Беларусь и современная политика энергосбережения

10-12 октября 2001 года в Минске прошел Четвертый белорусский энергетический и экологический конгресс. В работе форума приняли участие руководители, специалисты и ученые Беларуси, России, Украины, Молдовы, региональный советник по энергетике Европейской экономической комиссии ООН Евгений Надеждин. С отдельными выступлениями участников конгресса начинаем знакомить читателей газеты.

На пленарном заседании с докладом "Современная политика энергосбережения в отдельных странах мира: Беларусь" выступил первый заместитель председателя Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь Виктор Федосеев. В своем выступлении он сообщил, что формирование основ политики энергосбережения в республике целенаправленно ведется с 1993 года, со времени образования межведомственного республиканского органа - Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору (Госкомэнергосбережение).

Основным инструментом проведения энергосберегающей политики в республике является разработка и реализация республиканской, областных и отраслевых программ энергосбережения. Госкомэнергосбережением совместно с Министерством экономики и другими заинтересованными разработаны целевые показатели по энергосбережению для народного хозяйства республики и на основе работ по анализу состояния и эффективного энергоиспользования в народном хозяйстве, имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) эти показатели в установленном порядке доводятся в виде заданий министерствам, ведомствам и субъектам хозяйствования. В результате принимаемых мер и системного подхода в организации этой работы в республике созданы:I Законодательная и нормативная база энергопотребления и энергосбережения

№п/п

Название

Содержание

1

Закон Республики Беларусь “Об энергосбережении”, 1998 г.

Регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и устанавливает правовые основы этих отношений

2

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Предусматривает административную ответственность за нерациональное использование ТЭР

3

35 нормативно-технических документов (1993—2000 гг.)

Регулируют деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики

II Система финансовой поддержки энергосбережения


п/п

Наименование

Источники образования

Распределение инвестиций в энергосбережение

1996—2000 гг. Всего 370,5 млн
$США

2001—2005 гг. Всего планируется 795 млн $США

1

1.1. Средства инновационного фонда концерна “Белэнерго”, предназначенные для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению

Законом о бюджете разрешено создавать инновационный фонд (ИФ) за счет увеличения тарифов на электро и теплоэнергию с включением в себестоимость продукции, при этом 30—33% этого фонда перечисляются на финансирование мероприятий по энергосбережению

45,3%

34,5%

1.2.Средства инновационных фондов министерств и ведомств

Предусмотрено законом о бюджете. До 20% ИФ направляются на энергосбережение

2.

2.1. Собственные средства субъектов хозяйствования

В соответствии с законодательством

44,3%

54,5%

2.2. Средства фонда “Энерго- и ресурсосбе-режение”

Образуются субъектами хозяйствования, которым разрешено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных ТЭР, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемом фонде

3.

3.1. Средства республиканского и местных бюджетов

В соответствии с законом о бюджете

10,1%

4,5%

3.2. Республиканский бюджетный фонд “Энергосбережение”

Платежи и штрафы за нарушение правил пользования и за нерациональное использование ТЭР

4.

Привлеченные средства (кредиты, займы и гранты международных финансовых институтов и организаций)

В соответствии с условиями международных финансовых организаций

0,3%

6,5%

ИТОГО

100%

100%

III. Система экономических механизмов, стимулирующих энергосбережение



п/п

Наименование

Условия применения

1.

Льготное кредитование

Предоставление уполномоченными банками льготных кредитов (50% ставки рефинансирования) субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению

2.

Финансирование мероприятий по энергосбережению на безвозвратной основе

В организациях и учреждениях бюджетной сферы, на демонстрационных объектах республиканского и областного значения, при установке в действующих котельных паровых турбин, парогазовых и газотурбинных установок, использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, обучение и подготовка специалистов, информационное обеспечение, разработка актов законодательства и научно-технической документации, организация международного сотрудничества

3.

Финансирование мероприятий по энергосбережению на возвратной основе

Средства, выданные за счет инновационного фонда концерна “Белэнерго” и предназначенные для долевого участия в финансировании приоритетных работ по энергосбережению подлежат возврату и с индексацией в размере 0,2 ставки рефинансирования

4.

Премирование в учреждениях и организациях, финансируемых из государственного бюджета, за экономию ТЭР

Производится за счет экономии ТЭР, полученной по смете затрат при подтверждении данными бухгалтерского учета и показаниями приборов

5.

Применение экономических санкций за нерациональное использование ТЭР

— Платежи за перерасход ТЭР против установленных норм;

— штрафы за отсутствие норм;

— штрафы за несвоевременную установку приборов учета расхода ТЭР;

— штрафы за нарушение правил использования ТЭР

IV Система управления рациональным использованием ТЭР и энергосбережение

1. Государственное управление в сфере энергосбережения - Госкомэнергосбережение - межведомственный республиканский орган.
Состоит из центрального аппарата - 39 чел; 6 областных и г.Минска управлений по надзору за рациональным использованием ТЭР - 7х21 чел.=147 чел.
В облисполкомах, гор- и райисполкомах имеются ответственные за энергосбережение. В министерствах и ведомствах - отделы или ответственные за энергосбережение.
2. Государственный надзор за рациональным использованием ТЭР. Осуществляется областными и г.Минска управлениями в соответствии с Положением.
3. Разработка и установление для всех министерств и ведомств показателей энергоэффективности на основании макроэкономических показателей развития отраслей народного хозяйства.
4. Разработка и реализация республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и программ НИ и ОКР (устанавливается соответствующим Положением).
5. Государственная экспертиза энергетической эффективности проектных решений. Проводится вневедомственным органом в соответствии с установленными требованиями.
6. Нормирование расхода топлива и энергии (рис. 1)
7. Стандартизация, сертификация и метрология в сфере энергосбережения осуществляется по отдельным программам.
8. Проведение энергетического обследования предприятий, учреждений и организаций (регламентируется соответствующим Положением и лицензируется).
9. Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием ТЭР (рис.2).

V Система информационной поддержки энергосбережения, пропаганда, обучение и подготовка кадров
1. Создание непрерывной многоуровневой системы образования в области энергосбережения
2. Создание республиканской информационно-аналитической системы (РИАС) "Энергосбережение"
3. Создание республиканской интеллектуальной системы рекламы, ориентированной на существующую социально-демографическую структуру общества
4. Создание учебно-выставочного и издательского центра
5. Создание пилотных проектов и демонстрационных зон высокой энергетической эффективности
6. Пропаганда идей энергосбережения среди подрастающего поколения
7. Обмен энергоэффективными технологиями с международными организациями.

Рисунок 2.Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием ТЭР

Название

Периодичность

Кто отчитывается

Содержание

№11-СН

“Отчет о результатах использования топлива, тепло-энергии и электроэнергии”

КвартальнаяТолько первичная по предприятиямКонтролируется выполнение норм расхода энергоресурсов по видам продукции
№1-ТЭР

“Отчет о расходе. топливно-энергети-ческих ресурсов”

Оперативная (ежемесячная)

Отчитываются все предприятия, Минстат обобщает в отраслевом и территориальном разрезах

Контролируется выполнение заданий по энергосбережению (целевых показателей)

№2-ТЭР

“Отчет о расходе топливно-энерге-тических ресурсов на производство отдельных видов энергоемкой продукции”

Годовая

Отчитываются все предприятия, Минстат обобщает в отраслевом и территориальном разрезах

Для макроэкономического анализа

№1-ВЭР

“Отчет об образовании и использовании вторичных энергетических ресурсов”

Годовая

Отчитываются все предприятия, Минстат обобщает в отраслевом и территориальном разрезахДля выявления имеющихся резервов и контроля выполнения заданий по утилизации ВЭР

№4-СН

“Об остатках, поступлении и расходе топлива, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов”

Квартальная

Отчитываются все предприятия, Минтат обобщает в отраслевом и территориальном разрезах

Для анализа структуры топливного баланса и контроля выполнения заданий по увеличению использования местных видов топлива

№1-энерго сбережение

“Отчет о выполнении мероприятий по энергосбережению”

Квартальная

Отчитываются все предприятия по ведомственной принадлежности, министерства и ведомства обобщают и направляют в Госкомэнергосбережение

Для контроля выполнения отраслевых программ по энергосбережению

№1-ТЭБ

“Отчетный топливно-энергетический баланс за 2000 год”

Единовременная

Отчитываются все предприятия, Минстат обобщает в отраслевом и территориальном разрезах

Для макроэкономического анализа

№1-топ (мест)

“Отчет о расходе местных видов топлива”

Ежемесячная, с сентября по апрель

Отчитываются все предприятия, потребляющие местные виды топлива, и Минстат обобщает в отраслевом и территориальном разрезах

Для оперативного контроля за выполнением задания по увеличению использования местных видов топлива

Разработанные и внедренные в этот период организационно-экономические и нормативные механизмы стимулирования энергосбережения позволили во многом устранить бесхозяйственность в использовании ТЭР и стимулировать внедрение быстроокупаемых технических и технологических мероприятий.

Начиная с 1995 года, обеспечено повышение валового внутреннего продукта (ВВП) на 36% практически без прироста ТЭР (рис. 3).

Энергоемкость ВВП за этот период снизилась на 28,2% (рис. 4). Особенно весомые результаты получены в 1999-2000 годах.

В 1999 году при фактическом темпе роста ВВП 103% потребление ТЭР по отношению к уровню 1998 года снижено более чем на 1,5 млн т у.т., или на 5%.

Это означает, что энергосбережение, в предыдущие годы только сдерживавшее рост потребления, в 1999 году позволило снизить его абсолютную величину.

При фактическом темпе роста ВВП 106% и объемах производства промышленной продукции 108,0% потребление ТЭР в 2000 году снижено на 2,2%, или на 602 тыс.т у.т по отношению к 1999 году и составило 26,4 млн т у.т.

С целью уменьшения зависимости от импорта топливных ресурсов в республике проводится работа по увеличению объема использования местных видов топлива, древесных и других горючих отходов производства, вторичных энергоресурсов, биомассы и других НиВИЭ. В программах энергосбережения этому направлению придается приоритетное значение.

Доля местных видов топлива, горючих отходов производства и вторичных энергоресурсов в топливном балансе республики выросла с 14% в 1995 году до 18% в 2000 году (рис. 5).

Одновременно снижено потребление дорогостоящих импортируемых видов топлива: потребление мазута за 1999-2000 годы сократилось на 40%, угля - на 30%, печного бытового топлива - на 25%.

Основные концептуальные задачи Республиканской программы энергосбережения на 2001-2005 годы:
- обеспечение до 2005 года планируемого прироста ВВП без увеличения потребления ТЭР;
- снижение до 2005 года энергоемкости ВВП относительно 2000 года на 15,1-18,6%.

Основные задачи:
- структурная перестройка отраслей;
- повышение коэффициента полезного использования энергоносителей
- увеличение доли местных виды топлива, вторичных и нетрадиционных энергоресурсов.

Основная роль в решении задач отводится государственному управлению, основным механизмом которого является регулирование потребления ТЭР посредством создания и использования законодательной, нормативной базы и экономических механизмов стимулирования использования ТЭР.

Возможные сценарии развития экономики Республика Беларусь

Сценарии развития

ВВП в 2000г.,

млн US$@ррр*

ВВП в 2005г., млн US $@ррр

Среднегодовой рост ВВП,

%

Экономия ТЭР в 2005 г. к 2000 г.

Среднегодовая экономия ТЭР,%

Энергоемкость ВВП в 2005 г., кг у.т./ US$@ррр

тыс.тут

%

Вариант 1

67 400

82 948

4,24

7165

23

4,6

0,375

Вариант 2

67 400

79 351

3,32

5525

17,7

3,54

0,392



* —Валовый внутренний продукт, в долларах США по паритету покупательной способности



Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2001 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость