Беларусь и современная политика энергосбережения
10-12 октября 2001 года в Минске прошел Четвертый белорусский энергетический и экологический конгресс. В работе форума приняли участие руководители, специалисты и ученые Беларуси, России, Украины, Молдовы, региональный советник по энергетике Европейской экономической комиссии ООН Евгений Надеждин. С отдельными выступлениями участников конгресса начинаем знакомить читателей газеты.
На пленарном заседании с докладом "Современная политика энергосбережения в отдельных странах мира: Беларусь" выступил первый заместитель председателя Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь Виктор Федосеев. В своем выступлении он сообщил, что формирование основ политики энергосбережения в республике целенаправленно ведется с 1993 года, со времени образования межведомственного республиканского органа - Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору (Госкомэнергосбережение).
Основным инструментом проведения энергосберегающей политики в республике является разработка и реализация республиканской, областных и отраслевых программ энергосбережения. Госкомэнергосбережением совместно с Министерством экономики и другими заинтересованными разработаны целевые показатели по энергосбережению для народного хозяйства республики и на основе работ по анализу состояния и эффективного энергоиспользования в народном хозяйстве, имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) эти показатели в установленном порядке доводятся в виде заданий министерствам, ведомствам и субъектам хозяйствования. В результате принимаемых мер и системного подхода в организации этой работы в республике созданы:I Законодательная и нормативная база энергопотребления и энергосбережения
II Система финансовой поддержки энергосбережения
III. Система экономических механизмов, стимулирующих энергосбережение
IV Система управления рациональным использованием ТЭР и энергосбережение
1. Государственное управление в сфере энергосбережения - Госкомэнергосбережение - межведомственный республиканский орган.
Состоит из центрального аппарата - 39 чел; 6 областных и г.Минска управлений по надзору за рациональным использованием ТЭР - 7х21 чел.=147 чел.
В облисполкомах, гор- и райисполкомах имеются ответственные за энергосбережение. В министерствах и ведомствах - отделы или ответственные за энергосбережение.
2. Государственный надзор за рациональным использованием ТЭР. Осуществляется областными и г.Минска управлениями в соответствии с Положением.
3. Разработка и установление для всех министерств и ведомств показателей энергоэффективности на основании макроэкономических показателей развития отраслей народного хозяйства.
4. Разработка и реализация республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и программ НИ и ОКР (устанавливается соответствующим Положением).
5. Государственная экспертиза энергетической эффективности проектных решений. Проводится вневедомственным органом в соответствии с установленными требованиями.
6. Нормирование расхода топлива и энергии (рис. 1)
7. Стандартизация, сертификация и метрология в сфере энергосбережения осуществляется по отдельным программам.
8. Проведение энергетического обследования предприятий, учреждений и организаций (регламентируется соответствующим Положением и лицензируется).
9. Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием ТЭР (рис.2).
V Система информационной поддержки энергосбережения, пропаганда, обучение и подготовка кадров
1. Создание непрерывной многоуровневой системы образования в области энергосбережения
2. Создание республиканской информационно-аналитической системы (РИАС) "Энергосбережение"
3. Создание республиканской интеллектуальной системы рекламы, ориентированной на существующую социально-демографическую структуру общества
4. Создание учебно-выставочного и издательского центра
5. Создание пилотных проектов и демонстрационных зон высокой энергетической эффективности
6. Пропаганда идей энергосбережения среди подрастающего поколения
7. Обмен энергоэффективными технологиями с международными организациями.
Рисунок 2.Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием ТЭР
Разработанные и внедренные в этот период организационно-экономические и нормативные механизмы стимулирования энергосбережения позволили во многом устранить бесхозяйственность в использовании ТЭР и стимулировать внедрение быстроокупаемых технических и технологических мероприятий.
Начиная с 1995 года, обеспечено повышение валового внутреннего продукта (ВВП) на 36% практически без прироста ТЭР (рис. 3).
Энергоемкость ВВП за этот период снизилась на 28,2% (рис. 4). Особенно весомые результаты получены в 1999-2000 годах.
В 1999 году при фактическом темпе роста ВВП 103% потребление ТЭР по отношению к уровню 1998 года снижено более чем на 1,5 млн т у.т., или на 5%.
Это означает, что энергосбережение, в предыдущие годы только сдерживавшее рост потребления, в 1999 году позволило снизить его абсолютную величину.
При фактическом темпе роста ВВП 106% и объемах производства промышленной продукции 108,0% потребление ТЭР в 2000 году снижено на 2,2%, или на 602 тыс.т у.т по отношению к 1999 году и составило 26,4 млн т у.т.
С целью уменьшения зависимости от импорта топливных ресурсов в республике проводится работа по увеличению объема использования местных видов топлива, древесных и других горючих отходов производства, вторичных энергоресурсов, биомассы и других НиВИЭ. В программах энергосбережения этому направлению придается приоритетное значение.
Доля местных видов топлива, горючих отходов производства и вторичных энергоресурсов в топливном балансе республики выросла с 14% в 1995 году до 18% в 2000 году (рис. 5).
Одновременно снижено потребление дорогостоящих импортируемых видов топлива: потребление мазута за 1999-2000 годы сократилось на 40%, угля - на 30%, печного бытового топлива - на 25%.
Основные концептуальные задачи Республиканской программы энергосбережения на 2001-2005 годы:
- обеспечение до 2005 года планируемого прироста ВВП без увеличения потребления ТЭР;
- снижение до 2005 года энергоемкости ВВП относительно 2000 года на 15,1-18,6%.
Основные задачи:
- структурная перестройка отраслей;
- повышение коэффициента полезного использования энергоносителей
- увеличение доли местных виды топлива, вторичных и нетрадиционных энергоресурсов.
Основная роль в решении задач отводится государственному управлению, основным механизмом которого является регулирование потребления ТЭР посредством создания и использования законодательной, нормативной базы и экономических механизмов стимулирования использования ТЭР.
Возможные сценарии развития экономики Республика Беларусь
* —Валовый внутренний продукт, в долларах США по паритету покупательной способности
На пленарном заседании с докладом "Современная политика энергосбережения в отдельных странах мира: Беларусь" выступил первый заместитель председателя Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь Виктор Федосеев. В своем выступлении он сообщил, что формирование основ политики энергосбережения в республике целенаправленно ведется с 1993 года, со времени образования межведомственного республиканского органа - Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору (Госкомэнергосбережение).
Основным инструментом проведения энергосберегающей политики в республике является разработка и реализация республиканской, областных и отраслевых программ энергосбережения. Госкомэнергосбережением совместно с Министерством экономики и другими заинтересованными разработаны целевые показатели по энергосбережению для народного хозяйства республики и на основе работ по анализу состояния и эффективного энергоиспользования в народном хозяйстве, имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) эти показатели в установленном порядке доводятся в виде заданий министерствам, ведомствам и субъектам хозяйствования. В результате принимаемых мер и системного подхода в организации этой работы в республике созданы:I Законодательная и нормативная база энергопотребления и энергосбережения
№п/п | Название | Содержание |
1 | Закон Республики Беларусь “Об энергосбережении”, 1998 г. | Регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и устанавливает правовые основы этих отношений |
2 | Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях | Предусматривает административную ответственность за нерациональное использование ТЭР |
3 | 35 нормативно-технических документов (1993—2000 гг.) | Регулируют деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики |
№ | Наименование | Источники образования | Распределение инвестиций в энергосбережение | |
1996—2000 гг. Всего 370,5 млн | 2001—2005 гг. Всего планируется 795 млн $США | |||
1 | 1.1. Средства инновационного фонда концерна “Белэнерго”, предназначенные для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению | Законом о бюджете разрешено создавать инновационный фонд (ИФ) за счет увеличения тарифов на электро и теплоэнергию с включением в себестоимость продукции, при этом 30—33% этого фонда перечисляются на финансирование мероприятий по энергосбережению | 45,3% | 34,5% |
1.2.Средства инновационных фондов министерств и ведомств | Предусмотрено законом о бюджете. До 20% ИФ направляются на энергосбережение | |||
2. | 2.1. Собственные средства субъектов хозяйствования | В соответствии с законодательством | 44,3% | 54,5% |
2.2. Средства фонда “Энерго- и ресурсосбе-режение” | Образуются субъектами хозяйствования, которым разрешено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных ТЭР, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемом фонде | |||
3. | 3.1. Средства республиканского и местных бюджетов | В соответствии с законом о бюджете | 10,1% | 4,5% |
3.2. Республиканский бюджетный фонд “Энергосбережение” | Платежи и штрафы за нарушение правил пользования и за нерациональное использование ТЭР | |||
4. | Привлеченные средства (кредиты, займы и гранты международных финансовых институтов и организаций) | В соответствии с условиями международных финансовых организаций | 0,3% | 6,5% |
ИТОГО | 100% | 100% |
№ п/п | Наименование | Условия применения |
1. | Льготное кредитование | Предоставление уполномоченными банками льготных кредитов (50% ставки рефинансирования) субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению |
2. | Финансирование мероприятий по энергосбережению на безвозвратной основе | В организациях и учреждениях бюджетной сферы, на демонстрационных объектах республиканского и областного значения, при установке в действующих котельных паровых турбин, парогазовых и газотурбинных установок, использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, обучение и подготовка специалистов, информационное обеспечение, разработка актов законодательства и научно-технической документации, организация международного сотрудничества |
3. | Финансирование мероприятий по энергосбережению на возвратной основе | Средства, выданные за счет инновационного фонда концерна “Белэнерго” и предназначенные для долевого участия в финансировании приоритетных работ по энергосбережению подлежат возврату и с индексацией в размере 0,2 ставки рефинансирования |
4. | Премирование в учреждениях и организациях, финансируемых из государственного бюджета, за экономию ТЭР | Производится за счет экономии ТЭР, полученной по смете затрат при подтверждении данными бухгалтерского учета и показаниями приборов |
5. | Применение экономических санкций за нерациональное использование ТЭР | — Платежи за перерасход ТЭР против установленных норм; — штрафы за отсутствие норм; — штрафы за несвоевременную установку приборов учета расхода ТЭР; — штрафы за нарушение правил использования ТЭР |
1. Государственное управление в сфере энергосбережения - Госкомэнергосбережение - межведомственный республиканский орган.
Состоит из центрального аппарата - 39 чел; 6 областных и г.Минска управлений по надзору за рациональным использованием ТЭР - 7х21 чел.=147 чел.
В облисполкомах, гор- и райисполкомах имеются ответственные за энергосбережение. В министерствах и ведомствах - отделы или ответственные за энергосбережение.
2. Государственный надзор за рациональным использованием ТЭР. Осуществляется областными и г.Минска управлениями в соответствии с Положением.
3. Разработка и установление для всех министерств и ведомств показателей энергоэффективности на основании макроэкономических показателей развития отраслей народного хозяйства.
4. Разработка и реализация республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и программ НИ и ОКР (устанавливается соответствующим Положением).
5. Государственная экспертиза энергетической эффективности проектных решений. Проводится вневедомственным органом в соответствии с установленными требованиями.
6. Нормирование расхода топлива и энергии (рис. 1)
7. Стандартизация, сертификация и метрология в сфере энергосбережения осуществляется по отдельным программам.
8. Проведение энергетического обследования предприятий, учреждений и организаций (регламентируется соответствующим Положением и лицензируется).
9. Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием ТЭР (рис.2).
V Система информационной поддержки энергосбережения, пропаганда, обучение и подготовка кадров
1. Создание непрерывной многоуровневой системы образования в области энергосбережения
2. Создание республиканской информационно-аналитической системы (РИАС) "Энергосбережение"
3. Создание республиканской интеллектуальной системы рекламы, ориентированной на существующую социально-демографическую структуру общества
4. Создание учебно-выставочного и издательского центра
5. Создание пилотных проектов и демонстрационных зон высокой энергетической эффективности
6. Пропаганда идей энергосбережения среди подрастающего поколения
7. Обмен энергоэффективными технологиями с международными организациями.
Рисунок 2.Государственное статистическое наблюдение за эффективным использованием ТЭР
№ | Название | Периодичность | Кто отчитывается | Содержание |
№11-СН | “Отчет о результатах использования топлива, тепло-энергии и электроэнергии” | Квартальная | Только первичная по предприятиям | Контролируется выполнение норм расхода энергоресурсов по видам продукции |
№1-ТЭР | “Отчет о расходе. топливно-энергети-ческих ресурсов” | Оперативная (ежемесячная) | Отчитываются все предприятия, Минстат обобщает в отраслевом и территориальном разрезах | Контролируется выполнение заданий по энергосбережению (целевых показателей) |
№2-ТЭР | “Отчет о расходе топливно-энерге-тических ресурсов на производство отдельных видов энергоемкой продукции” | Годовая | Отчитываются все предприятия, Минстат обобщает в отраслевом и территориальном разрезах | Для макроэкономического анализа |
№1-ВЭР | “Отчет об образовании и использовании вторичных энергетических ресурсов” | Годовая | Отчитываются все предприятия, Минстат обобщает в отраслевом и территориальном разрезах | Для выявления имеющихся резервов и контроля выполнения заданий по утилизации ВЭР |
№4-СН | “Об остатках, поступлении и расходе топлива, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов” | Квартальная | Отчитываются все предприятия, Минтат обобщает в отраслевом и территориальном разрезах | Для анализа структуры топливного баланса и контроля выполнения заданий по увеличению использования местных видов топлива |
№1-энерго сбережение | “Отчет о выполнении мероприятий по энергосбережению” | Квартальная | Отчитываются все предприятия по ведомственной принадлежности, министерства и ведомства обобщают и направляют в Госкомэнергосбережение | Для контроля выполнения отраслевых программ по энергосбережению |
№1-ТЭБ | “Отчетный топливно-энергетический баланс за 2000 год” | Единовременная | Отчитываются все предприятия, Минстат обобщает в отраслевом и территориальном разрезах | Для макроэкономического анализа |
№1-топ (мест) | “Отчет о расходе местных видов топлива” | Ежемесячная, с сентября по апрель | Отчитываются все предприятия, потребляющие местные виды топлива, и Минстат обобщает в отраслевом и территориальном разрезах | Для оперативного контроля за выполнением задания по увеличению использования местных видов топлива |
Начиная с 1995 года, обеспечено повышение валового внутреннего продукта (ВВП) на 36% практически без прироста ТЭР (рис. 3).
Энергоемкость ВВП за этот период снизилась на 28,2% (рис. 4). Особенно весомые результаты получены в 1999-2000 годах.
В 1999 году при фактическом темпе роста ВВП 103% потребление ТЭР по отношению к уровню 1998 года снижено более чем на 1,5 млн т у.т., или на 5%.
Это означает, что энергосбережение, в предыдущие годы только сдерживавшее рост потребления, в 1999 году позволило снизить его абсолютную величину.
При фактическом темпе роста ВВП 106% и объемах производства промышленной продукции 108,0% потребление ТЭР в 2000 году снижено на 2,2%, или на 602 тыс.т у.т по отношению к 1999 году и составило 26,4 млн т у.т.
С целью уменьшения зависимости от импорта топливных ресурсов в республике проводится работа по увеличению объема использования местных видов топлива, древесных и других горючих отходов производства, вторичных энергоресурсов, биомассы и других НиВИЭ. В программах энергосбережения этому направлению придается приоритетное значение.
Доля местных видов топлива, горючих отходов производства и вторичных энергоресурсов в топливном балансе республики выросла с 14% в 1995 году до 18% в 2000 году (рис. 5).
Одновременно снижено потребление дорогостоящих импортируемых видов топлива: потребление мазута за 1999-2000 годы сократилось на 40%, угля - на 30%, печного бытового топлива - на 25%.
Основные концептуальные задачи Республиканской программы энергосбережения на 2001-2005 годы:
- обеспечение до 2005 года планируемого прироста ВВП без увеличения потребления ТЭР;
- снижение до 2005 года энергоемкости ВВП относительно 2000 года на 15,1-18,6%.
Основные задачи:
- структурная перестройка отраслей;
- повышение коэффициента полезного использования энергоносителей
- увеличение доли местных виды топлива, вторичных и нетрадиционных энергоресурсов.
Основная роль в решении задач отводится государственному управлению, основным механизмом которого является регулирование потребления ТЭР посредством создания и использования законодательной, нормативной базы и экономических механизмов стимулирования использования ТЭР.
Возможные сценарии развития экономики Республика Беларусь
Сценарии развития | ВВП в 2000г., млн US$@ррр* | ВВП в 2005г., млн US $@ррр | Среднегодовой рост ВВП, % | Экономия ТЭР в 2005 г. к 2000 г. | Среднегодовая экономия ТЭР,% | Энергоемкость ВВП в 2005 г., кг у.т./ US$@ррр | |
тыс.тут | % | ||||||
Вариант 1 | 67 400 | 82 948 | 4,24 | 7165 | 23 | 4,6 | 0,375 |
Вариант 2 | 67 400 | 79 351 | 3,32 | 5525 | 17,7 | 3,54 | 0,392 |
* —Валовый внутренний продукт, в долларах США по паритету покупательной способности
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2001 год в рубрике энергетика