Ведущий сектор экономики

Строительная отрасль занимает одно из ведущих мест в экономике Беларуси. Это многопрофильная и многофункциональная структура. Стратегию развития отрасли определяет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Со времени образования в 1994 г. этим органом государственного управления проведена большая работа по разработке и реализации государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов. Министерство занимается также вопросами инвестиционной деятельности в строительстве, технического нормирования, стандартизации, лицензирования, нормативно-правового регулирования, обеспечения государственного строительного надзора.

Отрасль объединяет более 4 тысяч субъектов хозяйствования различных форм собственности, в том числе 109 строительных трестов и объединений, 200 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, более 40 проектных институтов, около 20 научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций.

Численность работающих только на предприятиях Министерства архитектуры и строительства превышает 180 тыс. человек, а всего в строительном комплексе трудится около 400 тыс. человек.

В настоящее время более половины объемов продукции, работ и услуг выполняют предприятия негосударственной формы собственности.

Строительный комплекс имеет развитую производственную базу. Заводы отрасли производят более 130 видов строительных материалов и изделий, в т. ч. асбестоцементные изделия, легкие металлоконструкции, кровельные и стеновые материалы, щебень, пористые заполнители, облицовочную керамику, черепицу, полированное оконное стекло, линолеум, столярные изделия, изделия из стекла, хрусталя, фарфора и многое другое.

Среди предприятий, производящих строительную продукцию, хорошо известны в ближнем и дальнем зарубежье такие, как Белорусский цементный завод, крупнейшее в Европе предприятие по производству щебня "Гранит", Молодечненский завод легких металлоконструкций, акционерные общества "Керамин", "Гомельстекло", "Гомельстройматериалы" и целый ряд других. Продукция старейших предприятий отрасли Борисовского хрустального завода и стеклозавода "Неман" известна не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами в Европе и Азии, Америке и Австралии.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, вызванную переходным характером национальной экономики, отрасли удалось сохранить производственный потенциал, в целом обеспечить динамику в наращивании объемов строительства жилья.

Жилищное строительство является одним из приоритетов социальной политики нашего государства. Нынешнее руководство республики постоянно уделяет большое внимание строительству жилья как в городе, так и на селе. В результате принятых на уровне Президента страны и правительства решений в 1996 г. удалось преодолеть спад в жилищном строительстве и обеспечить рост его объемов.

Своеобразный рывок в достройке незавершенных домов и создании новых ЖСК удалось сделать благодаря открытию кредитных линий и организации субсидирования. Это дало возможность нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, строящим или покупающим жилье с использованием собственных средств, получить весомую государственную поддержку.

Вместе с тем ограниченные возможности бюджета вызвали необходимость изменения подходов к решению проблемы финансирования жилищного строительства.

Сегодня в сложившейся экономической ситуации основными источниками строительства жилья становятся собственные средства граждан и юридических лиц, прежде всего предприятий всех форм собственности, банков, а также других инвесторов.

В 2000 году в Беларуси построено 3 млн 500 тыс. кв. метров общей площади жилья, что на 19% больше, чем в 1999 году. Из них 1 млн 50 тыс. кв. метров построено в сельской местности. В результате принятых мер по активизации жилищного строительства в 1999 году построено на 1000 человек 291 кв. метр жилья. В то же время в Азербайджане построено 52 кв. метра, в Армении - 53, в Грузии - 32, в Казахстане - 74, в Молдове - 78, России - 219, в Таджикистане - 37, в Киргизстане - 88, на Украине - 120, в Узбекистане - 320 кв. метров жилья. В 2001 году планируется построить 2 млн 750 тыс. кв. метров жилья. За 5 месяцев текущего года в Беларуси введено в эксплуатацию 910 тыс. кв. метров жилья, что составляет 33,1% к прогнозным показателям на год и 30,3% к показателю с учетом дополнительного задания (3 млн кв метров).

В Беларуси большое внимание уделяется строительству жилья на селе. Решением правительства в 2001 году облисполкомы и Минсельхопрод должны ввести в эксплуатацию в сельской местности 900 тысяч квадратных метров общей площади жилья. Это в среднем не менее пяти домов или квартир на одну сельскохозяйственную организацию как за счет нового строительства, так и за счет покупки и ремонта пустующих строений. В 2000 году было введено в эксплуатацию 9886 квартир.

Исходя из потребностей хозяйств, в 2001-2005 годах на селе необходимо построить 32581 дом (квартиру) и приобрести 13 746 пустующих, пригодных для жилья - в среднем соответственно 2,7 и 1,2 дома на хозяйство в год, в том числе в текущем - 2,9 и 1,5.

В жилищном строительстве обращается внимание на незавершенное строительство. К концу 2001 года планируется снизить объем незавершенного строительного производства жилья до уровня примерно 2100 тыс. кв. м. общей площади, т.е. в 2 раза, что обеспечит: с одной стороны - эффективное использование ранее вложенных финансовых и материальных ресурсов, а также большую отдачу от освоенных государственных средств; с другой - довести объем незавершенного производства жилья до уровня расчетного задела в строительстве, обеспечивающего оптимальную загрузку производственных мощностей и эффективное использование жилищных инвестиций.

В Беларуси полным ходом идет строительство не только жилья, но и объектов социально-культурного назначения. В целях реализации Государственной программы развития физической культуры и спорта возводятся и реконструируются спортивные сооружения. Введены в эксплуатацию дворцы спорта в Минске, Витебске, Гродно, завершается их строительство в Гомеле, Могилеве, Бресте, а в белорусской столице вскоре начнется строительство Национального олимпийского комплекса. В связи с этим хотелось бы отметить, что строителями республики освоены технологии сооружения конструктивно сложных и уникальных объектов. Квалификация белорусских строителей, опыт и техническая оснащенность позволяют им выполнять работы с высоким уровнем качества в любых регионах и климатических условиях.

Строительный комплекс республики формировался в течение ряда десятилетий и был запрограммирован на поступательный рост крупномасштабного строительства. Производственная база предприятий комплектовалась машинами, механизмами, оборудованием преимущественно средней и высокой мощности (грузоподъемности). Создана мощная социальная инфраструктура.

Кризисные явления повлекли за собой снижение инвестиционной активности и, как следствие, падение объемов строительно-монтажных работ. Мощные и многопрофильные комплексы предприятий не были способны быстро адаптироваться к происходящим изменениям. В результате использование производственных мощностей преобладающего количества предприятий сократилось до уровня 50%, а по некоторым видам производств (например, ДСК, заводы ЖБИ) еще ниже этой отметки. В составе имущественных комплексов образовалось большое количество неиспользуемых, эпизодически и неэффективно используемых основных фондов.

В связи с избытком производственных и административных площадей, машин, механизмов, оборудования и дефицитом денежных средств обновление основных фондов происходило пассивно (1-2% ежегодно вместо 8-10% по норме), что привело как к физическому, так и моральному старению основных фондов. Их физический износ превысил 55%, в том числе износ активной части, непосредственно участвующей в производстве и влияющей на качество работ (продукции), составил почти 70%. В силу изменения структуры строительства и вытеснения крупных объектов работами по реконструкции и мелкими объектами выявилось и несоответствие строительной техники, технологии производства.

Для создания строительной продукции на уровне мировых стандартов требуется модернизация производственной базы. Однако, учитывая, что проблема ее обновления и технического перевооружения не может быть решена в краткие сроки прежде всего из-за дефицита инвестиций, министерством разработана соответствующая целевая среднесрочная программа, определяющая стратегическое направление, формы, темпы, пропорции процесса модернизации основных фондов, источники финансирования, экономические последствия этих мер для организаций и предприятий отрасли. Программа, рассчитанная на период до 2005 г., находится в стадии реализации с 1999 года. В 2001 году будет осуществлено завершение первого этапа, цель которого состоит в освобождении имущественных комплексов предприятий от невостребованных и эпизодически используемых основных фондов, бесперспективных незавершенных строительством собственных объектов, а также обеспечении стабильных источников финансирования модернизации производственной базы строительства.

Реализация мероприятий Программы обновления активной части основных фондов строительных организаций Минстройархитектуры, рассчитанных на 2001 год, позволит обновить парк строительной техники (с 74,8% в 1999 г. до 68% в 2001 г.). Снижение уровня износа парка машин и механизмов намечается осуществить за счет списания 20-25% изношенной техники и пополнения парка новой техникой (за 2000-2001 гг.) в размере около 400 единиц. Для этих целей потребуется 11-12 млрд деноминированных рублей. Основными источниками поступления средств явятся амортизационные отчисления (до 32%), средства финансовой аренды (до 26%), инновационный фонд министерства (до 25%).

В Беларуси действуют долгосрочные программы по снижению ресурсопотребления и на этой основе происходит снижение стоимости строительства.

Программы рассчитаны на 4 года и предусматривают:

- совершенствование проектных решений, внедрение новых конструктивных технологических систем, призванных обеспечить снижение ресурсопотребления на 10-12% (суммарно);

- снижение материалоемкости производства строительных материалов - 7-8%;

- совершенствование нормативно-технической и правовой базы - 5-6%.

Реализация долгосрочных программ позволит снизить ресурсопотребление в строительстве к 2003 году в среднем на 25-30%, обеспечит валютосбережение и относительное снижение стоимости строительной продукции.

В июне 2001 года на совещании у главы государства по вопросам снижения стоимости строительства квадратного метра жилья поставлена задача снизить в 2001-2003 годах стоимость на 10% за счет перечисленных выше намеченных новых мер.

Продолжается поиск новых прогрессивных технических и экономических решений в области строительства и внедрение их в производство.

Постоянно ведется работа по поиску новых прогрессивных технических решений и экономических технологий. В отрасли создано 8 научно-исследовательских институтов - БелНИИС, НИПТИС, НИИСМ, НИАП "Стройэкономика", БелНИИПградостроительства, НИИП "Гипросельстрой", НТЦ (г.Брест), НПП "Белавтодорпрогресс" Комитета по автомобильным дорогам. Кроме того, привлекается наука других министерств (АП МИСОМ Минпрома), высших учебных заведений (БГПА, БрПИ, ПТУ, ММУ, БГТУ, БТУ, БГУ), а также Академии наук республики.

На строительный комплекс непосредственно работают более 1200 научных работников, в т.ч. 25 докторов и 210 кандидатов наук. Внедрение научных разработок осуществляется через систему 80-ти проектных институтов, различной ведомственной подчиненности и целевые (комплексные) программы.

В 2001 году продолжаются исследования по следующим приоритетным направлениям:

- совершенствование территориальной и планировочной организации населенных мест;

- поиск новых направлений финансирования жилищного строительства;

- снижение стоимости, ресурсо- и энергоемкости строительства;

- реабилитация, модернизация и тепловая санация существующего жилищного фонда;

- создание национальной нормативной базы;

- импортозамещение в сырье и строительных материалах (ликвидация прямого и сокращение косвенного импорта);

- повышение экспортного потенциала строительного комплекса;

- повышение долговечности и качества строительной продукции, в том числе придание новых свойств и потребительских качеств уже выпускаемым строительным материалам и конструкциям, более полное использование возможностей имеющихся материалов;

- создание новых отделочных материалов, в том числе для фасадов;

- сокращение сроков строительства;

- экономико-правовые проблемы функционирования строительного комплекса.

Исходя из указанных приоритетов формируется тематика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2001г.

Основным источником финансирования научно-исследовательских работ является создаваемый специально для этих целей фонд строительной науки.

Вторым по значимости источником проведения научных исследований и внедрения их результатов служит инновационный фонд, за счет которого в 2001г. планируется завершить строительство важных для отрасли объектов, таких как ОАО "Березовский КСИ", Климовичский КСИ, осуществить техническое перевооружение технологической линии под выпуск кубовидного щебня на РУПП "Гранит", закончить работу по изготовлению опытного образца пресса БПП-5000 для ОАО "Оршастройматериалы".

Одним из направлений строительной отрасли Беларуси является совершенствование проектных решений.

В 2001 году совершенствование проектных решений предполагается осуществлять пу-тем дальнейшей реализации Долгосрочной программы повышения потребительских свойств зданий и сооружений на период до 2005 года. Кроме того, будет активизирована работа государственной вневедомственной экспертизы по отслеживанию применяемых проектных решений с позиций их экономической эффективности.

Планируется обучать проектировщиков работе с использованием новых конструктивных систем через центр повышения квалификации БелНИИПградостроительства.

Будут разработаны серии быстровозводимых экономичных жилых домов с использованием деревянных конструкций, завершены разработки экспериментальных объектов городского жилищного строительства в новых конструктивных системах, а также конструктивной документации, выполняемой за счет средств из фондов Минстройархитектуры.

Планируется расширить практику проектирования и строительства мансард над существующими жилыми домами.

Активизируются действия по реализации Программы совершенствования инженерного обеспечения зданий в части разработки и внедрения автономных систем инженерного обеспечения зданий, ведутся другие разработки.

Применение при проектировании зданий эффективных конструктивных систем обеспечит снижение ресурсопотребления по сравнению с традиционными проектными решениями не менее 20% и доведение их объема к 2005 году не менее 75-80% от общего объема жилищного строительства.

Реализация названных мер на практике позволит снизить ресурсопотребление в среднем на 4-5% на единицу площади жилья и создаст условия для строительства жилья с высокими потребительскими качествами.

В сложных экономических условиях в строительном комплексе продолжается работа по финансовой устойчивости предприятий строительных материалов. Имеющиеся производственные мощности позволяют выпускать в необходимых объемах основные виды строительных материалов и изделий, в том числе: цемент- 2927 тыс.тонн; строительный кирпич - 2100 млн штук условного кирпича; ячеистобетонные навесные панели и панели перекрытий - 350 тыс.м 3; мелкие ячеистые блоки - 1440 тыс.м 3; мягкие кровельные материалы - 136 600 тыс.м 2; линолеум - 4100 тыс.м 2; стекло листовое - 44,6 млн м 2 в 2-х мм исчислении; гранитный щебень - 11,4 млн м 3; известь - 985 тыс.тонн; плитка керамическая - 11,4 млн м 2.

В то же время недостаточна номенклатура выпускаемых отделочных, фасадных и кровельных материалов, практически отсутствует производство изделий из полимерных материалов, материалов на основе гипсового вяжущего, комплектное производство конструкций и изделий для малоэтажного и мансардного строительства.

Министерство считает, что главная цель по развитию подотрасли стройматериалов состоит: в обеспечении выпуска конкурентоспособной продукции, способной занимать доминирующее положение на строительном рынке, увеличении ее экспорта; постоянном обновлении ассортимента выпускаемой продукции, создании новых технологий и материалов; в снижении энергоемкости строительных материалов (сегодня энергозатраты на их производство составляют около 75% от отраслевых); в обеспечении строительства жилых домов преимущественно из отечественных строительных материалов, что позволит выполнить программу импортозамещения и экспорта.

Увеличение объемов экспортных поставок строительных материалов и изделий, в первую очередь в Российскую Федерацию - традиционного импортера продукции белорусских предприятий, зависит от конкурентоспособности этой продукции на российском рынке - ценовой и качественной. На ценовую конкурентоспособность продукции белорусской строительной промышленности продолжают оказывать влияние инфляция, разница в стоимости энергоносителей для российских и белорусских потребителей, чрезмерная налоговая нагрузка, обязательная продажа валютной выручки и другие факторы.

Качественная конкурентоспособность белорусских строительных материалов и изделий напрямую зависит от состояния активной части основных фондов предприятий, физический и моральный износ которых чрезвычайно высок, подготовленности производственного персонала и руководящих кадров.

В целях повышения конкурентоспособности продукции белорусской промышленности строительных материалов разработана и утверждена "Отраслевая программа развития экспорта строительных материалов и конструкций (услуг), выпускаемых предприятиями Минстройархитектуры Республики Беларусь, на 2001-2005 гг.", выполнение которой обеспечит увеличение объемов экспорта.

Ведущим звеном рыночных преобразований является реформирование отношений собственности и создание многоукладной экономики. При всей сложности и противоречивости процессы разгосударствления и приватизации в строительном комплексе республики носят поступательный характер. По состоянию на 1 июля 2000 г. реформировано 178 государственных и арендных предприятий, или 27% от общего количества.

Более 20 предприятий практически полностью выкупили государственный пакет акций в уставном капитале, а в 129 акционерных обществах министерство осуществляет владельческий надзор. Так, у 77% ОАО государственный пакет акций превышает 50%. Таким образом, государство по-прежнему является основным собственником. Вместе с тем реформирование отрасли продолжается и в 2001 году.

В отрасли проводится целенаправленная работа по совершенствованию нормативно-технической и правовой базы, осуществляется регулирование строительной деятельности предприятий и организаций, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, посредством разработки и введения в действие нормативно-технических документов, обязательных для применения всеми субъектами хозяйствования в республике.

В период существования СССР строительство регулировалось в основном нормативными актами общесоюзного уровня. С 1991 года начато формирование национального строительного законодательства. Его разработка в настоящее время в основном завершилась.

В Республике Беларусь разработаны и действуют правовые документы различного уровня - от законов до ведомственных актов Министерства архитектуры и строительства. На территории республики введены в действие 378 государственных нормативно-технических документов. В стадии разработки находится еще около 250 документов по различным направлениям деятельности строительного комплекса.

Изложенная информация о строительном комплексе Республики Беларусь, возможно, не отражает стопроцентно все детали функционирования этой отрасли. Но белорусские строители и производители строительных материалов, архитекторы и проектировщики готовы и открыты к взаимовыгодному деловому сотрудничеству. Отрасль заинтересована в привлечении зарубежного опыта, передовых технологий и инвестиций, в создании совместных предприятий.Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2001 год в рубрике экономика

©1995-2022 Строительство и недвижимость