Контроллинг идет на смену традиционному бухгалтерскому учету
В рамках белорусско-немецкого сотрудничества, для которого большое значение имеет программа Трансформ, в августе 2000 г. начался проект по поддержке белорусских производителей стройматериалов. В мае 2001 года завершился первый его этап.
Белорусским партнером на административном уровне в проекте является Министерство архитектуры и строительства, на рабочем уровне - Институт приватизации и менеджмента (ИПМ), Минск. Вначале свою готовность принять участие в проекте изъявили четыре предприятия республики - Комбинат стройматериалов (Гродно), ОАО "Забудова", ОАО "Керамин" и завод керамзитового гравия (Новолукомль)).
Так как особенностью проекта является комплексный подход к одновременному решению как технических, так и управленческих задач, в рамках сотрудничества с предприятиями были выработаны многочисленные технические рационализаторские предложения. На основе анализа технических возможностей производств были обсуждены стратегии дальнейшего развития предприятий, оценены рыночные шансы новых производственных подразделений и просчитан их экономический эффект.
Посещение предприятий аналогичного профиля в Германии, состоявшееся при поддержке немецкой стороны, не только помогло белорусским предприятиям в выработке деловой самооценки, но и способствовало проведению переговоров с коллегами по бизнесу, руководством немецких предприятий. Возникли перспективы дальнейшей совместной деятельности. Важным компонентом проекта явилось также повышение квалификации сотрудников отделов маркетинга и сбыта, которое проводилось в основном преподавателями ИПМ.
Подробности работы с предприятиями здесь не могут быть сообщены из-за соображений сохранения коммерческой тайны.
Важной частью работы в рамках проекта стала поддержка ИПМ в создании собственного консалтингового центра. По замыслу организаторов, этот центр должен стать "вторым столпом", дополняющим деятельность ИПМ как образовательного учреждения. Сейчас консалтинговый центр состоит из пяти белорусских консультантов, которые вместе с немецкими консультантами ведут работу на предприятиях. При этом уже сейчас имеется определенная специализация, так что белорусские консультанты самостоятельно берут на себя выполнение задач в таких сферах, как исследование рынка, оптимизация работы отделов маркетинга/сбыта, внедрение современных методов финансового менеджмента, создание современных систем управления качеством, включая сертификацию по ISO 9000.
Активная работа участников проекта способствовала тому, что проект и те преимущества, которые он дает участникам, сегодня известны среди других предприятий белорусской промышленности стройматериалов. Все больше фирм и организаций заинтересованы в получении консультаций со стороны белорусско-немецкого коллектива экспертов. Это прежде всего молодые частные предприятия, которые хотят идти в ногу со временем: они быстро развились, хотят достичь хорошего качества продукции и освоить новые экспортные рынки. Почему для таких предприятий так актуальны советы профессиональных консультантов? Часто эти предприятия ограничены в финансовых средствах для быстрой реализации своих идей. И проблемой номер один для них является рациональное использование имеющихся средств в целях устойчивого роста, снижение риска размещения капитала на основе достоверных экономических расчетов. Результатом описанной ситуации часто становятся "проблемы роста", типичные для молодых развивающихся (малых и средних) предприятий во всем мире.
Например. Предприятия управляются владельцами с помощью методов, которые были правильными при малочисленном коллективе (5-10 человек). Между тем сейчас, когда предприятие выросло, владелец уже не в состоянии принимать все текущие решения в одиночку. Он может быстро потерять обзор ситуации. Результат - хаос на предприятии. Такие предприятия нуждаются в новой организационной структуре, соответствующей данной ступени роста, в четком разделении функций и в частичной передаче конкретной ответственности менеджерам на уровне владельца предприятия (или же на втором уровне после владельца).
Особенно заметно проблемы роста сказываются на осуществлении маркетинговой программы. Часто владелец сам занимается продажами (по крайней мере, для очень важных клиентов). На растущем предприятии при многообразии управленческих задач ему с этим будет невозможно справиться. Поэтому необходимо своевременно начать создание эффективного коллектива сотрудников для проведения продаж, что снимет с владельца эту нагрузку. Для этого необходимо найти людей на самом предприятии или на стороне, которым работа по продажам доставляла бы удовольствие. Их работа должна быть жестко спланирована и направлена; в большинстве случаев требуется также дополнительное обучение этого персонала.
Количество заказов на молодых предприятиях в ходе их развития в основном сильно увеличивается. Если вначале предприниматель еще мог держать в голове, когда, от каких клиентов и сколько денег он должен получить и когда он должен сделать те или иные затраты, то сейчас, при тройном или пятикратном увеличении заказов, он начинает постепенно терять обзор. Часто он сам уже точно не знает, какая продукция или заказы ему приносят действительно хорошую прибыль, будет ли в нужный момент у него достаточно денег для уплаты налогов, начисления зарплат, закупки материалов или осуществления инвестиций. Он не может оценить, стоит ли использовать новую бизнес-идею, которую ему преподносят клиенты, в долгосрочной перспективе. При решении всех этих вопросов как предприниматель, так и коллектив предприятия могут найти поддержку в рамках белорусско-немецкого проекта программы "Трансформ" со стороны квалифицированных немецких и белорусских экспертов.
Например, значительная часть вопросов, которые сегодня волнует руководителей белорусских предприятий, лежит в сфере управленческого учета. По мнению одного из консультантов проекта, г-на Толкача, "традиционная система бухгалтерского учета, ориентированная на внешнего потребителя, как правило, не дает ответа на ряд актуальных для менеджера вопросов, связанных прежде всего с управлением затратами, планированием и анализом деятельности предприятия. Решить эти проблемы призвана система контроллинга". В рамках проекта по консультированию предприятий-производителей строительных материалов возможно консультирование предприятий как по внедрению отдельных аспектов контроллинга (например, создание системы внутрифирменной отчетности, финансово-экономический анализ при помощи методики "Дерево ROI", расчет затрат по центрам ответственности), так и расширенный цикл внутрифирменных семинаров-практикумов для специалистов предприятия. Внутрифирменные семинары включают в себя такие темы, как "Управление денежными потоками", "Инструменты стратегического анализа", "Управление затратами", "Контроллинг на основе показателей".
Благодаря значительному интересу белорусских предприятий к описанной выше консультационной работе, Министерство экономики ФРГ, ответственное за осуществление программы Трансформ, планирует проведение 2-го этапа проекта. На 2-м этапе будет продолжено консультирование белорусских предприятий. Наряду с укреплением позиций белорусских предприятий на внутреннем рынке им будет оказана поддержка в освоении рынков экспорта, в первую очередь российских. Планируется помочь белорусским предприятиям стать интересными и надежными партнерами по бизнесу для немецких предприятий. Это также внесет свой вклад в развитие белорусско-немецких торговых отношений.
Одной из основных целей второго этапа проекта останется профессиональная подготовка белорусских консультантов в сфере практики и технологий консалтинга. Важными темами при обмене опытом и повышении квалификации консультантов станут:
- планирование развития больших производств; оптимизация производственных процессов после введения в эксплуатацию новых производств;
- технологии более интенсивных и профессиональных продаж;
- организация выставочной деятельности предприятия: подготовка, проведение и оценка участия в выставках;
- создание систем менеджмента качества на производстве с целью стабилизации технического и потребительского качества выпускаемой продукции в соответствии с европейскими нормами;
- внедрение современных систем финансового менеджмента (контроллинг).
Эти темы будут прорабатываться в ходе семинаров, совместной консультационной работы на предприятиях и знакомств с белорусскими и зарубежными фирмами. Наработанные знания и приобретенный опыт будут изложены в "Справочнике консультанта", который после выхода в печать будет предоставлен в распоряжение каждого консультанта. Кроме того, руководство проекта в качестве важных задач второго этапа видит создание сети кооперации между консультантами ИПМ и другими организациями (специалистами), обладающими исследовательскими возможностями или специальными практическими знаниями прежде всего в технической сфере.Ульрих КУРТ, Светлана ГЛАЗКОВА
Белорусским партнером на административном уровне в проекте является Министерство архитектуры и строительства, на рабочем уровне - Институт приватизации и менеджмента (ИПМ), Минск. Вначале свою готовность принять участие в проекте изъявили четыре предприятия республики - Комбинат стройматериалов (Гродно), ОАО "Забудова", ОАО "Керамин" и завод керамзитового гравия (Новолукомль)).
Так как особенностью проекта является комплексный подход к одновременному решению как технических, так и управленческих задач, в рамках сотрудничества с предприятиями были выработаны многочисленные технические рационализаторские предложения. На основе анализа технических возможностей производств были обсуждены стратегии дальнейшего развития предприятий, оценены рыночные шансы новых производственных подразделений и просчитан их экономический эффект.
Посещение предприятий аналогичного профиля в Германии, состоявшееся при поддержке немецкой стороны, не только помогло белорусским предприятиям в выработке деловой самооценки, но и способствовало проведению переговоров с коллегами по бизнесу, руководством немецких предприятий. Возникли перспективы дальнейшей совместной деятельности. Важным компонентом проекта явилось также повышение квалификации сотрудников отделов маркетинга и сбыта, которое проводилось в основном преподавателями ИПМ.
Подробности работы с предприятиями здесь не могут быть сообщены из-за соображений сохранения коммерческой тайны.
Важной частью работы в рамках проекта стала поддержка ИПМ в создании собственного консалтингового центра. По замыслу организаторов, этот центр должен стать "вторым столпом", дополняющим деятельность ИПМ как образовательного учреждения. Сейчас консалтинговый центр состоит из пяти белорусских консультантов, которые вместе с немецкими консультантами ведут работу на предприятиях. При этом уже сейчас имеется определенная специализация, так что белорусские консультанты самостоятельно берут на себя выполнение задач в таких сферах, как исследование рынка, оптимизация работы отделов маркетинга/сбыта, внедрение современных методов финансового менеджмента, создание современных систем управления качеством, включая сертификацию по ISO 9000.
Активная работа участников проекта способствовала тому, что проект и те преимущества, которые он дает участникам, сегодня известны среди других предприятий белорусской промышленности стройматериалов. Все больше фирм и организаций заинтересованы в получении консультаций со стороны белорусско-немецкого коллектива экспертов. Это прежде всего молодые частные предприятия, которые хотят идти в ногу со временем: они быстро развились, хотят достичь хорошего качества продукции и освоить новые экспортные рынки. Почему для таких предприятий так актуальны советы профессиональных консультантов? Часто эти предприятия ограничены в финансовых средствах для быстрой реализации своих идей. И проблемой номер один для них является рациональное использование имеющихся средств в целях устойчивого роста, снижение риска размещения капитала на основе достоверных экономических расчетов. Результатом описанной ситуации часто становятся "проблемы роста", типичные для молодых развивающихся (малых и средних) предприятий во всем мире.
Например. Предприятия управляются владельцами с помощью методов, которые были правильными при малочисленном коллективе (5-10 человек). Между тем сейчас, когда предприятие выросло, владелец уже не в состоянии принимать все текущие решения в одиночку. Он может быстро потерять обзор ситуации. Результат - хаос на предприятии. Такие предприятия нуждаются в новой организационной структуре, соответствующей данной ступени роста, в четком разделении функций и в частичной передаче конкретной ответственности менеджерам на уровне владельца предприятия (или же на втором уровне после владельца).
Особенно заметно проблемы роста сказываются на осуществлении маркетинговой программы. Часто владелец сам занимается продажами (по крайней мере, для очень важных клиентов). На растущем предприятии при многообразии управленческих задач ему с этим будет невозможно справиться. Поэтому необходимо своевременно начать создание эффективного коллектива сотрудников для проведения продаж, что снимет с владельца эту нагрузку. Для этого необходимо найти людей на самом предприятии или на стороне, которым работа по продажам доставляла бы удовольствие. Их работа должна быть жестко спланирована и направлена; в большинстве случаев требуется также дополнительное обучение этого персонала.
Количество заказов на молодых предприятиях в ходе их развития в основном сильно увеличивается. Если вначале предприниматель еще мог держать в голове, когда, от каких клиентов и сколько денег он должен получить и когда он должен сделать те или иные затраты, то сейчас, при тройном или пятикратном увеличении заказов, он начинает постепенно терять обзор. Часто он сам уже точно не знает, какая продукция или заказы ему приносят действительно хорошую прибыль, будет ли в нужный момент у него достаточно денег для уплаты налогов, начисления зарплат, закупки материалов или осуществления инвестиций. Он не может оценить, стоит ли использовать новую бизнес-идею, которую ему преподносят клиенты, в долгосрочной перспективе. При решении всех этих вопросов как предприниматель, так и коллектив предприятия могут найти поддержку в рамках белорусско-немецкого проекта программы "Трансформ" со стороны квалифицированных немецких и белорусских экспертов.
Например, значительная часть вопросов, которые сегодня волнует руководителей белорусских предприятий, лежит в сфере управленческого учета. По мнению одного из консультантов проекта, г-на Толкача, "традиционная система бухгалтерского учета, ориентированная на внешнего потребителя, как правило, не дает ответа на ряд актуальных для менеджера вопросов, связанных прежде всего с управлением затратами, планированием и анализом деятельности предприятия. Решить эти проблемы призвана система контроллинга". В рамках проекта по консультированию предприятий-производителей строительных материалов возможно консультирование предприятий как по внедрению отдельных аспектов контроллинга (например, создание системы внутрифирменной отчетности, финансово-экономический анализ при помощи методики "Дерево ROI", расчет затрат по центрам ответственности), так и расширенный цикл внутрифирменных семинаров-практикумов для специалистов предприятия. Внутрифирменные семинары включают в себя такие темы, как "Управление денежными потоками", "Инструменты стратегического анализа", "Управление затратами", "Контроллинг на основе показателей".
Благодаря значительному интересу белорусских предприятий к описанной выше консультационной работе, Министерство экономики ФРГ, ответственное за осуществление программы Трансформ, планирует проведение 2-го этапа проекта. На 2-м этапе будет продолжено консультирование белорусских предприятий. Наряду с укреплением позиций белорусских предприятий на внутреннем рынке им будет оказана поддержка в освоении рынков экспорта, в первую очередь российских. Планируется помочь белорусским предприятиям стать интересными и надежными партнерами по бизнесу для немецких предприятий. Это также внесет свой вклад в развитие белорусско-немецких торговых отношений.
Одной из основных целей второго этапа проекта останется профессиональная подготовка белорусских консультантов в сфере практики и технологий консалтинга. Важными темами при обмене опытом и повышении квалификации консультантов станут:
- планирование развития больших производств; оптимизация производственных процессов после введения в эксплуатацию новых производств;
- технологии более интенсивных и профессиональных продаж;
- организация выставочной деятельности предприятия: подготовка, проведение и оценка участия в выставках;
- создание систем менеджмента качества на производстве с целью стабилизации технического и потребительского качества выпускаемой продукции в соответствии с европейскими нормами;
- внедрение современных систем финансового менеджмента (контроллинг).
Эти темы будут прорабатываться в ходе семинаров, совместной консультационной работы на предприятиях и знакомств с белорусскими и зарубежными фирмами. Наработанные знания и приобретенный опыт будут изложены в "Справочнике консультанта", который после выхода в печать будет предоставлен в распоряжение каждого консультанта. Кроме того, руководство проекта в качестве важных задач второго этапа видит создание сети кооперации между консультантами ИПМ и другими организациями (специалистами), обладающими исследовательскими возможностями или специальными практическими знаниями прежде всего в технической сфере.Ульрих КУРТ, Светлана ГЛАЗКОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2001 год в рубрике новости