Об очередности на получение жилых помещений

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
На практике иногда смешиваются понятия “учет”, “очередь”, “очередность”. В связи с этим необходимо отметить, что “очередность” наряду с “учетом” является самостоятельной категорией в жилищном законодательстве.
Очередность при предоставлении гражданам жилых помещений устанавливается в целях справедливого распределения жилья. При этом, в соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Республики Беларусь, общественный контроль за установлением очередности на получение жилых помещений должен осуществляться специальными общественными комиссиями, созданными при местных исполнительных и распорядительных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов.
Ранее в жилищном законодательстве выделялись категории граждан, которым жилье предоставлялось вне очереди и в первую очередь. С введением в действие нового Жилищного кодекса (с 1.07.1999 г.) право на внеочередное получение жилых помещений получили отдельные категории граждан, из числа тех, кому в соответствии со ст. 12 ЖК РБ должны предоставляться жилые помещения социального пользования. К этой категории относятся больные активной формой туберкулеза, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находившиеся в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей), либо на обучении в высшем, среднем специальном, профессионально-техническом учебном заведении, на службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли. Законодательными актами Республики Беларусь могут быть определены и иные случаи предоставления гражданам вне очереди жилых помещений социального пользования. В то же время предоставление гражданам жилых помещений в первоочередном порядке Жилищным кодексом не предусмотрено.
Для государственных предприятий, учреждений, организаций, имеющих жилищный фонд и осуществляющих жилищное строительство, порядок предоставления жилых помещений своим работникам устанавливается в соответствии с
Жилищным кодексом и коллективными договорами. При заключении коллективных договоров могут быть, в частности, предусмотрены как льготные основания принятия работников на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и порядок предоставления им жилых помещений, включая и установление либо перенос очередности.
Очередность на получение жилого помещения по месту работы совместным решением администрации и профкома может быть перенесена, как это было и ранее, на более поздние сроки злостным нарушителям трудовой дисциплины, лицам, к которым в течение года неоднократно применялись меры административного взыскания или общественного воздействия за пьянство, совершившим мелкое хищение государственного или общественного имущества, либо мелкое хулиганство, а также осужденным за совершение преступления. В решении о перенесении гражданам очередности на получение жилого помещения указываются мотивы и срок, на который переносится очередность.
Законодательством не определен перечень случаев злостного нарушения трудовой дисциплины. В каждом конкретном случае этот вопрос решается администрацией совместно с профсоюзным комитетом с учетом мнения трудового коллектива. Иногда очередность не переносится, если в семье лица, совершившего правонарушение или антиобщественный поступок, имеются малолетние дети или больные либо если семья проживает в крайне тяжелых жилищных условиях.
Очередность может быть перенесена и гражданам в связи с безосновательным отказом от получения жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и размеру. Безосновательным считается отказ от получения жилого помещения по мотиву отдаленности его расположения от центра города, размещения на менее удобном этаже, отсутствия балкона и т.п.
На практике отступления от принципа очередности при предоставлении жилья иногда имеют место в связи с отсутствием жилых помещений необходимого размера. Так, если первой на очереди состоит семья из 5-6 человек, а предприятие в текущем году построило (или имеет в наличии) только двухкомнатные и однокомнатные квартиры, то они предоставляются другим семьям, состоящим на очереди вторыми, третьими и т.д. Во избежание подобных случаев исполкомы местных Советов депутатов, являющиеся традиционно и сейчас основными заказчиками при долевом строительстве, при выделении предприятиям и организациям жилья должны учитывать их потребность в квартирах того или иного типа. Кроме того, при отсутствии квартир необходимых типов по решению администрации и профсоюзного комитета, с ведома исполкома местного Совета депутатов, допустим взаимообразный обмен квартирами между предприятиями, организациями, находящимися в данном населенном пункте.
Вопросы, связанные с определением очередности предоставления жилых помещений могут возникать и при заключении контрактов с работниками. Пунктом 11 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками (утверждено постановлением Совета Министров №1476 от 25.09.1999 г.) определено, что стороны могут предусмотреть в контракте дополнительные по сравнению с законодательством социально-бытовые льготы и гарантии для работника. Эти льготы могут касаться сроков предоставления жилья или оказания материальной помощи для приобретения жилья в собственность и т.д.
Вместе с тем наличие записи в контракте о предоставлении такой льготы не освобождает администрацию предприятия и профсоюзный комитет от включения соответствующих мер, обеспечивающих реализацию этой льготы, в коллективный договор.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 2001 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость