Должны существовать механизмы стимуляции удешевления строительства

Состоявшееся 22 июня 2001 г. республиканское совещание, посвященное ценообразованию в строительстве и мерах по снижению стоимости жилищного строительства в Беларуси, оперативно и конструктивно провел вице-премьер Беларуси Геннадий Новицкий. С отчетным докладом выступил министр архитектуры и строительства Беларуси Геннадий Курочкин.

Необходимость повышения эффективности жилищного строительства, снижения его стоимости и повышения качества сегодня является самым злободневным социальным вопросом.

Проблемы жилищного строительства были обсуждены в мае текущего года на расширенном заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь, а 13 июня их рассмотрел президент республики. Данный вопрос был фундаментально проработан Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь совместно с облисполкомами, Мингорисполкомом и другими центральными органами управления.

По инициативе министерства в апреле 2001 г. был проведен республиканский семинар-совещание "О путях снижения затрат и удешевления строительства". В семинаре приняли участие представители государственных органов управления, облисполкомов и горисполкомов, руководители и специалисты строительных и проектных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии. Непосредственно на месте был изучен практический опыт работы АО "Гродножилстрой" по внедрению в производство технических новшеств, совершенствованию взаимодействия участников строительства и других мероприятий, направленных на снижение стоимости строительной продукции.

В результате сделан глубокий анализ действующей в отрасли системы ценообразования, изучено влияние факторов, обусловивших объективный рост стоимости строительства в Беларуси в последние два года. Выработаны основные пути и направления удешевления стоимости жилищного строительства.

Меры по ограничению роста стоимости жилья

Минстройархитектуры Беларуси и Минэкономики Беларуси совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом должны были до 10 июня 2001 г. утвердить дифференцированные предельные стоимости 1 м 2 общей площади жилья (в том числе в сельской местности), строящегося с государственной поддержкой, а также утвердить перечень экономичных проектов жилых домов повторного применения, удовлетворяющих требованиям предельной стоимости 1 м2 общей площади.

Министерствам, другим республиканским органам государственного управления, обл-исполкомам, Мингорисполкому следует в двухмесячный срок провести ревизию проектов начатых строительством с финансовой поддержкой государства жилых домов с целью снижения стоимости строительства. При этом должно (в случае необходимости) обеспечиваться внесение изменений в договоры подряда. Должно быть также предусмотрено ужесточение взаимной ответственности за соблюдение сроков выполнения работ и своевременность расчетов за выполненные работы.

Минстройархитектуры с участием Минфина и Минэкономики в срок до 1 сентября 2001 г. должно установить порядок, при котором стоимость проектирования жилых домов определяется в зависимости от предельной стоимости 1м 2 общей площади жилья.

Впредь запрещено начинать строительство новых жилых домов в случае превышения утвержденных предельных стоимостей 1 м 2 общей площади. Правительством приняты также решения и меры, направленные на сдерживание уровня цен для граждан, состоящих на учете нуждающихся и строящих жилье только за счет собственных средств.

Речь, в первую очередь, идет о невзимании сборов на развитие инфраструктуры с застройщиков жилых домов (квартир, усадеб), осуществляющих строительство с государственной поддержкой, а также с граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющих строительство только за счет собственных средств.

Кроме того, в двухмесячный срок должны быть внесены предложения по нормативу отчислений и ограничению размера сборов на сооружение объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры с прочих застройщиков.

Меры по снижению инвестиционных затрат на предпроектной стадии, при проектировании и реализации проектов

Принято решение о сокращении на 30% стоимости проектных работ и предпроектных разработок, проведения экспертизы проектной документации, отчислений на содержание службы заказчика (застройщика) при строительстве жилья, осуществляемого с государственной поддержкой, а также с граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющих строительство за собственный счет. Стоимость проектных работ будет определяться с учетом утвержденных предельных норм, а не сметной стоимости строительства, как это было раньше.

Подготовлен проект постановления правительства о переходе в проектировании и строительстве на новые сметные нормативы.

Минстройархитектуры, обл-исполкомам, Мингорисполкому совместно с Минэкономики, Минфином, другими заинтересованными структурами поручено разработать и задействовать механизм стимулирования участников инвестиционного процесса за снижение материалоемкости и стоимости строительства с учетом ранее накопленного в республике опыта.

Минстройархитектуры совместно с Минстатом обязаны обеспечить представление в Совмин Беларуси ежеквартальной информации о результатах работы по снижению стоимости жилищного строительства, в том числе жилья, сооружаемого при государственной поддержке.

Минстройархитекгуры и Минэкономики будут дополнительно внесены в Совмин предложения по совершенствованию системы декларирования стоимости в строительстве. В том числе изучается вопрос о подчиненности Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве и аналогичных региональных структур. Рассматривается также вопрос возможности индексации стоимости строительства лишь после достижения индексом стоимости строительства определенных пороговых значений.

Меры по снижению издержек и затрат в строительстве и промышленности стройматериалов и стройиндустрии

Минстройархитектуры совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом с участием других республиканских органов государственного управления поручено в 2001-2003 гг. реализовать комплекс мер, обеспечивающих ежегодное снижение стоимости строительства жилья на 5-6% за счет повышения эффективности строительства, снижения издержек производства в строительстве и промышленности строительных материалов.

Президентом страны дано поручение до 1 сентября 2001 г. подготовить предложения по совершенствованию и упорядочению организационно-производственной структуры строительного комплекса республики, в том числе Минстройархитектуры. При этом учитывается возможность поэтапной передачи по согласованию с облисполкомами и Мингорисполкомом строительных организаций, отдельных предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, проектных организаций в коммунальную собственность.

Постановлением №11 от 7 июня 2001 г. утверждены предельные нормативы стоимости 1 м 2 общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой (дифференцировано для города Минска, областных центров и жилых домов усадебного типа в сельской местности). Установленный норматив, с учетом снижения затрат на устройство инженерных сетей и благоустройства, обеспечивает снижение удельной стоимости жилья, строящегося с государственной поддержкой, до 20 %. Применение норматива предельной стоимости жилья является обязательным с 1 июля 2001 г., в том числе при подготовке задания на проектирование, при разработке проектно-сметной документации, при определении размера льготного кредитования и при формировании программы строительства жилья с государственной поддержкой и за счет собственных средств граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Утвержден также перечень экономичных проектов для массового и индивидуального жилищного строительства. Практически во всех крупных городах и областных центрах наиболее конкурентными по конструктивным и планировочным решениям, по достигнутым потребительским качествам, а также самыми дешевыми по стоимости оказались крупнопанельные дома.

Предельная стоимость 1 м 2 жилья этого типа, строящегося с господдержкой, составляет от $176 до $200.

Для сельской местности рекомендованы 24 проектные разработки, предусматривающие использование современных и сравнительно недорогих по стоимости материалов, изделий и конструкций, в основном местного и отечественного производства. С целью снижения инвестиционных затрат предусматривается обязательное тиражирование и повторное применение указанных проектов в разных регионах страны. При этом допускается возможность применения и других экономичных проектов повторного применения, удовлетворяющих требованиям предельной стоимости общей площади жилья. Установлено, что стоимость сельской усадьбы, включая инженерные сети, благоустройство и хозяйственные постройки, не должна превышать $30 тыс.

Приведенные нормативы являются обязательными для всех заказчиков, проектных и подрядных организаций независимо от ведомственной подчиненности при выполнении ими заказов на проектирование и строительство жилья с государственной поддержкой и за счет средств граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилье.

Эта информация явится нормативной базой для всех органов государственной экспертизы, а также других контрольных и финансирующих органов и служб.

Неукоснительное соблюдение всеми органами управления и субъектами хозяйствования установленных предельных нормативов позволит существенно снизить стоимость строительства жилья с государственной поддержкой.

Одной из главных целей совещания, подчеркнул министр, является осмысление каждым из участников инвестиционного процесса задачи обеспечения снижения стоимости строительства жилья, осуществляемого с финансовой поддержкой государства и за счет собственных средств граждан, состоящих на учете нуждающихся, в июле-декабре 2001 г. на 10% и в будущем году - еще на 10%.

Одновременно для реализации предлагаемых решений на период до конца 2001 г. необходимо установить жесткие ценовые рамки для промышленных предприятий строительных материалов и стройиндустрии независимо от ведомственной принадлежности. Рост цен на используемые в строительстве жилья стройматериалы, изделия и конструкции необходимо так же, как стоимость строительно-монтажных работ, ограничить в рамках доводимого предельного индекса изменения отпускных цен.

Значительной экономии финансовых и материальных затрат можно достигнуть на каждом инвестиционном этапе. Изначально заказчик сам формирует стоимость строительства объекта, закладывая идею будущего проекта в техническое задание на проектирование. В зависимости от назначения, оборудования, благоустройства и комфортности объекта цена его будет совершенно разной.

Немалые резервы есть и на предпроектной стадии. Требуется упорядочение порядка сбора исходных данных, исключение повторных согласований и необоснованных отчислений.

Названные вопросы относятся к компетенции заказчиков и местных органов власти. Представляется необходимым создание при местных исполкомах единой службы заказчика, где все вопросы планирования, организации строительства жилья, сбора исходно-разрешительных документов, согласования, отвода земельных участков решались бы своевременно, комплексно, без дополнительных издержек и затрат.

Использование возможностей вариантного и совмещенного проектирования наряду с применением в проектах технических новшеств, новых конструктивно-планировочных решений, эффективных строительных материалов, изделий и ресурсосберегающих технологий позволяет существенно снизить сметную стоимость объекта. Соответственно этой задаче будет скорректирована методика определения стоимости проектных работ при проектировании объектов жилищного строительства.

Значительно влияет на стоимость строительства его продолжительность. Нормативные сроки строительства определяются проектом и зависят главным образом от двух факторов - ритмичности финансирования и грамотности организации строительства объекта.

Облисполкомам, Мингорисполкому и другим местным исполнительным органам необходимо запретить организацию строительства и формирование новых жилищно-строительных кооперативов и других форм организаций граждан-застройщиков без гарантий банков и подтверждения наличия источников финансирования, обеспечивающих строительство и ввод объектов в нормативные сроки.

Общая задача всех специалистов стройкомплекса страны, всех участников инвестиционного процесса состоит в выработке более действенных экономических стимуляторов. Это должны быть механизмы, побуждающие каждого субъекта хозяйствования - участника инвестиционного процесса снижать производственные и инвестиционные затраты, сокращать нормативные сроки, экономить материальные, финансовые и трудовые ресурсы.

Наиболее эффективный путь достижения этой цели - обязательное проведение подрядных торгов и переход на контрактные цены в строительстве.

Необходимая законодательная и нормативная база для такого перехода в республике имеется. С 1995 г. действуют указы президента Республики Беларусь о проведении подрядных торгов в строительстве. Минстройархитектуры с участием научно-исследовательского арендного предприятия "Стройэкономика" разработано и приказом №326 от 22 октября 1999 года утверждено Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены на строительную продукцию и порядке расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы (услуги). Названное положение введено в действие с декабря 1999 г., со дня его опубликования в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.

В целом по республике в результате проведения торгов проектная стоимость объектов снижена на 6,2%.

Экономическая сущность торгов и перехода на контрактные цены состоит в изменении акцентов в оценке стоимости строительства. Здесь важен не только контроль правильности применения текущего индекса цен, а главным образом конечный результат - стоимость готовой строительной продукции.

Она должна соответствовать установленному предельному нормативу, потребительским качеством и платежеспособному спросу.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 2001 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость