О снижении стоимости строительства без ухудшения его качества

Расширенное заседание коллегии Министерства архитектуры и строительства Беларуси, посвященное итогам работы строительной отрасли страны за первое полугодие 2001 г. и решению задач, связанных со снижением стоимости строительства жилья, состоялось 26 июля 2001 г.

В целом по республике по всем формам собственности и источникам финансирования введено в эксплуатацию 1,398 млн м 2 общей площади жилых домов, или 46,6% годового задания при прогнозном задании 40%.

В сельской местности введено 440,8 тыс. м 2, или 49% годового объема. Задание первого полугодия по жилищному строительству выполнили все области.

Больше всего жилья введено в Минске (270 тыс. м 2), в Минской и Брестской областях (соответственно 238 и 229 тыс. м 2). По вводу жилья в сельской местности лучшие показатели также принадлежат Брестской и Минской областям, отстают Витебская и Могилевская области.

Объем строительно-монтажных работ возрос на 102,2%, производительность труда - на 106,3% при прогнозном задании 103%.

Основной рост объемов работ в строительстве обеспечен за счет роста производительности труда, при этом численность работающих снизилась на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Подведомственными министерству предприятиями промышленности строительных материалов и конструкций за первое полугодие 2001 г. произведено товарной продукции на 239 млрд рублей. Темп роста составил 109% при задании 102-103%.

Достигнут существенный прирост экспорта промышленной продукции, который составил $60,5 млн, или 132% объема экспорта за соответствующий период прошлого года.

Рядом предприятий страны, в частности, акционерными обществами "Брестский комбинат стройматериалов", "Керамин", "Гомельстекло", обеспечено выполнение прогнозных показателей, в том числе наращивание выпуска и реализации на внутреннем и внешнем рынке пользующихся спросом строительных материалов. Наиболее востребованы на внутреннем рынке такие современные качественные материалы и конструкции, как теплоизоляционные плиты, минеральная вата и изделия из нее, гипс и гипсокартонные листы, цемент, железобетонные шпа-лы, асбестоцементные трубы, металлопрофиль, полированное и узорчатое стекло, а также керамическая плитка для пола и внутренней отделки.

Положительные результаты работы ведущих предприятий позволили промышленности отрасли в целом выполнить установленные экономические параметры. Так, производительность труда в промышленности составила 112,3% при задании 102-103%, достигнутый показатель энергосбережения - 13,6% при задании 7-8%.

Вместе с тем в условиях снижения инвестиционного и платежеспособного спроса многие предприятия и строительные организации снизили объемы выпуска и реализации продукции, работ, услуг. Падает спрос на внутреннем и внешнем рынках на некоторые строительные материалы и изделия. По этим причинам отдельные экономические показатели не выполняются. Так, рентабельность продукции в целом по министерству составила за 5 месяцев 4,5% при прогнозе 7,5%, в том числе в строительстве - 6,8% и промышленности - только 2,1%. Если в строительстве удельный вес убыточных организаций снизился на 16,7%, то в промышленности этот показатель вырос на 8,5% и достиг 50,9% общего числа предприятий. Чтобы выполнить установленное жилищной программой задание на 2001 г. в объеме 3 млн м 2 жилья, необходимо резко ускорить темпы работ, особенно на объектах, вводимых в III и IV кварталах.

Местными исполнительными и распорядительными органами совместно с заказчиками принимаются меры по дополнительному привлечению на строительство жилья внебюджетных источников финансирования с целью обеспечения ритмичности строительного процесса, ускорения закупки и поставки строительных материалов и оборудования в соответствии с намеченными графиками и объемами работ, а также осуществления своевременных расчетов за выполненные работы.

Для выполнения поручений руководства страны по снижению стоимости жилищного строительства разработан план мероприятий, создана центральная рабочая группа в составе министра архитектуры и строительства Беларуси, его заместителей и начальников главных управлений. На заместителей министра возлагаются также функции руководства созданными совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом рабочими группами по областям и Минску.

Каковы конкретные шаги, направленные на снижение стоимости жилищного строительства и намеченные к осуществлению?

Стоимость строительства, его ресурсоемкость во многом зависят от технического и экономического обоснования проекта, качества и рациональности проектных решений, а также сроков продолжительности строительства. Основным показателем при оценке стоимости проектно-изыскательских ра-бот станет критерий экономической эффективности, то есть достигнутый уровень снижения стоимости потребительской единицы строительной продукции (квартиры или одного квадратного метра жилья) в сравнении с утвержденным нормативом предельной стоимости для данного типа жилья.

Сдерживающим фактором роста стоимости жилья станет обязательное проведение подрядных торгов с установлением фиксированной контрактной цены в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Подрядным, строительным и специализированным организациям совместно с предприятиями-поставщиками строительных материалов и изделий ставится задача обеспечения в 2001-2003 гг. снижения стоимости строительства жилья на 5-6% ежегодно за счет повышения эффективности работы и снижения издержек производства в строительстве, промышленности строительных материалов и стройиндустрии.

Так, при размещении заказов на изготовление материалов, изделий и конструкций и заключении договоров на их поставку отныне необходимо строго руководствоваться проектными решениями, не допуская фактов приобретения материалов через посредников и по завышенным ценам, а окончательную и полную оплату осуществлять за фактически поставленную продукцию под заказ и в установленные договором сроки.

Весомый вклад в решение проблем снижения стоимости жилищного строительства за счет снижения ресурсопотребления вносит строительная наука.

В отраслевых научно-исследовательских институтах продолжается работа по созданию ресурсо- и энергосберегающих каркасных архитектурно-конструктивных систем зданий нового поколения с использованием существующей индустриальной базы. Подобные решения позволяют снижать материалоемкость и энергозатраты на 15-20%.

Основными целями разработанной на 2001-2005 гг. Государственной научно-технической программы являются снижение стоимости и ресурсоемкости жилищного строительства, повышение потребительских качеств и долговечности жилья. В реализации программы наряду с отраслевыми научно-техническими институтами участвуют научные учреждения НАНБ и высшие учебные заведения.

Продолжается работа по разработке и внедрению систем качества на основе стандартов ISO серии 9000. В соответствии с утвержденным графиком сертификаты соответствия в 2001 г. получили Молодечненский завод металлоконструкций и унитарное предприятие "Кричевцементношифер".

В стадии завершения работа по созданию систем качества на Белорусском цементном заводе, в акционерном обществе "Красносельскстройматериалы" и арендном предприятии "Институт " Белпроект".

По состоянию на 1 июля текущего года органами по сертификации строительных материалов и изделий, входящих в систему министерства, выдано 215 сертификатов соответствия, из них 128 - на изделия, подлежащие обязательной сертификации.

К предприятиям, не способным поднять на должную высоту технический уровень производства, качество продукции и конкурентоспособность, в установленном законом порядке будет применяться механизм экономической санации и банкротства. Такие решения в последнее время приняты в отношении акционерных обществ "Силикат" (Бобруйск), "Завод СЖБ-12" (Мозырь) и "Любанский КСМ".

Осуществляются меры, направленные на реформирование и реструктуризацию неэффективно работающих предприятий. Министерством утвержден график приватизации предприятий на 2001 г., в который включены 2 государственных, 5 арендных и 7 унитарных предприятий, созданных на базе объединений по сельскому строительству в составе 268 субъектов хозяйствования.

Выполняя поручения руководства республики, Минстройархитектуры Беларуси, облисполкомы и Мингорисполком, другие органы госуправления, а также предприятия строительного комплекса и заказчики, независимо от формы собственности, разработали и осуществляют дополнительные меры по снижению стоимости жилья, которое строится с финансовой поддержкой государства и за счет собственных средств граждан, состоящих на учете нуждающихся.

Принимаемые меры должны обеспечить снижение стоимости жилищного строительства к концу 2001 г. на 10%, а в 2002 г. - еще на 10% без ухудшения качества строительства.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2001 год в рубрике реконструкция

©1995-2024 Строительство и недвижимость