Влияние проектных решений на стоимость строительства
Весной текущего года в Минске прошел республиканский семинар-совещание “О путях снижения затрат и удешевления строительства”.
Проблему влияния на снижение стоимости строительства архитектурных, проектных, конструкторских и технологических решений рассмотрел на семинаре заместитель начальника Главэкспертизы при Минстройархитектуры Республики Беларусь Н.Н.Ястремский.
Он сообщил, что Главэкспертиза отмечает ресурсосберегающие проектные решения по восстановлению и новому строительству малых гидроэлектростанций, обеспечивающих выработку электричества, используя энергию малых рек и существующих водохранилищ.
Так, в 2000 году рассмотрены и рекомендованы к утверждению строительные проекты малых ГЭС:
— "Развитие малой энергетики на существующих водохозяйственных объектах ГК "Белмелиоводхоз" 2 этап. Разработка строительного проекта Дубровенской МГЭС" (разработчик — ГП "Белгипроводхоз");
— "Строительство каскада малых ГЭС "Обухово" на р.Котра Гродненского района (экспериментальное строительство)" (разработчик— НПМП "Водолей");
— "Восстановление Лепельской ГЭС Лепельского района Витебской области" (разработчик— НПО "Малая энергетика").
В сборнике Обобщенных результатов деятельности органов государственной вневедомственной экспертизы за 2000 год в разделе “Передовой опыт” отмечено около 80 таких прогрессивных проектных решений.
Гораздо больше примеров приведено по обеспечению снижения сметной стоимости строительства и предотвращению необоснованного перерасхода материальных, топливно-энергетических, сырьевых и природных ресурсов, выполненных по инициативе экспертов в процессе рассмотрения проектов.
Особенно тщательной экспертной оценки, во избежание значительных экономических потерь, требуют проекты ремонта.
Только Главэкспертизой, рассмотревшей 321 проект капитального ремонта из 4062, обеспечено снижение заявленной сметной стоимости по проектам капитального ремонта на 2,3 млрд руб. в текущих ценах.
Выступавший отметил, что любителям экономить на экспертизе инвестиционных проектов, особенно осуществляемых за счет бюджетных средств и нужно обратиться к практике западных государств, у которых мы учимся внедрению элементов рыночной экономики.
Сегодня органы государственной экспертизы следует оценивать не по уровню рентабельности их хозяйственной деятельности, а по тому экономическому эффекту, который они дают и еще гораздо больше могут дать в результате совершенствования своей работы.
Никто не располагает сегодня такой аналитической базой по качеству рассмотренных проектов, следовательно, и по состоянию проектно-сметного дела в республике, какой располагают органы государственной вневедомственной экспертизы.
Исходя из этого и понимая ту меру ответственности, которую несут Главэкспертиза и управления госэкспертизы при облисполкомах и Мингорисполкоме в создании конкурентоспособной проектной и строительной продукции, ежегодно тщательно анализируются итоги работы экспертов. Материалы анализа публикуются в ежегодно издаваемом Сборнике обобщенных результатов деятельности органов государственной вневедомственной экспертизы (последний вышел в 2000 году). В нем не только констатируются факты состояния дел, но и вносятся конкретные предложения по улучшению качества проектно-сметного дела. Сборник доводится до сведения всех заинтересованных организаций.
Вместе с тем эксперты не в состоянии заставить заинтересованные организации и должностных лиц ознакомиться с доступно изложенным материалом сборника, чтобы они могли знать состояние проектно-сметного дела в республике.
Анализ выявляет значительные резервы как в обеспечении требуемого качества разрабатываемых проектов, так и в предотвращении необоснованного увеличения сметной стоимости строительства, т.е. тех составляющих, которые определяют конкурентоспособность проектной и строительной продукции.
Далее выступающий остановился на некоторых проблемах проектных работ. Отсутствие регламентированного порядка выдачи исходных данных на проектирование ведет не только к затягиванию сроков проектирования, на что жалуются белорусские и западные инвесторы, но и в большинстве случаев приводит к необоснованному увеличению сметной стоимости строительства.
Не секрет, что исполкомы сегодня вправе определять размер затрат на развитие инфраструктуры, что не учитывает затраты, предусмотренные проектом согласно полученным техническим условиям на проектирование (перекладка инженерных коммуникаций, благоустройство территорий и т.д.).
По этой причине сметная стоимость строительства увеличивается гораздо более чем на 30 процентов, как это ограничивалось Условиями привязки проектов, утвержденными в свое время Госстроем СССР. Также парадоксально, но факт, что соблюдение норм и требований ведет к значительному удорожанию стоимости строительства и во многих случаях необоснованному.
Надо дифференцировать соблюдение повышенного сопротивления теплопередачи наружных стен в зависимости от технологических особенностей объекта и от его назначения. В особенности это касается объектов производственного назначения. Не следует расходовать бюджетные средства на ремонт жилых домов, а может и на реконструкцию за счет обязательной тепловой реабилитации наружных ограждающих конструкций, за исключением случаев, когда поступают жалобы на промерзание стен.
Эти работы выгодны подрядчику, а может быть и заказчику, но неоправданны в условиях, когда недостает средств на ремонт кровель, на устранение неисправностей инженерного оборудования и коммуникаций.
Немалую лепту в удорожание строительства вносят надзорные органы, в частности, государственного пожарного надзора (ГПН).
С 1 июля 2001 года вводятся в действие республиканские нормы СНБ 2.02.01-98* "Пожарных конструкций и материалов" взамен действующего СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы".
Анализ показывает, что введение указанного документа в действие повлечет за собой удорожание строительства до 5–20%, а также изменение технологии и переоборудования ряда предприятий стройиндустрии за счет ничем не обоснованного увеличения требуемых пределов огнестойкости основных строительных конструкций.
То есть наряду с оснащением материальной базы пожарной службы происходит планомерное увеличение затрат на пассивную пожарную защиту.
Главэкспертиза не раз предлагала в ежегодно издаваемых Обобщенных результатов деятельности органов государственной вневедомственной экспертизы проводить экспертизу намечаемых к утверждению ведомственных норм и правил, что позволяло бы избегать противоречий с требованиями закона и, наоборот, способствовало бы их скорейшему внедрению.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что основными причинами многочисленных ошибок и просчетов, допускаемых в разрабатываемых проектах, а также недостаточного внедрения в проектах ресурсосберегающих технологий и конструктивных решений являются:
— Недостаточная квалификация специалистов-проектировщиков из-за несоблюдения специализации проектных организаций, утраченной в конце 80-х годов как следствие уменьшения объемов строительства.
— Отсутствие надлежащего внутреннего контроля за качеством
проектирования, за соблюдением в разрабатываемых проектах действующих национальных и ведомственных нормативных документов и требований.
— Отсутствие вариантных проектных проработок из-за недостаточности средств на проектирование. В отличие от прежних лет, когда строительство осуществлялось в основном по типовым и повторно применяемым проектам, в настоящее время, как правило, ведется разработка индивидуальных проектов.
— Несовершенство и противоречивость нормативных документов, не
адаптированных к требованиям нынешнего экономического развития.
— Несвоевременность и несовершенство информационного обеспечения по всем вопросам строительной деятельности.
— Несовершенство и неапробированность сметно-нормативной базы.
— Несовершенство и неприменение в полной мере действующего механизма лицензирования проектной деятельности.
— Неполнота и необоснованность исходных данных на проектирование, когда предпроектная подготовка объектов по сбору исходных данных никем не регламентирована и не контролируется.
— Отсутствие механизма материальной заинтересованности проектных и строительных организаций по внедрению ресурсосберегающих технологий и конструктивных решений (подобного противозатратному механизму).
— Разобщенность и отсутствие координации в работе проектных организаций, утративших контроль за своей деятельностью.
— Исключение из состава проекта паспортных показателей расхода по запроектированному объекту материальных и топливно-энергетических ресурсов.
— Отсутствие четко налаженной и доступной информированности юридических и физических субъектов хозяйствования о наличии проектной и строительной продукции, ее стоимостных показателях и технических характеристиках, ориентированных на различные уровни и требования потребителей.
— Отсутствие необходимого банка апробированных проектов-эталонов, в первую очередь жилых домов и других социально востребованных объектов.
— Не в полной мере использование органами государственного управления строительной и инвестиционной деятельностью и службами заказчика (на всех этапах проектирования) потенциала органов государственной вневедомственной экспертизы, сохраняющих высокую эффективность в работе с 1991 года, т.е. с момента их перевода на хозрасчет и самофинансирование, и получивших возможность привлекать к экспертной оценке необходимое количество (превышающее в 5-6 раз штатную численность) ученых и специалистов всех отраслей Республики Беларусь и других государств.
Большинству проектных организаций не достает молодого задора и энергии. Появились проблемы преемственности в проектных институтах. Стало меньше высококвалифицированных специалистов, способных завтра решать еще более сложные задачи строительной отрасли.
Чтобы объективнее и эффективнее были намечены меры на существенное повышение конкурентоспособности строительной продукции, в особенности жилья, необходимо вспомнить и сравнить те рычаги государственного регулирования качества проектной и строительной продукции, которыми располагало государство ранее и которые имеются в нашем распоряжении сегодня.
Ранее существовали следующие условия: стабильность цен, что позволяло более достоверно проводить сравнительный анализ предлагаемых проектных решений;
наличие типовых и повторно применяемых проектов и жестких условий их привязки (по стоимости);
жесткий регламент разработки и введения новых норм (когда не допускалось увеличение сметной стоимости строительства в результате их введения или являлось предметом рассмотрения на самом высоком уровне);
наличие территориальных, базовых и головных проектных организаций с жестким вертикальным соподчинением и управлением их деятельности со стороны Госстроя;
наличие утвержденных удельных показателей расхода основных строительных материалов и стоимостных показателей;
жесткие регулируемые цены на проектную и строительную продукцию;
централизованное и своевременное информационное обеспечение.
Сегодня отсутствие указанных условий увеличило риск необоснованного увеличения стоимости проектной и строительной продукции. Предложенные рычаги государственного регулирования качеством проектной и строительной продукции, такие как лицензирование, свободное ценообразование, экспертиза проектов только утверждаемой части строительного проекта, тендеры и другие требуют совершенствования.
Как может Главэкспертиза гарантировать достоверность сметной стоимости строительства и рекомендовать ее к утверждению по бюджетным и иным стройкам, ограничивая рассмотрение только части рабочей документации, состав которой не регламентирован. В любом случае не могут учитываться все условия строительства, влияющие на его стоимость.
По мнению органов экспертизы, необоснованно увеличивают стоимость строительства ограничения на применение тех или иных строительных материалов, изделий и оборудования, выпускаемых отечественными производителями согласно вновь введенных нормативных ограничений ( асбоцементных листов — по санитарно-гигиеническим соображениям, утеплителей — из-за противопожарных требований, оконных блоков — из-за необеспечения повышенного нормативного сопротивления теплопередачи независимо назначения и вида здания и т.д.).
Имеются противоречия в толковании отдельных вновь выпускаемых СНБ и действующих СНиП, что также влияет на стоимость строительства.
Необходимые предложения по этому вопросу изложены в сборнике Обобщенных результатов деятельности органов государственной вневедомственной экспертизы за 2000 год в разделе 3. Следует пересмотреть все ранее изданные и подготовленные приказы и письма с целью исключения фактов необоснованного (в условиях ограниченных бюджетных средств) увеличения сметной стоимости строительства. Органы Госэкспертизы готовы активно участвовать и внести необходимые предложения по данному вопросу.
Кроме того, следует как можно скорее апробировать предлагаемый к внедрению ресурсный метод расчета стоимости строительства с целью минимизации риска увеличения сметной стоимости строительства.
Что касается стоимости проектных работ, то надо помнить, что нельзя одновременно уменьшать стоимость проектных работ и повышать их эффективность (в особенности экономическую обоснованность) проектных решений.
Другое дело, что если мы перемножим все увеличивающие стоимость проектных работ коэффициенты, предусмотренные СНБ 1.03.02-98,то базовая стоимость проектных работ увеличивается в 6 раз. По-моему мнению, большую часть этих коэффициентов следует увязать с обеспечением качества строительства, включая вариантность проработки и детализацию конструктивных узлов и решений, влияющих на рациональность и экономическую обоснованность проектных решений и стимулирующих внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и продукции.
В свою очередь органы государственной вневедомственной экспертизы будут и в дальнейшем в тесном сотрудничестве с проектными организациями устранять допускаемые просчеты в разработанной проектно-сметной документации с тем, чтобы рекомендованные к утверждению проекты были востребованы требованиями экономии и рационального расходования материальных и финансовых средств.
В целях дальнейшего значительного снижения сметной стоимости строительства необходимо: разработать систему мер материального и морального стимулирования внедрения в разрабатываемых проектах ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и продукции (подобно противозатратному механизму).
С целью объективной, достоверной и сопоставимой оценки проектных решений в соответствии с приказами Минстройархитектуры Республики Беларусь от 22 ноября 2000 года №526 и от 1 февраля 2001 года №51 включать в состав проектов показатели расхода в целом — 1 м2, 1 м3 (по объекту и на единицу мощности или на единицу измерения) материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Уточнить действие СНБ 2.04.01-97 “Строительная теплотехника”, дифференцировав требования указанного нормативного документа с учетом технологических и технических особенностей проектируемых зданий.
Пересмотреть состав и размер лимитированных затрат и коэффициентов, а также других решений директивных органов и органов местной власти, повышающих сметную стоимость строительства.
Установить контроль за ценообразованием в строительстве, в особенности за обоснованностью методов расчета сметной стоимости строительства, не допуская необоснованного удорожания стоимости строительства.
Возложить на Главэкспертизу экспертную оценку издаваемых в республике нормативных национальных и ведомственных документов с целью обеспечения соответствия их действующим законодательным актам и директивным требованиям обеспечения их выполнения.
Для обеспечения конструктивной надежности и усиления режима экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов и финансовых средств необходимо подвергать обязательной государственной экспертизе, наряду с рассмотрением архитектурного проекта (при двухстадийном проектировании), и рабочую документацию (в пределах ранее утвержденных расценок), разрабатываемую в составе строительного проекта.
Всероссийское совещание экспертных органов (23–25 апреля т.г.) подтвердило аргумент о том, что следует организационно и структурно повысить роль и статус органов государственной вневедомственной экспертизы. Этот вывод приемлем и для Беларуси.
Проблема снижения сметной стоимости строительства, особенно жилых домов, является актуальной для России, поэтому дальнейшее сотрудничество со специалистами Российской Федерации будет способствовать скорейшему ее решению и в Республике Беларусь.
Эксперты Республики Беларусь делают все возможное, чтобы повысить оперативность и качество своей работы, добиться плодотворного сотрудничества с органами госнадзора и разработчиками и тем самым свести до минимума справедливую критику в свой адрес.
Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Проблему влияния на снижение стоимости строительства архитектурных, проектных, конструкторских и технологических решений рассмотрел на семинаре заместитель начальника Главэкспертизы при Минстройархитектуры Республики Беларусь Н.Н.Ястремский.
Он сообщил, что Главэкспертиза отмечает ресурсосберегающие проектные решения по восстановлению и новому строительству малых гидроэлектростанций, обеспечивающих выработку электричества, используя энергию малых рек и существующих водохранилищ.
Так, в 2000 году рассмотрены и рекомендованы к утверждению строительные проекты малых ГЭС:
— "Развитие малой энергетики на существующих водохозяйственных объектах ГК "Белмелиоводхоз" 2 этап. Разработка строительного проекта Дубровенской МГЭС" (разработчик — ГП "Белгипроводхоз");
— "Строительство каскада малых ГЭС "Обухово" на р.Котра Гродненского района (экспериментальное строительство)" (разработчик— НПМП "Водолей");
— "Восстановление Лепельской ГЭС Лепельского района Витебской области" (разработчик— НПО "Малая энергетика").
В сборнике Обобщенных результатов деятельности органов государственной вневедомственной экспертизы за 2000 год в разделе “Передовой опыт” отмечено около 80 таких прогрессивных проектных решений.
Гораздо больше примеров приведено по обеспечению снижения сметной стоимости строительства и предотвращению необоснованного перерасхода материальных, топливно-энергетических, сырьевых и природных ресурсов, выполненных по инициативе экспертов в процессе рассмотрения проектов.
Особенно тщательной экспертной оценки, во избежание значительных экономических потерь, требуют проекты ремонта.
Только Главэкспертизой, рассмотревшей 321 проект капитального ремонта из 4062, обеспечено снижение заявленной сметной стоимости по проектам капитального ремонта на 2,3 млрд руб. в текущих ценах.
Выступавший отметил, что любителям экономить на экспертизе инвестиционных проектов, особенно осуществляемых за счет бюджетных средств и нужно обратиться к практике западных государств, у которых мы учимся внедрению элементов рыночной экономики.
Сегодня органы государственной экспертизы следует оценивать не по уровню рентабельности их хозяйственной деятельности, а по тому экономическому эффекту, который они дают и еще гораздо больше могут дать в результате совершенствования своей работы.
Никто не располагает сегодня такой аналитической базой по качеству рассмотренных проектов, следовательно, и по состоянию проектно-сметного дела в республике, какой располагают органы государственной вневедомственной экспертизы.
Исходя из этого и понимая ту меру ответственности, которую несут Главэкспертиза и управления госэкспертизы при облисполкомах и Мингорисполкоме в создании конкурентоспособной проектной и строительной продукции, ежегодно тщательно анализируются итоги работы экспертов. Материалы анализа публикуются в ежегодно издаваемом Сборнике обобщенных результатов деятельности органов государственной вневедомственной экспертизы (последний вышел в 2000 году). В нем не только констатируются факты состояния дел, но и вносятся конкретные предложения по улучшению качества проектно-сметного дела. Сборник доводится до сведения всех заинтересованных организаций.
Вместе с тем эксперты не в состоянии заставить заинтересованные организации и должностных лиц ознакомиться с доступно изложенным материалом сборника, чтобы они могли знать состояние проектно-сметного дела в республике.
Анализ выявляет значительные резервы как в обеспечении требуемого качества разрабатываемых проектов, так и в предотвращении необоснованного увеличения сметной стоимости строительства, т.е. тех составляющих, которые определяют конкурентоспособность проектной и строительной продукции.
Далее выступающий остановился на некоторых проблемах проектных работ. Отсутствие регламентированного порядка выдачи исходных данных на проектирование ведет не только к затягиванию сроков проектирования, на что жалуются белорусские и западные инвесторы, но и в большинстве случаев приводит к необоснованному увеличению сметной стоимости строительства.
Не секрет, что исполкомы сегодня вправе определять размер затрат на развитие инфраструктуры, что не учитывает затраты, предусмотренные проектом согласно полученным техническим условиям на проектирование (перекладка инженерных коммуникаций, благоустройство территорий и т.д.).
По этой причине сметная стоимость строительства увеличивается гораздо более чем на 30 процентов, как это ограничивалось Условиями привязки проектов, утвержденными в свое время Госстроем СССР. Также парадоксально, но факт, что соблюдение норм и требований ведет к значительному удорожанию стоимости строительства и во многих случаях необоснованному.
Надо дифференцировать соблюдение повышенного сопротивления теплопередачи наружных стен в зависимости от технологических особенностей объекта и от его назначения. В особенности это касается объектов производственного назначения. Не следует расходовать бюджетные средства на ремонт жилых домов, а может и на реконструкцию за счет обязательной тепловой реабилитации наружных ограждающих конструкций, за исключением случаев, когда поступают жалобы на промерзание стен.
Эти работы выгодны подрядчику, а может быть и заказчику, но неоправданны в условиях, когда недостает средств на ремонт кровель, на устранение неисправностей инженерного оборудования и коммуникаций.
Немалую лепту в удорожание строительства вносят надзорные органы, в частности, государственного пожарного надзора (ГПН).
С 1 июля 2001 года вводятся в действие республиканские нормы СНБ 2.02.01-98* "Пожарных конструкций и материалов" взамен действующего СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы".
Анализ показывает, что введение указанного документа в действие повлечет за собой удорожание строительства до 5–20%, а также изменение технологии и переоборудования ряда предприятий стройиндустрии за счет ничем не обоснованного увеличения требуемых пределов огнестойкости основных строительных конструкций.
То есть наряду с оснащением материальной базы пожарной службы происходит планомерное увеличение затрат на пассивную пожарную защиту.
Главэкспертиза не раз предлагала в ежегодно издаваемых Обобщенных результатов деятельности органов государственной вневедомственной экспертизы проводить экспертизу намечаемых к утверждению ведомственных норм и правил, что позволяло бы избегать противоречий с требованиями закона и, наоборот, способствовало бы их скорейшему внедрению.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что основными причинами многочисленных ошибок и просчетов, допускаемых в разрабатываемых проектах, а также недостаточного внедрения в проектах ресурсосберегающих технологий и конструктивных решений являются:
— Недостаточная квалификация специалистов-проектировщиков из-за несоблюдения специализации проектных организаций, утраченной в конце 80-х годов как следствие уменьшения объемов строительства.
— Отсутствие надлежащего внутреннего контроля за качеством
проектирования, за соблюдением в разрабатываемых проектах действующих национальных и ведомственных нормативных документов и требований.
— Отсутствие вариантных проектных проработок из-за недостаточности средств на проектирование. В отличие от прежних лет, когда строительство осуществлялось в основном по типовым и повторно применяемым проектам, в настоящее время, как правило, ведется разработка индивидуальных проектов.
— Несовершенство и противоречивость нормативных документов, не
адаптированных к требованиям нынешнего экономического развития.
— Несвоевременность и несовершенство информационного обеспечения по всем вопросам строительной деятельности.
— Несовершенство и неапробированность сметно-нормативной базы.
— Несовершенство и неприменение в полной мере действующего механизма лицензирования проектной деятельности.
— Неполнота и необоснованность исходных данных на проектирование, когда предпроектная подготовка объектов по сбору исходных данных никем не регламентирована и не контролируется.
— Отсутствие механизма материальной заинтересованности проектных и строительных организаций по внедрению ресурсосберегающих технологий и конструктивных решений (подобного противозатратному механизму).
— Разобщенность и отсутствие координации в работе проектных организаций, утративших контроль за своей деятельностью.
— Исключение из состава проекта паспортных показателей расхода по запроектированному объекту материальных и топливно-энергетических ресурсов.
— Отсутствие четко налаженной и доступной информированности юридических и физических субъектов хозяйствования о наличии проектной и строительной продукции, ее стоимостных показателях и технических характеристиках, ориентированных на различные уровни и требования потребителей.
— Отсутствие необходимого банка апробированных проектов-эталонов, в первую очередь жилых домов и других социально востребованных объектов.
— Не в полной мере использование органами государственного управления строительной и инвестиционной деятельностью и службами заказчика (на всех этапах проектирования) потенциала органов государственной вневедомственной экспертизы, сохраняющих высокую эффективность в работе с 1991 года, т.е. с момента их перевода на хозрасчет и самофинансирование, и получивших возможность привлекать к экспертной оценке необходимое количество (превышающее в 5-6 раз штатную численность) ученых и специалистов всех отраслей Республики Беларусь и других государств.
Большинству проектных организаций не достает молодого задора и энергии. Появились проблемы преемственности в проектных институтах. Стало меньше высококвалифицированных специалистов, способных завтра решать еще более сложные задачи строительной отрасли.
Чтобы объективнее и эффективнее были намечены меры на существенное повышение конкурентоспособности строительной продукции, в особенности жилья, необходимо вспомнить и сравнить те рычаги государственного регулирования качества проектной и строительной продукции, которыми располагало государство ранее и которые имеются в нашем распоряжении сегодня.
Ранее существовали следующие условия: стабильность цен, что позволяло более достоверно проводить сравнительный анализ предлагаемых проектных решений;
наличие типовых и повторно применяемых проектов и жестких условий их привязки (по стоимости);
жесткий регламент разработки и введения новых норм (когда не допускалось увеличение сметной стоимости строительства в результате их введения или являлось предметом рассмотрения на самом высоком уровне);
наличие территориальных, базовых и головных проектных организаций с жестким вертикальным соподчинением и управлением их деятельности со стороны Госстроя;
наличие утвержденных удельных показателей расхода основных строительных материалов и стоимостных показателей;
жесткие регулируемые цены на проектную и строительную продукцию;
централизованное и своевременное информационное обеспечение.
Сегодня отсутствие указанных условий увеличило риск необоснованного увеличения стоимости проектной и строительной продукции. Предложенные рычаги государственного регулирования качеством проектной и строительной продукции, такие как лицензирование, свободное ценообразование, экспертиза проектов только утверждаемой части строительного проекта, тендеры и другие требуют совершенствования.
Как может Главэкспертиза гарантировать достоверность сметной стоимости строительства и рекомендовать ее к утверждению по бюджетным и иным стройкам, ограничивая рассмотрение только части рабочей документации, состав которой не регламентирован. В любом случае не могут учитываться все условия строительства, влияющие на его стоимость.
По мнению органов экспертизы, необоснованно увеличивают стоимость строительства ограничения на применение тех или иных строительных материалов, изделий и оборудования, выпускаемых отечественными производителями согласно вновь введенных нормативных ограничений ( асбоцементных листов — по санитарно-гигиеническим соображениям, утеплителей — из-за противопожарных требований, оконных блоков — из-за необеспечения повышенного нормативного сопротивления теплопередачи независимо назначения и вида здания и т.д.).
Имеются противоречия в толковании отдельных вновь выпускаемых СНБ и действующих СНиП, что также влияет на стоимость строительства.
Необходимые предложения по этому вопросу изложены в сборнике Обобщенных результатов деятельности органов государственной вневедомственной экспертизы за 2000 год в разделе 3. Следует пересмотреть все ранее изданные и подготовленные приказы и письма с целью исключения фактов необоснованного (в условиях ограниченных бюджетных средств) увеличения сметной стоимости строительства. Органы Госэкспертизы готовы активно участвовать и внести необходимые предложения по данному вопросу.
Кроме того, следует как можно скорее апробировать предлагаемый к внедрению ресурсный метод расчета стоимости строительства с целью минимизации риска увеличения сметной стоимости строительства.
Что касается стоимости проектных работ, то надо помнить, что нельзя одновременно уменьшать стоимость проектных работ и повышать их эффективность (в особенности экономическую обоснованность) проектных решений.
Другое дело, что если мы перемножим все увеличивающие стоимость проектных работ коэффициенты, предусмотренные СНБ 1.03.02-98,то базовая стоимость проектных работ увеличивается в 6 раз. По-моему мнению, большую часть этих коэффициентов следует увязать с обеспечением качества строительства, включая вариантность проработки и детализацию конструктивных узлов и решений, влияющих на рациональность и экономическую обоснованность проектных решений и стимулирующих внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и продукции.
В свою очередь органы государственной вневедомственной экспертизы будут и в дальнейшем в тесном сотрудничестве с проектными организациями устранять допускаемые просчеты в разработанной проектно-сметной документации с тем, чтобы рекомендованные к утверждению проекты были востребованы требованиями экономии и рационального расходования материальных и финансовых средств.
В целях дальнейшего значительного снижения сметной стоимости строительства необходимо: разработать систему мер материального и морального стимулирования внедрения в разрабатываемых проектах ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и продукции (подобно противозатратному механизму).
С целью объективной, достоверной и сопоставимой оценки проектных решений в соответствии с приказами Минстройархитектуры Республики Беларусь от 22 ноября 2000 года №526 и от 1 февраля 2001 года №51 включать в состав проектов показатели расхода в целом — 1 м2, 1 м3 (по объекту и на единицу мощности или на единицу измерения) материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Уточнить действие СНБ 2.04.01-97 “Строительная теплотехника”, дифференцировав требования указанного нормативного документа с учетом технологических и технических особенностей проектируемых зданий.
Пересмотреть состав и размер лимитированных затрат и коэффициентов, а также других решений директивных органов и органов местной власти, повышающих сметную стоимость строительства.
Установить контроль за ценообразованием в строительстве, в особенности за обоснованностью методов расчета сметной стоимости строительства, не допуская необоснованного удорожания стоимости строительства.
Возложить на Главэкспертизу экспертную оценку издаваемых в республике нормативных национальных и ведомственных документов с целью обеспечения соответствия их действующим законодательным актам и директивным требованиям обеспечения их выполнения.
Для обеспечения конструктивной надежности и усиления режима экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов и финансовых средств необходимо подвергать обязательной государственной экспертизе, наряду с рассмотрением архитектурного проекта (при двухстадийном проектировании), и рабочую документацию (в пределах ранее утвержденных расценок), разрабатываемую в составе строительного проекта.
Всероссийское совещание экспертных органов (23–25 апреля т.г.) подтвердило аргумент о том, что следует организационно и структурно повысить роль и статус органов государственной вневедомственной экспертизы. Этот вывод приемлем и для Беларуси.
Проблема снижения сметной стоимости строительства, особенно жилых домов, является актуальной для России, поэтому дальнейшее сотрудничество со специалистами Российской Федерации будет способствовать скорейшему ее решению и в Республике Беларусь.
Эксперты Республики Беларусь делают все возможное, чтобы повысить оперативность и качество своей работы, добиться плодотворного сотрудничества с органами госнадзора и разработчиками и тем самым свести до минимума справедливую критику в свой адрес.
Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2001 год в рубрике выставки