Как избегать пожаров и аварийных чрезвычайных ситуаций
Пресс-конференция, посвященная Дню пожарной службы Беларуси, состоялась 25 июля в пресс-центре Мингорисполкома. В ней принял участие начальник Минского городского управления МЧС Беларуси и начальник штаба ГО Минска полковник внутренней службы Валентин Карпицкий. Он напомнил собравшимся, что именно в этот день в 1853 г. по высочайшему повелению в Минске была создана первая пожарная команда на профессиональной основе.
Анализ работы столичной службы МЧС за первое полугодие 2001 г. показывает, что комплекс мероприятий, запланированный и проведенный в этот период, позволил повлиять на обстановку в городе, создать условия для успешной ликвидации пожаров и чрезвычайных аварийных ситуаций.
В течение полугодия количество пожаров в Минске уменьшилось на 16% (всего за это время произошло 669 пожаров). Тем не менее тревожной является тенденция роста числа погибших (43 человека, то есть ровно столько, сколько за весь 2000 г.). Растет данный показатель и по стране в целом. Причиной почти 80% пожаров, приведших к гибели людей, было употребление спиртных напитков. Более 65% пожаров (442 случая) произошло в жилом секторе.
Немало случаев возгорания связано с эксплуатацией бытовых электроприборов. Чем старше такой прибор, тем больше он порождает проблем, связанных с возгораниями. К сожалению, сегодня никто не знает, сколько выпущенных несколько десятилетий назад холодильников и телевизоров перевезено на дачи и в деревенские дома.
Уменьшению количества пожаров сопутствовало увеличение аварийных чрезвычайных ситуаций. За полугодие их пришлось ликвидировать 374 раза. В том числе на промпредприятиях - 5, транспорте - 30, в жилых и общественных зданиях - 252, на других объектах - 87 раз. Утечка сильнодействующих ядовитых веществ имела место 48 раз, легковоспламеняемых и горючих жидкостей - 1 раз, газа - 3 раза. Системы теплоснабжения повреждались 2 раза. Водолазные работы приходилось выполнять 10 раз, откачивать воду 14 раз.
Нужно сказать, что ряд подтоплений, вызвавших необходимость откачки воды из подвалов, связан с июльскими грозами. Имели место и поваленные деревья, и поврежденные участки электросетей, и пожары, возникшие в частном секторе вследствие грозовых разрядов.
Значителен объем работ по удалению с различных объектов ртути и последующей ее демеркуризации - таких случаев было 45. В настоящее время Мингорисполкомом и МЧС разрабатывается ряд документов, которые должны помочь действовать в каждом из таких случаев более успешно.
С этого года подразделения ГО являются подразделениями МЧС, и служба ЧС выполняет все функции ГО.
В лучшую сторону изменилась ситуация с техническим оснащением подразделений МЧС. Износ парка техники в последние годы стал представлять достаточно серьезную проблему. Пробег более 60% всей техники превысил все нормативные сроки. И вот в 2001 г. в результате совместной работы Мингорисполкома и МЧС в Минске появилось 10 автомобилей быстрого реагирования.
Эти автомобили, которые на базе "Газелей" по техническому заданию МЧС изготовил "Белкоммунмаш", используют новую технологию тушения. Установленные на них насосы высокого давления производства Австрии развивают давление, равное 100 атмосферам. Небольшим количеством тонкораспыленной воды пожары ликвидируются в начальной стадии. Кроме того, эти автомобили более маневренны и, будучи укомплектованы аварийно-спасательным оборудованием, позволяют решать задачи, связанные с ликвидацией целого ряда аварийных чрезвычайных ситуаций. Поэтому спектр различных услуг, которые могут оказывать подразделения МЧС, расширился.
Тем не менее укомплектованность этих машин не полная, и сегодня в Польше по заказу МЧС Беларуси на базе МАЗ изготавливается аварийно-спасательный автомобиль. Планируется, что уже в августе 2001 г. машина будет на вооружении службы, что частично разрешит технические проблемы, возникающие при ликвидации аварийных ЧС. Автомобиль комплектуется аварийно-спасательным оборудованием производства многих фирм, в том числе дальнего зарубежья, позволяющим выполнять ряд специфических работ. Это и подъемное оборудование, и средства спасания на водах, и средства для работы с химически опасными веществами. Можно будет осветить место выполнения работ с помощью автономного источника энергоснабжения, сами же работы смогут выполняться с помощью электро- и гидропривода (основы работы специальных разжимов). Уложить специальный бандаж для устранения течи цистерны автомобиля, перевозящего легковоспламеняющиеся либо горючие жидкости, железнодорожной цистерны в любом случае бывает надежнее использования обычного пластыря, поэтому данная технология включает целый ряд операций. Данный спецавтомобиль позволит бойцам МЧС все чаще обходиться без традиционных лома, кирки, топора и кувалды.
Сегодня выпуск многих наименований аварийно-спасательного оборудования в Беларуси не освоен. Много оборудования на вооружение МЧС Беларуси поступает из Германии, однако и в Беларуси имеется немало соответствующих разработок.
Результатом тесного сотрудничества ГУ МЧС и Мингорисполкома являются три решения, принятые по острым вопросам и касающиеся обеспечения безопасности города. Управлением внесено еще 4 предложения, которые реализуются сегодня.
Одной из острых проблем сегодняшнего дня являются столичные здания повышенной этажности. Проблема эта не нова и решается на протяжении уже многих лет.
В Минске 859 зданий повышенной этажности, из которых 713 оборудовано установками противодымной защиты. В составе этих установок эксплуатируется 1414 систем. К сожалению, 249 из этих систем (или 17,6%) неисправно. На начало года данный показатель составлял 24,8%. Благодаря постоянной последовательной работе с ГП УЖХ приняты конкретные графики ремонта, в результате в 2001 г. было отремонтировано 98 систем. Данная работа требует значительных трудовых и финансовых затрат, но она должна выполняться - здания повышенной этажности должны быть надежно защищены. Любая чрезвычайная ситуация в таком здании грозит трагедией.
Зарубежная практика строительства и эксплуатации высотных зданий позволила выработать такие технические решения, как предусматривание спецэтажей, попав на которые, спасающиеся от огня люди могут в течение суток находиться в абсолютной безопасности. Мероприятия, связанные с автономным жизнеобеспечением, достаточно дороги, и в отечественной практике пока не используются.
В Москве используется вертолетная служба спасения; в настоящее время ведутся проработки, имеющие целью внедрение таковой в Беларуси.
Горуправление МЧС постоянно ставит вопрос приобретения автомобильной пожарной лестницы с подъемом более 30 м для работы на больших высотах. Имеющиеся сегодня в распоряжении лестницы в основном позволяют работать на зданиях высотой до 9 этажей. Обе же высотные лестницы значительно изношены - одна эксплуатируется с 1979 г., вторая - с 1990 г. Однако есть надежда, что в 2002 г. необходимое оборудование будет приобретено за счет средств Мингорисполкома.
Также за счет средств Мингорисполкома по улице Космонавтов строится пожарное депо, которое будет обслуживать минский микрорайон Малиновка (заказчик - УКС Мингорисполкома, подрядчик - СУ-94 стройтреста №1). Нужно сказать, что по существующим нормам в городе должно быть столько и так расположенных пождепо, чтобы радиус выезда каждого из них не превышал 2,5 км. Здание пожарно-аварийно-спасательной части будет введено в эксплуатацию в самое ближайшее время.
Поскольку есть проблемы финансирования, поэтому сегодня перед службой стоит задача развития платных услуг. Помимо того, что, изыскивая дополнительные источники финансирования службы, ее сотрудники своими силами изготавливают оборудование и вещевое имущество, они помогают руководителям предприятий обучать свой персонал. В прежние годы не было, как сегодня, такого множества небольших частных фирм, выполняющих различные пожароопасные (например, сварочные или кровельные) работы. В свое время стройтрестами организовывались специальные курсы, на которых работников обучали соответствующим навыкам. Теперь тому или иному небольшому предприятию чаще всего не под силу организовать качественную подготовку. Тут-то свои услуги и предлагают специалисты МЧС.
Еще одна из проблем состоит в том, что численность персонала подразделений МЧС не увеличилась, число же проблем, с которыми обращаются в службу, значительно возросло. Появилось очень много новых функций. Служба решает первоначальные задачи, связанные со спасением людей и ликвидацией ЧС. Однако в городе есть 19 аварийных служб, имеющих свою специфику. Каждая из них должна выполнять свои функции. Координация этой деятельности сегодня возложена на Комиссию по ЧС Мингорисполкома, которую возглавляет зампредседателя исполкома, горуправление же МЧС является рабочим органом этой комиссии. Вышеназванные службы устраняют большое количество аварийных ситуаций, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Бытовое представление, состоящее в том, что все проблемы должно брать на себя МЧС скорее всего неверно. Служба МЧС не отказывается выполнять связанные с их решением задания, принимает все сигналы, составляет инструкции взаимодействия и привлекает нужные службы из числа упомянутых девятнадцати.
В настоящее время МЧС Беларуси заключило ряд соглашений о сотрудничестве, которое включает обмен делегациями (направленный на обмен опытом) с зарубежными странами, в числе которых можно назвать Латвию, Польшу и Швейцарию. Не так давно швейцарская делегация, побывавшая в Беларуси, изучила местные проблемы, в итоге планируется серьезная (правда, адресованная по большей части сельской местности) помощь в области защиты от пожаров и сведения к минимуму гибели людей. (В самой Швейцарии пожаров бывает не меньше, чем в Беларуси, людей же гибнет значительно меньше; то же самое имеет место и в Польше.)Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Анализ работы столичной службы МЧС за первое полугодие 2001 г. показывает, что комплекс мероприятий, запланированный и проведенный в этот период, позволил повлиять на обстановку в городе, создать условия для успешной ликвидации пожаров и чрезвычайных аварийных ситуаций.
В течение полугодия количество пожаров в Минске уменьшилось на 16% (всего за это время произошло 669 пожаров). Тем не менее тревожной является тенденция роста числа погибших (43 человека, то есть ровно столько, сколько за весь 2000 г.). Растет данный показатель и по стране в целом. Причиной почти 80% пожаров, приведших к гибели людей, было употребление спиртных напитков. Более 65% пожаров (442 случая) произошло в жилом секторе.
Немало случаев возгорания связано с эксплуатацией бытовых электроприборов. Чем старше такой прибор, тем больше он порождает проблем, связанных с возгораниями. К сожалению, сегодня никто не знает, сколько выпущенных несколько десятилетий назад холодильников и телевизоров перевезено на дачи и в деревенские дома.
Уменьшению количества пожаров сопутствовало увеличение аварийных чрезвычайных ситуаций. За полугодие их пришлось ликвидировать 374 раза. В том числе на промпредприятиях - 5, транспорте - 30, в жилых и общественных зданиях - 252, на других объектах - 87 раз. Утечка сильнодействующих ядовитых веществ имела место 48 раз, легковоспламеняемых и горючих жидкостей - 1 раз, газа - 3 раза. Системы теплоснабжения повреждались 2 раза. Водолазные работы приходилось выполнять 10 раз, откачивать воду 14 раз.
Нужно сказать, что ряд подтоплений, вызвавших необходимость откачки воды из подвалов, связан с июльскими грозами. Имели место и поваленные деревья, и поврежденные участки электросетей, и пожары, возникшие в частном секторе вследствие грозовых разрядов.
Значителен объем работ по удалению с различных объектов ртути и последующей ее демеркуризации - таких случаев было 45. В настоящее время Мингорисполкомом и МЧС разрабатывается ряд документов, которые должны помочь действовать в каждом из таких случаев более успешно.
С этого года подразделения ГО являются подразделениями МЧС, и служба ЧС выполняет все функции ГО.
В лучшую сторону изменилась ситуация с техническим оснащением подразделений МЧС. Износ парка техники в последние годы стал представлять достаточно серьезную проблему. Пробег более 60% всей техники превысил все нормативные сроки. И вот в 2001 г. в результате совместной работы Мингорисполкома и МЧС в Минске появилось 10 автомобилей быстрого реагирования.
Эти автомобили, которые на базе "Газелей" по техническому заданию МЧС изготовил "Белкоммунмаш", используют новую технологию тушения. Установленные на них насосы высокого давления производства Австрии развивают давление, равное 100 атмосферам. Небольшим количеством тонкораспыленной воды пожары ликвидируются в начальной стадии. Кроме того, эти автомобили более маневренны и, будучи укомплектованы аварийно-спасательным оборудованием, позволяют решать задачи, связанные с ликвидацией целого ряда аварийных чрезвычайных ситуаций. Поэтому спектр различных услуг, которые могут оказывать подразделения МЧС, расширился.
Тем не менее укомплектованность этих машин не полная, и сегодня в Польше по заказу МЧС Беларуси на базе МАЗ изготавливается аварийно-спасательный автомобиль. Планируется, что уже в августе 2001 г. машина будет на вооружении службы, что частично разрешит технические проблемы, возникающие при ликвидации аварийных ЧС. Автомобиль комплектуется аварийно-спасательным оборудованием производства многих фирм, в том числе дальнего зарубежья, позволяющим выполнять ряд специфических работ. Это и подъемное оборудование, и средства спасания на водах, и средства для работы с химически опасными веществами. Можно будет осветить место выполнения работ с помощью автономного источника энергоснабжения, сами же работы смогут выполняться с помощью электро- и гидропривода (основы работы специальных разжимов). Уложить специальный бандаж для устранения течи цистерны автомобиля, перевозящего легковоспламеняющиеся либо горючие жидкости, железнодорожной цистерны в любом случае бывает надежнее использования обычного пластыря, поэтому данная технология включает целый ряд операций. Данный спецавтомобиль позволит бойцам МЧС все чаще обходиться без традиционных лома, кирки, топора и кувалды.
Сегодня выпуск многих наименований аварийно-спасательного оборудования в Беларуси не освоен. Много оборудования на вооружение МЧС Беларуси поступает из Германии, однако и в Беларуси имеется немало соответствующих разработок.
Результатом тесного сотрудничества ГУ МЧС и Мингорисполкома являются три решения, принятые по острым вопросам и касающиеся обеспечения безопасности города. Управлением внесено еще 4 предложения, которые реализуются сегодня.
Одной из острых проблем сегодняшнего дня являются столичные здания повышенной этажности. Проблема эта не нова и решается на протяжении уже многих лет.
В Минске 859 зданий повышенной этажности, из которых 713 оборудовано установками противодымной защиты. В составе этих установок эксплуатируется 1414 систем. К сожалению, 249 из этих систем (или 17,6%) неисправно. На начало года данный показатель составлял 24,8%. Благодаря постоянной последовательной работе с ГП УЖХ приняты конкретные графики ремонта, в результате в 2001 г. было отремонтировано 98 систем. Данная работа требует значительных трудовых и финансовых затрат, но она должна выполняться - здания повышенной этажности должны быть надежно защищены. Любая чрезвычайная ситуация в таком здании грозит трагедией.
Зарубежная практика строительства и эксплуатации высотных зданий позволила выработать такие технические решения, как предусматривание спецэтажей, попав на которые, спасающиеся от огня люди могут в течение суток находиться в абсолютной безопасности. Мероприятия, связанные с автономным жизнеобеспечением, достаточно дороги, и в отечественной практике пока не используются.
В Москве используется вертолетная служба спасения; в настоящее время ведутся проработки, имеющие целью внедрение таковой в Беларуси.
Горуправление МЧС постоянно ставит вопрос приобретения автомобильной пожарной лестницы с подъемом более 30 м для работы на больших высотах. Имеющиеся сегодня в распоряжении лестницы в основном позволяют работать на зданиях высотой до 9 этажей. Обе же высотные лестницы значительно изношены - одна эксплуатируется с 1979 г., вторая - с 1990 г. Однако есть надежда, что в 2002 г. необходимое оборудование будет приобретено за счет средств Мингорисполкома.
Также за счет средств Мингорисполкома по улице Космонавтов строится пожарное депо, которое будет обслуживать минский микрорайон Малиновка (заказчик - УКС Мингорисполкома, подрядчик - СУ-94 стройтреста №1). Нужно сказать, что по существующим нормам в городе должно быть столько и так расположенных пождепо, чтобы радиус выезда каждого из них не превышал 2,5 км. Здание пожарно-аварийно-спасательной части будет введено в эксплуатацию в самое ближайшее время.
Поскольку есть проблемы финансирования, поэтому сегодня перед службой стоит задача развития платных услуг. Помимо того, что, изыскивая дополнительные источники финансирования службы, ее сотрудники своими силами изготавливают оборудование и вещевое имущество, они помогают руководителям предприятий обучать свой персонал. В прежние годы не было, как сегодня, такого множества небольших частных фирм, выполняющих различные пожароопасные (например, сварочные или кровельные) работы. В свое время стройтрестами организовывались специальные курсы, на которых работников обучали соответствующим навыкам. Теперь тому или иному небольшому предприятию чаще всего не под силу организовать качественную подготовку. Тут-то свои услуги и предлагают специалисты МЧС.
Еще одна из проблем состоит в том, что численность персонала подразделений МЧС не увеличилась, число же проблем, с которыми обращаются в службу, значительно возросло. Появилось очень много новых функций. Служба решает первоначальные задачи, связанные со спасением людей и ликвидацией ЧС. Однако в городе есть 19 аварийных служб, имеющих свою специфику. Каждая из них должна выполнять свои функции. Координация этой деятельности сегодня возложена на Комиссию по ЧС Мингорисполкома, которую возглавляет зампредседателя исполкома, горуправление же МЧС является рабочим органом этой комиссии. Вышеназванные службы устраняют большое количество аварийных ситуаций, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Бытовое представление, состоящее в том, что все проблемы должно брать на себя МЧС скорее всего неверно. Служба МЧС не отказывается выполнять связанные с их решением задания, принимает все сигналы, составляет инструкции взаимодействия и привлекает нужные службы из числа упомянутых девятнадцати.
В настоящее время МЧС Беларуси заключило ряд соглашений о сотрудничестве, которое включает обмен делегациями (направленный на обмен опытом) с зарубежными странами, в числе которых можно назвать Латвию, Польшу и Швейцарию. Не так давно швейцарская делегация, побывавшая в Беларуси, изучила местные проблемы, в итоге планируется серьезная (правда, адресованная по большей части сельской местности) помощь в области защиты от пожаров и сведения к минимуму гибели людей. (В самой Швейцарии пожаров бывает не меньше, чем в Беларуси, людей же гибнет значительно меньше; то же самое имеет место и в Польше.)Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2001 год в рубрике реконструкция