической безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств". В его подготовке приняли участие эксперты из 11 стран - членов СНГ (отсутствовал представитель Узбекистана), назначеные правительствами соотвествующих государств. В проектной рабочей группе принимали также участие представители Министерства науки и технологий России, Исполнительного комитета СНГ, Института энергетических исследований Академии наук Российской Федерации, Центра энергетических исследований России и Европейской экономической комиссии ООН.
Исследование состоит из двух частей: в первой части рассмотрено положение с энергоэффективностью и энергобезопасностью всего СНГ как единой структуры, во второй части - положение с энергоэффективностью в каждой из 11 стран. Естественно, при рассмотрении СНГ как единой структуры, мы не могли исключить Узбекистан из состава Содружества, данные по состоянию и развитию ТЭК этой страны были взяты из обзора Мирового банка и учтены при расчете топливно-энергетических балансов.
2 часть исследования посвящена отдельным государствам.
Если в первой части исследования рабочая группа просто проводила некоторую корректировку данных, представленных экспертами, и расчет экономических показателей был сделан по паритету покупательной способности (эта методика разработана Мировым банком, и я скажу о ней несколько ниже), то вторая часть исследования - это информация, представленная экспертами каждой из стран-членов СНГ, сформированная в едином формате. Теперь несколько слов о расчетах по покупательной способности.
При сравнении показателей экономического развития различных государств (в частности, внутреннего валового продукта) возникает необходимость приведения их к единым единицам измерения.
Для стран СНГ, как и для других стран с переходной экономикой или развивающихся стран, использование показателей обменного курса национальной валюты к доллару признано некорректным. Причиной является то, что, во-первых, цены на потребительские товары и услуги в этих странах значительно ниже мирового уровня, во-вторых, операции с валютой между государством, компаниями и потребителями не всегда учитываются в государственной статистике, в-третьих, биржевой курс доллара в ряде стран находится либо под контролем государства, либо подвержен спекулятивным воздействиям биржевых игроков. В связи с этой проблемой, начиная с 1993 г., ООН и Мировой банк начали разрабатывать методологию оценки по паритету покупательной способности.
Уровень ВВП государства по паритету покупательной способности, согласно принятой методике, определяется через определение курса национальной валюты по отношению к 1 доллару США на конкретный год, по ППC.
Курс национальной валюты по ППС есть отношение количества национальной валюты (рублей, тенге, манат и т.п.), затрачиваемое в данной стране на покупку определенного набора товаров и услуг (потребительской корзины), такого же по составу и равного по качеству тому, которое приобретает житель США за 1 доллар.
В 1997 г. ВВП в целом по всем государствам-участникам СНГ по валютному курсу составил 522 миллиарда долларов США в ценах 1990 г. (в 1992 г. - 745 миллиардов долларов США, или на 30% больше) и по паритету покупательной способности - 1045,5 миллиарда долларов США (в 1992 г. - 1490,8 миллиарда долларов США).
Энергоемкость ВВП в СНГ в 1997 г. составила примерно 2,4 т у.т. на 1000 долларов США по валютному курсу и 1,2 т у.т. /1000 долларов США по паритету покупательной способности. Это соответственно в 6,6 и 3,1 раза больше, чем в среднем по странам, входящим в состав Организации экономического сотрудничества и развития (это экономическое объединение наиболее развитых стран). Большая разница по показателю энергоемкости ВВП существует и среди стран СНГ.
В исследовании были проанализированы состояния развития на 1997 год нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, газовой и угольной промышленности, электроэнергетики. Сделаны прогнозные оценки (до 2010 года) производства и потребления топливно-энергетических ресурсов СНГ.
Были сделаны прогнозы добычи нефти и газового конденсата, природного газа, добычи угля, прогнозы производства электроэнергии и установленной мощности.
В ходе подготовки данного исследования были проанализированы современное состояние и перспективы реализации энергосберегающей политики в странах СНГ, финансирование энергосберегающей политики в странах СНГ, роль сотрудничества стран СНГ между собой и третьими странами в области энергосбережения. Из простого анализа можно сделать вывод, что страны - члены СНГ более активно сотрудничают с третьими странами, чем между собой. Хотя есть прекрасные примеры сотрудничества между странами СНГ в области внедрения энергоэффективных технологий и, в частности, по созиданию турбодетонатора мощностью 5 МВт на Лукомльской ГРЭС, который был совместно реализован компаниями Беларуси, России и Украины.
Учитывая недостаточно активное сотрудничество стран-членов СНГ в области энергосбережения, проектная рабочая группа рекомендовала заключить рамочное соглашение по сотрудничеству в области энергосбережения между этими странами. Проект этого соглашения будет рассмотрен на субрегиональном совещании. В работе этого совещания примут участие делегации России, Украины, Молдовы и Беларуси.
Этим субрегиональным совещанием начнется втораю фаза реализации нашего проекта. Основной целью второй фазы и проекта является анализ выполнения странами-членами СНГ рекомендаций, сформулированных в упомянутом мной исследовании, а также отбор инвестиционных энергосберегающих проектов для предоставления их на рассмотрение международных финансовых институтов. В заключение хотел бы отметить, что в ходе подготовки исследования проектная рабочая группа единогласно отметила, что Беларусь значительно опережает другие страны СНГ в реанимации принятых мер по энергосбережению в рамках национальной программы по этому направлению. Этих достижений удалось достигнуть благодаря четкой государственной политики, которую осуществляет Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. В вашей стране создана организационная структура, которая позволяет быстро и эффективно реализовывать энергосберегающие мероприятия в различных секторах экономики. Подтверждением правильности выводов, сделанных проектной рабочей группы проекта "Энергетическая эффективность и энергетическая безопасность стран - членов СНГ" является тот факт, что Мировой банк впервые за последние пять лет утвердил заем в размере 22,4 млн US$ на повышение энергоэффективности в общественном секторе (школы, больницы, детские сады). Я бы хотел пожелать представителям различных секторов экономики продолжить усилия по успешной реализации программы по энергосбережению на 2001-2005 год.
Понятие "энергетическая безопасность" начало широко использоваться в СНГ несколько лет назад. В мае 1996 г. в Москве по инициативе Совета Безопасности Российской Федерации было проведено международное консультативное совещание "Энергетическая безопасность Содружества Независимых Государств", на котором руководители правительств государств - участников СНГ, представители руководства крупнейших топливодобывающих и энергоснабжающих компаний и ведущие ученые этих стран обменялись мнениями по вопросам, связанным с факторами, определяющими уровень энергетической безопасности по внешнему и внутреннему направлениям, а также по отраслям топливно-энергетического комплекса и важнейшим секторам экономики, проанализировали причины возникновения угроз надежности энергоснабжения и пути их устранения.
Участники совещания определили энергетическую безопасность как состояние общества, которое позволяет при наличии угроз внешнего и внутреннего характера и влияния дестабилизирующих факторов экономического, социально-политического, природного и техногенного происхождения поддерживать необходимый уровень национальной энергетической безопасности, устраняя и компенсируя негативное влияние этих факторов.
При этом было отмечено, что энергосбережение входит в число важнейших факторов, способствующих повышению уровня энергетической безопасности.
Энергетическая безопасность вне зависимости от того, рассматривается ли она в контексте страны-экспортера энергетических ресурсов или их импортера, является одним из важнейших элементов экономической и в целом национальной безопасности.
В первой половине 70-х годов прошлого века когда возник энергетический кризис в результате эмбарго, предпринятого группой стран-экспортеров нефти на ее поставку большому числу промышленно развитых западных государств, последние в целях снижения негативных последствий этого шага и обеспечения своей энергетической безопасности пошли на объединение своих усилий в этом направлении и создали Международное энергетическое агентство (МЭА). Именно повышение уровня энергетической безопасности путем осуществления коллективных мер, в частности, путем создания стратегических резервов нефти на случай перерывов в нефтеснабжении из внешних источников и снижение энергоемкости экономики явились главными целями создания МЭА и продолжают оставаться важнейшими направлениями ее деятельности в настоящее время.
Распад СССР оставил образовавшийся на его территории независимые государства один на один с острыми проблемами, возникшими в сфере энергетики, а именно с проблемами обеспечения устойчивого энергоснабжения. Для стран с ограниченными топливно-энергетическими ресурсами основной проблемой стало расходование значительных валютных средств для их приобретения за рубежом. Для стран, состояние ресурсной базы энергетики которых не вызывало опасений, серьезной проблемой стало инвестиционное обеспечение топливодобывающих отраслей и электроэнергетики в объемах, необходимых для поддержания их в состоянии, гарантирующем как стабильное энергоснабжение экономики и населения, так и должный уровень экспортных поставок энергоносителей, отчисления от выручки за которые являются в этих странах важнейшими составляющими бюджетных поступлений.
Кроме того, для стран СНГ серьезной проблемой стал рост энергетической составляющей в структуре себестоимости выпускаемой ими промышленной продукции, сопровождающий рост цен на энергоносители, что обусловило снижение ее конкурентоспособности как на внешних, так и на внутренних рынках этих стран. Нельзя не упомянуть и зависимость большинства стран СНГ от импорта топливодобывающего и электрогенерирующего оборудования, который на фоне серьезного старения производственных фондов энергетики требует значительных валютных затрат.
Таким образом, практически все страны СНГ по различным причинам в большей или меньшей степени озабочены проблемой обеспечения своей энергетической безопасности, возможностями ее достижения с использованием наиболее эффективных и одновременно наименее капиталоемких путей, наиболее реальным из которых является перевод экономики на энергосберегающие рельсы.
В целом по Содружеству величина экономического потенциала энергосбережения может быть оценена примерно в объеме 500 млн т у.т., что составляет чуть менее 40% от суммарного потребления первичных энергоресурсов всеми странами, входящими в его состав.
Энергетическая безопасность в рамках СНГ должна рассматриваться на нескольких уровнях: на уровне Содружества, т.е. с позиции рассмотрения вопросов о торговле энергоносителями и продукцией энергетического машиностроения внутри СНГ, на государственном уровне, т.е. с точки зрения обеспечения устойчивого энергоснабжения страны и на уровне потребления с позиции удовлетворения энергетических потребностей ее экономики и населения.
Энергетическая безопасность в границах приведенных выше определений касается многих аспектов. Она означает ограничение уязвимости как от краткосрочных, так и от долгосрочных перерывов в поставках энергоносителей по приемлемым ценам. Год от года будет возрастать экологическая составляющая энергетической безопасности, которая уже в настоящее время играет важную роль в связи с обязательствами, принятыми на себя многими странами, в том числе государствами-участниками СНГ, в рамках международных соглашений об охране окружающей среды.
Учитывая тот факт, что энергосбережение в подавляющем большинстве стран СНГ является одним из важнейшим, если на самым важным направлением обеспечения их энергетической безопасности, отдел устойчивой энергетики ЕЭК ООН в 1997 году выступил с инициативой по реализации проекта "Энергетическая эффективность" и энергетическая безопасность стран-членов СНГ." Это инициатива была поддержана Исполкомом СНГ и Министерством науки и технологий Российской Федерации.
Было принято решение реализовывать проект в два этапа. На первом этапе, в соответствии с проектынми документа ми, было подготовлено исследование под названием "Энергосбережение как фактор повышения энергетической безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств". В его подготовке приняли участие эксперты из 11 стран - членов СНГ (отсутствовал представитель Узбекистана), назначеные правительствами соотвествующих государств. В проектной рабочей группе принимали также участие представители Министерства науки и технологий России, Исполнительного комитета СНГ, Института энергетических исследований Академии наук Российской Федерации, Центра энергетических исследований России и Европейской экономической комиссии ООН.
Исследование состоит из двух частей: в первой части рассмотрено положение с энергоэффективностью и энергобезопасностью всего СНГ как единой структуры, во второй части - положение с энергоэффективностью в каждой из 11 стран. Естественно, при рассмотрении СНГ как единой структуры, мы не могли исключить Узбекистан из состава Содружества, данные по состоянию и развитию ТЭК этой страны были взяты из обзора Мирового банка и учтены при расчете топливно-энергетических балансов.
2 часть исследования посвящена отдельным государствам.
Если в первой части исследования рабочая группа просто проводила некоторую корректировку данных, представленных экспертами, и расчет экономических показателей был сделан по паритету покупательной способности (эта методика разработана Мировым банком, и я скажу о ней несколько ниже), то вторая часть исследования - это информация, представленная экспертами каждой из стран-членов СНГ, сформированная в едином формате. Теперь несколько слов о расчетах по покупательной способности.
При сравнении показателей экономического развития различных государств (в частности, внутреннего валового продукта) возникает необходимость приведения их к единым единицам измерения.
Для стран СНГ, как и для других стран с переходной экономикой или развивающихся стран, использование показателей обменного курса национальной валюты к доллару признано некорректным. Причиной является то, что, во-первых, цены на потребительские товары и услуги в этих странах значительно ниже мирового уровня, во-вторых, операции с валютой между государством, компаниями и потребителями не всегда учитываются в государственной статистике, в-третьих, биржевой курс доллара в ряде стран находится либо под контролем государства, либо подвержен спекулятивным воздействиям биржевых игроков. В связи с этой проблемой, начиная с 1993 г., ООН и Мировой банк начали разрабатывать методологию оценки по паритету покупательной способности.
Уровень ВВП государства по паритету покупательной способности, согласно принятой методике, определяется через определение курса национальной валюты по отношению к 1 доллару США на конкретный год, по ППC.
Курс национальной валюты по ППС есть отношение количества национальной валюты (рублей, тенге, манат и т.п.), затрачиваемое в данной стране на покупку определенного набора товаров и услуг (потребительской корзины), такого же по составу и равного по качеству тому, которое приобретает житель США за 1 доллар.
В 1997 г. ВВП в целом по всем государствам-участникам СНГ по валютному курсу составил 522 миллиарда долларов США в ценах 1990 г. (в 1992 г. - 745 миллиардов долларов США, или на 30% больше) и по паритету покупательной способности - 1045,5 миллиарда долларов США (в 1992 г. - 1490,8 миллиарда долларов США).
Энергоемкость ВВП в СНГ в 1997 г. составила примерно 2,4 т у.т. на 1000 долларов США по валютному курсу и 1,2 т у.т. /1000 долларов США по паритету покупательной способности. Это соответственно в 6,6 и 3,1 раза больше, чем в среднем по странам, входящим в состав Организации экономического сотрудничества и развития (это экономическое объединение наиболее развитых стран). Большая разница по показателю энергоемкости ВВП существует и среди стран СНГ.
В исследовании были проанализированы состояния развития на 1997 год нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, газовой и угольной промышленности, электроэнергетики. Сделаны прогнозные оценки (до 2010 года) производства и потребления топливно-энергетических ресурсов СНГ.
Были сделаны прогнозы добычи нефти и газового конденсата, природного газа, добычи угля, прогнозы производства электроэнергии и установленной мощности.
В ходе подготовки данного исследования были проанализированы современное состояние и перспективы реализации энергосберегающей политики в странах СНГ, финансирование энергосберегающей политики в странах СНГ, роль сотрудничества стран СНГ между собой и третьими странами в области энергосбережения. Из простого анализа можно сделать вывод, что страны - члены СНГ более активно сотрудничают с третьими странами, чем между собой. Хотя есть прекрасные примеры сотрудничества между странами СНГ в области внедрения энергоэффективных технологий и, в частности, по созиданию турбодетонатора мощностью 5 МВт на Лукомльской ГРЭС, который был совместно реализован компаниями Беларуси, России и Украины.
Учитывая недостаточно активное сотрудничество стран-членов СНГ в области энергосбережения, проектная рабочая группа рекомендовала заключить рамочное соглашение по сотрудничеству в области энергосбережения между этими странами. Проект этого соглашения будет рассмотрен на субрегиональном совещании. В работе этого совещания примут участие делегации России, Украины, Молдовы и Беларуси.
Этим субрегиональным совещанием начнется втораю фаза реализации нашего проекта. Основной целью второй фазы и проекта является анализ выполнения странами-членами СНГ рекомендаций, сформулированных в упомянутом мной исследовании, а также отбор инвестиционных энергосберегающих проектов для предоставления их на рассмотрение международных финансовых институтов. В заключение хотел бы отметить, что в ходе подготовки исследования проектная рабочая группа единогласно отметила, что Беларусь значительно опережает другие страны СНГ в реанимации принятых мер по энергосбережению в рамках национальной программы по этому направлению. Этих достижений удалось достигнуть благодаря четкой государственной политики, которую осуществляет Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. В вашей стране создана организационная структура, которая позволяет быстро и эффективно реализовывать энергосберегающие мероприятия в различных секторах экономики. Подтверждением правильности выводов, сделанных проектной рабочей группы проекта "Энергетическая эффективность и энергетическая безопасность стран - членов СНГ" является тот факт, что Мировой банк впервые за последние пять лет утвердил заем в размере 22,4 млн US$ на повышение энергоэффективности в общественном секторе (школы, больницы, детские сады). Я бы хотел пожелать представителям различных секторов экономики продолжить усилия по успешной реализации программы по энергосбережению на 2001-2005 год.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2001 год в рубрике энергетика