Нормативный документ. Проблемы и решения

Производственно-строительно-монтажная ассоциация "Белнефтеспецмонтаж" создана в 1992 г. крупнейшими в Республике Беларусь строительно-монтажными организациями: ОАО "Промтехмонтаж" (г.Минск), ОАО "Нефтезаводмонтаж" (г.Новополоцк), ОАО "Гомельтехмонтаж", ОАО "Могилевтехмонтаж", ОАО "Белорусский союз промышленных монтажников" (г.Гродно), ЗАО "Монтажлегмаш" (г.Минск), ОАО "ММУ Нефтезаводмонтаж" (г.Мозырь), ЗАО "Монтажлегмаш" (г.Могилев). Организации, входящие в ассоциацию, насчитывают более 6000 человек, которые участвуют в строительстве, реконструкции и ремонте важнейших объектов в республике.
Главной задачей ассоциации является координация деятельности учредителей в области технической, экономической и социальной политики.
Один из аспектов технической политики — обеспечение нормативно-технической документации (НТД) является предметом рассмотрения в дан-ной статье.
Говоря об обеспеченности НТД, следует иметь в виду следующее обстоятельство: применяемый нормативный документ, для придания ему законной силы, должен быть поименован в действующем в отрасли соот-ветствующем перечне.
Проанализируем, в какой мере рекомендованы нормативные документы бывшего Минмонтажспецстроя СССР в системе Минстройархитектуры РБ, в состав которого вошли организации Минмонтажспецстроя БССР и Минмонтажспец-строя СССР.
Для сравнения сопоставим положение дел в этом вопросе в Российской Федерации.
В основу анализа были положены "Указатель нормативно-технических документов (по состоянию на 1.01.89)" Минмонтажспецстроя СССР, "Перечень нормативно-технических документов по строительству, действующих на территории Республики Беларусь (по состоянию на 1.01.2000 г.)” и Общероссийский строительный каталог, СК-1 "Нормативные и методические документы по строительству, перечень 2001 г.”, Госстроя России.
В число рассматриваемых документов не входят ГОСТы, ОСТ, ТУ.
Результаты анализа представлены в таблице.
Таким образом, в Российской Федерации сохранили практически весь накопленный опыт (72%), в нашей же республике этот опыт в значительной степени теряется (21%).
Опасность данной ситуации заключается в том, что в настоящее время идет смена поколений инженерно-технических работников. Если специалисты, работавшие в советское время, обладают информацией об имевшихся документах, то пришедшие им на смену столкнутся со значительными трудностями.
Попытаемся разобраться в причинах сложившегося положения.
Основополагающей идеей формирования научно-технической политики Минстройархитектуры РБ является созданная система технического нормирования и стандартизации на базе национального комплекса нормативно-технической документации в строительстве, основные положения которой изложены в СНБ 1.01.01.97.
Авторы обстоятельно изложили концептуальные аспекты нормирования и стандартизации. Однако детальное рассмотрение данного документа позволяет сделать вывод, что в структуре национального комплекса не нашлось должного места спецработам, в частности, той их части, которую выполняют механомонтажные организации.
Проиллюстрируем этот вывод.
Понятие "строительство" согласно сноске на странице 1 авторами трактуется следующим образом:"Понятие "строительство" включает новое строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию зданий, сооружений и их комплексов, инженерной инфраструктуры, благоустройство территорий объектов.
Несколько более расширенное понятие строительства дается в п.4.3. таблицы A.I.
Строительство — "процесс, охватывающий комплекс строительных, монтажных, транспортных, вспомогательных и других работ, а также организационно-технических мероприятий по возведению новых, реконструкции, ремонту и реставрации существующих зданий, сооружений и их комплексов, инженерной инфраструктуры, благоустройству территории объектов".
Такое определение подходит полностью к гражданскому строительству, но ни коим образом не исчерпывает понятие промышленного строительства, где монтаж и ремонт технологии наиболее важные элементы, которые и являются предметами деятельности специальных монтажных организаций.
Справедливости ради надо отметить, что понятие "специальные работы" включено в определение строительной продукции.
Структура Национального комплекса нормативно-технических документов в строительстве (Приложение Б) также не содержит раздела, касающегося специальных механомонтажных работ.
Не станем заниматься дальнейшим цитированием. Пытливого же читателя можем адресовать к первоисточнику. Занятие словесной эквилибристикой было бы не достойно такого серьезного вопроса, но это было необходимо, чтобы понять, к каким практическим последствиям привело недостаточное внимание в формулировках к рассматриваемому элементу строительного производства.
По нашему мнению, к числу причин заниженного внимания к проблемам специальных монтажных организаций можно отнести недостаточный статус отдела по спецработам Минстройархитектуры РБ, о чем говорилось на совещании руководителей ведущих монтажных организаций.
К слову, в России при ликвидации Минмонтажспецстроя была создана корпорация "Монтажспецстрой".
Существующая организация процесса разработки нормативных документов в Минстройархитектуры РБ базируется на системе функционирования технических комитетов в строительстве (ТКС), создаваемых на базе ведущей организации по вопросам нормирования и стандартизации — Стройтехнорма.
Данная система используется в ряде европейских стран и основывается на создании финансируемых через Стройтехнорм на основе договора подряда временных творческих коллективов, формируемых из ведущих специалистов по конкретной проблеме.
Не останавливаясь на достоинствах и недостатках этой системы "мозговой атаки", рассмотрим результаты деятельности комплекса ТКС в рассматриваемом ракурсе — специальные строительно-монтажные работы.
Судя по направлениям деятельности, ни один из 12 созданных ТКС не соответствует специфике специальных работ.
Справедливости ради надо отметить, что в программе работы ТКС № 11 "Производство работ” нашло отражение направление деятельности механомонтажных организаций — монтаж металлоконструкций.
Огорчает и тот Факт, что в составе действующих ТКС не представлены специалисты механомонтажных организаций. А эти организации обладают высококлассными специалистами и сертифицированными Госстандартом службами. Об уровне квалификации можно судить по тому факту, что значительные объемы работ организации — учредители ПСМА "Белнефтеспецмонтаж" — выполняют за пределами РБ, а отдельных специалистов приглашают на работу зарубежные фирмы в качестве менеджеров и экспертов.
Как результат такого подхода к вопросу нормирования и стандартизации специальных строительно-монтажных работ за время существования ТКС, т.е. с 1996 г., для этих организаций не было разработано или переработано ни одного СНБ или пособия к СНБ. Это приводит к тому, что строительно-монтажные организации пользуются нормативными документами, статус которых вызывает нарекание и соответствующие санкции со стороны контролирующих органов, с этим же связаны сложности с лицензированием определенных видов деятельности.
Наряду с указанным, отсутствие современных документов сдерживает прогресс технологии монтажа, технического оснащения, не способствует повышению безопасности и качества выполняемых работ, снижению затрат на строительство.
Недостаточное внимание к проблемам специальных строительно-монтажных организаций в деле обеспечения современной нормативной документацией приводит к тому, что организации разрабатывают местные документы без единого научно-методического подхода, распыляя силы и средства, не обеспечивая должного качества.
Указанные проблемы усугубляются тем, что в настоящее время на рынке строительных услуг появилось большое количество частных фирм, выполняющих специальные работы. Они успешно конкурируют с традиционными организациями, снижая тем самым затраты на СМР.
Однако, учитывая их направленность, главным образом, на финансовый результат в условиях необеспеченности нормативной документацией, проблема качества и безопасности работ приобретает первостепенное значение.
Говоря о пониженном внимании Минстройархитектуры РБ к проблемам специальных монтажных организаций, необходимо отметить, что шесть из восьми организаций ассоциации, входящих в структуру министерства, составляя 2,8% от численности, выполнили в 2000 г. около 10% объема.
Первым шагом в улучшении положения с нормативами явилось бы создание ТКС по спецработам с выделением ему финансирования. К слову, названные выше организации отчислили в фонд строительной науки за период 1996—2000 гг. сумму, эквивалентную более 1,0 млн долларов США.
При этом, как уже отмечалось, за указанный период ни одного доку-мента для этих организаций разработано не было.
В январе–апреле 2001 г. ПСМА "Белнефтеспецмонтаж" неоднократно обращалось к руководству Минстройархитектуры РБ с письмами, в которых предлагались конкретные мероприятия по разработке НТД.
Однако радикальных решений нет и по сию пору. Есть угроза, что все потонет в бесконечной переписке.
Решение проблемы обеспечения нормативно-технической документацией представляется по двум направлениям.
Это, во-первых, переиздание ранее разработанных документов, не утративших своей актуальности.
Для этого необходимо провести экспертизу имеющихся документов и отрегулировать аспект, касающийся авторских прав.
Во-вторых, разработать новые или переработать ранее действовавшие документы.
Координацию этой работы можно было бы поручить ПСМА "Белнефтеспецмонтаж".
Опыт подобной работы имеется. Так, ОАО "Промтехмонтаж" в 2000 г. переработал, согласовал с Минэкономики и утвердил в Минстройархитектуры расценки на ремонт оборудования промышленных предприятий, изданием и распространением которых занимается ПСМА "Белнефтеспецмонтаж".
К сожалению, данная работа была выполнена ОАО "Промтехмонтаж" на общественных началах, хотя актуальность ее подтверждается значительным потоком заявок, как от потенциальных подрядчиков, так и от заказчиков и проектных организаций.
Хотелось бы верить, что, если соединить организационную и финансовую мощь Минстройархитектуры с инициативой и опытом подведомственных организаций, проблему обеспечения спецработ современной НТД удастся решить оперативно и качественно.
М.З.ГУРЕВИЧ, исполнительный директор ПСМА "Белнефтеспецмонтаж"


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2001 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость