Немцы уважают чужие правила игры, но предпочитают не играть, если их не понимают
7 июня 2001 года Представительство немецкой экономики совместно с Немецким экономическим клубом и Белорусским Союзом предпринимателей и нанимателей им. проф. Кунявского провели семинар на тему "Вопросы государственного регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь". Это мероприятие обозначило завершающую фазу 5-летнего проекта внешнеэкономического сотрудничества РБ и ФРГ в рамках программы Трансформ под эгидой ТПП г. Бонна.
В рамках программы "Трансформ" федерального правительства Германии Представительство Немецкого союза промышленно-торговых па-лат в Республике Беларусь (НСПТП) совместно с Немецким экономическим клубом и Белорусским Союзом предпринимателей и нанимателей провели 7 июня 2001 года для представителей немецких фирм, действующих в Республике Беларусь, а также для белорусских предприятий - членов "Рабочей группы по немецко-белорусской экономической кооперации" и членов Белорусского союза предпринимателей и нанимателей семинар на тему "Вопросы государственного регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь".
В семинаре приняли участие представители предприятий с участием немецкого капитала, работающих в Республике Беларусь в форме иностранных предприятий, совместных предприятий и представительств; белорусских предприятий - участников "Рабочей группы по немецко-белорусской экономической кооперации" и предприятий - членов Белорусского союза предпринимателей и нанимателей, Клуба специалистов по экономике и управлению.
В семинаре также приняли участие представители Совета Республики и Палаты Представителей Национального собрания РБ, Министерства иностранных дел, Министерства экономики, Министерства предпринимательства и инвестиций РБ, Минского городского исполнительного комитета, Белорусской торгово-промышленной палаты.
Всего в семинаре участвовали 115 представителей предприятий, организаций, министерств и ведомств Республики Беларусь.
Центром обсуждения стали три темы: условия регистрации субъектов хозяйствования, в том числе совместных, иностранных предприятий и их представительств; актуальное состояние государственного регулирования хозяйственной деятельности в республике, аспекты тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли; вопросы лицензирования видов деятельности.
Участников семинара приветствовали Советник Посольства ФРГ в РБ г-жа А. Викторин, глава Представительства немецкой экономики в Республике Беларусь г-н В. Л. Августинский, руководитель проекта в рамках программы "Трансформ" г-н проф. С. О. Невиак. Присутствие в президиуме семинара Советника Посольства ФРГ в РБ по экономическим вопросам г-жи Викторин подтвердило особую значимость как самого мероприятия, так и круга обсуждаемых проблем. Г-жа Викторин отметила, что это уже второе мероприятие подобного рода, осуществляемое в рамках проекта с 1997 года.
Так как в планах экономического развития РБ на ближайшие 5 лет одной из важных целей указано способствование иностранным инвестициям, она выразила надежду, что это мероприятие не последнее.
Суммируя все поступившие за последнее время вопросы и запросы от немецких фирм, желающих сотрудничать с белорусскими предприятиями, г-жа Викторин заметила, что немецким партнерам недостает информации о рамочных условиях в нашей республике. Главный же вопрос касается процедур и условий регистрации предприятий, которые по немецким меркам сегодня чересчур сложны.
В своем выступлении г-жа Советник высказала пожелание, чтобы семинар вылился в обмен мнениями, дискуссию между немецкой и белорусской сторонами по этому вопросу.
Однако с немецкой стороны на семинаре выступил только г-н профессор С.О. Невиак. Будучи руководителем проекта по внешнеэкономическому сотрудничеству РБ и ФРГ в течение почти пяти лет г-н Невиак имел возможность достаточно глубоко изучить ситуацию в нашей республике. Свои выводы он представил в образной форме: "Белорусское государство далеко от желания войти в рыночную экономику. Много администрирования над свободной экономической инициативой. Как и в любом другом европейском государстве, рамочные условия обязательно должны быть определены. Но у вас столько правил игры, что скоро уже никто не сможет играть".
В ходе семинара прозвучали доклады:
- "Государственное регулирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь" - председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты Представителей Национального Собрания РБ г-н М. И. Боровой;
- "Условия регистрации субъектов хозяйствования в Республике Беларусь" - заместитель начальника отдела регистрации Мингорисполкома г-н Н. И. Макаревич;
- "Регистрация совместных и иностранных предприятий" - консультант отдела регистрации ИП и СП МИД Республики Беларусь г-жа Н. А. Кислякова;
- "Регистрация представительств иностранных фирм" - начальник отдела по работе с представительствами иностранных организаций МИД Республики Беларусь г-жа О. И. Ковалева;
- "Тарифное регулирование внешней торговли" - начальник отдела тарифного регулирования МИД Республики Беларусь г-н Н. М. Гуринович;
- "Нетарифное регулирование внешней торговли" - второй секретарь Управления регулирования внешней торговли МИД Республики Беларусь г-н С. Р. Василевский;
- "О совершенствовании порядка лицензирования видов деятельности" - президент Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. проф. Кунявского г-н Г. П. Бадей.
Участники семинара приняли активное участие в обсуждении докладов. Дискуссия была острой, не столько эмоциональной, сколько компетентной. К сожалению, в ней принимала участие только белорусская сторона: по-видимому немецких партнеров перестали волновать вопросы: "Почему у них все так происходит?" и "Как им можно помочь?". Впрочем, анализа "Почему это происходит так, а не иначе? В какую сторону нужно двигаться, чтобы сделать условия более удобными для инвесторов?" в докладах выступающих просто не было. Большинство выступавших ограничилось констатацией фактов и цитированием существующих правовых актов, причем слушателям было изложено подробное описание процедуры регистрации субъектов хозяйствования. Как должна происходить регистрация предприятий с иностранными инвестициями в РБ, описывает Положение, утвержденное постановление МИД РБ от 19 декабря 2000 г и опубликованное в газете "Рэспублика" 7 февраля 2001 года.
Были и новости. Согласно проекту Инвестиционного кодекса РБ, который должен будет осенью этого года вступить в силу, срок регистрации не будет превышать 15 дней.
Предполагается отмена согласования регистрации иностранного или совместного предприятия местными органами исполнительной власти. В ходе дискуссии прозвучало сенсационное замечание: оказывается, ни один из действующих ныне белорусских нормативно-правовых документов не содержит определений иностранного и совместного предприятий! Получается, что все ИП и СП в нашей республике существуют на "птичьих" правах.
В Инвестиционном кодексе учтено это упущение: он содержит понятия "коммерческая иностранная организация" и "коммерческая организация с иностранным участием". Кодекс предусматривает возможность для инвестора заключить инвестиционный договор с Республикой Беларусь, описывающий срок действия договора, объект и объем инвестиционной деятельности, права и обязанности инвестора. Если инвестиции будут составлять порядка миллиона долларов, инвестор может рассчитывать на изменение общих условий инвестиционной деятельности в республике, когда эти условия его не устраивают. Что будет зафиксировано в инвестиционном договоре.
Семинар не принял каких-либо итоговых документов, не выработал предложений, не наметил линий поведения, не ответил на вопросы и даже их не поставил.
Однако в историческом контексте он засвидетельствовал не столько стремление немецких предпринимателей освоить и завоевать белорусский рынок, сколько белорусских - хоть как-то не дать утратить экономические связи с Европой в лице ФРГ, с трудом сформировавшиеся в течение последних 5-7 лет.ПодготовилаСветлана ГЛАЗКОВА
В рамках программы "Трансформ" федерального правительства Германии Представительство Немецкого союза промышленно-торговых па-лат в Республике Беларусь (НСПТП) совместно с Немецким экономическим клубом и Белорусским Союзом предпринимателей и нанимателей провели 7 июня 2001 года для представителей немецких фирм, действующих в Республике Беларусь, а также для белорусских предприятий - членов "Рабочей группы по немецко-белорусской экономической кооперации" и членов Белорусского союза предпринимателей и нанимателей семинар на тему "Вопросы государственного регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь".
В семинаре приняли участие представители предприятий с участием немецкого капитала, работающих в Республике Беларусь в форме иностранных предприятий, совместных предприятий и представительств; белорусских предприятий - участников "Рабочей группы по немецко-белорусской экономической кооперации" и предприятий - членов Белорусского союза предпринимателей и нанимателей, Клуба специалистов по экономике и управлению.
В семинаре также приняли участие представители Совета Республики и Палаты Представителей Национального собрания РБ, Министерства иностранных дел, Министерства экономики, Министерства предпринимательства и инвестиций РБ, Минского городского исполнительного комитета, Белорусской торгово-промышленной палаты.
Всего в семинаре участвовали 115 представителей предприятий, организаций, министерств и ведомств Республики Беларусь.
Центром обсуждения стали три темы: условия регистрации субъектов хозяйствования, в том числе совместных, иностранных предприятий и их представительств; актуальное состояние государственного регулирования хозяйственной деятельности в республике, аспекты тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли; вопросы лицензирования видов деятельности.
Участников семинара приветствовали Советник Посольства ФРГ в РБ г-жа А. Викторин, глава Представительства немецкой экономики в Республике Беларусь г-н В. Л. Августинский, руководитель проекта в рамках программы "Трансформ" г-н проф. С. О. Невиак. Присутствие в президиуме семинара Советника Посольства ФРГ в РБ по экономическим вопросам г-жи Викторин подтвердило особую значимость как самого мероприятия, так и круга обсуждаемых проблем. Г-жа Викторин отметила, что это уже второе мероприятие подобного рода, осуществляемое в рамках проекта с 1997 года.
Так как в планах экономического развития РБ на ближайшие 5 лет одной из важных целей указано способствование иностранным инвестициям, она выразила надежду, что это мероприятие не последнее.
Суммируя все поступившие за последнее время вопросы и запросы от немецких фирм, желающих сотрудничать с белорусскими предприятиями, г-жа Викторин заметила, что немецким партнерам недостает информации о рамочных условиях в нашей республике. Главный же вопрос касается процедур и условий регистрации предприятий, которые по немецким меркам сегодня чересчур сложны.
В своем выступлении г-жа Советник высказала пожелание, чтобы семинар вылился в обмен мнениями, дискуссию между немецкой и белорусской сторонами по этому вопросу.
Однако с немецкой стороны на семинаре выступил только г-н профессор С.О. Невиак. Будучи руководителем проекта по внешнеэкономическому сотрудничеству РБ и ФРГ в течение почти пяти лет г-н Невиак имел возможность достаточно глубоко изучить ситуацию в нашей республике. Свои выводы он представил в образной форме: "Белорусское государство далеко от желания войти в рыночную экономику. Много администрирования над свободной экономической инициативой. Как и в любом другом европейском государстве, рамочные условия обязательно должны быть определены. Но у вас столько правил игры, что скоро уже никто не сможет играть".
В ходе семинара прозвучали доклады:
- "Государственное регулирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь" - председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты Представителей Национального Собрания РБ г-н М. И. Боровой;
- "Условия регистрации субъектов хозяйствования в Республике Беларусь" - заместитель начальника отдела регистрации Мингорисполкома г-н Н. И. Макаревич;
- "Регистрация совместных и иностранных предприятий" - консультант отдела регистрации ИП и СП МИД Республики Беларусь г-жа Н. А. Кислякова;
- "Регистрация представительств иностранных фирм" - начальник отдела по работе с представительствами иностранных организаций МИД Республики Беларусь г-жа О. И. Ковалева;
- "Тарифное регулирование внешней торговли" - начальник отдела тарифного регулирования МИД Республики Беларусь г-н Н. М. Гуринович;
- "Нетарифное регулирование внешней торговли" - второй секретарь Управления регулирования внешней торговли МИД Республики Беларусь г-н С. Р. Василевский;
- "О совершенствовании порядка лицензирования видов деятельности" - президент Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. проф. Кунявского г-н Г. П. Бадей.
Участники семинара приняли активное участие в обсуждении докладов. Дискуссия была острой, не столько эмоциональной, сколько компетентной. К сожалению, в ней принимала участие только белорусская сторона: по-видимому немецких партнеров перестали волновать вопросы: "Почему у них все так происходит?" и "Как им можно помочь?". Впрочем, анализа "Почему это происходит так, а не иначе? В какую сторону нужно двигаться, чтобы сделать условия более удобными для инвесторов?" в докладах выступающих просто не было. Большинство выступавших ограничилось констатацией фактов и цитированием существующих правовых актов, причем слушателям было изложено подробное описание процедуры регистрации субъектов хозяйствования. Как должна происходить регистрация предприятий с иностранными инвестициями в РБ, описывает Положение, утвержденное постановление МИД РБ от 19 декабря 2000 г и опубликованное в газете "Рэспублика" 7 февраля 2001 года.
Были и новости. Согласно проекту Инвестиционного кодекса РБ, который должен будет осенью этого года вступить в силу, срок регистрации не будет превышать 15 дней.
Предполагается отмена согласования регистрации иностранного или совместного предприятия местными органами исполнительной власти. В ходе дискуссии прозвучало сенсационное замечание: оказывается, ни один из действующих ныне белорусских нормативно-правовых документов не содержит определений иностранного и совместного предприятий! Получается, что все ИП и СП в нашей республике существуют на "птичьих" правах.
В Инвестиционном кодексе учтено это упущение: он содержит понятия "коммерческая иностранная организация" и "коммерческая организация с иностранным участием". Кодекс предусматривает возможность для инвестора заключить инвестиционный договор с Республикой Беларусь, описывающий срок действия договора, объект и объем инвестиционной деятельности, права и обязанности инвестора. Если инвестиции будут составлять порядка миллиона долларов, инвестор может рассчитывать на изменение общих условий инвестиционной деятельности в республике, когда эти условия его не устраивают. Что будет зафиксировано в инвестиционном договоре.
Семинар не принял каких-либо итоговых документов, не выработал предложений, не наметил линий поведения, не ответил на вопросы и даже их не поставил.
Однако в историческом контексте он засвидетельствовал не столько стремление немецких предпринимателей освоить и завоевать белорусский рынок, сколько белорусских - хоть как-то не дать утратить экономические связи с Европой в лице ФРГ, с трудом сформировавшиеся в течение последних 5-7 лет.ПодготовилаСветлана ГЛАЗКОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2001 год в рубрике новости