Инвестиционные потребности отрасли
Для Беларуси крайне актуальным является проблема модернизации строительного комплекса, поскольку уровень развития его материально-технической базы во многом предопределяет внедрение высоких технологий в других отраслях экономики, конкурентоспособность их продукции, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках и в целом переход к новому экономическому и технологическому укладу.
К сожалению, состояние строительного комплекса далеко не в полной мере удовлетворяет этим требованиям. И суть не только в сложившихся в последние годы негативных тенденциях, но и в предыстории его формирования. Строительная отрасль республики изначально была запрограммирована на поступательный рост крупномасштабного строительства и развивалась в основном экстенсивным путем. Наращивание производственных мощностей осуществлялось, как правило, на основе воссоздания и тиражирования уже имеющихся технологий, которые обеспечивали фондоотдачу и производительность труда в незначительных размерах. К началу перестроечного периода сформировался мощный и многопрофильный комплекс. Демонтаж командно-административной системы управления при несформированности рыночных структур, которые должны были принять на себя функции разрушенного механизма управления, повлек за собой разрыв горизонтальных и вертикальных связей, инфляцию, резкое падение инвестиционной активности и все следующие за этим негативные явления. Строительный комплекс не обладал достаточной гибкостью, мобильностью, способностью быстро и при минимальных потерях адаптироваться к изменяющейся внешней среде и к началу 1996 г. подошел к тому состоянию, при котором мог бы наступить коллапс (полная остановка значительной части предприятий). Однако правительством Республики Беларусь и руководством Министерства архитектуры и строительства были приняты необходимые меры и разработан ряд документов, позволивших приостановить развитие негативных явлений. Необратимость надвигающейся катастрофы была предотвращена.
Несмотря на кризисное состояние, в Беларуси строительный комплекс сохранился. Не было ликвидировано ни одно крупное или средней крупности строительное и промышленное предприятие. Они лишь "сжались", но не потеряли возможности в перспективе развернуться для освоения новых рынков.
В этот трансформационный период инвестиционная деятельность сократилась до минимума, образовался инвестиционный вакуум. К 1997 г. важнейший в доперестроечный период источник в виде бюджетных инвестиций снизился почти в 10 раз по отношению к уровню 1991 г. Начиная с 1992 г. практически исчез и второй важный источник финансирования - амортизационные отчисления предприятий - в силу как неправильного понимания его природы (сущности), так и в связи с крайним дефицитом оборотных средств, снижением платежеспособности предприятий. Из всех источников инвестирования остался относительно реальным единственный - прибыль предприятий, которая, однако, у большинства из них была ниже нормы либо вообще отсутствовала. Инфляционные процессы стали причиной того, что даже рентабельные предприятия не в состоянии были модернизировать свои производственные мощности, так как аккумулирование средств не имело смысла. Кроме того в условиях недоиспользования существующих мощностей не было объективной необходимости приобретать новые основные фонды и платить за них высокие налоги.
Оценивая состояние производственного потенциала строительного комплекса с позиций соответствия его требованиям технологичности, гибкости, комфортности труда, можно констатировать следующее. Основные фонды строительных организаций изношены физически более чем на 50 % и устарели морально. Промышленные предприятия находятся в еще более сложном положении - износ фондов достигает 55 %, а в их составе заводов сборного железобетона - 64 %, предприятий по производству стеновых материалов - 53 %, столярных изделий - 55 %, цемента и доломита - 48 %. Особую озабоченность вызывает состояние основных фондов флагманов строительной промышленности, имеющих стратегическое значение для республики и отрасли: ПО "Кричевцементошифер" - износ 68%, Минского гипсового завода - 87 %, ОАО "Доломит" - 60 %, ОАО "Нерудпром" - 72 %, ПО "Брестжилстрой" - 75 %. Наибольшей изношенностью отличается активная часть основных фондов, которая принимает непосредственное участие в производственном процессе - по строительству она составляет 70 %, по промышленности - 72 %.
Состав основных фондов строительных организаций по мощности и грузоподъемности не отвечает изменившейся воспроизводственной структуре работ, так как абсолютно преобладающее некогда новое строительство вытесняется реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, а возведение жилых микрорайонов заменилось "точечным" строительством жилых домов. Для этих работ требуется, как правило, техника средней и малой мощности. Существующие же парки машин и механизмов до настоящего времени на 80 % укомплектованы мощной грузоподъемной техникой, что негативно сказывается на экономических результатах предприятий.
В этих условиях возникла настоятельная необходимость выработки долгосрочной инвестиционной политики Министерства архитектуры и строительства. Формированию такой политики предшествовала разработка Концепции по данной проблеме. В рамках Концепции учтены:
- степень участия министерства в техническом перевооружении того или иного предприятия с позиции его важности для республики и отрасли;
- требуемые объемы инвестиций и источники финансирования;
- соразмерность существующих и потенциальных источников финансирования; способы приведения источников финансирования в действие.
Совершенно очевидно, что модернизация производственного потенциала строительного комплекса не может быть осуществлена в сжатые сроки, учитывая его крайне неудовлетворительное состояние, неразвитость базовой машиностроительной подотрасли и дефицит инвестиций. Поэтому в Концепции предусмотрено поэтапное решение проблемы с определением целей, задач и особенностей каждого из этапов.
В развитие Концепции был разработан план действий министерства по привлечению инвестиционных ресурсов в модернизацию и оснащение отрасли. С этой целью по стратегическим предприятиям подготовлены "Инвестиционные паспорта", в которых нашли отражение идеи по модернизации предприятий, потребность в инвестиционных ресурсах, возможные сроки реализации и окупаемости проектов, а также сведения о самих предприятиях, на которых планируется их осуществление. Эти инвестиционные проекты представлены в каталоге для рассылки потенциально заинтересованным инвесторам. К сведению: в каталог включены такие важные для республики предприятия, как Березовский КСИ, государственное предприятие "Гранит", государственное предприятие "Минский завод гипса и гипсовых изделий", государственное предприятие "Молодечненский завод металлоконструкций", ОАО "Тайга", ОАО "Строительно-монтажный трест № 16", государственное проектно-строительное объединение "Гомельоблсельстрой".
Кроме того, в 1999 г. министерством разработана и утверждена целевая "Программа обновления и переоснащения активной части основных фондов строительных и специализированных организаций Минстройархитектуры до 2005 г.", в которую включены меры, предусмотренные Концепцией. Названная Программа содержит конкретные мероприятия по ее реализации, и эти мероприятия в значительной мере осуществлены.
Следует отметить также, что дефицит инвестиций является наиболее уязвимой позицией при разработке всех прогнозных (программных и концептуальных) документов. Поэтому тщательной оценке при реализации Концепции подвергнуты всевозможные источники привлечения средств и их значимость в разные временные отрезки: собственные средства предприятий (амортизационный фонд, оборотные средства; прибыль, полученная от внедрения экономичных проектных решений, ресурсосберегающих технологий и т. д.)*; заемные средства банков, финансовладеющих компаний, лизингодателей; инновационный фонд министерства; средства республиканского и местного бюджетов; иностранный капитал. (* П. Данейко "Беларусь в ожидании иностранных инвестиций: иллюзии и реальность". Журнал "Беларусь в мире", 1996 г., №3.)
Кроме них возможно: квази-бюджетное финансирование, то есть целевая кредитная эмиссия, таможенные и налоговые льготы и т. д.; вовлечение сбережений населения; использование фондов энергосбережения и экологии; использование средств от реформирования государственной собственности.
Наиболее вероятными источниками финансирования модернизации основных фондов строительного комплекса на первом этапе будут заемные средства лизингодателей, средства заказчиков и в первую очередь собственные средства организаций - амортизационный фонд и прибыль.
Однако для того чтобы часть из этих источников была задействована, необходимо принятие соответствующих решений на уровне правительства Беларуси.
Это относится к введению новой амортизационной политики, централизации определенной доли реальных средств амортизации (5-10 %) на уровне министерства. Имеет смысл также вывести из состава плановых накоплений долю средств, направляемых на развитие производственной базы строительных организаций, вернув им статус целевого источника, не облагаемого налогом.
Одним из дополнительных источников финансирования должен служить лизинг, который выгоден предприятиям, не располагающим средствами для обновления производства. Расходы по договору лизинга являются текущими и относятся на себестоимость, то есть лизинг служит как бы долгосрочным кредитом. При этом объект лизинга в период действия договора не подлежит переоценке.
Особую значимость (экономическую, политическую, социальную) приобретает привлечение иностранных инвестиций, которые безусловно нужны. Но делать на них ставку по всей вероятности не имеет смысла в силу того, что экономика Беларуси большинством специалистов признается малопривлекательной для иностранных инвесторов. В качестве негативных аспектов указываются:
- недостаточно благоприятные перспективы экономического роста;
- отсутствие собственного сырья и энергоресурсов; ограничения в приобретении собственности и недостаточные гарантии ее сохранности;
- сложности в переводе капитала; низкий уровень развития правовой системы; низкий доход на душу населения; высокий риск для инвестирования капитала и некоторые другие.
Вместе с тем следует отметить, что выводы специалистов были получены на основании опроса представителей преимущественно маломощных совместных и иностранных предприятий сферы торговли и посреднических услуг, которые рассчитывали на сверхприбыли при краткосрочной окупаемости капитала. Строительный комплекс Республики Беларусь заинтересован в долгосрочных инвестициях и в принципе для этой категории иностранных инвесторов имеются определенные положительные предпосылки. В качестве таковых предстает создание союза с Россией, улучшение таможенного климата, участие правительства в привлечении инвестиций и его гарантии для серьезных инвесторов. В этой связи приобретает привлекательность географическое положение Беларуси как восточного коридора и западного форпоста для России. В качестве положительных факторов для иностранного инвестирования следует также признать высокий интеллектуальный уровень и менталитет населения, относительно дешевую высококвалифицированную рабочую силу.
Все большее значение для деловых людей приобретает факт отсутствия национальных проблем и слабые имущественные конфликты, низкий уровень коррумпированности чиновников по сравнению с другими странами СНГ и в целом по мировому рейтингу, а также сохранение управляемости в республике.Лариса ВОРОБЕЙ, к. э. н., директор НИАП "Стройэкономика"
К сожалению, состояние строительного комплекса далеко не в полной мере удовлетворяет этим требованиям. И суть не только в сложившихся в последние годы негативных тенденциях, но и в предыстории его формирования. Строительная отрасль республики изначально была запрограммирована на поступательный рост крупномасштабного строительства и развивалась в основном экстенсивным путем. Наращивание производственных мощностей осуществлялось, как правило, на основе воссоздания и тиражирования уже имеющихся технологий, которые обеспечивали фондоотдачу и производительность труда в незначительных размерах. К началу перестроечного периода сформировался мощный и многопрофильный комплекс. Демонтаж командно-административной системы управления при несформированности рыночных структур, которые должны были принять на себя функции разрушенного механизма управления, повлек за собой разрыв горизонтальных и вертикальных связей, инфляцию, резкое падение инвестиционной активности и все следующие за этим негативные явления. Строительный комплекс не обладал достаточной гибкостью, мобильностью, способностью быстро и при минимальных потерях адаптироваться к изменяющейся внешней среде и к началу 1996 г. подошел к тому состоянию, при котором мог бы наступить коллапс (полная остановка значительной части предприятий). Однако правительством Республики Беларусь и руководством Министерства архитектуры и строительства были приняты необходимые меры и разработан ряд документов, позволивших приостановить развитие негативных явлений. Необратимость надвигающейся катастрофы была предотвращена.
Несмотря на кризисное состояние, в Беларуси строительный комплекс сохранился. Не было ликвидировано ни одно крупное или средней крупности строительное и промышленное предприятие. Они лишь "сжались", но не потеряли возможности в перспективе развернуться для освоения новых рынков.
В этот трансформационный период инвестиционная деятельность сократилась до минимума, образовался инвестиционный вакуум. К 1997 г. важнейший в доперестроечный период источник в виде бюджетных инвестиций снизился почти в 10 раз по отношению к уровню 1991 г. Начиная с 1992 г. практически исчез и второй важный источник финансирования - амортизационные отчисления предприятий - в силу как неправильного понимания его природы (сущности), так и в связи с крайним дефицитом оборотных средств, снижением платежеспособности предприятий. Из всех источников инвестирования остался относительно реальным единственный - прибыль предприятий, которая, однако, у большинства из них была ниже нормы либо вообще отсутствовала. Инфляционные процессы стали причиной того, что даже рентабельные предприятия не в состоянии были модернизировать свои производственные мощности, так как аккумулирование средств не имело смысла. Кроме того в условиях недоиспользования существующих мощностей не было объективной необходимости приобретать новые основные фонды и платить за них высокие налоги.
Оценивая состояние производственного потенциала строительного комплекса с позиций соответствия его требованиям технологичности, гибкости, комфортности труда, можно констатировать следующее. Основные фонды строительных организаций изношены физически более чем на 50 % и устарели морально. Промышленные предприятия находятся в еще более сложном положении - износ фондов достигает 55 %, а в их составе заводов сборного железобетона - 64 %, предприятий по производству стеновых материалов - 53 %, столярных изделий - 55 %, цемента и доломита - 48 %. Особую озабоченность вызывает состояние основных фондов флагманов строительной промышленности, имеющих стратегическое значение для республики и отрасли: ПО "Кричевцементошифер" - износ 68%, Минского гипсового завода - 87 %, ОАО "Доломит" - 60 %, ОАО "Нерудпром" - 72 %, ПО "Брестжилстрой" - 75 %. Наибольшей изношенностью отличается активная часть основных фондов, которая принимает непосредственное участие в производственном процессе - по строительству она составляет 70 %, по промышленности - 72 %.
Состав основных фондов строительных организаций по мощности и грузоподъемности не отвечает изменившейся воспроизводственной структуре работ, так как абсолютно преобладающее некогда новое строительство вытесняется реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, а возведение жилых микрорайонов заменилось "точечным" строительством жилых домов. Для этих работ требуется, как правило, техника средней и малой мощности. Существующие же парки машин и механизмов до настоящего времени на 80 % укомплектованы мощной грузоподъемной техникой, что негативно сказывается на экономических результатах предприятий.
В этих условиях возникла настоятельная необходимость выработки долгосрочной инвестиционной политики Министерства архитектуры и строительства. Формированию такой политики предшествовала разработка Концепции по данной проблеме. В рамках Концепции учтены:
- степень участия министерства в техническом перевооружении того или иного предприятия с позиции его важности для республики и отрасли;
- требуемые объемы инвестиций и источники финансирования;
- соразмерность существующих и потенциальных источников финансирования; способы приведения источников финансирования в действие.
Совершенно очевидно, что модернизация производственного потенциала строительного комплекса не может быть осуществлена в сжатые сроки, учитывая его крайне неудовлетворительное состояние, неразвитость базовой машиностроительной подотрасли и дефицит инвестиций. Поэтому в Концепции предусмотрено поэтапное решение проблемы с определением целей, задач и особенностей каждого из этапов.
В развитие Концепции был разработан план действий министерства по привлечению инвестиционных ресурсов в модернизацию и оснащение отрасли. С этой целью по стратегическим предприятиям подготовлены "Инвестиционные паспорта", в которых нашли отражение идеи по модернизации предприятий, потребность в инвестиционных ресурсах, возможные сроки реализации и окупаемости проектов, а также сведения о самих предприятиях, на которых планируется их осуществление. Эти инвестиционные проекты представлены в каталоге для рассылки потенциально заинтересованным инвесторам. К сведению: в каталог включены такие важные для республики предприятия, как Березовский КСИ, государственное предприятие "Гранит", государственное предприятие "Минский завод гипса и гипсовых изделий", государственное предприятие "Молодечненский завод металлоконструкций", ОАО "Тайга", ОАО "Строительно-монтажный трест № 16", государственное проектно-строительное объединение "Гомельоблсельстрой".
Кроме того, в 1999 г. министерством разработана и утверждена целевая "Программа обновления и переоснащения активной части основных фондов строительных и специализированных организаций Минстройархитектуры до 2005 г.", в которую включены меры, предусмотренные Концепцией. Названная Программа содержит конкретные мероприятия по ее реализации, и эти мероприятия в значительной мере осуществлены.
Следует отметить также, что дефицит инвестиций является наиболее уязвимой позицией при разработке всех прогнозных (программных и концептуальных) документов. Поэтому тщательной оценке при реализации Концепции подвергнуты всевозможные источники привлечения средств и их значимость в разные временные отрезки: собственные средства предприятий (амортизационный фонд, оборотные средства; прибыль, полученная от внедрения экономичных проектных решений, ресурсосберегающих технологий и т. д.)*; заемные средства банков, финансовладеющих компаний, лизингодателей; инновационный фонд министерства; средства республиканского и местного бюджетов; иностранный капитал. (* П. Данейко "Беларусь в ожидании иностранных инвестиций: иллюзии и реальность". Журнал "Беларусь в мире", 1996 г., №3.)
Кроме них возможно: квази-бюджетное финансирование, то есть целевая кредитная эмиссия, таможенные и налоговые льготы и т. д.; вовлечение сбережений населения; использование фондов энергосбережения и экологии; использование средств от реформирования государственной собственности.
Наиболее вероятными источниками финансирования модернизации основных фондов строительного комплекса на первом этапе будут заемные средства лизингодателей, средства заказчиков и в первую очередь собственные средства организаций - амортизационный фонд и прибыль.
Однако для того чтобы часть из этих источников была задействована, необходимо принятие соответствующих решений на уровне правительства Беларуси.
Это относится к введению новой амортизационной политики, централизации определенной доли реальных средств амортизации (5-10 %) на уровне министерства. Имеет смысл также вывести из состава плановых накоплений долю средств, направляемых на развитие производственной базы строительных организаций, вернув им статус целевого источника, не облагаемого налогом.
Одним из дополнительных источников финансирования должен служить лизинг, который выгоден предприятиям, не располагающим средствами для обновления производства. Расходы по договору лизинга являются текущими и относятся на себестоимость, то есть лизинг служит как бы долгосрочным кредитом. При этом объект лизинга в период действия договора не подлежит переоценке.
Особую значимость (экономическую, политическую, социальную) приобретает привлечение иностранных инвестиций, которые безусловно нужны. Но делать на них ставку по всей вероятности не имеет смысла в силу того, что экономика Беларуси большинством специалистов признается малопривлекательной для иностранных инвесторов. В качестве негативных аспектов указываются:
- недостаточно благоприятные перспективы экономического роста;
- отсутствие собственного сырья и энергоресурсов; ограничения в приобретении собственности и недостаточные гарантии ее сохранности;
- сложности в переводе капитала; низкий уровень развития правовой системы; низкий доход на душу населения; высокий риск для инвестирования капитала и некоторые другие.
Вместе с тем следует отметить, что выводы специалистов были получены на основании опроса представителей преимущественно маломощных совместных и иностранных предприятий сферы торговли и посреднических услуг, которые рассчитывали на сверхприбыли при краткосрочной окупаемости капитала. Строительный комплекс Республики Беларусь заинтересован в долгосрочных инвестициях и в принципе для этой категории иностранных инвесторов имеются определенные положительные предпосылки. В качестве таковых предстает создание союза с Россией, улучшение таможенного климата, участие правительства в привлечении инвестиций и его гарантии для серьезных инвесторов. В этой связи приобретает привлекательность географическое положение Беларуси как восточного коридора и западного форпоста для России. В качестве положительных факторов для иностранного инвестирования следует также признать высокий интеллектуальный уровень и менталитет населения, относительно дешевую высококвалифицированную рабочую силу.
Все большее значение для деловых людей приобретает факт отсутствия национальных проблем и слабые имущественные конфликты, низкий уровень коррумпированности чиновников по сравнению с другими странами СНГ и в целом по мировому рейтингу, а также сохранение управляемости в республике.Лариса ВОРОБЕЙ, к. э. н., директор НИАП "Стройэкономика"
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2001 год в рубрике экономика