Отраслевая программа «Качество»

В июне 2001 года Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь утвердило отраслевую программу "Качество" на 2001-2003 годы". Выполнение программы будет способствовать повышению качества и конкурентоспобности продукции отечественного производства, а также расширению экспортных возможностей товаропроизводителей. Про просьбе министерства предлагаем специалистам ознакомиться с программой.

Введение

Отраслевая программа "Качество" на 2001-2003 гг." разработана в соответствии с целями и основными направлениями решения задач в области качества, стоящих перед Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, его предприятиями и организациями.

Отраслевая программа "Качество" (далее - программа "Качество") разработана во исполнение:

- указа президента Республики Беларусь "О повышении конкурентоспособности продукции, работ и услуг отечественного производства и об усилении ответственности изготовителя, поставщика и продавца за качество продукции, работ и услуг" от 20 мая 1998 г. №268;

- постановлений правительства Республики Беларусь по вопросам повышения качества и конкурентоспособности продукции;

- программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.;

- государственной программы "Качество" на 2001-2003 гг.;

- СНБ 1.01.04-99 "Всеобщее руководство качеством в строительстве. Основные положения".

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на первую пятилетку нового века, обоснованы система мероприятий правового, производственного, организационно-экономического, экологического характера и предложения по совершенствованию механизмов их реализации. Установлены следующие основные задачи социально-экономического развития Беларуси на 2001-2005 годы в области строительства:

- создать условия для устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики;

- снизить налоговую нагрузку на товаропроизводителей и население;

- осуществить техническое перевооружение и реструктуризацию предприятий на базе внедрения новых и высоких технологий;

- довести к концу пятилетия среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долларам США;

- улучшить экологическую ситуацию, осуществить действенные меры по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

Исходя из поставленных целей и задач на очередное пятилетие, программой определены в области строительства следующие приоритеты:

- активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

- наращивание экспорта товаров и услуг;

- дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования.

Главными средствами реализации приоритетов являются:

- финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежною баланса и увеличение валютных резервов;

- активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также развитие сферы услуг;

- государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности экономики республики;

- внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;

- дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, ТИК и других международных интеграционных образований;

- ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства - системы строительных сбережений и накоплений, ипотечного кредитования;

- расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала.

Важнейшим механизмом обеспечения роста конкурентоспособности выпускаемой продукции станет разработка и внедрение материало- и энергосберегающих технологий, ориентированных на оптимальное использование материально-сырьевой базы, развитие научных, технологических, интеграционных процессов, включая развитие этих связей с зарубежными предприятиями, поиск и освоение новых рынков сбыта продукции и совершенствование систем управления качеством, в первую очередь, на основе международных стандартов ИСО серии 9000.

На сегодняшний день обеспечение качества продукции является залогом успеха деятельности любой организации. Постоянная требовательность к повышению качества продукции - одна из характерных черт мирового рынка. При обилии товаров и жесточайшей конкуренции качество продукции, как соответствие заявленным характеристикам и обеспечение удовлетворенности потребителя, стало неотъемлемым условием успеха. Рынок начал требовать снижения рисков брака при покупке, разработки новой продукции - с лучшими характеристиками, но относительно низкими ценами.

В последние годы рынок перестал быть "рынком продавца" и становится "рынком покупателя". Потребителя интересует не количество, а качество и ценность продукта, с помощью которого он решает свои проблемы. И приоритет учета мнения потребителя в деятельности предприятия становится признаком успешной организации производства.

И само понятие качества трансформировалось. Оно стало применяться к предприятию в целом, к его способности обеспечивать минимальный риск при заключении контракта, его умению удовлетворять потребности и ожидания заказчика, то есть стало основной деятельностью предприятий.

Девиз последнего десятилетия "От качества продукции - к качеству фирмы". И в соответствии с новой стратегией в управлении качеством обеспечение качества понимается не как техническая функция, которая может осуществляться каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, охватывающий деятельность всех подразделений, входящих в организационную структуру фирмы. Вопросы качества становятся актуальными не только в рамках производственного цикла предприятия, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга, контроля состояния и послепродажного обслуживания. Поэтому управление качеством становится неотъемлемой частью процесса управления не только предприятия, но и в целом всей отрасли.

В настоящее время роль и важность качества для формирования социально-экономических показателей работы отрасли является определяющей. Качество - главный показатель оценки продукции, работ и услуг - определяет уровень жизни каждого человека, предприятия и отрасли в целом.

Отраслевая программа "Качество" является механизмом, позволяющим осуществлять и совершенствовать регулирование в области качества в строительстве.

1. Политика Министерства архитектуры и строительства в области качества продукции, работ и услуг

Исходя из целей и задач, определенных программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., политика Министерства архитектуры и строительства в области качества на 2001-2003 гг. определяется как: "Создание необходимых условий, способствующих выпуску экономичной, надежной, безопасной, соответствующей требованиям национальных и международных стандартов, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции в строительстве".

Для реализации этой политики Министерство архитектуры и строительства основные усилия и необходимые ресурсы направит на:

- техническое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий и оборудования;

- сокращение материально-сырьевых и энергетических ресурсов при производстве продукции;

- внедрение современных методов управления качеством продукции в строительстве;

- предоставление высококачественных работ (услуг) потребителю;

- развитие правовой и нормативно-технической базы в строительстве, ее гармонизацию с требованиями международных и европейских стандартов и норм;

- принятие мер на всех уровнях управления и стадиях жизненного цикла продукции в строительстве, направленных на снижение затрат, связанных с качеством;

- совершенствование мотивации труда;

- создание систем экологического менеджмента на базе международных стандартов ИСО 14000;

- создание условий, обеспечивающих обучение и повышение квалификации кадров.

Реализация политики Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в области качества позволит создать условия, способствующие повышению качества продукции в строительстве, повысить экспортный потенциал белорусских производителей, устранить технические барьеры в торговле с зарубежными странами, а также улучшить социально-экономические показатели экономики страны.

2. Цели и основные задачи отраслевой программы "Качество", принципы ее реализации

Основными целями программы "Качество" являются:

- создание условий для выпуска конкурентоспособной продукции, качество которой соответствует требованиям потребителя, безопасности для жизни, здоровья граждан и окружающей среды;

- повышение экспортного потенциала промышленных, строительных и проектных предприятий и расширение на этой основе производства;

- производство строительной продукции, обеспечивающей ресурсо- и энергосбережение.

Программа "Качество" основывается на принципах;

- создания правовых, организационных, экономических, технических и социальных условий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, наиболее полно удовлетворяющей требования потребителей;

- обеспечения внутреннего рынка высококачественной продукцией отечественного производства, снижения объема поставки импортных товаров, аналогичных производимым предприятиями республики;

- гармонизации действующих законодательных, нормативных и правовых актов в области строительства с международными требованиями;

- подготовки квалифицированных кадров;

- защиты населения и рынка республики от некачественных и небезопасных строительных материалов, изделий и конструкций;

- защиты окружающей среды, в том числе путем создания систем экологического менеджмента на базе международных стандартов ИСО 14000;

- внедрения методов управления качеством, интегрированных с международной системой обеспечения качества;

- создания условий, стимулирующих предприятия к выпуску качественной продукции.

Реализация основных принципов достигается выполнением мероприятий на уровне республики, Минстройархитектуры, предприятий и организаций.

На уровне республики Минстройархитектуры участвует в реализации мероприятий государственной программы "Качество" на 2001-2003 гг.

На уровне Минстройархитектуры, предприятий и организаций реализация основных принципов достигается путем:

- инвестирования научных и инновационных проектов по созданию конкурентоспособной продукции и высокоэффективных технологий;

- технического нормирования и стандартизации в области строительства;

- реформирования и реорганизации предприятий;

- подготовки кадров;

- совершенствования надзора и лицензирования в строительстве;

- внедрения современных информационных технологий;

- мотивации качественного труда;

- создания и сертификации систем качества;

- сертификации продукции, работ (услуг) и персонала;

- охраны окружающей среды.

Оценка результатов реализации программы "Качество" осуществляется по следующим критериям:

- увеличение доли продукции, заменяющей импортную;

- рост объемов продукции, экспортируемой в страны ближнего и дальнего зарубежья;

- увеличение объемов ресурсо- и энергосбережения;

- количество введенных в действие новых нормативных документов, в том числе путем прямого введения международных и региональных стандартов;

- рост разработки и постановки на производство новых видов конкурентоспособной продукции;

- увеличение доли предприятий, применяющих новые и высокоэффективные технологии и проектные решения;

- увеличение количества систем управления качеством, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000;

- снижение затрат, связанных с качеством.

3. Структура программы "Качество"

Программа предусматривает выполнение заданий по следующим основным направлениям, определенным СНБ 1.01.04-99 "Всеобщее руководство качеством в строительстве. Основные положения", а также государственной программой "Качество" на 2001 - 2003 гг.:

- разработка и совершенствование правового обеспечения управления качеством;

- совершенствование форм и методов управления качеством;

- научно-техническое и метрологическое обеспечение качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

- нормативное и информационное обеспечение в области конкурентоспособности и качества;

- сертификация продукции (работ, услуг), систем качества и персонала;

- подготовка кадров;

- организационные мероприятия и пропаганда в области повышения качества.

Отраслевая программа "Качество" является открытым документом, подлежащим ежегодному контролю за реализацией и при необходимости корректировке и пересмотру.

4. Основные задания отраслевой программы "Качество" на 2001-2003 годы
Номер раздела, пунктаНаименование мероприятияИсполнительСоисполнительСрок исполненияИсточник финансированияОжидаемые результаты (эффективность)
1234578
1 Разработка и совершенствование законодательного и правового обеспечения управления качеством
1.1 Правовое обеспечение качества продукции,работ,услуг
1.1.1Разработать проект закона Республики Беларусь “Об основах строительной деятельности”Юридическое управление; НИАП “Стройэкономика”Главные управления: строительства; промышленности строительных материалов и конструкции; территориального развития, градостроительства и архитектуры2003ФСН МинстройархитектурыСовершенствование правовой базы подтверждения качества продукции в строительстве
1.1.2Разработать npoграмму подготовки и реализации комплекса мер по совершенствованию нормативной правовой базы и экономическому стимулированию повышения качества в строительствеНИАП “Стройэкономика”Госстройнадзор; Главные управления: экономики; строительства; промышленности строительных материалов и конструкции; территориального развития, градостроительства и архитектуры; юридическое управление2001ФСНУтвержденная программа
1.1.3Изучить директивы Европейского Совета,устанавливающие порядок получения “Европейского технического одобрения” на строительные материалы, поставляемые на европейский рынок, и разработать рекомендации для их практического использования предприятиями Республики БеларусьЮридическое управление; главное управление промышленности строительных материалов и конструкций; НИАП “Стройэкономика”Главное управление строительства2003ФСНРасширение экспортного потенциала строительных материалов,изделии и конструкции
1.1.4Изучить зарубежный опыт по формированию Регистра строительных организаций и внести предложения по введению аналогичного Регистра в строительном комплексе республикиГлавное управле ние строительства; Госстройнадзор; НИАП “Стройэко-номика”Главные управления: промышленности строительных материалов и конструкций; территориального развития,градостроительства и архитектуры; юридическое управление2004ФСНСовершенствование правовой базы подтверждения качества продукции в строительстве
1.1.5Подготовить предложения по созданию единого органа,осуществляющего государственный надзор за соблюдением правил эксплуатации зданий и сооружений,и внести их для рассмотрения в Совет Министров РБ (при необходимости)Госстройнадзор; УП “Белстройлицензия”Главные управления: строительства; территориального развития,градостроительства и архитектуры2003ФСНСоздание единого органа по надзору за эксплуатацией зданий и сооружений
2 Совершенствование форм и методов управления качеством
2.1 Планирование и управление
2.1.1Проработать вопрос целесообразности создания в Минстройархитектуры службы качества, возложив на нее функции научно-технического обеспечения качества в строительствеГлавное управление строительстваюридическое управление; управление кадров; главные управления; экономики; промышленности строительных материалов и конструкций; территориального развития, градостроительства и архитектуры; строительной науки и нормативов; госстройнадзор2003Создание единого подразделения, осуществляющего координацию и управление деятельностью по руководству качеством в строительстве
2.1.2Совершенствовать взаимоотношения производителей продукции с поставщиками сырья, материалов и комплектующих на базе международных стандартов ИСО серии 9000ОрганизацииГлавные управления:строительства; промышленности строительных материалов и конструкций2003За счет средств организацийПовышение качества комплектующих и материалов,снижение затрат на входной контроль
2.1.3Принять участие в разработке и пересмотре существующих нормативов, регламентирующих осуществление архитектурно-строительных, планировочных, инженерных, технологических и других решений при проектировании и строительстве чистых зон и чистых помещений фармацевтических производствГлавное управление территориального развития,градостроительства и архитектуры2003За счет средств концерна “Белбио-фарм”Гармонизация норм, действующих в Республике Беларусь, с международными нормами.
2.2 Лицензии на деятельность в строительстве
2.2.1Проанализировать существующую практику лицензирования в строительстве и внести предложения по совершенствованию действующей системы лицензированияГосстройнадзор; УП “Белстройлицензия”Главные управления: строительства; территориального развития,градостроительстваи архитектуры2002ФСНИзменения в Положении по лицензированию в строительстве
2.3 Системы качества организации
2.3.1Создание на предприятиях отрасли сертифицированных систем качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000 ,в том числе на: ПО “Кричевцементошифер”; ОАО “Гомельстекло”; ОАО “Красносельскстрой- материалы”;РУП “Белорусский цементный завод”; РУП “Завод легких металлических конструкции”; АП “Белпроект”Главные управления: промышленности строительных материалов и конструкции; строительства; территориального развития, градостроительства и архитектуры; организацииГлавное управление строительной науки и нормативов2003Средства организаций ИФ Минстрой-архитектурыВнедрение современных методов управления качеством при проектировании,выпуске строительных материалов и изделий,а также при производстве строительно-монтажных работ
2.3.2Введение в действие стандартов: “Строительство. Постановка продукции на производство”; “Входной контроль в строительстве”; “Методики испытаний в строительстве. Порядок разработки,аттестации и введения в обращение”.Главное управление строительной науки и нормативов; РУП “Стройтехнорм”Главные управления: строительства; промышленности строительных материалов и конструкций; территориального развития,градостроительства и архитектуры2002ФСНСовершенствование методической и нормативной базы управления качеством в части: постановки продукции на производство, организации входного контроля и разработки методик испытаний
2.4 Контроль,надзор и проверка качества
2.4.1Оценка выполнения предприятиями строительной отрасли требований государственных стандартов при производстве строительных материалов, изделий и конструкцийГлавное управление промышленности строительных материалов и конструкций; РУП “Стройтехнорм”Главное управление строительства2003ФСНАнализ причин несоответствий продукции требованиям стандартов и принятие мер по их устранению
2.4.2Проанализировать функции надзорных органов в строительстве и внести предложения по совершенствованию их деятельностиГосстройнадзор; УП “Белстройлицензия”Главные управления: строительства; территориального развития,градостроительства и архитектуры2003ФСНВнесение изменений в действующие правовые и нормативные документы, регламентирующие деятельность надзорных органов в строительстве
2.4.3Совершенствовать систему аттестации испытательных подразделений,осуществляющих испытания и контроль качества продукции в строительствеГлавное управление строительной науки и нормативов; РУП “Стройтехнорм”Главные управления: строительства; промышленности строительных материалов и конструкций2001ФСНВнесение изменений в действующий нормативный документ по аттестации испытательных подразделений в строительстве
3 Научно-техническое и метрологическое обеспечение качества и конкурентоспособности продукции (работ,услуг)
3.1 Научно-техническое обеспечение
3.1.1Повысить технический уровень и конкурентоспособность продукции в строительстве в соответствии с: — Программой НИР и ОКР Министерства; —Перечнем мероприятий, финансируемых из инновационного фонда Министерства; — Отраслевой программой развития материально-технической базы строительства на 1998-2015 г.Главные управления: строительства; промышленности строительных материалов и конструкцийГлавные управления: строительной науки и нормативов; экономики; территориального развития,градостроительства и архитектурыВ соответствии со сроками,определенными программамиФСН,ИФ МинстройархитектурыСоздание новых,современных видов высококачественных материалов,изделий,технологий, проектных решений и работ (услуг) в строительстве
3.1.2Разработать каталоги современных типовых деталей, узлов, изделий и конструкций для применения в массовом строительствеГлавные управления: территориального развития, градостроительства и архитектуры; строительства; АП Белпроект"Главное управление промышленности строительных мате-риалов и конструкций2003ФСНСоздание проектных, конструкторких и технических решений но-вых видов деталей, узлов, изделий и конструкций в строительстве
Продолжение следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 2001 год в рубрике качество

©1995-2024 Строительство и недвижимость