Экологическая сертификацияНЕДВИЖИМОСТЬ

При выходе на международные рынки белорусские предприятия все чаще сталкиваются с необходимостью получения сертификата качества продукции (ИСО 9000) и экологического сертификата (ИСО 14 000). Согласно Декларации Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (UNCED-92) в ХХI в. экологическая составляющая станет неотъемлемой частью процесса производства.

Системы управления окружающей средой, основанные на стандартах ИСО серии 14 000, соответствуют тому минимально необходимому уровню требований, который обязателен для предприятий, пытающихся выйти со своей продукцией на мировой рынок.

Международные стандарты серии ИСО 14 000 создали необходимую нормативно-методическую базу для внедрения в производство экологических технологий и методов управления. Стандарты ИСО 14 001 и ИСО 14 004 содержат требования к системе управления окружающей средой (СУОС), рекомендации по созданию и обеспечению ее функционирования. Первые 5 международных стандартов данной серии приняты странами мирового сообщества в качестве национальных.

В терминологии под системой управления окружающей средой (СУОС) подразумевают часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

В последние годы прослеживается общемировая тенденция к сертификация СУОС на соответствие требованиям стандарта ИСО 14 000. Только за первое полугодие 2000 г. в мире было выдано 12 300 сертификатов. Лидирующее положение занимает Япония (2 531), за ней следуют Германия (1 460), Великобритания (1 001), Швеция (850). В 2000 г. Беларусь в списке стран, где были выданы сертификаты соответствия на СУОС, отсутствовала.

Несмотря на то, что ИСО 14000 в чем-то дублирует традиционные принципы управления, предприятиям все же выгодно принять этот стандарт. И вот по каким причинам.

Во-первых, широко используемые отраслевые стандарты в области экологического управления могут оказаться барьером на пути к развитию международной торговли (в частности, препятствовать экспорту белорусской продукции), где широко внедряются международные стандарты экологического управления.

Во-вторых, ИСО 14 001 основан на принципах, подобных (но не идентичных) тем, которые положены в основу серии стандартов ИСО 9000 в области управления качеством. Эта схожесть облегчает процесс внедрения нового экологического стандарта на тех предприятиях, которые уже получили сертификат ИСО 9000 или работают в этом направлении.

В-третьих, стандарт ИСО 14 001 позволяет систематизировать подходы в экологическом управлении предприятием. Экологические аспекты учитываются на всех стадиях производства (начиная от закупки сырья и материалов и заканчивая выпуском и реализацией продукции), что ведет к сокращению потерь ресурсов и материалов. Таким образом, экономический эффект от внедрения на предприятиях ИСО 14 001 очевиден.

Поскольку, участвуя в международном товарообмене, Беларусь предпринимает шаги по присоединению к Европейскому союзу и Всемирной торговой организации, то государство поддерживает те предприятия, которые разрабатывают и сертифицируют СУОС на уровне требований международных стандартов ИСО 14 000. Однако оговорим и тот факт, что в Республике Беларусь сертификация систем управления окружающей средой и управления качеством носит добровольный характер.

Системы экологического менеджмента

Объективно суть внутренней экономической политики отечественных предприятий можно выразить одной фразой, которая звучит так: "раньше мы расходовали ресурсы, не особенно задумываясь о потерях, а теперь учитываем минимальные потери и погрешности".

Действительно, сегодня предприятия находят в своей деятельности множество источников для экономии ресурсов. Экономическая оценка расхода материалов и электроэнергии дает возможность выявить прямые и косвенные экологические затраты. Анализ движения потоков материалов и электроэнергии на предприятиях является важной основой для создания системы экологического менеджмента. При этом для общей системы менеджмента на предприятии особое значение приобретают две составные части этой системы: менеджмент качества ИСО 9000 и экологический менеджмент ИСO 14 000.

Тепловые и энергетические потери, утилизация промышленных отходов, очистка сточных вод составляют большую часть затрат абсолютного большинства промышленных предприятий.

При анализе затрат на приобретение сырья, производство, хранение и сбыт продукции, утилизацию или устранение вредных веществ и отходов руководители предприятий должны стремиться к созданию целостной системы охраны окружающей среды. Это позволит снизить потребление материалов и энергии, а в конечном итоге приведет к минимизации общих производственных затрат. Многие предприятия планируют снижение затрат самостоятельно и добиваются этого различными путями. Но лишь немногие из них целенаправленно создают систему управления окружающей средой.

На территории Республики Беларусь работы по созданию и сертификации СУОС ведутся с 1998 г. Сейчас они постепенно набирают оборот и становятся более масштабными. В настоящее время сертификат соответствия международным стандартам серии ИСО 14 000 СУОС получило АО "Атлант". К разработке аналогичных систем приступили ОАО "Бобруйский кожевенный комбинат", Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение, ОАО "Ковры Бреста". В течение года по вопросу создания СУОС Белорусский государственный институт метрологии (БелГИМ) проконсультировал ОАО "Завод керамзитового гравия г. Новолукомль", Оршанский станкостроительный завод "Красный борец", УП "Минский завод игристых вин".

Система управления охраны окружающей средой (СУОС) включает следующие элементы: экологическая политика; экологический аспект; законы и другие требования; целевые и плановые экологические показатели; программа управления окружающей средой; процедура ответственности; анализ со стороны руководства; документация системы управления окружающей средой; управление операциями; мониторинг измерений; несоответствие (корректирующие и предупреждающие действия); подготовленность к аварийным ситуациям; зарегистрированные данные.

Как правило, каждое предприятие проводит свою экологическую политику, ставит определенные цели и задачи, сообразуясь с основными положениями экологической сертификации продукции и производств в Республике Беларусь. Экологическая политика - это заявление организации о своих намерениях и принципах, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей, обеспечивающих достижение требуемой экологической эффективности. Исходя из этого предприятия разрабатывают индивидуальные планы экологических мероприятий и поэтапно выполняют намеченные объемы работ. Стоимость создания и установки СУОС зависит от уровня оснащенности предприятия оборудованием, его финансовых возможностей.

В процессе создания СУОС в цепочке "подсистема экологической сертификации - производство - население" обязательно должен присутствовать такой элемент, как взаимосвязь. Так осуществляется внутренняя связь между всеми подразделениями предприятия, внешняя связь с населением, проживающим в районе расположения предприятия, а также общая связь со всеми заинтересованными государственными и негосударственными организациями и структурами.

Подсистема экологической сертификации

15 июня 1998 г. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь издали Приказ "Об утверждении основных положений экологической сертификации продукции и производств в Республике Беларусь" №179/130. Тогда же была разработана Программа мероприятий по созданию подсистемы экологической сертификации производств и продукции в Республике Беларусь до 2000 г.

Основные цели программы остаются актуальными и сегодня. Это улучшение состояния окружающей среды за счет выпуска экологически чистой отечественной продукции и организации экологически чистых производств, совершенствование правовых механизмов в сфере экологического нормирования, создание показателей экологической безопасности (нормативов, правил, норм оценки и показателей для диагностики качества продукции и технологических процессов на их экологическую чистоту), совершенствование службы лабораторного контроля соблюдения норм экологической безопасности производств и продукции, а также создание систем экологического аудита и систем управления экологическим состоянием производств.

Основываясь на принятых в республике Беларусь стандартах ИСО 14 000 (СТБ ИСО 14 001-2000, СТБ ИСО 14 004-99, СТБ ИСО 14 010-99, СТБ ИСО 14 011-2000, СТБ ИСО 14 012-99, СТБ ИСО 14 050-2000), разработан пакет документов Подсистемы экологической сертификации (РД РБ 03 810.5.01 - РД-РБ 03 810.5.11-2000, введенные в действие постановлением Госстандарта РБ 01.08.2000 г.). Эти документы регламентируют работу органов по экологической сертификации СУОС, территорий и порядок проведения экологической сертификации, требования к аудиторам в области экологии.

После установки и сертификации СУОС на предприятиях ежегодно проводится экологический аудит системы.

Экологический аудит - это систематический, документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информации об этих объектах, а также сообщение результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту (заказчику). Периодичность внутренних аудиторских проверок предприятие устанавливает самостоятельно. Причем по отдельным элементам СУОС рекомендуется проводить аудит не менее одного раза в год. Полная проверка всех элементов и подразделений системы должна производиться раз в 3 года. Внешний аудит СУОС проводят аккредитованные органы по сертификации, получившие аттестат сертификации Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Начиная с 1999 г. БелГИМ, проводит работы по созданию органа по экологической сертификации СУОС на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 14 000.

17 августа 2000 г. БелГИМ получил удостоверение Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на "Осуществление консалтинговой деятельности по проведению технических семинаров и пропаганде знаний в области управления окружающей средой и внедрения международных стандартов ИСО серии 14 000" №112 - К - 033. То есть БелГИМ предоставлено право оказывать предприятиям консультационно-методическую помощь при разработке и подготовке СУОС к сертификации на соответствие международным стандартам серии ИСО 14 000. В Белорусском институте повышения квалификации кадров при Госстандарте РБ по специальности сертификация и управление качеством проходят подготовку семь специалистов БелГИМ. Области применения их навыков: измерение теплотехнических величин, сертификации сельскохозяйственной и пищевой продукции, исследования в области сертификации СУОС и собственно сертификация товаров народного потребления.

А 9 июля 2001 года БелГИМ получил аттестат аккредитации Немецкого совета по аккредитации (DAR) и Главного немецкого общества по аккредитации (TGA). С этого момента БелГИМ проводит сертификацию белорусских систем управления качеством на соответствие международному стандарту ИСО 9000 с логотипами DAR и TGA. Для предприятий получение такого сертификата в БелГИМ становится делом престижа, так как свидетельствует о международном признании качества их продукции. Ведь TGA, являясь членом Международного форума по аккредитации (IAF), объединяет около 60 государств-участников.

Сертификат СУОС

Получение сертификата на СУОС означает завершение очередного этапа работы предприятия на пути его адаптации к правилам и требованиям мирового рынка. Необходимость такой адаптации Ханс Цайер (представитель Немецкой негосударственной организации DQS, основанной в 1985 г. Немецким институтом стандартизации и Немецким обществом по качеству) обосновал следующим образом: "Для успешной работы на мировом рынке необходимо освоить его правила и соответствовать требованиям, которые там предъявляют. Выполнение этих условий обязательно. Обязательно и подтверждение их выполнения сертификатами. Причем они должны быть выданы сертификационными организациями, признанными в мире. И это важно учитывать предприятиям стран СНГ, выход которых на мировой рынок весьма скептически воспринимается зарубежными заказчиками, покупателями и потребителями" (Эльперин Л., "Российская премьера DQS", журнал "Стандарты и качество" №6, 2000).

По этим причинам предприятия республики напрямую заинтересованы в получении экологического сертификата на системы управления окружающей средой (СУОС). Побудительных мотивов к тому вполне достаточно. Во-первых, это требования западных потребителей при заключении контракта или договора. Во-вторых, при участии в тендерах, конкурсах и других подобных мероприятиях предприятия, получившие сертификаты СУОС, находятся в более выигрышном положении, чем те, у которых экологического сертификата нет. Кроме того, и руководители, и акционеры предприятий в равной степени заинтересованы в том, чтобы условия производства продукции (в том числе функционирование на предприятии СУОС) соответствовали международным требованиям. Белорусские производители в любой момент должны быть готовыми к возможным выгодным предложениям деловых партнеров. Необходимо помнить, что зарубежные заказчики стремятся работать с теми предприятиями, которые одновременно имеют систему управления окружающей средой и систему управления качеством.

Между системами управления окружающей средой и управления качеством существует четкая взаимосвязь. Так как белорусские предприятия заинтересованы в выходе своей продукции на зарубежные рынки сбыта и признании ее качества на международном уровне, то они будет стремиться к созданию и сертификации обеих систем. При установке и сертификации на предприятиях системы управления качеством все производственные процессы (начиная от закупки сырья и заканчивая доставкой продукции потребителям) строго регламентируются и контролируются в соответствии с международными нормами. В этом случае речь идет уже о международном признании не отдельных видов продукции предприятия, а о безусловном признании его торговой марки.Марина СОЛДАТЕНКО, инженер отдела научно-технической информации и нормативной документации РУП "БелГИМ"


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 36 за 2001 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость