Позитивные процессы строительного комплекса
Накануне выставки "Будпрагрэс-2001" заместитель премьер-министра Республики Беларусь Геннадий Васильевич Новицкий в интервью газете дал оценку состоянию строительного комплекса республики, рассказал о перспективах его развития.
- Геннадий Васильевич, прошел год после выставки "Будпрагрэс-2000". Изменилась ли за это время политика в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов?
- Как известно, основные направления развития строительного комплекса нашли отражение в целом ряде государственных и отраслевых программ, рассчитанных как на далекую, так и на ближайшую перспективу. Конечно, жизнь вносит свои коррективы в намеченные планы, заставляет считаться с ее реалиями, но это нормальный и закономерный процесс. Не стал в этом смысле исключением и минувший год. Для строительного комплекса республики он явился этапом дальнейшего развития, движения вперед по всем основным направлениям.
В современных условиях особое внимание уделяется вопросам градостроительства, архитектуры, дальнейшего развития населенных мест. Продолжается реализация жилищной программы, строятся объекты социального назначения, в том числе здравоохранения. Проводится большая работа по совершенствованию объемно-планировочных, конструктивно-строительных и инженерно-технических решений зданий и сооружений. Полным ходом идет реконструкция на ряде промышленных предприятий, выпускающих стройматериалы, успешно развивается строительная наука.
Продолжается целенаправленная работа по изменению источников и форм финансирования жилищного строительства, которая направлена на сокращение доли государственных инвестиций в общем объеме финансирования, включая сокращение объемов льготного кредитования и увеличение доли собственных средств граждан и других внебюджетных источников. Формирование в 2000 году местных целевых жилищно-инвестиционных фондов позволило направить на финансирование жилищного строительства дополнительные средства. Концентрация средств на финансирование строительства жилья с высокой степенью готовности будет продолжаться. Эти процессы происходят на фоне мероприятий по снижению стоимости жилищного строительства.
В целом позитивные процессы, происходящие в строительной отрасли, приобретают все большую динамику.
- Каковы результаты строительства жилья? Какие новые тенденции появились в этом деле за прошедший год?
- Жилищное строительство по-прежнему остается одним из приоритетов государственной политики. И строители уверенно держат темп, набранный в предыдущие годы. За счет всех источников финансирования за 7 месяцев 2001 г. введено в эксплуатацию 1 млн 507 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, или более 50 процентов от годового задания.
В сельской местности за этот период построено 488 тыс. кв. метров жилья, что составляет более 54% от годового задания. Хочу напомнить, что в этом году на селе предусмотрено ввести не менее 5 жилых домов (квартир) на одно хозяйство.
Больше всего жилья введено в Минске, а это 283 тыс. кв. метров, Минской и Брестской областях. Объем освоения капитальных вложений впервые за последние годы находится практически на одном уровне с объемами ввода общей площади жилья, что способствует сокращению объема незавершенного строительства. По состоянию на 1 августа 2001 г. он уменьшился с начала текущего года более чем на 9%.
Чтобы сделать жилье более доступным для различных категорий граждан Беларуси, главой государства и правительством республики перед строителями поставлена задача добиться снижения стоимости жилищного строительства. К концу 2001 года намечено снизить на 10%, в 2002 году - еще на 10% стоимость жилья, которое строится с финансовой поддержкой государства и за счет собственных средств граждан, состоящих на учете нуждающихся.
За счет повышения эффективности работы и снижения издержек производства в строительстве, промышленности строительных материалов и стройиндустрии строителям необходимо обеспечить в 2001-2003 годах снижение стоимости строительства жилья на 5-6% ежегодно. Снижение стоимости строительства будет происходить также за счет снижения стоимости проектирования, предпроектных работ и экспертизы проектной документации. В комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленной задачи, включены также обязательное проведение подрядных торгов, установление предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой, сокращение затрат на возведение объектов инфраструктуры и целый ряд других.
Значительный резерв снижения стоимости строительства - совершенствование проектных решений, применение эффективных конструктивных систем и ресурсосберегающих технологий. Замечу, что в Минске, Гомеле, Гродно, Витебске, Заславле уже осуществляется строительство жилых домов с применением новых конструктивных систем - в сборно-монолитном и монолитном каркасе, продолжается разработка других каркасных систем. С учетом эксплуатационных расходов жилые дома с применением новых конструктивных систем экономичнее домов предшествующих серий на 15-20%.
Отраслевым научно-исследовательским институтом строительства предложен эффективный путь решения задач жилищного строительства в сельской местности. Это возведение недорогих легких домов на основе укрупненных конструкций. Система позволяет создавать разнообразные объемно-планировочные решения 1-2-этажных домов. Себестоимость 1 кв. метра общей площади одноэтажного быстровозводимого энергоэффективного легкого до-ма - 120-165 долларов США.
Министерством архитектуры и строительства определены типовые потребительские качества жилья, в соответствии с которыми во всех областях разработаны проекты для строительства жилых домов, обеспечивающие рациональное расходование бюджетных средств. В сельской местности для этих целей намечено использовать материалы местного производства - газосиликат, ячеистый бетон, кирпич, дерево. В городах экономичные здания возводятся с использованием местной строительной базы, мощностей существующих ДСК, а также новых архитектурно-конструктивно-технологических систем.
- Как будут сочетаться в дальнейшем объемы нового строительства и капитального ремонта?
- В настоящее время в республике последовательно реализуется стратегия перехода к строительству жилых домов нового поколения. Она включает разработку направлений перспективного развития строительства и реконструкции жилых домов, проведение конкурсов на проектную идею, экспериментальные проектные разработки мало- и многоэтажных ресурсо- и энергоэффективных зданий, экспериментальное строительство.
Новым и перспективным направлением является комплексная реконструкция жилых территорий с уплотнением застройки путем включения домов-вставок, надстройки мансардных этажей над существующими зданиями. При этом возможно как формирование фонда социального жилья, так и создание новых высококомфортных квартир.
И если капитальный ремонт предполагает улучшение технического состояния и потребительских качеств помещений без увеличения их площади, то деятельность Минстройархитектуры направлена на увеличение жилищного фонда, которое осуществляется за счет нового строительства, а также за счет реконструкции существующей жилой застройки на уже освоенных территориях.
Сегодня все большее внимание уделяется применению эффективных градостроительных и архитектурных решений, поскольку градостроительный фактор существенно влияет на общую стоимость жилища. Как показали исследования, доля затрат на создание всех необходимых условий для функционирования среды жизнедеятельности, включая формирование инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройство и озеленение территорий, составляет около 30% от всех затрат на строительство жилых домов. В связи с этим особую актуальность приобретает строительство новых домов за счет уплотнения сложившихся территорий населенных мест. Это прежде всего уплотнение районов 3-5-этажной застройки первых послевоенных лет и 60-х годов за счет пристроек, возведения мансард и новых домов, уплотнение и реконструкция усадебной застройки, примыкающей к центральной части городов.
Министерство архитектуры и строительства как инициатор разработки республиканской программы экспериментального мансардного строительства осуществляет методическое сопровождение областных и минской городской программ надстройки мансард над существующими жилыми домами. Без выселения жильцов уже возведены мансарды над существующими жилыми домами в Минске, Гомеле, Витебске, Бресте, Гродно.
Одним из вариантов решения проблемы модернизации морально и физически устаревшего пятиэтажного жилищного фонда является концепция комплексной реконструкции пятиэтажных жилых кварталов. Это позволит увеличить плотность жилой застройки кварталов в центрах городов в 1,5-2 раза за счет надстройки их до 9 этажей, уширения корпуса с 12 до 17-20 метров, где позволяют местные условия. Параллельно будет решен и ряд других задач: улучшится архитектурный облик зданий, повысятся потребительские качества жилища. Проведенная тепловая модернизация позволит сократить затраты на отопление примерно наполовину.
Проведенные расчеты на примере конкретного квартала в г. Минске показали, что реализация положений концепции позволит более чем на 20% снизить стоимость 1 кв. метра жилья в домах вторичной застройки по сравнению со стоимостью квартир на вновь застраиваемых городских территориях и на 30% - по сравнению со стоимостью жилья на вторичном рынке.
- Геннадий Васильевич, изменятся ли формы собственности в строительном комплексе? Какова судьба нерентабельных предприятий?
- Процесс реформирования государственной собственности в строительном комплексе осуществляется с 1991 года и имеет планомерный и необратимый характер. Основная цель проводимого разгосударствления и приватизации - повышение эффективности работы предприятий и использования государственного имущества.
В системе Минстройархитектуры за этот период реформировано 178 предприятий, или свыше 31% от их общего числа. Из них 30 акционерных обществ практически выкупили государственный пакет акций в уставном фонде и стали предприятиями с частным капиталом. В большинстве акционерных обществ государственный пакет акций превышает 50%, то есть государство по сути является основным собственником на предприятиях, уже прошедших разгосударствление.
В настоящее время Мингосимуществом подготовлены предложения для продажи по конкурсу и через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" принадлежащих государству пакетов акций ряда открытых акционерных обществ.
Наиболее высокий удельный вес приватизированных предприятий в строительстве - почти 60%. Несколько отстает ход реформирования в промышленности строительных материалов и строительной индустрии. Одной из причин такого положения является недостаточная привлекательность этих предприятий для инвесторов из-за низкой рентабельности продукции. К тому же более трети из них убыточны.
Намечена передача мелких и средних предприятий, а таких в строительной отрасли большинство, из республиканской в коммунальную собственность.
Так, в текущем году по решению правительства осуществлена передача предприятий и организаций объединения "Минскоблсельстрой" в коммунальную собственность Минской области.
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" в отношении неплатежеспособных и убыточных предприятий в установленном порядке проводится процедура их санации и банкротства.
- Как строятся внешнеэкономические отношения и чем торгуют белорусские предприятия строительной отрасли в странах СНГ, соседних странах дальнего зарубежья? Что даст строителям вступление Беларуси в ВТО?
- После распада некогда единого государства в странах СНГ началась переработка законодательств и нормативных документов на собственный лад. Это коснулось и строительства. Однако вскоре в "национальных квартирах" осознали необходимость кооперации в строительстве, унификации и сближении строительных норм и стандартов с европейскими. А коли рынок у нас должен быть единый, то и правила игры на нем для всех одинаковы.
В 1994 году главами правительств стран СНГ был подписан документ о создании Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ. В рамках этого Совета проведена большая целенаправленная работа по углублению процессов интеграции стран СНГ в сфере строительной деятельности по различным направлениям и решению общих проблем, включая вопросы жилищной политики, энергосбережения, градостроительства, ценообразования в строительстве и другие.
По ряду направлений осуществляется практическая работа над реализацией перспективных программ сотрудничества, подписано много документов и важных решений, в том числе на межправительственном и межгосударственном уровне, которые позволяют вплотную подойти к созданию в системе стран СНГ общего строительного рынка.
В рамках Совета подписан также ряд соглашений и договоров о сотрудничестве в строительной деятельности с органами государственного управления в строительстве стран СНГ. К наиболее важным можно отнести соглашения и договоры: о взаимопризнании лицензий на осуществление строительной деятельности с Российской Федерацией, Республикой Молдова, Украиной; договоры о сотрудничестве в области архитектуры и строительства с Украиной, Молдовой, Казахстаном, Узбекистаном, Арменией. На межправительственном уровне подписано многостороннее Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников СНГ. Это дало правовую основу белорусским строительным организациям для беспрепятственного экспорта строительных услуг в подписавшие соглашение страны.
Внешнеэкономические отношения в строительстве строятся также на основе двусторонних соглашений и договоров о сотрудничестве с администрациями регионов Российской Федерации (Санкт-Петербург, Москва, Калининградская и Мурманская области), а также с органами госуправления Латвии, Словакии, Югославии, Польши.
Большая работа проводится также в сфере выставочной деятельности. Что касается торговли со странами СНГ и ближнего зарубежья, то хотел бы отметить следующее.
По-прежнему главным нашим торгово-экономическим партнером является Российская Федерация. На этот рынок приходится наибольший объем экспорта. Например, в целом по предприятиям Минстройархитектуры (это не более 45 процентов от всех предприятий отрасли) в первом полугодии 2001 года объем внешней торговли составил 87,9 млн долларов США, со странами СНГ - 77,2 млн долларов США, причем из этой суммы на Российскую Федерацию приходится 69 млн долларов США, или 89%.
В страны СНГ строительная отрасль Беларуси поставляет широкую гамму стройматериалов. Это прежде всего: цемент (прирост объемов экспорта за полугодие к аналогичному периоду прошлого года составил 161,4%), плитка керамическая (155,3%), строительные металлоконструкции (141,2%), керамзит (220,5%), мел гранулированный (324,8%), листы гипсокартонные (209%), стекло полированное листовое (235%), щебень (212,8%) и другие.
Импортируются из стран СНГ необходимое для наших предприятий сырье, оборудование, запчасти, энергоресурсы.
В отрасли ведется большая работа по сближению норм и стандартов с европейскими, сертификации производств и продукции по европейским стандартам, повышению ее качества и конкурентоспособности. Все это позволит расширить рынки сбыта нашей продукции не только в странах СНГ, но и в Европе.
Однако для стран, не являющихся членами ВТО, существует ряд дискриминационных мер в виде повышенных пошлин, налогов, ограничений по ценам на поставляемые товары.
Планируемое вступление Беларуси в ВТО можно рассматривать не только как важный политический шаг. Оно позволит, пользуясь статусом страны с развивающейся либо переходной экономикой, получить права на ряд льгот и преференций.
- Какие пожелания участникам и посетителям выставки "Будпрагрэс-200I"?
- Конечно же, успехов в достижении поставленных целей и осуществлении планов. Надеюсь, что и участники выставки, и ее посетители используют предоставленную им уникальную возможность найти партнеров, заключить контракты, пополнить знания о новейших технологиях и разработках, оценить состояние строительного рынка. Все это, безусловно, придаст новый импульс в повышении эффективности работы строительного комплекса республики.Владимир КИНЧИКОВ
- Геннадий Васильевич, прошел год после выставки "Будпрагрэс-2000". Изменилась ли за это время политика в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов?
- Как известно, основные направления развития строительного комплекса нашли отражение в целом ряде государственных и отраслевых программ, рассчитанных как на далекую, так и на ближайшую перспективу. Конечно, жизнь вносит свои коррективы в намеченные планы, заставляет считаться с ее реалиями, но это нормальный и закономерный процесс. Не стал в этом смысле исключением и минувший год. Для строительного комплекса республики он явился этапом дальнейшего развития, движения вперед по всем основным направлениям.
В современных условиях особое внимание уделяется вопросам градостроительства, архитектуры, дальнейшего развития населенных мест. Продолжается реализация жилищной программы, строятся объекты социального назначения, в том числе здравоохранения. Проводится большая работа по совершенствованию объемно-планировочных, конструктивно-строительных и инженерно-технических решений зданий и сооружений. Полным ходом идет реконструкция на ряде промышленных предприятий, выпускающих стройматериалы, успешно развивается строительная наука.
Продолжается целенаправленная работа по изменению источников и форм финансирования жилищного строительства, которая направлена на сокращение доли государственных инвестиций в общем объеме финансирования, включая сокращение объемов льготного кредитования и увеличение доли собственных средств граждан и других внебюджетных источников. Формирование в 2000 году местных целевых жилищно-инвестиционных фондов позволило направить на финансирование жилищного строительства дополнительные средства. Концентрация средств на финансирование строительства жилья с высокой степенью готовности будет продолжаться. Эти процессы происходят на фоне мероприятий по снижению стоимости жилищного строительства.
В целом позитивные процессы, происходящие в строительной отрасли, приобретают все большую динамику.
- Каковы результаты строительства жилья? Какие новые тенденции появились в этом деле за прошедший год?
- Жилищное строительство по-прежнему остается одним из приоритетов государственной политики. И строители уверенно держат темп, набранный в предыдущие годы. За счет всех источников финансирования за 7 месяцев 2001 г. введено в эксплуатацию 1 млн 507 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, или более 50 процентов от годового задания.
В сельской местности за этот период построено 488 тыс. кв. метров жилья, что составляет более 54% от годового задания. Хочу напомнить, что в этом году на селе предусмотрено ввести не менее 5 жилых домов (квартир) на одно хозяйство.
Больше всего жилья введено в Минске, а это 283 тыс. кв. метров, Минской и Брестской областях. Объем освоения капитальных вложений впервые за последние годы находится практически на одном уровне с объемами ввода общей площади жилья, что способствует сокращению объема незавершенного строительства. По состоянию на 1 августа 2001 г. он уменьшился с начала текущего года более чем на 9%.
Чтобы сделать жилье более доступным для различных категорий граждан Беларуси, главой государства и правительством республики перед строителями поставлена задача добиться снижения стоимости жилищного строительства. К концу 2001 года намечено снизить на 10%, в 2002 году - еще на 10% стоимость жилья, которое строится с финансовой поддержкой государства и за счет собственных средств граждан, состоящих на учете нуждающихся.
За счет повышения эффективности работы и снижения издержек производства в строительстве, промышленности строительных материалов и стройиндустрии строителям необходимо обеспечить в 2001-2003 годах снижение стоимости строительства жилья на 5-6% ежегодно. Снижение стоимости строительства будет происходить также за счет снижения стоимости проектирования, предпроектных работ и экспертизы проектной документации. В комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленной задачи, включены также обязательное проведение подрядных торгов, установление предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой, сокращение затрат на возведение объектов инфраструктуры и целый ряд других.
Значительный резерв снижения стоимости строительства - совершенствование проектных решений, применение эффективных конструктивных систем и ресурсосберегающих технологий. Замечу, что в Минске, Гомеле, Гродно, Витебске, Заславле уже осуществляется строительство жилых домов с применением новых конструктивных систем - в сборно-монолитном и монолитном каркасе, продолжается разработка других каркасных систем. С учетом эксплуатационных расходов жилые дома с применением новых конструктивных систем экономичнее домов предшествующих серий на 15-20%.
Отраслевым научно-исследовательским институтом строительства предложен эффективный путь решения задач жилищного строительства в сельской местности. Это возведение недорогих легких домов на основе укрупненных конструкций. Система позволяет создавать разнообразные объемно-планировочные решения 1-2-этажных домов. Себестоимость 1 кв. метра общей площади одноэтажного быстровозводимого энергоэффективного легкого до-ма - 120-165 долларов США.
Министерством архитектуры и строительства определены типовые потребительские качества жилья, в соответствии с которыми во всех областях разработаны проекты для строительства жилых домов, обеспечивающие рациональное расходование бюджетных средств. В сельской местности для этих целей намечено использовать материалы местного производства - газосиликат, ячеистый бетон, кирпич, дерево. В городах экономичные здания возводятся с использованием местной строительной базы, мощностей существующих ДСК, а также новых архитектурно-конструктивно-технологических систем.
- Как будут сочетаться в дальнейшем объемы нового строительства и капитального ремонта?
- В настоящее время в республике последовательно реализуется стратегия перехода к строительству жилых домов нового поколения. Она включает разработку направлений перспективного развития строительства и реконструкции жилых домов, проведение конкурсов на проектную идею, экспериментальные проектные разработки мало- и многоэтажных ресурсо- и энергоэффективных зданий, экспериментальное строительство.
Новым и перспективным направлением является комплексная реконструкция жилых территорий с уплотнением застройки путем включения домов-вставок, надстройки мансардных этажей над существующими зданиями. При этом возможно как формирование фонда социального жилья, так и создание новых высококомфортных квартир.
И если капитальный ремонт предполагает улучшение технического состояния и потребительских качеств помещений без увеличения их площади, то деятельность Минстройархитектуры направлена на увеличение жилищного фонда, которое осуществляется за счет нового строительства, а также за счет реконструкции существующей жилой застройки на уже освоенных территориях.
Сегодня все большее внимание уделяется применению эффективных градостроительных и архитектурных решений, поскольку градостроительный фактор существенно влияет на общую стоимость жилища. Как показали исследования, доля затрат на создание всех необходимых условий для функционирования среды жизнедеятельности, включая формирование инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройство и озеленение территорий, составляет около 30% от всех затрат на строительство жилых домов. В связи с этим особую актуальность приобретает строительство новых домов за счет уплотнения сложившихся территорий населенных мест. Это прежде всего уплотнение районов 3-5-этажной застройки первых послевоенных лет и 60-х годов за счет пристроек, возведения мансард и новых домов, уплотнение и реконструкция усадебной застройки, примыкающей к центральной части городов.
Министерство архитектуры и строительства как инициатор разработки республиканской программы экспериментального мансардного строительства осуществляет методическое сопровождение областных и минской городской программ надстройки мансард над существующими жилыми домами. Без выселения жильцов уже возведены мансарды над существующими жилыми домами в Минске, Гомеле, Витебске, Бресте, Гродно.
Одним из вариантов решения проблемы модернизации морально и физически устаревшего пятиэтажного жилищного фонда является концепция комплексной реконструкции пятиэтажных жилых кварталов. Это позволит увеличить плотность жилой застройки кварталов в центрах городов в 1,5-2 раза за счет надстройки их до 9 этажей, уширения корпуса с 12 до 17-20 метров, где позволяют местные условия. Параллельно будет решен и ряд других задач: улучшится архитектурный облик зданий, повысятся потребительские качества жилища. Проведенная тепловая модернизация позволит сократить затраты на отопление примерно наполовину.
Проведенные расчеты на примере конкретного квартала в г. Минске показали, что реализация положений концепции позволит более чем на 20% снизить стоимость 1 кв. метра жилья в домах вторичной застройки по сравнению со стоимостью квартир на вновь застраиваемых городских территориях и на 30% - по сравнению со стоимостью жилья на вторичном рынке.
- Геннадий Васильевич, изменятся ли формы собственности в строительном комплексе? Какова судьба нерентабельных предприятий?
- Процесс реформирования государственной собственности в строительном комплексе осуществляется с 1991 года и имеет планомерный и необратимый характер. Основная цель проводимого разгосударствления и приватизации - повышение эффективности работы предприятий и использования государственного имущества.
В системе Минстройархитектуры за этот период реформировано 178 предприятий, или свыше 31% от их общего числа. Из них 30 акционерных обществ практически выкупили государственный пакет акций в уставном фонде и стали предприятиями с частным капиталом. В большинстве акционерных обществ государственный пакет акций превышает 50%, то есть государство по сути является основным собственником на предприятиях, уже прошедших разгосударствление.
В настоящее время Мингосимуществом подготовлены предложения для продажи по конкурсу и через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" принадлежащих государству пакетов акций ряда открытых акционерных обществ.
Наиболее высокий удельный вес приватизированных предприятий в строительстве - почти 60%. Несколько отстает ход реформирования в промышленности строительных материалов и строительной индустрии. Одной из причин такого положения является недостаточная привлекательность этих предприятий для инвесторов из-за низкой рентабельности продукции. К тому же более трети из них убыточны.
Намечена передача мелких и средних предприятий, а таких в строительной отрасли большинство, из республиканской в коммунальную собственность.
Так, в текущем году по решению правительства осуществлена передача предприятий и организаций объединения "Минскоблсельстрой" в коммунальную собственность Минской области.
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" в отношении неплатежеспособных и убыточных предприятий в установленном порядке проводится процедура их санации и банкротства.
- Как строятся внешнеэкономические отношения и чем торгуют белорусские предприятия строительной отрасли в странах СНГ, соседних странах дальнего зарубежья? Что даст строителям вступление Беларуси в ВТО?
- После распада некогда единого государства в странах СНГ началась переработка законодательств и нормативных документов на собственный лад. Это коснулось и строительства. Однако вскоре в "национальных квартирах" осознали необходимость кооперации в строительстве, унификации и сближении строительных норм и стандартов с европейскими. А коли рынок у нас должен быть единый, то и правила игры на нем для всех одинаковы.
В 1994 году главами правительств стран СНГ был подписан документ о создании Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ. В рамках этого Совета проведена большая целенаправленная работа по углублению процессов интеграции стран СНГ в сфере строительной деятельности по различным направлениям и решению общих проблем, включая вопросы жилищной политики, энергосбережения, градостроительства, ценообразования в строительстве и другие.
По ряду направлений осуществляется практическая работа над реализацией перспективных программ сотрудничества, подписано много документов и важных решений, в том числе на межправительственном и межгосударственном уровне, которые позволяют вплотную подойти к созданию в системе стран СНГ общего строительного рынка.
В рамках Совета подписан также ряд соглашений и договоров о сотрудничестве в строительной деятельности с органами государственного управления в строительстве стран СНГ. К наиболее важным можно отнести соглашения и договоры: о взаимопризнании лицензий на осуществление строительной деятельности с Российской Федерацией, Республикой Молдова, Украиной; договоры о сотрудничестве в области архитектуры и строительства с Украиной, Молдовой, Казахстаном, Узбекистаном, Арменией. На межправительственном уровне подписано многостороннее Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников СНГ. Это дало правовую основу белорусским строительным организациям для беспрепятственного экспорта строительных услуг в подписавшие соглашение страны.
Внешнеэкономические отношения в строительстве строятся также на основе двусторонних соглашений и договоров о сотрудничестве с администрациями регионов Российской Федерации (Санкт-Петербург, Москва, Калининградская и Мурманская области), а также с органами госуправления Латвии, Словакии, Югославии, Польши.
Большая работа проводится также в сфере выставочной деятельности. Что касается торговли со странами СНГ и ближнего зарубежья, то хотел бы отметить следующее.
По-прежнему главным нашим торгово-экономическим партнером является Российская Федерация. На этот рынок приходится наибольший объем экспорта. Например, в целом по предприятиям Минстройархитектуры (это не более 45 процентов от всех предприятий отрасли) в первом полугодии 2001 года объем внешней торговли составил 87,9 млн долларов США, со странами СНГ - 77,2 млн долларов США, причем из этой суммы на Российскую Федерацию приходится 69 млн долларов США, или 89%.
В страны СНГ строительная отрасль Беларуси поставляет широкую гамму стройматериалов. Это прежде всего: цемент (прирост объемов экспорта за полугодие к аналогичному периоду прошлого года составил 161,4%), плитка керамическая (155,3%), строительные металлоконструкции (141,2%), керамзит (220,5%), мел гранулированный (324,8%), листы гипсокартонные (209%), стекло полированное листовое (235%), щебень (212,8%) и другие.
Импортируются из стран СНГ необходимое для наших предприятий сырье, оборудование, запчасти, энергоресурсы.
В отрасли ведется большая работа по сближению норм и стандартов с европейскими, сертификации производств и продукции по европейским стандартам, повышению ее качества и конкурентоспособности. Все это позволит расширить рынки сбыта нашей продукции не только в странах СНГ, но и в Европе.
Однако для стран, не являющихся членами ВТО, существует ряд дискриминационных мер в виде повышенных пошлин, налогов, ограничений по ценам на поставляемые товары.
Планируемое вступление Беларуси в ВТО можно рассматривать не только как важный политический шаг. Оно позволит, пользуясь статусом страны с развивающейся либо переходной экономикой, получить права на ряд льгот и преференций.
- Какие пожелания участникам и посетителям выставки "Будпрагрэс-200I"?
- Конечно же, успехов в достижении поставленных целей и осуществлении планов. Надеюсь, что и участники выставки, и ее посетители используют предоставленную им уникальную возможность найти партнеров, заключить контракты, пополнить знания о новейших технологиях и разработках, оценить состояние строительного рынка. Все это, безусловно, придаст новый импульс в повышении эффективности работы строительного комплекса республики.Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 34 за 2001 год в рубрике экономика