Учет жилищного фонда

Основная цель государственного учета жилищного фонда - получение достоверных данных о его количественном и качественном составе по формам собственности (государственная либо частная), а также численности проживающих там граждан.

Ранее жилье на территории республики учитывалось в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 136 от 10.02.85 г. (постановление Совета Министров БССР № 88 от 19.03.85 г.) независимо от его принадлежности по единой для Союза ССР системе - на основе регистрации и технической инвентаризации, а методическое руководство ведением этого учета осуществляло ЦСУ СССР.

Сегодня порядок учета определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 1999 г. № 1372 "О порядке государственного учета жилищного фонда", которое в принципе сохраняет действовавшую ранее систему. Методическое руководство возложено на Министерство статистики и анализа.

Регистрацию и техническую инвентаризацию жилищного фонда на местах ведут специальные органы регистрации и технической инвентаризации.

Обобщение и анализ получаемых данных производится Республиканским центром учета недвижимости Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

Минжилкомхозом совместно с Минфином, Минэкономики и Минстатом разработана и утверждена специальная Инструкция о порядке проведения регистрации и технической инвентаризации жилищного фонда.

Следует отметить, что в условиях реформирования экономики существенно повышается роль статистики в управлении жилищным фондом. Его учет в настоящее время производится по числу жилых строений, квартир, общей площади жилых помещений.

Учитываются уровень оснащения отдельными видами инженерного оборудования (водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением и др.), наличие ветхого и аварийного жилья, а также расходы на его содержание.

В качестве основного показателя рассчитывается также уровень средней обеспеченности населения жильем (на одного человека - кв. метров общей площади) в разрезе областей, отдельно для городов, поселков городского типа и сельской местности.

Вместе с тем, по мнению специалистов, существующая статистическая база делает крайне затруднительным расчет качественных показателей.

Значительная часть информации носит не аналитический, а фиксирующий характер, не отражает острых социальных проблем в жилищной сфере.

Пользуясь нынешней статистикой жилья, довольно трудно разрабатывать стратегию и конкретные пути реформирования этой сферы экономики.

Действующая система статистики не согласуется и с требованиями нового Жилищного кодекса.

Например, в ст. 12 ЖК предусматривается право малообеспеченных нетрудоспособных граждан на получение социального жилья.

Малообеспеченные трудоспособные граждане в отличие от вышеназванной категории имеют право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилья.

Следовательно, для реализации этих норм на практике потребуется определение и учет величины семейных доходов. Их сопоставление со стоимостью строительства и покупки жилья позволит выявить возможности и потребности в кредитных ресурсах и субсидиях.

Пока отсутствует и четкая методология полного учета незавершенного жилищного строительства (включая строительство индивидуальных домов), поэтому затрудняются расчеты, связанные с определением годовых прогнозных показателей по вводу в эксплуатацию жилых домов и формированием источников финансирования этого вида строительства.

Короче говоря, система статистики должна быть адекватна новым экономическим условиям.

В силу этого требуется уточнение, а возможно, и пересмотр действующих форм и показателей статотчетности и соответствующих нормативно-методических документов. При этом представляется, что было бы целесообразно, в частности, рассмотреть возможность дополнения отчетности такими показателями:

- среднедушевые доходы домохозяйств (семей и отдельных граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий) и их группировка по численности и доходам;

- численность и размеры домохозяйств с выделением сложных, молодых семей;

- отношение стоимости строительства стандартной жилищной единицы к годовому среднему доходу семей (по регионам);

- данные о квартирах, занимаемых несколькими нанимателями или собственниками;

- сведения о количестве жилых помещений, находящихся в собственности отдельных физических лиц, как в данном населенном пункте по месту постоянного проживания граждан, так и в других.

В конечном счете статистика должна создать целостную картину состояния жилищного сектора, чтобы обеспечить органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы власти достоверной информацией для принятия решений и выработки правильной стратегии и тактики реализации мер по проведению жилищной реформы.Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского совета по проведению жилищной реформы


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 2001 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость