Учет жилищного фонда
Основная цель государственного учета жилищного фонда - получение достоверных данных о его количественном и качественном составе по формам собственности (государственная либо частная), а также численности проживающих там граждан.
Ранее жилье на территории республики учитывалось в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 136 от 10.02.85 г. (постановление Совета Министров БССР № 88 от 19.03.85 г.) независимо от его принадлежности по единой для Союза ССР системе - на основе регистрации и технической инвентаризации, а методическое руководство ведением этого учета осуществляло ЦСУ СССР.
Сегодня порядок учета определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 1999 г. № 1372 "О порядке государственного учета жилищного фонда", которое в принципе сохраняет действовавшую ранее систему. Методическое руководство возложено на Министерство статистики и анализа.
Регистрацию и техническую инвентаризацию жилищного фонда на местах ведут специальные органы регистрации и технической инвентаризации.
Обобщение и анализ получаемых данных производится Республиканским центром учета недвижимости Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Минжилкомхозом совместно с Минфином, Минэкономики и Минстатом разработана и утверждена специальная Инструкция о порядке проведения регистрации и технической инвентаризации жилищного фонда.
Следует отметить, что в условиях реформирования экономики существенно повышается роль статистики в управлении жилищным фондом. Его учет в настоящее время производится по числу жилых строений, квартир, общей площади жилых помещений.
Учитываются уровень оснащения отдельными видами инженерного оборудования (водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением и др.), наличие ветхого и аварийного жилья, а также расходы на его содержание.
В качестве основного показателя рассчитывается также уровень средней обеспеченности населения жильем (на одного человека - кв. метров общей площади) в разрезе областей, отдельно для городов, поселков городского типа и сельской местности.
Вместе с тем, по мнению специалистов, существующая статистическая база делает крайне затруднительным расчет качественных показателей.
Значительная часть информации носит не аналитический, а фиксирующий характер, не отражает острых социальных проблем в жилищной сфере.
Пользуясь нынешней статистикой жилья, довольно трудно разрабатывать стратегию и конкретные пути реформирования этой сферы экономики.
Действующая система статистики не согласуется и с требованиями нового Жилищного кодекса.
Например, в ст. 12 ЖК предусматривается право малообеспеченных нетрудоспособных граждан на получение социального жилья.
Малообеспеченные трудоспособные граждане в отличие от вышеназванной категории имеют право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилья.
Следовательно, для реализации этих норм на практике потребуется определение и учет величины семейных доходов. Их сопоставление со стоимостью строительства и покупки жилья позволит выявить возможности и потребности в кредитных ресурсах и субсидиях.
Пока отсутствует и четкая методология полного учета незавершенного жилищного строительства (включая строительство индивидуальных домов), поэтому затрудняются расчеты, связанные с определением годовых прогнозных показателей по вводу в эксплуатацию жилых домов и формированием источников финансирования этого вида строительства.
Короче говоря, система статистики должна быть адекватна новым экономическим условиям.
В силу этого требуется уточнение, а возможно, и пересмотр действующих форм и показателей статотчетности и соответствующих нормативно-методических документов. При этом представляется, что было бы целесообразно, в частности, рассмотреть возможность дополнения отчетности такими показателями:
- среднедушевые доходы домохозяйств (семей и отдельных граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий) и их группировка по численности и доходам;
- численность и размеры домохозяйств с выделением сложных, молодых семей;
- отношение стоимости строительства стандартной жилищной единицы к годовому среднему доходу семей (по регионам);
- данные о квартирах, занимаемых несколькими нанимателями или собственниками;
- сведения о количестве жилых помещений, находящихся в собственности отдельных физических лиц, как в данном населенном пункте по месту постоянного проживания граждан, так и в других.
В конечном счете статистика должна создать целостную картину состояния жилищного сектора, чтобы обеспечить органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы власти достоверной информацией для принятия решений и выработки правильной стратегии и тактики реализации мер по проведению жилищной реформы.Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского совета по проведению жилищной реформы
Ранее жилье на территории республики учитывалось в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 136 от 10.02.85 г. (постановление Совета Министров БССР № 88 от 19.03.85 г.) независимо от его принадлежности по единой для Союза ССР системе - на основе регистрации и технической инвентаризации, а методическое руководство ведением этого учета осуществляло ЦСУ СССР.
Сегодня порядок учета определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 1999 г. № 1372 "О порядке государственного учета жилищного фонда", которое в принципе сохраняет действовавшую ранее систему. Методическое руководство возложено на Министерство статистики и анализа.
Регистрацию и техническую инвентаризацию жилищного фонда на местах ведут специальные органы регистрации и технической инвентаризации.
Обобщение и анализ получаемых данных производится Республиканским центром учета недвижимости Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Минжилкомхозом совместно с Минфином, Минэкономики и Минстатом разработана и утверждена специальная Инструкция о порядке проведения регистрации и технической инвентаризации жилищного фонда.
Следует отметить, что в условиях реформирования экономики существенно повышается роль статистики в управлении жилищным фондом. Его учет в настоящее время производится по числу жилых строений, квартир, общей площади жилых помещений.
Учитываются уровень оснащения отдельными видами инженерного оборудования (водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением и др.), наличие ветхого и аварийного жилья, а также расходы на его содержание.
В качестве основного показателя рассчитывается также уровень средней обеспеченности населения жильем (на одного человека - кв. метров общей площади) в разрезе областей, отдельно для городов, поселков городского типа и сельской местности.
Вместе с тем, по мнению специалистов, существующая статистическая база делает крайне затруднительным расчет качественных показателей.
Значительная часть информации носит не аналитический, а фиксирующий характер, не отражает острых социальных проблем в жилищной сфере.
Пользуясь нынешней статистикой жилья, довольно трудно разрабатывать стратегию и конкретные пути реформирования этой сферы экономики.
Действующая система статистики не согласуется и с требованиями нового Жилищного кодекса.
Например, в ст. 12 ЖК предусматривается право малообеспеченных нетрудоспособных граждан на получение социального жилья.
Малообеспеченные трудоспособные граждане в отличие от вышеназванной категории имеют право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилья.
Следовательно, для реализации этих норм на практике потребуется определение и учет величины семейных доходов. Их сопоставление со стоимостью строительства и покупки жилья позволит выявить возможности и потребности в кредитных ресурсах и субсидиях.
Пока отсутствует и четкая методология полного учета незавершенного жилищного строительства (включая строительство индивидуальных домов), поэтому затрудняются расчеты, связанные с определением годовых прогнозных показателей по вводу в эксплуатацию жилых домов и формированием источников финансирования этого вида строительства.
Короче говоря, система статистики должна быть адекватна новым экономическим условиям.
В силу этого требуется уточнение, а возможно, и пересмотр действующих форм и показателей статотчетности и соответствующих нормативно-методических документов. При этом представляется, что было бы целесообразно, в частности, рассмотреть возможность дополнения отчетности такими показателями:
- среднедушевые доходы домохозяйств (семей и отдельных граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий) и их группировка по численности и доходам;
- численность и размеры домохозяйств с выделением сложных, молодых семей;
- отношение стоимости строительства стандартной жилищной единицы к годовому среднему доходу семей (по регионам);
- данные о квартирах, занимаемых несколькими нанимателями или собственниками;
- сведения о количестве жилых помещений, находящихся в собственности отдельных физических лиц, как в данном населенном пункте по месту постоянного проживания граждан, так и в других.
В конечном счете статистика должна создать целостную картину состояния жилищного сектора, чтобы обеспечить органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы власти достоверной информацией для принятия решений и выработки правильной стратегии и тактики реализации мер по проведению жилищной реформы.Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского совета по проведению жилищной реформы
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 37 за 2001 год в рубрике новости