Есть ли будущее у небоскребов

В четверг 20 сентября Лерри Сильверстейн, глава консорциума, владеющего Всемирным торговым центром в Нью-Йорке, разрушенным 11 сентября в результате террористического акта, заявил, что изучает планы строительства на месте погибших башен-близнецов четырех новых 50-этажных зданий.


Договор об аренде погибшего комплекса в течение 99 лет, стоимость которого оценивалась в 3,2 миллиарда долларов, Сильверстейн подписал всего лишь несколько месяцев назад. В интервью сразу после терракта он решительно заявлял о намерении в точности восстановить разрушенные здания. Но в четверг, подтвердив свое первоначальное намерение, Сильверстейн, однако, был не так категоричен.

Он сказал, что получает огромное число посланий, среди которых есть просьбы оставить участок незастроенным и превратить его в мемориал. Но большинство американцев высказываются за новое строительство, которое не позволило бы террористам чувствовать себя победителями. Но помимо эмоциональных причин такого выбора, есть и экономические. В башнях Всемирного торгового центра на площади более 9 миллионов квадратных метров располагалось 10 процентов всех офисов нижнего Манхеттена. Теперь в этом районе остро не хватает офисных помещений.

Восстанавливать или нет?

Дебаты о том, восстанавливать или нет разрушенные здания, начались сразу же после катастрофы. Глубокой ночью 11 сентября власти Нью-Йорка уже сформировали специальную комиссию, которая должна была заниматься этим вопросом.

Среди сторонников восстановления самыми последовательными являются профессиональные архитекторы. Так, руководство ассоциации Минору Ямасаки, который был проектировщиком Всемирного торгового центра и умер двенадцать лет назад, считает, что центр должен быть восстановлен в прежнем виде, потому что он стал архитектурной иконой Америки.

Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани и губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки говорят о том, что проект реконструкции должен обсуждаться, но пока никто из них не готов рассматривать детали. Джордж Патаки заявил во вторник, что процесс реконструкции центра города начнется не позднее следующего месяца.

Но в любом случае вновь построенные здания не будут копией погибших. Разработку проекта владельцы намерены поручить лучшим архитекторам мира. Строительство четверки 50-этажных зданий должно продлиться до 2004-2005 года. Их высота будет соответствовать средней высоте зданий на Манхеттене, чтобы они снова не стали мишенью для террористов. Считается, что здание, попадающее в список 10 или даже 100 самых высоких, автоматически становится символом, который террористы будут стремиться разрушить.

Вообще, в Америке, которая до сих пор считалась страной небоскребов и гордилась ими, теперь, похоже, начинается настоящая небоскребофобия. Так, в прошлый четверг сотни испуганных служащих бежали из 110-этажного чикагского небоскреба Sears Tower, после того как прошел слух, что к зданию направляется угнанный самолет. Слух оказался ложным, но люди боятся жить и работать в высотных зданиях. Поэтому в деловой части Чикаго уже пустуют 8 процентов лучших офисов.

Как это было

Хотя с технологической точки зрения катастрофа в Нью-Йорке не стала подтверждением нецелесообразности строительства высотных зданий. Напротив, специальная комиссия, которая проводит экспертизу, пришла к выводу, что здания Всемирного торгового центра совсем неплохо справились с ударом самолета. Другое дело, что пожаростойкость конструкций оказалась не такой высокой.

Юджин Корели, возглавляющий экспертную комиссию, уже выступал в такой роли в 1995 году, когда расследовались последствия взрыва федерального здания штата Оклахома. Тогда комиссия пришла к выводу, что имелись значительные возможности для улучшения прочности конструкции. В случае с башнями Всемирного торгового центра комиссия была удивлена стойкостью зданий. Совсем не высота башен стала причиной их краха.

Нью-йоркский торговый центр был спроектирован, чтобы выдержать удар Боинга-707, самого большого самолета на время начала строительства башен в начале 1960-х. Тогда слишком живыми были воспоминания о том, как самолет В-25 врезался в 79-й этаж Empire State Building в 1945 году, убив 14 человек.

Но Боинг-767 - машина совсем другого класса. Эксперты утверждают, что 99 процентов существующих зданий разрушились бы сразу же после его удара. Поэтому большим достоинством нью-йоркских близнецов стало то, что они смогли выстоять в течение часа, чем спасли тысячи жизней. Южная башня разрушалась 56 минут, Северная - час и сорок минут, и многие люди успели покинуть здания.

Проект зданий Всемирного торгового центра был стандартным в шестидесятые годы. Основу конструкции составляла железобетонная вертикальная сердцевина, пронизанная лифтовыми шахтами и лестничными колодцами. Стальные балки соединялись с близко (менее чем в метре) расположенными друг к другу стальными опорами, формирующими наружные стены здания. В результате образовывалась гигантская "стальная труба". Это было огромным плюсом нью-йоркских близнецов, потому что вертикальные опоры большинства небоскребов располагаются на расстоянии до шести метров, а основная нагрузка переносится на комбинированные диагональные стойки, повреждение которых, как правило, приводит к немедленному разрушению всего здания.

Кроме того, конструктивные особенности зданий Всемирного торгового центра уберегли их от крена на одну сторону, когда они могли бы обрушиться на другие здания или на автостраду.

С чем не могли справиться башни, так это с огнем. Бетон гарантировано выдерживает огонь час-два. Но авиационное топливо горит при температурах выше нормальных. Оба самолета были полностью заправлены для трансконтинентального перелета, 91 000 литров авиационного топлива превратили их в настоящие летающие бомбы. Никакой материал на Земле не может выдержать температуры 800°С. Во всяком случае, этого достаточно для того, чтобы расплавить стальные опоры. Кроме того, в башнях не было противопожарных пенных пульверизаторов, которые могли бы справиться с горящим авиационным топливом.

Небоскребы - архитектурный символ или трагическая ошибка?

Но в любом случае, если бы погибшие здания были не такими высокими, список жертв, вероятно, был бы короче.

Поэтому многие архитекторы и градостроители выдвигают идею городов без небоскребов. Это предложение разожгло страсти среди профессионалов, которые обсуждают сейчас не только проекты восстановления зданий на участке Центра международной торговли, но и общие перспективы будущего развития городов во всем мире. Урбанизм, по мнению многих, заключается не только в высотных зданиях. К тому же неприятие небоскребов появилось не две недели назад.

Дебаты о значении, эффективности и даже моральности небоскребов ведутся со дня их появления в Чикаго в начале двадцатого века. Страх высоты всегда являлся аргументом в этих дискуссиях. Показательно, что создатель Всемирного торгового центра в Нью-Йорке Минору Ямасаки боялся высоты. (Говорят, это одна из причин того, почему окна в зданиях были такими узкими.)

Когда первый из колоссов-близнецов появился в Нью-Йорке в 1973 году, критики называли его "самым большим пальцем в небо". Обозреватель Джордж Ф.Уилл называл башни безнадежными и бесполезными. (Кстати, это он написал в 1977 году о своем повторяющимся ночном кошмаре - два сверхзвуковых конкорда, британский и французский, срезают верхушки обеих башен.)

Пришествие небоскребов означало радикальную перемену городского ландшафта. Не только в Америке, но по всему миру. Сейчас в Азии строят больше небоскребов, чем когда-либо в Нью-Йорке. Согласно списку Cовета небоскребов и городской среды только 4 из 10 самых высоких зданий находятся в Америке. После крушения нью-йоркского торгового центра их осталось только два - "Sears Tower" в Чикаго и "Empire State" в Нью-Йорке.

Зато в 1990-х в новом районе Пудонг в Шанхае одновременно было построено около 80 высотных зданий. В столице Саудовской Аравии Риаде строится огромный Королевский центр. Самые высокие в мире здания находятся в Малайзии - башни-близнецы "Petronas" в Куала-Лумпур построены по проекту американского архитектора Сезара Пелли, который теперь также выступает за восстановление нью-йоркских близнецов.

Как их будут строить завтра

Поэтому вряд ли люди прекратят строить небоскребы. Хотя теперь многие служащие работают дома за своими компьютерами, необходимость в огромных офисных зданиях отпадет еще не скоро. А нехватка земли не оставляет другого выбора, кроме того, чтобы увеличивать число этажей.

В Лондоне не отказываются от проекта самого высокого в Европе здания - 306-метровой офисной башни. Пример здания Commerzbank во Франкфурте, построенного в 1997 году и названного "первым экологическим небоскребом", тоже доказывает тот факт, что высотные здания по-прежнему будут играть значительную роль в нашей жизни. И не как единичные шедевры, а как части живых городов будущего.

Но в свете последних событий будут приняты специальные кодексы строительства супервысоких зданий. Европа уже рассмотрела подобный кодекс. Пятнадцать государств-членов Евросоюза, теперь должны внести свои коррективы.

В ближайшие недели и месяцы, после изучения причин и последствий разрушения зданий Центра международной торговли в Нью-Йорке, соответствующие изменения будут внесены в американские строительные кодексы. Прежде всего изменения коснутся совершенствования системы аварийных выходов и будут приняты самые простые и понятные меры - например, расширены лестницы.

Последние события, безусловно, изменят строительные материалы. Хотя специалисты утверждают, что пока нет такого материала, который мог бы спасти нью-йоркских близнецов. И, вероятно, не будет такого волшебного материала, которому был бы не страшен огонь.

При проектировании всегда учитывалось, насколько здание способно выдерживать сильные ветры, подземные толчки и возможные ураганы.

Но и раньше проектировщики понимали, что угроза исходит не только от капризов природы, но и от терроризма. Поэтому давно ведутся разработки, повышающие выносливость зданий при взрывах. Есть соединения пластмасс с волокнами кевлара, стекла или углерода. Но, по мнению экспертов, при пожаре они вели бы себя гораздо хуже, чем железобетон, потому что начинают плавиться при более низкой температуре.

В университете штата Северная Каролина доктор Крстуловик-Опара изобрел технологию, которая может спасать многие жизни в случае бомбовых атак. Он разработал усиленный волокном железобетон (HPFRC), который не разваливается на части во время взрыва. Для его производства можно использовать традиционное оборудование с минимальными модификациями. Исследуются и другие системы укрепления бетона волокнами стали, углерода, полипропилена, арамида, винилистеровой смолой и силикатами.

Бетон наименее уязвим для огня по сравнению со стеклом и сталью. Потому проектировщики будут предлагать строить более толстые бетонные стены. Но чтобы стену здания не мог протаранить самолет, она должна быть слишком толстой, что экономически невыгодно.

Тем не менее уже появились новые типы железобетона, которые больше подходят на роль строительного материала для небоскребов. Большинство новых азиатских небоскребов построено из такого высококачественного бетона, которого еще не было в начале 1970-х, когда строился Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Тогда бетон был слишком тяжелым, чтобы быть практичным.

Помимо материалов, идет работа над компьютерными программами, оценивающими риски для зданий. С их помощью можно тестировать здание на способность противостоять бомбовому удару. Например, такие важные детали, как качество оконных стекол - много ли будет осколков при взрыве, которые серьезно травмируют людей.

Те, кто сегодня решает, быть или не быть и какими быть новым зданиям Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, сталкиваются не только с концептуальными, технологическими, но и с финансовыми проблемами. По оценкам независимых экспертов, компании, страховавшие риски погибших в Нью-Йорке зданий, понесли головокружительные потери в размере 20 миллиардов долларов. А тот факт, что Лерри Сильверстейн отказывается назвать сумму, на которую были застрахованы башни-близнецы, породил слухи о том, что одна из башен вовсе не была застрахована. Теперь владельцам придется постараться, чтобы найти компании, которые захотят застраховать будущее строительство на этом участке.По материалам "Washington Post", BBC, AP, "Boston Globe", "Reuters", "Times"
подготовила Елена РЫБАЛТОВСКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 36 за 2001 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость